Презентация "Подготовка к части С ЕГЭ"
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме

Галиева Лейсан Ирхатовна
Те, кто уже сдавал ЕГЭ по русскому языку или серьёзно готовился к его  сдаче , знают, что самая трудная и в то же время самая высоко оцениваемая  часть работы – часть «С», написание сочинения по исходному тексту.
    Как оптимизировать подготовку к этой части ЕГЭ? В этом вам помогут следующие советы.
 

 

Скачать:


Подписи к слайдам:

Презентацию подготовила Галиева Л.И.
Подготовка к части С ЕГЭ
Пишем сочинение
Те, кто уже сдавал ЕГЭ по русскому языку или серьёзно готовился к его сдаче , знают, что самая трудная и в то же время самая высоко оцениваемая часть работы – часть «С», написание сочинения по исходному тексту. Как оптимизировать подготовку к этой части ЕГЭ? В этом вам помогут следующие советы. Прежде чем приступить к написанию сочинения, внимательно ознакомьтесь с требованиями , которые даны в КИМах. Учтите, что они из года в год могут меняться.
Несколько слов в качестве напутствия…
Не забывай, что очень важно писать сочинение максимально грамотно. Написав сочинение на черновике, перечитай его несколько раз, забыв, что ты его автор, как бы со стороны, устрани речевые недочеты, постарайся найти ошибки орфографические, пунктуационные, грамматические, исправь их и лишь потом перепиши в соответствующий бланк.
При оценке грамотности (К7 – К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объёмом в 150 – 300 слов. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается (оценивается нулём баллов), задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7 – К10) уменьшается. 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка); К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка); К9 – грамматических ошибок нет; К10 – допущено не более 1 речевой ошибки. Высший балл по критериям К7 – К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1 − К12) оценивается нулём баллов. Если сочинение содержит частично или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1 − К12) оценивается нулём баллов.
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ
Исходя из вышесказанного, композиция вашего будущего сочинения должна быть примерно следующей:Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста.Комментарий к сформулированной проблеме текста.Формулировка позиции автора по прокомментированной проблемеАргументация собственного мнения по проблеме: 1).Тезис; 2) Аргументы: а) первый аргумент; б) второй аргумент. 3) Вывод.Заключение Обратите внимание на то, что согласно этому плану у вас как минимум должно быть пять, а если вы выделите отдельным абзацем пункты аргументации собственного мнения, то и больше, абзацев. Если в тексте нарушено абзацное членение текста, снижается оценка по критерию К5
Чтобы в дальнейшем легче было готовиться к написанию сочинения, составим небольшой словарь терминов, используемых в критериях оценивания ответа на задание части С
Аргумент — довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли. Аргументировать — т.е. приводить доказательства, аргументы. Исходный текст — текст, предложенный экзаменуемому для анализа. Идея авторская — главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемомуКомментарий проблемы — толкование, изъяснение основного вопроса исходного текстаКоммуникативный замысел— попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте (коммуникативная компетенция — способность к речевому взаимо-действию в различных сферах общения). Мнение — собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд, точка зрения. изучения, разрешения.Проблема исходного текста — основной вопрос, поставленный в тексте, требующий Внимание! Проблем (вопросов) может быть несколько.Проблематика — совокупность вопросов (проблем), поставленных автором в тексте.Позиция автора — отношение создателя текста к поднятой теме, проблемам, героям и т.д. (иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы (проблемы).Фоновый материал – материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события; цитаты, примеры изсобственной жизни и т.д.).Фактологическая точность - отсутствие фактических ошибок в фоновом материале.Формально заявленное мнение — бездоказательное мнение («Я согласен / не согласен с автором»).Формулировка проблем исходного текста — определение основных вопросов, поставленных автором в тексте.Этика — учение о нравственности, о правилах поведения человека. Корректность — вежливость, тактичность, учтивость. Этически корректно сформулировать своё мнение — т.е. деликатно, тактично, соблюдая нравственные нормы и принципы, изложить свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста (согласиться или не согласиться ).Этически некорректно сформулировать своё мнение — т.е. выразить его неделикатно, в грубой форме.
Формулировка проблем исходного текста
Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Её можно обозначить следующим образом: 1) С помощью клише: Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме. Можно: над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему
Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например, Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет NN в своём очерке (рассказе, эссе и т. п.) Или: Честь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чести и бесчестия в ... Тебе поможет начать сочинения и такая фраза: Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем: …2.Можно указать № предложения из текста или записать то предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная проблема, выдвинутая автором, прокомментировать её, отметив, что она сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и т. д. Итак, надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!
Оптимальные способы формулировки проблемы: Проблема какая? Например, автор размышляет над проблемой воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества и т.п.Формулировка в виде вопроса даёт больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно (прочитав текст, я задумался над вопросом…)
Проблема - это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т. п.Категории (виды) проблем:философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек.
Комментарий к проблеме исходного текста
2. Что значит «прокомментировать» проблему?Попробуй ответить на вопросы:- Насколько актуально то, о чём пишет автор?- Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?- По возможности коснись истории вопроса - Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими. Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:1) от частных фактов к формулировке проблемы. Например: «Начиная разговор на эту тему, автор буквально «наступает на больную мозоль». Действительно, кто из нас с подобным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать: «И это случалось», «И это видели, а это, простите, и сами по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Ведь пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу. А. В. Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени...»2) от формулировки проблемы к комментарию. Например: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды великий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте». Можно также воспользоваться речевыми клише: «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается (к фактам из своей жизни рассказывает историю NN, использует примеры из классической литературы, приводит высказывания такого-то и пр.)
Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:- Как, на каком материале автор раскрывает проблему?- На чем заостряет внимание?- Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?- Какие эмоции автора выражены в тексте?- Как выражено отношение автора к изображаемому?- Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор. Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения художественного текста. И тут на помощь придёт хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме. Можно написать:«Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)»Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно. Например так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения. (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение).»
3. Как выявить позицию автора?
Комментируя авторскую позицию, можно воспользоваться и такими оборотами:Автор - посвящает свою статью;- полемически заостряет проблему;- эмоционально воздействует на читателя;- делает читателя своим союзником;- образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);- раскрывает сущность поставленных проблем;- точно формулирует мысль;- заставляет читателя задуматься над проблемой;- показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;- пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;- убеждает читателя в правоте своей позиции;- пытается найти в читателе единомышленника; - ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;- пишет интересно и ново о старых проблемах;- говорит с тревогой о наболевших проблемах;- открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …
4. Как аргументировать свою позицию? В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: • тезис (положение, которое надо доказать); • аргументация (доказательства, доводы); • вывод (общий итог). Тезис — это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои. Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного времени. Аргументы «за» должны быть: • правдивыми, опираться на авторитетные источники; • доступными, простыми, понятными; • отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Критерий 4 гласит: Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). Попробуем разобраться, что можно считать жизненным опытом, а что – читательским? Жизненный опыт : реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы, традиционно- исторический опыт Приводя аргументы из жизни окружающих, ты можешь написать: Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как… Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является её доказательством). Если приводишь в качестве аргумента собственные выводы и наблюдения, можешь воспользоваться такими фразами: Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни: ИЛИ: Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) … Традиционно-исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека, что сделает твою аргументацию довольно сильной. Ссылки на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» — сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, аппелируя к народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц. «Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр 1 говорил, что...; Любой историк скажет вам, что...; Большинство врачей считают, что...; Как установлено японскими учеными... и т. п.
Читательский опыт
Художественная литература
Историческая литература
Научно-популярная литература
Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок.Например: Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа»Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова…Все они стремились стать лучше, добрее, чище… Когда вы будете обращаться к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12.
При работе с той частью сочинения, в которой вы будете приводить аргументацию своего мнения, можно воспользоваться такой схемой: Я думаю, что проблема, затронутая автором, является очень (значимой. актуальной, злободневной, острой и т. д.), поскольку многим приходится в жизни сталкиваться с подобными явлениями (вопросами, событиями, людьми) Действительно, каждый ___________________________________________________________ , так как, во –первых, ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Во-вторых, ___________________________________________________________________. И наконец, ___________________________________________________________________. Таким образом, ________________________________________________________________ Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении; возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др. Можно воспользоваться и такими выражениями: NN открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне по-новому взглянуть на…. Словно повторил мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о… и т. д.
*
Примеры вступления:
Ряд риторических вопросов, созвучных теме, проблеме текстаКто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим детям есть отравленную рыбу? Пить ядовитую воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном, кружащейся несколько дней?..Никто не хочет. А ведь это ждёт нас в будущем, если мы продолжим относиться к природе так, как об этом говорится в тексте.
*
Примеры вступления:
Диалог с воображаемым собеседником о проблеме текстаДавай возьмём с тобой Красную книгу и перелистаем её. Удивляешься тому, что она такая большая и тяжёлая? Ещё бы: ты посмотри, сколько представителей флоры и фауны стали её постоянными жителями... Нет, не всемирный потоп, и не ледниковый период, и не коварные смертоносные вирусы стали причиной их гибели. Хочешь знать, кто и почему стал для природы страшнее всех? Тогда давай прочтём эту статью (на эколог. тему)...
*
Примеры вступления:
Ряд назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с экологической проблемой текста Чёрная обугленная земля до самого горизонта... Запах смерти... Мёртвая тишина, ощущение дикого, вселенского одиночества.Всё это ждёт человечество, если оно продолжит тот пагубный путь, о котором пишет автор в своей статье...
*
Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным Что такое риск? Словарь дает ответ, что это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют? Об этом и размышляет автор предложенного текста М.Веллер.
*
Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста Д.С. Лихачева. 
*
Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте  Черная обугленная земля до самого горизонта. Мертвая тишина. Жизнь остановилась. Все это ждет человека, если он продолжит тот пагубный путь, о котором пишет автор в своей статье. 
*
Цитата  «Жизнь сильнее смерти». Это не банальная фраза, а одна из вселенских истин.
*
Лирическое вступление  Рябина… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем.
*
Краткая справка о писателе  М. Веллер- современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об этом размышляет и в предложенном тексте. 
*
Определение темы текста   Настоящий текст о том, что память- творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память- тесно взаимосвязанные вещи.
Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти инее забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые.
*
Заглавие, которое можно дать тексту  Заклятые друзья природы- вот название, которое я бы дал предложенному тексту. Парадоксально? А разве то, о чем пишет В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся к этому тексту. 
*
Связь с современностью  В человеке существуют два начала- рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живет чувство прекрасного.
*
Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста  Я очень люблю слушать музыку. Нельзя не согласиться с В. Астафьевым, который говорил, что «музыка-это самое дивное создание человека, его загадка, услада». Музыка- это часть нашей культуры.
*
Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей.  В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование.
*
Виды заключений:
Итог и обобщение сказанному  Прочитав текст Д.С. Лихачева, понимаешь, что заботе, состраданию, добру надо учиться, но творить добро надо каждый день, каждый час и каждую минуту по отношению к родственникам, друзьям, маленьким и беззащитным детям, и ко всему живому.
*
Может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части  Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое отражение в детях и последующих поколениях, в звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых словах… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится.
*
Личное отношение к решаемой в тексте проблеме  Рассуждение Д.С. Лихачева не может никого оставить равнодушным. Я согласна с автором, что из заботы о близких вырастает и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота- это доброе чувство. Добро порождает добро. 
*
Концовка- афоризм  Снова и снова мы убеждаемся в том, что мужественное начало сильнее разрушающего и обывательского. То, что сделал человек во имя жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот, оно растет, укрепляется, все более утверждает и украшает жизнь на земле. «Безумству храбрых поем мы песню»!
*
Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения  Для чего же люди рискуют? Счастье риска заключено в победе. Над своими страхами. Над самим собой. Преодолевая себя, ты учишься быть настоящим человеком.
*
Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста  Отношение к Д.С.Лихачеву как к человеку высокой нравственности хорошо определил Даниил Гранин. «Я привык, что есть человек, по которому можно сверять свои поступки. Его присутствие мешало идти на сделки со своими слабостями. Он защищал нас от того злого, мстительного, циничного, что ежедневно порождало наше время».
*
Корректное возражение автору  Сложно не согласиться с автором текста М.Веллером, что риск ведет к счастью победы. Но где же проходит грань между самоотверженностью и безрассудством? Все- таки нельзя пренебрегать опасностью и принимать осторожность за трусость. Не всякому риску – слава. Не всякая жертва – подвиг.
*
Яркий пример, обобщающий рассуждение  Когда-то я читала сказку о жадном человек, мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Бог решил осчастливить глупца и выполнил его просьбу. Итог был страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли мы роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда не хочется, чтоб сказка стала былью. 
*
Алгоритм написания сочинения по русскому языку (С1)
1.Вступление2.Постановка проблемы3.Комментарий к поставленной проблеме4.Позиция автора5.Собственная позиция6.Аргумент 7.Литературный аргумент8.Заключение
(1) В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2) Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему : «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4) Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5) Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!» (6) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7) Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8) Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения. (11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13 ) От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14) Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу (15) По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. 16) Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17) Отец спросил, сколько осталось до райцентра (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил : «Какой я дурак!» (19) Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20) Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21) Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22) Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23) Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24) Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой. (25) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26) Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27) Он взял меня на руки и прижал к себе. (28) Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.(29) Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31) А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких. (32) ...Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (33) Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34) Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать. (По Н. Аксёновой)
*
*
Вступление
Почему мы не всегда понимаем наших родителей? Почему стыдимся проявления их глубоких чувств к нам?
Постановка проблемы
В своем тексте Н.Аксенова поднимает проблему непонимания детьми самоотверженной родительской любви.
Комментарий к поставленной проблеме
Проблема, затронутая автором, актуальна во все времена. Не зря ее относят к разряду «вечных». Трудны взаимоотношения родителей и детей, когда последние не понимают, а зачастую и не хотят понять и принять близких такими, какие они есть.
*
Позиция автора
Автор с горечью отмечает, что очень часто дети проявляют душевную черствость, даже жестокость по отношению к самым родным и любящим людям. Героиня текста ведет себя «подчёркнуто холодно» со своим отцом, стыдится его. Самого близкого человека называет «этот нелепый человек с красным носом», «клоун с дурацкой гармошкой». Героиня, жалея саму себя, вынуждена нести «тяжкий крест отцовской несуразности». Н.Аксенова считает, что без осознания ценности родительской любви невозможно достичь понимания.
*
Собственная позиция
Я полностью согласна с автором текста. Родители часто страдают от того, что мы отдаляемся от них, не доверяем свои мысли, обижаем невниманием. Осознание родительской самоотверженной любви приходит иногда слишком поздно, когда уже нельзя попросить прощения и улыбнуться в ответ. Это чувство раскаяния испытано героиней текста: «Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать». И дети выросшей героини рассказа с недоумением смотрят на нее, не понимая свою мать.
*
Аргумент
Память обычно сохраняет счастливые и радостные моменты жизни. Мне приятно вспоминать улыбающиеся лица своих родителей, думать об этом, писать. Но я знаю, что мой отец не забудет резких слов, которые я говорила ему много раз, я знаю, что моя мама остро переживает из-за перепадов моего настроения. Мои родители любят меня всем сердцем, терпеливо перенося трудности моего взросления.
*
Литературный аргумент
Проблема непростых взаимоотношений родителей и детей нашла свое отражение в литературе. Об этом писали и Л.Н.Толстой, и И.С.Тургенев, и А.С.Пушкин. Я же хочу обратиться к пьесе А.Вампилова «Старший сын», где автор показывает отношение детей к своему отцу. И сын, и дочь откровенно считают своего отца неудачником, чудаком, равнодушно относятся к его переживаниям и чувствам. Отец все молчаливо сносит, находит оправдания всем неблагодарным поступкам детей, просит их только об одном: не оставлять его одного. Главный герой пьесы видит, как на глазах разрушается чужая семья, и искренне пытается помочь добрейшему человеку- отцу. Его вмешательство помогает пережить тяжелый период в отношениях детей к близкому человеку. «Вы все – мои самые лучшие дети»,- растроганно говорит отец, обнимая и «старшего сына».
*
Заключение
Как важно вовремя сказать о своей любви к самым родным людям, как важно задержаться на миг, чтобы подарить улыбку маме, теплые слова папе… Мы должны относиться к своим родителям так, чтобы не жалеть и не раскаиваться, как героиня текста, когда будет поздно. Для этого недостаточно послушания и уважения, для этого необходима наша бескорыстная и самоотверженная любовь
*
Не забудьте сделать вывод из написанного вами, обязательно соотнеся его и с авторской позицией по поднятой им проблеме, и со своим собственным видением этого вопроса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как найти часть от целого и целое по его части"

Мультимедийная разработка урока к учебнику  "Математика 6 кл." А.А. Зубарева, А.Г. Мордкович.Урок изучения нового материала, все этапы урока отражены в презентации. Объяснение материала и решение...

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока "Соединение части вида с частью разреза на чертежах"

Цель урока: познакомить учащихся с правилами ГОСТа использования части вида и части соответствующего разреза, половины вида и половины разреза. Задачи: Закрепить изученный материал по теме "Разрезы". ...

Урок презентация в 5 классе по теме: "Задачи на нахождение части от числа и числа по его части".

В презентацию включены задачи на нахождение части от числа и числа по его части. Задачи даются парами, чтобы дети могли научиться отпределять к какому типу отнети задачу. Представлены различные способ...

"Формула длины окружности. Урок-практикум." (часть 1, часть 2, часть 3)

Презентация разбита на три части из-за невозможности сжать её до необходимого размера....