Активизация познавательного интереса на уроках русского языка через систему занимательных заданий
проект по русскому языку по теме
Характеристика данной технологии, ее достоинства дидактический материал по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya.docx | 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Активизация познавательного интереса на уроках русского языка и литературы
через систему занимательных заданий»
Выполнила:
Толстенко Марина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБУ школы №21
г.о. Тольятти.
Часть I. Пояснительная записка.
Цель проекта: показать значимость занимательных заданий по русскому языку в активизации познавательного интереса учащихся.
Задачи проекта:
1.охарактеризовать данную технологию;
2.показать ее преимущества;
3.предоставить дидактический материал.
Одной из главных задач процесса обучения в целом и методики русского языка в частности считаю активизацию познавательного интереса у учащихся на уроках путем применения различных форм, методов и приемов. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом.
Проблема активизации процесса обучения возникла с самого рождения методики русского языка как науки. Еще Ф.Буслаев в книге «О преподавании отечественного языка» писал: «Способ преподавания двоякий: или заставляют ученика самого доискиваться и находить то, чему хотят научить его, или же предмет преподаваемый дается ему готовый, без всякого с его стороны пытания. Первая метода называется гейристической, а вторая - историко-догматической...»
Первый метод, по Буслаеву, эвристический предполагает вызвать интерес к изучаемому предмету, активизирует познавательную деятельность.
Под интересом в методическом плане понимают «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке».
Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. По моему мнению, одна из главных задач учителя-предметника - изучить познавательный интерес, определить пути формирования интереса на уроках русского языка.
Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник заинтересован.
Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый учитель-предметник должен сначала заинтересовать учеников, суметь подать материал так, чтобы на уроке была активная, увлеченная обстановка. Что понимается под активностью?
Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы. Занимательные, творческие задания, стимулирующие у детей желание выразить себя – основа личностно – ориентированного обучения, подразумевающего индивидуальный подход, знание возрастной психологии ребенка. Любой трудный материал усваивается без особого труда, если при его изучении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению предмета. Занимательные истории, рассказы и сказки, кроссворды и таблицы развивают у детей наблюдательность, фантазию, смекалку, зрительную память, создают на уроке атмосферу увлеченности, взаимного доверия и живого общения. Разгадывание тайн превращений учит моих детей самостоятельно преодолевать трудности. Решения игровых заданий помогают учащимся в усвоении изученных правил. Это помогает учителю успешно осуществлять самореализацию каждого ученика в процессе учения. Задания занимательного характера обеспечивают повторение и закрепление материала по основным разделам грамматики, знакомство с важнейшими вопросами лексики, обогащение словарного запаса учащихся. Игры приходится чередовать, чтобы они не потеряли своей притягательности. В зависимости от конкретных дидактических целей и уровня подготовленности класса в ходе соответствующей игры мы выполняем грамматические задания либо в качестве самостоятельной работы, либо коллективной.
Часть II. Практическая часть.
Предлагаю несколько видов занимательных заданий и игр
по теме «Имя числительное» в 6 классе.
Задание 1. «Найдите спрятанные числительные».
Составляем предложения так, чтобы внутри слов были числительные, например: Прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно протри его влажной салфеткой. Укажите разряды числительных, просклоняйте одно из числительных.
Задание 2. Игра-соревнование «Кто быстрее».
Класс делится на 3 группы, каждая из которых придумывает и записывает слова с зашифрованными в них числительными. Выигрывает та группа, которая больше придумает слов. Например: смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100п, 100н.
Задание 3. Вспомните и назовите пословицы и поговорки, в которых употребляются числительные. Какие числительные наиболее употребительны в русском фольклоре? Укажите разряды числительных.
Например:
1.У него 7 пятниц на неделе.
2.У умной головы 100 рук.
3.Ум хорошо, а 2 лучше.
4.Семеро одного не ждут.
5.Знать, как свои пять пальцев.
6.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
7.Иди на все 4 стороны.
8. Раз отмерь, а 1 отрежь.
9.Лить слезы в 3 ручья.
10.Одного поля ягода.
11.Седьмая вода на киселе.
12.За 7 верст киселя хлебать.
13.7 бед – 1 ответ.
14. За семью печатями.
15. 1 с плошкой, семеро с ложкой.
Задание 4. Ролевая игра «На уроке математики».
Выходит пара учащихся, один записывает математический пример на сложение или вычитание, другой «превращает» цифры в слова, выделяя окончания и объясняя орфограммы.
Например: К 7.9 +0,033= ?
От 50,7 – 9,2 = ?
Задание 5. Выборочное письмо.
Из приведенных ниже слов выпишите только числительные, составьте с ними словосочетания.
.
Один, одинокий, одинаковый, первичный, первый, первостепенный, первенство. Два, дважды, двойка, двоякий, двое, двойной, удвоить, второй, вторично, вторник, второстепенный. Тройной, три, третий, тройка, трое, утроить. Четыре, четырёхзначный, четвёрка, четверть, четвероногий. Пятый, пятиминутка, пятерня, пяток, пятеро, пять. Шестёрка, шесть, шестиугольник, шестой, шестизначный, шестеро, шестерня. Семилетка, семь, семёрка, семеро. Восьмёрка, восемь, восьмилетка восьмой, восьмушка, восьмеро. Десяток, десять, десятибалльный, десять, десятеро. Сотня, сто, стоножка, сотый, сотенный, столетие, столетний, дюжина, оба, единица.
Задание 6. Образуйте порядковые числительные. Просклоняйте два любых, подобрав к ним существительные.
5000; 400; 90; 11; 18; 84; 1; 5; 1,5; 3,0087.
Задание 7. Прочитайте слова, найдите, какие числительные входят в их состав. Составьте с этими словами предложения.
Семилетка, восьмёрка, двойной, полуостров, одинаковый, девяностолетие, удесятерить, троекратный, четверг, миллионер, четвёртый, пятиэтажный, двуколка, одноклассник, сороконожка, четвероногий, пятерня, восьмушка, семерик, двадцатилетие, воссоединять, троекратно.
Задание 8. Составьте с одним и тем же числительным 6 различных предложений, чтобы эти числительные стояли в разных падежах. Задания одновременно могут выполнять столько человек, сколько будет слов. Используем взаимопроверку.
Четверо. Семь. Двенадцатый. Пятидесятый. Три пятых. Полтора. Сотый. Один. Одна вторая. Миллион. Трое. Сорок пятый. Оба. Нуль. Семеро.
Задание 9. Викторина.
1. Назовите числительные, которые пишутся с двойными согласными.
2. Какие числительные в одном из косвенных падежей пишутся с двумя и даже тремя ь?
- Назовите порядковые числительные с двумя удвоениями согласных.
- Запишите словосочетания в дательном, творительном и предложном падежах: 40 секунд, 90 километров, 1,5 килограмма, 8 апельсинов, 73 метра.
- Чем отличаются следующие предложения: В комнате сидело пять человек — В комнате сидело человек пять?
- Какие числительные обладают родовыми различиями?
- Какие порядковые числительные не являются родственными соответствующим им количественным числительным?
- Назовите, какое порядковое числительное склоняется особо, отлично от остальных.
- Какая известная народная загадка состоит из числительных в сочетании с глаголами? Задание 10. Домашнее задание. 1.Сделайте электронную презентацию имени числительного как части речи. 2.Напишите лингвистическую сказку о числительном. 3.Создайте книжку – малышку «Числительные в русском фольклоре». 4.Составьте кроссворды с числительными. 5. Составьте таблицу «Морфологические признаки числительного». 6. Составьте сравнительные схемы числительного, существительного, прилагательного. Вывод: занимательные задания являются ценным средством воспитания умственной активности детей, они активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Школьники охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Занимательные задания помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывают у учеников глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Часть III. Список используемой литературы. 1. А.Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку:/ Москва Просвещение, 2006 2. Ф.И. Буслаев. О преподавании отечественного языка:/ Москва.: Либроком, 2010 3. К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения: в 6 т./АПИ СССР. – М.: Педагогика, 1988 4. Интернет ресуры: 4.1. Активизация познавательной деятельности: / froifsk.edu.ru 4.2. Викепедия – свободная энциклопедия: / wikipedia.org 4.3. Развитие основных ЗУН: / festival.1september.ru 4.4. Развитие творческой деятельности на уроках русского языка и литературы: troitsk.edurm.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания
Учащиеся коррекционной школы слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы у...
Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания
Статья включает в себя разнообразные приемы работы с текстом для повышения интереса учащихся к предмету....
Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».
Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....
Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания
Методические материалы...
опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»
Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...
опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»
Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...
«Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм, направленных на реализацию обновленных ФГОС -2021»
Представление своего педагогического опыта на методическом семинаре....