Слова-паразиты как отражение экстралингвистических факторов окружающей действительности.
творческая работа учащихся по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Слова-паразиты как отражение экстралингвистических факторов окружающей действительности.
Введение.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» — писал И.С.Тургенев.
Что значит «беречь язык»? От кого его беречь? Разве у языка есть враги?
Конечно, есть. Это бранные слова, слова-паразиты, хула, матерная брань.
Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актеры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируется из уст людей, которые должны нести культуру «в массы». И оно так заразно, что распространяется с ужасающей быстротой.
Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. Это наши «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», которые, как кажется говорящему, делают речь более замысловатой и многозначительной. Но эти слова не всегда были паразитами. Вполне невинные по природе, они стали ими от частого употребления.
Любое слово и фраза теряют смысл, если ее повторить раз 30-40.
Слова-паразиты, или слова-сорняки, засоряют нашу речь. В их роли часто выступают обычные вводные слова ( значит, в общем, прямо скажем, короче говоря, можно сказать, как говорится и подобные), частицы, местоимения, междометия ( ну, вот, это, как его и другие), служащие для выражения разнообразных модальных и прочих оттенков смысла высказывания. Но употребленные часто и немотивированно в одном речевом акте, они превращаются в паразитический словесный материал: Э-э-э, главной, п о н и м а е т е ли, основной чертой его, т а к с к а з а т ь, характера является, з н а ч и т, э т о, его любовь к, с а м и п о н и м а е т е, людям. Такое обилие в речи слов-сорняков, слов-паразитов свидетельствует о бедности лексикона говорящего, об отсутствии значительных мыслей и незнании предмета речи.
Л.В. Щерба называл подобные словечки "упаковочным материалом", в который говорящий облекает свою речь. От употребления слов-паразитов нужно избавляться, строго контролируя свою речь и речь окружающих.
Цель исследовательской работы: привлечь внимание общественности к проблеме загрязнённости речи словами-паразитами.
Объект исследования: речевая культура учащихся МОУ «СОШ№9» (учащиеся 8 параллели).
Предмет исследования: слова-паразиты в речи определённого круга учащихся.
Гипотеза: исследование речевой ситуации определённой группы учащихся на наличие в ней слов-паразитов позволит выявить факторы, влияющие на их появление, заставит задуматься над проблемой речевой культуры.
Задачи исследования:
1. Отследить уровень использования слов-паразитов в речи определённой группы учащихся.
2.Выявить факторы, влияющие на их использование.
3. Разработать рекомендации по овладению культурой речи.
4. Довести их до сведения широкого круга общественности, вести пропаганду культуры речи.
Часть вторая.
Теоретическое обоснование проблемы.
В настоящее время не существует единой принятой системы классификации слов-паразитов. Поэтому мы воспользуемся наиболее полной и удобной, с нашей точки зрения, классификацией украинского лингвиста Юлии Дараган . Она провела множество исследований данной проблемы, и ее мнение представляется нам достаточно компетентным.
Среди слов-паразитов можно выделить три большие группы.
1. Установочные (ориентационные) маркеры
Отражают коммуникативные и психологические установки говорящего:
Значит, относительно недавно были изменены в части Административного кодекса некие положения, которые позволили исключить альтернативность и установить порядок - полтора года лишения прав за управление автомобилем в нетрезвом состоянии…
2. Программирующие маркеры
Служебные, или программирующие, маркеры, которые, в свою очередь, можно разделить на пять подгрупп:
1) Маркеры планирования (формирования сценария реализации замысла): так, ну.
Ну, сотрудничал даже с американцами здесь.
2) Маркеры концептуализации (формирования в сознании говорящего понятия, соответствующего плану содержания одной или нескольких языковых единиц, которое затем будет вербализовано): как бы, такой, вот.
Вы как бы выступаете против Миронова лично, но то, что он говорит, содержательно пока вы никак не опровергли
Возможен ли этот компромисс, если, действительно, с одной стороны - парламент, худо-бедно избранный, а с другой стороны - арматура и бутылки с зажигательной смесью и, в общем, такое желание убрать власть.
Нельзя было проводить ее вот таким путем, когда и государство рухнуло, и экономика, и пострадали миллионы людей.
3) Маркеры контроля (отслеживание правильности реализации сценария): значит, вот2.
4) Маркеры поиска (припоминание нужного слова в процессе реализации): это (самое), этот (самый), какой-то, скажем так.
Там, где дают корм, сбегаются птички: воробьи там, какие-то еще, ласточки…
Но часто бывает и так, что это весеннее время взрывотехники используют для, скажем так, освоения денег и развлечения.
5) Маркеры коррекции (коррекция реализации – оговорки и т.п. – или самого сценария – оформление вставных конструкций): ну, это, то есть.
Как вы считаете, позволит ли это реально увеличить пенсии, то есть не реально, а существеннее, чем это делается сейчас?
То есть это люди, которые, безусловно, обладая харизмой, то есть умением увлечь за собой пусть сначала десять, затем двадцать, затем сотни, несколько сотен человек,
И поэтому вот тот незамысловатый исторический проект, который прорыдали наши либералы, "рынок пепси", через десять лет оказался уже для русских людей недостаточным для того, чтобы устремляться в будущее.
3. «Гипертекстовые» маркеры
К третьей группе относятся слова, не связанные непосредственно с процессами программирования и реализации дискурса, но предоставляющие Слушающему дополнительную информацию об отношении Говорящего к произносимому им тексту. Сюда в первую очередь относятся:
а) оценочные маркеры, выражающие оценку говорящим собственных высказываний с точки зрения удачности реализации (как бы, так сказать, скажем), важности сообщаемой информации, а также степени ее актуализованности (вот, там) и проч.
Так мы никого не оккупировали, и нам еще должны они. Пусть немцы нам еще выплатят всю, так сказать, контрибуцию.
Там, где дают корм, сбегаются птички: воробьи там, какие-то еще, ласточки…
Одновременно могу сказать, что при самом тяжелом, скажем так, раскладе, при самом высоком притоке воды в Волгу массовых подтоплений, конечно, не будет.
Тут организацию акции можно разделить как бы на две составляющие.
б) маркеры-апеллятивы, передающие те или иные требования/просьбы Говорящего к Адресату, в частности, отказ от детализованного представления ситуации (короче, в общем) и имплицитная просьба к Адресату самостоятельно домыслить ситуацию и сделать выводы, исходя из представленных данных (вот, такой).
Вы говорите, что и сама страна, в общем, вела себя, государство вело себя неидеально…
Вот, я не знаю, может, у меня уже сдвиг сознания, но я думаю, это не очень хорошее дело, потому что мы с одной стороны убираем урны после теракта, а потом начинаем.
Причины появления слов-паразитов в речи.
Слова-паразиты, как вирус, может подхватить любой человек. Но выделяются три основные группы людей, особенно подверженных заражению.
ПЕРВАЯ ГРУППА
Это те, кто опасается сора в своем лексиконе, поэтому всеми силами старается объясняться исключительно языком Тургенева. Но в попытке облагородить свою речь они начинают злоупотреблять эпитетами и крылатыми выражениями, которые от частого повторения все равно звучат как слова-паразиты.
ВТОРАЯ ГРУППА
Это гиперкоммуникабельные люди, которые из-за желания найти общий язык с собеседником начинают копировать его движения, мимику и, конечно же, манеру речи. К этой же категории относятся и люди, в системе жизненных ценностей которых лидирующую позицию занимает определение «модно». Они просто копируют манеру речи тех, кто, по их мнению, достоин уважения.
ТРЕТЬЯ ГРУППА
Это люди, редко прислушивающиеся к своей речи.
Человек, не умеющий говорить связно, испытывает затруднения на стыке слов. То, что он хочет сказать, находится в его уме. Мысли сталкиваются одна с другой, накладываются друг на друга, не зная никакого порядка. Речь же требует, чтобы из этого хаоса человек вытянул определенную последовательность слов. Речь линейна, нельзя сказать все сразу, но только - одно за другим. К тому же от того, как выстроятся слова, зависит понятность сказанного. Речь должна соответствовать грамматической модели, принятой в языке. Профессиональный оратор не задумывается над этим, для него не составляет проблемы высказаться. Сам переход мысли в речь для него естественен. Человек же, не привыкший говорить длинные речи, испытывает затруднение всякий раз, когда ему приходится что-то рассказывать. И в тот момент, когда у него на языке не оказывается нужного слова, он использует слово-паразит, не давая речи оборваться молчанием. Прервать молчание, начать говорить заново требует большего расхода энергии, чем продолжение речи. Пустые слова, образуя мостик между словами, которые что-то значат, выполняют роль смазки, сохраняют непрерывность речи и тем экономят говорящему силы.
Чаще всего в роли таких слов используются указательные частицы - "это", "вот". Слово "значит", которое в современном языке часто превращается в "смазку", тоже своего рода указание. Оно служит переходом от знака, имени, выражения к тому, что ими обозначаются. Превращаясь в слово-паразит, оно теряет содержание, на которое должно указывать. Такое указание ни на что наиболее удобно для заполнения провалов в речи. Оно побуждает слушателя не терять внимания, как бы обещая ему, что речь все-таки доведут до конца.
Помимо указательных слов, роль "смазки" играют и другие, начиная от общераспространенного "ну" и кончая диалектическими и специфическими ("дык" и т.п.), с помощью которых писатели так любят создавать колорит речи своих героев. Такие частицы изначально лишены самостоятельного значения, они имеют его только по отношению к другим словам, сообщая им различные дополнительные оттенки. Потеряв связь с другими словами, частицы остаются лишь устойчивыми сочетаниями звуков, не означающими ничего. Обнулить их смысл довольно легко, достаточно просто вырвать их из контекста. Используемые в качестве "смазки", они не тянут за собой никакого значения, к тому же они, как правило, не велики по длине, что снижает затраты энергии, расходуемой впустую
Н.Н.Розанова вводит еще одну функцию слов-паразитов, а следовательно и причину их появления в речи: ритмическую организацию фразы. Эта гипотеза может объяснить, почему в данном случае в данном месте должно было возникнуть безударное или слабоударное слово, однако она не дает ответа на вопрос, почему было употреблено именно это слово, а не другое.
Считается, что человек воспроизводит в речи меньше 90% того, что он думает. Остальное — «темный» пласт, который проявляется в жестах, телодвижениях, словах-паразитах.
Частота употреблений слов-паразитов заставила взяться за их изучение психоаналитиков. Те выяснили, что люди, которые употребляют слово «как бы», — неуверенные в себе интроверты, которые во всем сомневаются. Те же, кто злоупотребляет выражением «на самом деле», — экстраверты-реалисты, которые всегда готовы доказать свою правоту.
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.
О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.
Учитывая экстралингвистический констект употребления слов-паразитов, можно выделить следующие группы людей их «носителей».
1. Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Также считается, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом. Однако, это мнение спорное.
2. Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как вам сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.
3. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
4. Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.
5. Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
6. В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр» Скорее всего, эти слова на «Ё» - цензурный аналог матерного слова на ту же букву. Значение слова (если таковое есть) не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться.
7. Бывают у людей обращения-паразиты. Некоторые имеют привычку всех называть «Кисой», «Зайкой», «Малышом» и подобными ласковыми прозвищами. Только когда так обращается к тебе близкий или хотя бы хорошо знакомый человек – это одно, а когда первый встречный – от этого может неприятно покоробить.
8. Есть и индивидуальные слова-паразиты, характерные для одного конкретного человека. Например, человек, который имеет привычку произносить слово-паразит «ма». Причем использует его чрезвычайно часто. Оказалось: «ма» - это сокращенное от «ё-м[а]ё».
Часть третья.
Проведённые исследования по поставленной проблеме.
Учащимся 5и 11 классов были предложены вопросы анкеты, связанные с употреблением слов-паразитов.
Анкета №1 (среди учащихся 5-ых классов).
1. Назови слова – «паразиты».
Ответы учащихся: блин, класс, короче, тормоз, бабки, ну, не мороси, как бы.
2. Несут ли они какое-нибудь значение? Расшифруй.
Ответы учащихся: 80% расшифровало слово «блин» как ошибку, когда что-то не так сделал;
слово «бабки» - деньги;
Слово «тормоз» - человек, который плохо соображает.
3. С какой целью ты их употребляешь?
- по привычке – 2 человека;
- выражаю недовольство – 6 человек;
- пытаюсь не употреблять – 9 человек;
- не употребляю – 11 человек;
- не знаю – 2 человека.
4. Кто употребляет слова – «паразиты»?
- окружающие – 26 человек;
- мои друзья – 6 человек;
- я сам (а) – 4 человека;
- родители – 1 человек.
Анкета №2 (среди учащихся 11-ых классов)
1. Слова-«паразиты» - это…
А). Слова, загрязняющие язык – 19 человек;
Б). Жаргонные слова – 3 слова.
2. Частота употребления слов- «паразитов»:
А). Опрашиваемые
-не употребляю – 3 человека;
-употребляю редко – 6 человек;
-употребляю непроизвольно – 10 человек
Б). Окружающие
-не употребляют совсем – 1 человек;
-употребляют редко – 4 человек;
-употребление частое – 14 человек.
3. Мое отношение к употреблению слов, засоряющих язык:
А). Эти слова невозможно исключить из языка, так как это одно из средств, несущих определенную эмоциональную окраску или передающее отношение говорящего к предмету речи – 15 человек;
Б). Необходимо вести разъяснительную работу по искоренению данных слов – 0 человек;
В). Следует категорически запретить употребление данных слов, так как они наносят ущерб родному языку – 5 человек.
4. Каким я вижу будущее этих слов в языке
А). Их употребляли, употребляют и будут употреблять – 10 человек;
Б). Их употребление ограничится средой людей малограмотных – 5 человек.
В). Люди, выступающие за чистоту русского языка, добьются их исключения из языка – 2 человека.
5. Пути очищения языка:
А). Каждый сам должен следить за чистотой своей речи – 17 человек;
Б). Необходимо проводить разъяснительную работу среди населения – 0 человек;
В). За чистоту языка нужно бороться путем принятия законов – 3 человека.
Часть четвёртая.
Заключение.
Таким образом, большинство учащихся знают о наличии в языке слов-паразитов, знают их значение. Большинство учащихся 5-х классов не употребляют или пытаются не употреблять их в своей речи, отмечая с другой стороны употребление подобных слов в речи окружающих.
Обучающиеся 11 класса в большинстве своём употребляют слова, загрязняющие речь, непроизвольно или же считают их употребление редким.
При этом 14 респондентов считает, что чаще всего слова-паразиты встречаются в речи окружающих. Эти факты говорят о том, что учащиеся, принимавшие участие в анкетировании, по большей части не замечают, насколько загрязнена их речь подобными словами, отмечая их присутствие в речи других людей.
Большинство старшеклассников считают, что эти слова невозможно исключить из языка, так как это одно из средств, несущих определенную эмоциональную окраску или передающее отношение говорящего к предмету речи.
В качестве путей, ведущих к очищению языка, к сожалению, никто не назвал необходимость проведения разъяснительной работы среди населения.
Учащиеся старших классов считают, что каждый сам должен следить за чистотой своей речи.
Познакомившись с результатами анкетирования, авторы работы провели следующие мероприятия:
1. Предъявили результаты исследования на школьной научно-практической конференции «Академия юных».
2. Провели в классах тематические классные часы.
3. Разместили на школьном сайте практические советы о том, как добиться чистоты речи.
Планируя дальнейшую работу по искоренению слов-паразитов, участники проекта считают необходимым привлечь внимание общественности к проблеме загрязнённости речи словами-паразитами. Для этого необходимо:
1. Расширить объект исследования, включив в него речь взрослых слоёв населения.
2. Обеспечить просветительскую работу, посвящённую данной проблеме,
через публикации на школьном сайте и в других средствах информации.
Часть пятая.
Приложения.
Приложение №1
Вопросы анкеты для 5 класса.
1. Назови слова – «паразиты».
2. Несут ли они какое-нибудь значение? Расшифруй.
3. С какой целью ты их употребляешь?
4. Кто употребляет слова – «паразиты»?
Вопросы анкеты для 11 класса.
1. Слова-«паразиты» - это…
2. Частота употребления слов- «паразитов»:
А). Опрашиваемые
-не употребляю
-употребляю редко
-употребляю непроизвольно
Б). Окружающие
-не употребляют совсем
-употребляют редко
-употребление частое
3. Мое отношение к употреблению слов, засоряющих язык:
А). Эти слова невозможно исключить из языка, так как это одно из средств, несущих определенную эмоциональную окраску или передающее отношение говорящего к предмету
Б). Необходимо вести разъяснительную работу по искоренению данных слов
В). Следует категорически запретить употребление данных слов, так как они наносят ущерб родному языку
4. Каким я вижу будущее этих слов в языке
А). Их употребляли, употребляют и будут употреблять
Б). Их употребление ограничится средой людей малограмотных
В). Люди, выступающие за чистоту русского языка, добьются их исключения из языка
5. Пути очищения языка:
А). Каждый сам должен следить за чистотой своей речи
Б). Необходимо проводить разъяснительную работу среди населения
В). За чистоту языка нужно бороться путем принятия законов
Приложение №2
Тематический классный час.
Слова – паразиты. Молодежный сленг.
Бранные слова. Сквернословие.
Цель: профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия.
Слово — это камень: коли метнет его рука, то уж потом назад не воротишь
Мигель Сервантес
Я часто убеждался в том, что простое слово благотворно действует на множество людей, и не автор слова, а само оно приводит в движение души, скрыто проявляя свою силу.
Франческа Петрарка
В то время как люди умные умеют выразить в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить и ничего не сказать.
Франсуа де Ларошфуко
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» — И.С.Тургенев.
Что значит «беречь язык»? От кого его беречь? Разве у языка есть враги?
Конечно, есть. Это бранные слова, слова-паразиты, хула, матерная брань.
Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актеры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируется из уст людей, которые должны нести культуру «в массы». И оно так заразно, что распространяется с ужасающей быстротой.
Все мы часто слышим такие выражения и слова, как: так сказать, ну, в общем, это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа, чисто, в принципе, короче и т.д. Это и есть слова-паразиты, которые загрязняют нашу речь. О человеке их употребляющем, хочется заметить: «Сказал так много, но ничего не сказал».
Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными вот, значит, так сказать. Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты.
Ну что ты, блин, мне толкуешь! Или я, блин, не знаю?;
Иду, блин, гляжу, блин, что-то светится, блин (из газеты).
Для того, чтобы говорить, человек затрачивает определенное количество энергии. Сколько ее уходит на слова-паразиты?
Задание: из предложенного текста (отрывок из «Повести о капитане Копейкине», Н.В.Гоголя) убрать слова-паразиты, сделать вывод об употреблении их в речи. Для чего Н.В.Гоголь использовал их в тексте. «Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед нами свет, относительно сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада, понимаете эдакая. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете себе представить, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховская, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то. Есть, прикосновения, — словом, Семирамида, сударь, да и полно!»
Разговор о сленге. Кому-то он понятен. Кому-то нет! Что такое Сленг? (То же, что и жаргон, — это буквально: испорченный язык.) Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди всех. Самый легкий способ — напустить на себя туману и говорить каким-нибудь непонятным, таинственным языком.
Задание. Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще сто лет назад:
- Я торчу от этой песни (она мне нравится).
- Ловлю кайф (получаю удовольствие).
- Понтово (получаю удовольствие).
- Выделываться (вести себя вызывающе).
- Прикол (шутка).
- Отпад (замечательно).
- Тащиться (быть в восторге).
Несложным оказалось задание. Видно, все так накинулись на этот сленг, что он незаметно вошел в нашу речь, стал нормой общения подростков и перевести его на литературный язык нам проще простого. Надеюсь, что подобный «словесный мусор», тем более непристойная брань, уже на слишком засорят ваше общение. Потому что «болезнь сленга» — это все-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремиться стать не только взрослым, но и культурным…
Интермедия «Поговорим»
Мальчик и взрослый
- Как дела?
- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Покатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнится. Сам с фингалом. Училка чуть не с Атушек, а велик гикнулся. Во ржачка!
- А что, там лошадь была??
- Какая лошадь?
- Ну-ка, давай все сначала.
- Ну, давайте. Чего не поняли?! Значит один фитиль…
- Без свечки?
- Без.
- А что же это за фитиль?
- Ну, парень длинный подкатил к шкету…
- Он на чем подкатил, на велосипеде?
- Да нет, велосипед у шкета…
- У какого шкета?
- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот, говорит, дай велик. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.
- Чего, чего?
Лингвисты называют сленгом слова, идущие в разрез с нормами литературного языка. Действительно, если внимательно прислушаться к молодежному жаргону, в нем можно обнаружить и лексику заключенных, и профессиональные термины, и исковерканные английские слова.
Есть такие выражения, которые будучи вырванными из контекста, звучат вполне литературно, например: «Не наезжай» или «Не тормози!»
Некоторые филологи считают, что зарождение новых слов происходит в Москве и Санкт-Петербурге, а затем они перемещаются на периферию. Процесс ознакомления страны с неологизмами занимает в среднем полгода.
Для молодежного жаргона характерно постоянное обновление. Например, после гражданской войны, во времена разрухи и беспризорности, Анами распространенными жаргонизмами были «буза» (шум, скандал, беспорядок) и «лафа» (свободно и хорошо). В 60-70-е гг. XX века появились такие слова, как «балдеть» (проводить время в бездействии и праздности), «кадрить» (флиртовать), «потрясно» (очень хорошо). Почему дети и подростки употребляют сленг: 1) школьникам просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить мысль; 2) стремление к разнообразию; 3) подростки просто не хотят, чтобы их понимали взрослые или сверстники, принадлежащие к другой компании.
Психологи уверены: увлечение сленгом — дурная, но преходящая мода.
Приложение №3
Практические рекомендации.
Как излечиться от словарных паразитов?
Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Поэтому, если решите очистить свой язык от этих странных и никому не нужных гадостей, приписываю вам несколько методик их лечения. Выбирайте что-то одно или лечитесь всеми советами сразу.
- Знаменитый господин Шахиджанян (автор множества книг по психологии) советует принудительно заменять каждого сорвавшегося с языка паразита звуками типа «мяу-мяу». Или «ква-ква». В общем, голос какого животного вам ближе по духу, того и используйте для лечения и профилактики. Может статься, что вся фраза превратиться в сплошные звериные звуки. Бывает...
- Если вам не по душе хрюкать или кукарекать по методу Шахиджаняна, меняйте паразитов на нейтральные слова. Например, так и рвется с губ «ммм...» или «эээ...»; придайте бессмысленности значение, и вслух скажите «торможу я».
- Вместо популярного и порой незаменимого мата — лайте. Особенно девочки. Замечательный способ излечиться и восстановить речь.
- Запишите свои дневные разговоры на диктофон. Прослушайте их, и уверяю вас, вы удивитесь засилью паразитов в вашей речи. И тем, как звучит вся эта ахинея со стороны, сможете насладиться, и, надеюсь, устыдиться. Теперь вы знакомы с врагом, вперед, к победе чистоты языка!
- Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Хорошо — на двери перед унитазом. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе употребить эту гадость вновь.
- Некоторые злодеи советуют в качестве экзекуции мазать за каждое словечко язык горчицей. Так и сжечь же его можно! Но если ваш случай — совсем критический, мажьте, конечно.
- Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!
- Если вы всерьез озадачены решением этой проблемы, и у вас есть хотя бы один единомышленник, договоритесь с ним: пусть при маломальском намеке на то, что слово-паразит готово сорваться с языка, он бьет вас по губам. Не больно, а так, чуть-чуть. Хорошо, если договор о битье будет обоюдным — чтобы вы тоже смогли отыграться.
- Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи. Только, чур, накопленный капитал ни в коем случае не тратить на себя, любимого! Лучше отдайте деньги нуждающимся — в качестве помощи или милостыни. В итоге вы избавитесь от дурной привычки, и приобретете хорошую — помогать тем, кому хуже.
- Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.
Как избавиться от слов-паразитов:
- Практикуйтесь. Чаще зачитывайте выступление вслух. Вы можете читать текст про себя сколько угодно, но лишь практика поможет правильно расставить акценты, отметить трудные моменты, сделать речь спокойной и естественной. Занятия придают твердости, а слова-паразиты живут рядом с неуверенностью.
- Сделайте вдох. Когда чувствуете искушение сказать что-то вроде "мгм", просто глубоко вдохните. Это пауза, но пауза всегда лучше любых "мгм".
- Избегайте их в беседе. Старайтесь не употреблять их в обычной жизни - тогда на выступлениях вы о них и не вспомните.
- Посчитайте. Прочтите вашу речь другу, а он пусть за это время считает, сколько раз вы употребили вставные слова. Услышав результат, вы намного более остро осознаете необходимость избавиться от этой привычки.
- Одна запятая = одна пауза. Приучите себя останавливаться. И если раньше вы по инерции вставляли поток бессмысленных слов, просто привыкните к тому, что в это время вы должны помолчать - слушатели будут вам чрезвычайно благодарны.
- Одна точка = двойная пауза. Конец предложения - долгая пауза. За это время в голове у слушателей уляжется то, что вы сказали.
- Двойное подчеркивание. Готовя речь, обязательно выделяйте цветом или подчеркиванием ключевые понятия - это позволяет расставить правильные акценты, а кроме того, замедление перед важными моментами текста исключает соблазн ввернуть слово-паразит.
- Не паникуйте. Слова-паразиты тут же возникают там, где вы забыли текст и заволновались. Они не помогут вам вспомнить, так что просто сделайте паузу - во время нее зрители осознают сказанное.
- Будьте спокойны. Еще одна причина слов-паразитов - эмоциональность. Когда вы подводите слушателей к кульминации речи, естественно, вы волнуетесь. Просто представьте, насколько нивелируют такой важный момент выступления эти бессмысленные вводные конструкции - вам уже не захочется их произносить.
- Спланируйте важные моменты. Те самые, когда вы начинаете нервничать. Если вы хотите внести в контексте речи деловое предложение, особенно четко продумайте именно ту часть, в которую вы захотите его вставить.
Если слова-паразиты присутствуют и в твоей речи и ты хочешь побыстрее от них избавиться, используй следующие методы.
№1 Начни возвращать словам их смысл. Не произноси их бездумно, а каждый раз вспоминай, что каждое из них означает. Этот способ мало применим к слову «собственно», но вот вспомнить, что слово «короче» – часть выражения «короче говоря», совсем несложно. И если ты, произнеся «короче», действительно коротко и ясно сформулируешь свою мысль, это слово будет к месту и перестанет быть бессмысленным. Точно то же произойдет и с «как бы», если оно предшествует сравнению.
№2 Попробуй заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с нецензурными словами на ТВ. С одной стороны, это поможет тебе отслеживать ненужные слова в своей речи и говорить их бессознательно. С другой – все-таки неприлично все время пикать, бибикать или присвистывать при разговоре. Поэтому шанс, что ты скоро очистишь свою речь, довольно велик.
№3 Наказывай себя штрафом. Сказала «типа» – и день без сладкого. Произнесла «кстати» не к месту – немедленно три приседания. Очень действенный метод, но трудновыполнимый, если не обладаешь железной волей.
№4 Доведи ситуацию до абсурда – устрой себе «День Паразита». Целый день (предпочтительно выходной) объясняйся только с помощью слов-паразитов. Мало того что скажешь их за день столько, что самой надоест, главное, наглядно убедишься, что в общении от них нет абсолютно никакой пользы.
№5 Читай больше – это обогатит твой словарный запас. И в следующий раз тебе не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за «как бы» и «типа».
№6 Создай аудиоархив. Записывай себя на диктофон (скажем, ставь перед собой задачу рассказывать о прошедшем дне и событиях как минимум 5-7 минут), а потом внимательно прослушивай монолог.
№7 Запишись на курсы ораторского искусства.
Часть шестая.
Список использованной литературы.
1.Оксана Манкевич "Речевая паразитология, или Что такое слова-паразиты?"
2. Ольга Северская «Говорим по-русски. Слова-паразиты»
3.Борисова Е.Г. О некоторых особенностях современного жаргона молодежи //Русский язык в школе. 1981. № 3. С. 76 - 87.
4. Дараган Ю. В. Функции слов-"паразитов" в русской спонтанной речи. // Труды Международного Семинара Диалог ’2000 по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Том 1. Теоретические проблемы. Протвино 2000. 67-73.
5. Дараган Ю. В. Риторическая структура текста и маркеры порождения речи. // Труды Международного Семинара Диалог ’2002 по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Том 1.Теоретические проблемы. Протвино 2002. 114-127.
6.Русские писатели о языке: Хрестоматия. С. 166-172.
7. Скворецкая Е. Еще раз о культуре речи// Новосибирская областная газета. Новосибирск, 11.11.2004.
8. Успенский Л.В. Культура речи. -М.: Знание, 1996.
9. Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка // АиФ Петербург, № 43 (584) от 27.10.2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация исследовательской работы по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников Детского дома" выполненния Некрасовым Никитой 5 класс
Текстовый вариант презентации исследовательской работы воспитанника 5 класса "Б" МКОУ "Деский дом-школа№95" "Дом детства" по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников детского дома"...
Презентация исследовательской работы по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников Детского дома", выполненния Некрасовым Никитой 5 класс
Слайдовая презентация исследовательской работы по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников Детского дома", выполненния Некрасовым Никитой 5 класс "Б" МКОУ "Детский дом-школа №95" "Дом детства" г. Нов...
ход урока по теме "Слова-паразиты в речи молодежи"
Данный материал представляет собой подробный ход урока на тему "Слова-паразиты вречи молодежи". "Слосромм...
Слова-паразиты в речи молодежи
Презентация к открытому уроку, ход которого находится на моем сайте...
Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:
Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....
Методическая разработка урока 3 класс. Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» (Под редакцией В.В. Воронковой) Тема « Дикие животные». « Медведь»
Методическая разработка урока 3 класс.Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир»(Под редакцией В.В. Воронковой)...
Исследовательская работа "Английские надписи на одежде как экстралингвистический фактор, влияющий на культуру школьников"
В своей работе мы решили исследовать английские надписи на одежде школьников и предложить подросткам задуматься, прежде чем купить модную футболку, пуловер или джинсы....