«Деепричастие как часть речи.» 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Методическая разработка урока по теме «Деепричастие как часть речи.» 7 класс

Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его  грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении; уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie.rar771.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме «Деепричастие как часть речи.» 7 класс

Автор: Каргаполова Ольга Александровна.

Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его  грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении; уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия.

Задачи:

Находить отличительные и общие признаки деепричастия с другими частями речи; определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия; уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи; развивать коммуникативные навыки.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер; проектор и мультимедийный экран

Ход урока:

Орг.момент.

Изучение темы «Деепричастие как часть речи». Вступительное слово учителя.

 Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнем изучать сегодня – это деепричастие.

Часть «дее-» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее-»: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.

Сравним два предложения (запишем их в тетрадях)

 Маки осыпались и роняли на землю лепестки.

 Маки осыпались, роняя на землю лепестки.

 • Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

 • Как выражены действия в этих предложениях?

 В первом предложении – однородными сказуемыми – осыпались и роняли. Во втором – сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.

 Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи – деепричастием.

  Определим глагольные признаки деепричастия:

 - Обозначает добавочное действие

 - Образуется от глагола

 - Имеет вид

 • Определим вид, поставим вопрос от глагола: Осыпались что делая? – роняя – несовершенный вид.

 • Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)

 • Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства)

 • Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (Наречие)

 Наречные признаки деепричастия :

 - Не изменяется

 - Синтаксическая роль: обстоятельство

 В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия.

 Изучение теоретического материала учебника

  Но, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя .

 Деепричастие связано в предложении с другими словами  (запишем в тетради)

 И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших елочек, наконец-то заиграл на лицах детей.

 (скользнув где? по верхушкам ближайших елочек)

 Деепричастие с зависимыми словами – деепричастный оборот.

Работа с текстами:

Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия и деепричастные обороты:

1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром “злится”:

 Взбесилась ведьма злая

 И, снегу захватя,

 Пустила, убегая,

 В прекрасное дитя…

2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”:

Люблю грозу в начале мая,

 Когда весенний, первый гром,

 Как бы резвяся и играя,

 Грохочет в небе голубом…

3. Н.А. Некрасова “Однажды…”:

…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

 Лошадку ведет под уздцы мужичок…;

4. А.С.Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

 На дровнях обновляет путь;

 Его лошадка, снег почуя,

 Плетется рысью как-нибудь…

5. Э.А. Асадова “Лес”:

…Ежась от свежего ветерка,

 Чуть посинев, крепыши-маслята,

 Взявшись за руки, как ребята,

 Топают, греясь, вокруг пенька!

6. С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”:

Отговорила роща золотая

 Березовым веселым языком,

 И журавли, печально пролетая.

 Уж не жалеют больше ни о ком…

7. С.Я.Маршака “Словарь”:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

 В его столбцах мерцают искры чувства.

 В подвалы слов не раз сойдет искусство,

 Держа в руках свой потайной фонарь…

8. И.А.Бунина “***”:

В саду листки берез, без шороха срываясь,

 Средь тонких паутин, как бабочки, блестят

 И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,

 На блеклую траву беспомощно летят…

Минутка для шутки:

Верно ли?

Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.

Сделав уроки, у меня заболели глаза.

(У калитки мы встретили Рыжика, который приветливо вилял хвостиком.

Когда я сделала уроки,  у меня заболели глаза.)

Закрепление изученного.

А на город уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы.  Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а     запорожцы всё палили, не переводя дух.
                     Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

 Выпишите из  текста деепричастия, выделите суффиксы.

Спишите первое и третье предложения, подчеркните грамматическую основу.

Проверка работы.

 А) прочитайте выписанные вами предложения, назовите их грамматические основы,

 Б) назовите деепричастия, докажите это  и  укажите, каким членом предложения они являются.

 В) Вывод.

- Итак, перед нами деепричастия, т.е. такие слова, которые причастны к действию, обозначают добавочное действие, тогда как глаголы – основное.

 Обратите внимание: деепричастие связано  особым способом  с подлежащим: оно всегда обозначает добавочное действие того же лица (предмета), которое выполняет и основное действие (действие сказуемого).

Закрепление изученного.

Списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найти в предложении деепричастные обороты.

1. Множество обломков плавало вокруг по_вляясь и снова и_чезая.

2. Изм_нив курс корабль подош_л к гибнущ_му великану.

3. На мостик_ крепко вросши ногами в настил пола ст_ял капитан.

Итог урока.

Дом. задание:

С.76-77, упражнение 159


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе  7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....

Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...

Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"

Проверочная работа  "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...

Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.

Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки...