Урок-форум "Обсуждение реформы русского языка"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Урок-форум "Обсуждение реформы русского языка" предлагается учащимся 9 класса в системе уроков повторения с целью ознакомления с процессами, происходящими как в лингвистике, так и в обществе. Учащимся прелагается ознакомиться с историей реформирования языка, познакомиться со "Сводом правил русского правписания", подготовленного Орфографической комиссией РАН, с мнеиями ученых, писателей, обычных пользователей Интеренета и выработать свою позицию по вопросам реформирования орфографии русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkratyy_urok-forum.doc | 262 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обсуждение реформы русского языка. Урок-форум»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №14» г.Юрги
Цели урока:
1.Учебная: Обсуждая вопросы реформирования русской орфографии, повторить правила написания Н,НН в кратких отглагольных прилагательных и причастиях; правописание Ъ; слитного и дефисного написания сложных прилагательных; слов-исключений жюри, брошюра, парашют; обучить умению строить грамотное высказывание для общения на форуме Интернета.
2. Развивающая: Развивать умение вести дискуссию на лингвистическую тему, обосновывать свою точку зрения на процессы, происходящие в современном языкознании.
3.Воспитательная: Используя средства Интернета, дающую возможность познакомиться с предложениями по реформированию орфографии русского языка, с мнениями разных людей и организаций, высказывая свою точку зрения, способствовать воспитанию умения формировать свою позицию, аргументировать и отстаивать её.
Оборудование: компьютер с доступом в Интернет, графопроектор, карточки с заданиями.
Ход урока:
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”
Написано 120 лет назад великим русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым
- Постановка задачи. Познакомившись с историей реформирования орфографии русского языка, с предложениями современных учёных по реформированию, с мнениями различных организаций, рядовых пользователей Интернета, практически исследовав предложения по реформированию русской орфографии, выработать свою точку зрения по этой проблеме.
2. Слово учителя – историческая справка.
Вплоть до конца XIX в. никаких систематизированных сводов правил письма не появлялось, хотя многие частные вопросы русского письма активно дискутировались в печати. В 1904 г. была создана Орфографическая комиссия при Императорской академии наук, куда входили крупнейшие лингвисты того времени (председатель комиссии - Ф. Ф. Фортунатов, члены ее - И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. А. Шахматов, Р. Ф. Брандт и др.). Предложения комиссии, окончательно сформулированные в 1912 г., сводились к упрощению графики на основе фонематического принципа (устранение букв, не обозначавших никаких звуков, например ъ на конце слов, и букв, обозначавших те же звуки, что и другие буквы, - "ять", "и десятеричное", "фита", "ижица"); введение единого окончания -ие, -ые в именительном падеже множественного числа прилагательных. Летом 1917 г. министром просвещения Временного правительства А. А. Мануйловым было разослано на места распоряжение о постепенном (!) переходе на новую орфографию. После Октябрьской революции новая орфография была введена повсеместно декретами 1917 и 1918 годов. Таким образом, большевики оперативно воспользовались готовым проектом, применив при этом свои революционные методы. Так или иначе в стране с преобладающим неграмотным населением введение нового письма действительно сыграло свою положительную роль - нельзя не признать, что так называемая всеобщая грамотность была достигнута при большевиках за столь короткие сроки в немалой степени благодаря орфографической реформе. В 1929 г. была создана новая Орфографическая комиссия (в ее составе - А. М. Пешковский, С. П. Обнорский и др.) В 1940 г. вышла из печати книга «Правила единой орфографии и пунктуации с приложением краткого словаря. Проект.». Война помешала проведению в жизнь этого проекта. Новые "Правила русской орфографии и пунктуации" готовились уже в конце 40-х - первой половине 50-х годов. В работе над ними принимали активное участие С. И. Ожегов, А. Б. Шапиро, С. Е. Крючков. В 1955 г. был опубликован проект "Правил". Этот проект был официально утвержден Академией наук, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956 г. и тогда же опубликован (одновременно с академическим "Орфографическим словарем русского языка" на 100 тыс. слов под ред. С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро). "Правила" сыграли свою важную роль как первый свод правил правописания, следование которому было признано обязательным для печати и школы. Среди предлагаемых "Правилами" написаний были проведены и некоторые орфографические изменения частного характера. Так, с 1956 г. стали писать слова панцирь, цирюльник, цинга, циновка с буквой и после ц, слова по-видимому и по-прежнему - через дефис, а вовремя - слитно. Впервые было полностью сформулировано правило: после русских приставок на согласный последовательно пишется вместо и буква ы - предыдущий, подытожить, сыграть ,предыстория, безын,сымпровизировать. Вместе с тем достаточно скоро после утверждения "Правил" 1956 г. стала обнаруживаться их неполнота и недосказанность. В 1963 г. в газете "Известия" была опубликована статья проф. А. И. Ефимова о низком уровне грамотности в стране и необходимости упрощения орфографии. Вскоре Постановлением Президиума АН СССР от 24 мая 1963 г. была создана Комиссия по усовершенствованию русской орфографии (председатель - В. В. Виноградов, заместитель председателя - М. В. Панов). В постановлении особо подчеркивалось "настойчивое требование советской общественности … внести усовершенствования и упрощения в систему правописания". Комиссии были даны весьма сжатые сроки - "завершить работу и представить свои предложения в Президиум АН СССР в 1964 г.". Некоторые предложения комиссии носили достаточно радикальный характер: например, писать ноч, мыш; заец, платьеце; огурци и т. п.; вовсе отказаться от буквы ъ. При всей чисто научной, лингвистической обоснованности многих предложений авторы того проекта упустили из виду неизбежный общественно-культурный шок, вызванный реакцией на ломку ряда традиционно (исторически) сложившихся правил и принципов письма и основанных на них устоявшихся орфографических навыков. Опубликованные в "Известиях" (№ № 228 и 229 за 1964 г.) предложения комиссии вызвали бурную реакцию протеста. Прекращение обсуждения совпало со снятием Н. С. Хрущева. В дальнейшем, в "эпоху застоя" об этих предложениях постарались забыть. Тем не менее в начале 70-х годов при Институте русского языка АН СССР, уже распоряжением Отделения литературы и языка, была вновь создана Орфографическая комиссия (председатель - В. И. Борковский). Предложения этой комиссии, гораздо менее радикальные, были сформулированы в 1973 г. и переданы в Президиум АН СССР. Не получив никакого отклика, они были "похоронены" в недрах Президиума. Эта работа была возобновлена уже в годы перестройки: в 1988 г. в Институте русского языка АН СССР создана орфографическая лаборатория (председатель - Д. Н. Шмелев, затем Ю. Н. Караулов, в настоящее время - В. В. Лопатин). Основной результат ее работы - подготовленный в институте, обсужденный и одобренный Орфографической комиссией проект новой редакции "Правил русской орфографии и пунктуации". |
3. Знакомство с предложениями по реформированию русской орфографии. (Через проектор).
Орфографическая комиссия Института русского языка РАН готовит новую редакцию "Свода правил русского языка". Предлагаемые изменения в правила русского языка коснутся в основном устранения противоречий, которых в действующих правилах немало, подчеркнул доктор филологических наук профессор Леонид Петрович Крысин.
1. В словах "парашют" и "брошюра" предлагается "ю" заменить на "у". Эти слова, как помним, являются исключением из правила "после шипящих пишется "у". Но слово "жюри" остается с буквой "ю", поскольку она слышится в произношении.
2. Изменения коснутся употребления твердого знака в сложных словах: по ныне существующим правилам "ъ" ставится перед буквами "я", "ю", "е" на стыке приставки и корня – "сверхъестественный". Теперь предлагается ставить "ъ" на все стыки, чтобы написание слова совпадало с произношением. Так, например, сложносокращенное слово "иняз" предлагается писать с "ъ" – "инъяз".
3. Все причастия и прилагательные, образованные от глагола, нужно будет всегда писать с одной буквой «н».
4. Писать все сложные прилагательные через дефис.
4.Задания обучающимся:
1.Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание кратких прилагательных и кратких причастий.
Игра актёра проникнове..а и взволнова..а.
Манеры этой девушки свидетельствуют о том, что она тактична и воспита..а.
Дети распуще..ы на каникулы.
Дети хорошо воспита..ны, нераспуще..ы.
Эти люди умны и образова..ы.
В колхозе образова..ы сквозные бригады.
Море взволнова..о ночной бурей.
Он говорил взволнова..о.
Все приготовления были оконче..ы.
Манеры не изыска..ы, а естестве..ы.
Школьники не рассея..ы, а сосредоточе..ы и внимательны.
2. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание Ъ.
С..ёжиться, бар..ер, ин..екция, пас..янс, ин..яз, кон..юнктура, компан..он, из..ясняться, транс..арктический, с..экономить. из..ян. в..ездной, контр..атака, без..упречный, комп..ютер, неб..ющийся, пред..обеденный, фельд..егерь, ад..ютант, трёх..этажный.
3.Слитно или через дефис? Раскройте скобки.
(Зелёно)серебристый свет, (прозрачно)бледный снег, (одно)ствольное ружьё, (древне)русский язык, (гражданско)правовой кодекс, (юго)западный ветер, (сельско)хозяйственный , (крупно)панельный дом, (средне)европейское время, (железно)дорожный вокзал,(северо)морской путь, (светло)золотые клёны, (фабрично)заводское общежитие, (кричаще)яркий, (детски)беспомощный, (болезненно)ревнивый, (аудио)кассета, (видео)продукция, (медиа)магнат.
4.Вставить пропущенные буквы:
Ж.ри, брош..ра, параш..т, оловя..ый, деревя..ый, стекля..ый, ветре..ый (день).
5. Итог работы:
- принимаете ли вы эти изменения в орфографии?
(Обучающиеся высказывают свою точку зрения)
6. Знакомство (через проектор) с различными мнениями о реформе.
1)Следует заметить, что язык – это бесценное достояние народа. Язык народа – это не что иное, как коллективный мозг народа. Язык – это совершенно уникальный инструмент мышления и познания мира, ведь каждая мысль представляет собой некую языковую конструкцию. Не бывает мыслей без языка. Язык первичен, мысли и поведение человека – вторичны. Чем примитивнее язык человека, тем примитивнее мышление и поведение этого человека. И наоборот, чем сложнее, разнообразнее, вариативнее, тоньше и богаче язык, тем разнообразнее и богаче мышление и поведение человека. Если Вы хотите оглупить человека, то надо просто оглупить его язык.
Когда у “реформаторов” спрашивают: “Зачем Вы хотите проводить реформу русского языка?”, то они отвечают: “Для того, чтобы упростить русский язык”.
А мы не хотим упрощения русского языка! Упрощение – это всегда деградация. Развитие – это всегда усложнение. («Завсегдатай»)
2)Одна из самых распространенных идей: реформу орфографии затеяли с целью упрощения написания сложных слов, чтобы "новым русским" было проще жить. На самом же деле человеку малограмотному, необразованному, на язык вообще и на правописание в частности глубочайшим образом наплевать. Совсем иное дело - люди грамотные, которые по мановению руки реформатора будут переведены в разряд недоучек. И в самом деле, для чего в школе учились? Чтобы потом "парашут" писать?…
Весьма обеспокоенная такими перспективами выпускница московской школы Мария Афанасьева
3) Декан факультета журналистики МГУ, доктор филологических наук профессор Ясен Засурский высказался против реформы русского языка, передает РИА "Новости". На пресс-конференции Засурский заявил, что реформа русского языка - "занятие пустопорожнее". После первой мировой войны и революции реформа русского языка готовилась очень долго и была "назревшей", отметил Засурский. По его словам, "большая часть населения тогда не умела читать и писать, и, чтобы обучить людей грамоте, нужно было ее упростить".
Декан факультета журналистики считает, что "сейчас у нас очень грамотная страна" и "современный российский человек может запомнить, что слово "профессор" пишется через два "о". Кроме того, любая реформа языка таит в себе опасность изменения смысла слов.
4) Людмила Ахременкова, писатель
5)Irinlicious писал(а): |
Очень актуальная проблема современной молодежи! Кругом полнейшая деградация! Один сплошной регресс! Что делать, граждане??? |
Любой народный язык – это достояние народа. В арабском мире есть закон, по которому сурово наказывают всех, кто посягает на арабский язык. |
6) Если американцы испоганили и примитизировали и так не слишком обремененный лексикой английский, то разве это повод для того, что бы упростить наш, один из самых выразительных языков в мире? Такое богатство хранить надо, реставрировать, а не купировать.
(«Sam», пользователь)
7) Русский язык определяет мировоззрение самого непокорного на земле народа и содержание высшего уровня управления этим народом . Президент В. В. Путин провозгласил 2007 год годом русского языка, ясно давая понять куда разворачиваются векторы внутренней и внешней политики. Приближается время широкого обсуждения реформ русского языка. Кем и по какому праву проводятся эти реформы, коль скоро их действительный результат – примитивизация и деградация русского языка? Придёт понимание того, что народ исчезает вслед за своим языком. Почитал я о том, что хотят сделать.
Это просто кошмар. Сделают язык для идиотов. («Nicolas») .
8)Вы волей случая, а может судьбы попали на сайт Ровеньской средней школы № 1 с углублённым изучением отдельных предметов.
Нынешнему поколению руссоведов повезло - им разрешили провести реформу русского языка. Некоторые из реформаторов возомнили себя чуть ли не Петром I и решились на коренные изменения. Но, слава Богу, большинство их проектов не принято.
9) Evgeny | а че,мне нравится такая реформа-очень даже удобно писать будет.вы только вдумайтесь в эти окончания в русском языке:"-ого","-его" -эту ж старославянщину тоже убирать надо...и вообще,лучше как слышыш,так и пишыш...гораздо удобней,например,поздравительные открытки так подписывать:"*****,поздравляю с Днем тваево раждения,пусь тваё лицо не знаит слёс,а только смех и улыбки,всево тебе самова харошева,бранипоест щастья тибе" |
10)
|
11Инопланетный жрец»)
судя по статистике, тема людей привлекает, за 3 дня посмотрело 140 человек.Но судя по голосованию и ответам, как только видят сколько букФ , сразу интерес теряют и бегут от сюда прочь ! |
12) Чтение стихотворения А. Ахматовой.
Мы знаем, `что ныне лежит на весах
И `что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
(Анна Ахматова. Февраль 1942г.)
7. Обмен мнениями. Сформулировать отношение к реформе русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Ломоносовская реформа русского стихосложения, ее значение для эволюции поэтического языка
Урок литературы для 8 класса (УМК под ред. М.Б. Ладыгина)...
Статья по русской литературе XVIII в. "Вклад В. К. Тредиаковского в реформу русского стихосложения"
В статье по русской литературе XVIII в. рассматривается вопрос роли В. К. Тредияковского в системе русского стихосложения....
Презентация к уроку русского языка "Реформы орфографии в истории русского языка"
Материалы презентации будут полезны при закреплении раздела "Орфография" на уроках при углубленном изучения русского языка в 7 - 10 классах....
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...
Реформа русского языка при Петре I
Представление педагогической практики в рамках Образовательных Рождественских чтений, посвящённых 350-летию со дня рождения Петра I...