Программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Программа по внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_zanimatelnaya_grammatika_5_klass.docx | 42.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с Малое Ибряйкино
муниципального района Похвистневский Самарской области
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
для учащихся 5 класса
Составитель программы:
учитель русского языка и литературы
Апанасова Татьяна Григорьевна
2013
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся 5 класса.Русский язык- язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке, содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему речеведческих понятий, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как конкурсы, КВН, игры, викторины и др.
Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.
На занятиях данного курса используются мультимедийные презентации, занимательные стихи, загадки, кроссворды, игры, пословицы и др., которые способствуют вовлечению обучащихся в творческий процесс, активизирует их познавательную активность, повышают работоспособность, влияют на качество успеваемости, развивают логическое и абстрактное мышление.Практические занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи обучающихся. Во время проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы.
Программа рассчитана на 34 часа.
Цель программы: способствовать прочному и сознательному усвоению изученного материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития, воспитывать интерес к предмету.
Задачи данной программы:
- обогащение словаря,
- развитие устной и письменной речи;
- активизация познавательных интересов;
- развитие творческих способностей и мышления.
Принципы, методы и формы реализации программы
Занятия внеурочной деятельности основываются на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности.
Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.
Основные методы и технологии:
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Формы проведения занятий:
- беседа;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию курса
К концу обучения учащиеся должны иметь представления об основных терминах и понятиях языкознания;
знать:
- основные лингвистические термины и понятия;
- происхождение некоторых слов и выражений;
- иметь представление о русском языке как системе;
уметь:
- правильно употреблять слова в речи;
- различать слова-паронимы, антонимы, синонимы, архаизмы, неологизмы и т.д;
- составлять предложения разных видов;
- вести наблюдения над явлениями языка;
- разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их, пользоваться различными словарями;
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;
- уважительное отношение к русскому языку;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и
чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- умение правильно задавать вопросы.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Организационное занятие | 1 | 1 | |
2. | Фонетика | 7 | 2 | 5 |
3. | Морфология | 20 | 5 | 15 |
4. | Лексика | 5 | 2 | 3 |
5. | Заключительное занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 11 | 23 |
Содержание программы
Раздел 1. Организационное занятие (1 час).
Великий, могучий, волшебный язык. Его роль в развитии личности.
Раздел 2. Фонетика (7 часов).
Изменение смысла слова с изменением звука. Звуки и буквы.
Двойные согласные.
Буквы е и ё. Буквы е и э
Глухие и звонкие согласные. Мягкие и твердые согласные.
Ударение.
Употребление ь и ъ.
Вопросы и задания по фонетике.
Раздел 3. Морфология (20 часов)
Состав слова. Образование слов. Родственные слова.
Правописание гласных, проверяемых ударением.
Правописание гласных, не проверяемых ударением.
Чередование гласных в корне.
Правописание о и ё после шипящих. Полногласные и неполногласные сочетания
корнях слов.
Беглые гласные. Чередование гласных в корне. Непроизносимые согласные.
Приставки. Сложные слова. Тайны словаря.
Полминутки для шутки.
Части речи. Имя существительное. Род имен существительных. Имена существительные общего рода. Существительные, употребляющиеся только во множественном числе. Склонение имен существительных. Родительный падеж существительных мужского рода с окончанием -у (-ю). Существительные 2-го и 3-го склонений с конечной шипящей. Несклоняемые имена существительные. Суффиксы имен существительных . Чайнворд «Имя существительное». Вопросы и задачи.
Имя прилагательное. Сравнительная степень прилагательных. Краткие прилагательные. Переход прилагательных в существительные. Суффиксы прилагательных. Чайнворд «Имя прилагательное». Вопросы и задачи.
Имя числительное. Количественные числительные. Порядковые числительные. «Родственники» числительного. Вопросы и задачи.
Местоимение. Вопросы и задания.
Глагол. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Виды глагола. Спряжение глаголов. Безличные глаголы. Словообразование глаголов. Вопросы и задания. Полминутки для шутки.
Причастие. Вопросы и задания.
Наречие. Вопросы и задания.
Знаете ли вы, что…
Раздел 4. Лексика (5 часов).
Многозначность слова. Омонимы. Омофоны. Омоформы. Омографы. Синонимы. Антонимы. Жизнь слова. Занятия по расширению словарного запаса учащихся. Игры в слова.
Раздел 5. Заключительное занятие (1 час).
Календарно-тематический план
№ | Раздел/темы | Характеристика деятельности учащихся, планируемые результаты | Дата | |
Предметные результаты (ЗУН) | Метапредметные результаты (УУД) | |||
1. | Организационное занятие | иметь представление о русском языке как системе | строить рассуждения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения. |
|
2. | Изменение смысла слова с изменением звука. Звуки и буквы. Двойные согласные.
| Знать: основные термины и понятия, связанные с фонетикой; о некоторых нормах русского языка - произносительных, словоупотребительных. Уметь: четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи. | интерес к изучению языка составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем осуществлять анализ и синтез строить рассуждения высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
|
3-4. | Буквы е и ё. Буквы е и э. Употребление ь и ъ. |
| ||
5. | Глухие и звонкие согласные. |
| ||
6. | Мягкие и твердые согласные. |
| ||
7. | Ударение. |
| ||
8. | Вопросы и задания по фонетике. |
| ||
9. | Состав слова. Образование слов. Родственные слова. | Знать основные термины и понятия, связанные с морфологией, орфографией; отличительные признаки основных языковых единиц;
Уметь: пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями | работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; |
|
10. | Правописание гласных, проверяемых ударением. |
| ||
11. | Правописание гласных, не проверяемых ударением. |
| ||
12. | Чередование гласных в корне. |
| ||
13. | Правописание о и ё после шипящих. |
| ||
14-15. | Полногласные и неполногласные сочетания корнях слов. Беглые гласные. Чередование гласных в корне. |
| ||
16. | Непроизносимые согласные. |
| ||
17. | Приставки. Сложные слова. Тайны словаря. |
| ||
18. | Полминутки для шутки. |
| ||
19-21. | Части речи. Имя существительное. Род имен существительных. Имена существительные общего рода. Существительные, употребляющиеся только во множественном числе. Склонение имен существительных. Родительный падеж существительных мужского рода с окончанием -у (-ю). Существительные 2-го и 3-го склонений с конечной шипящей. Несклоняемые имена существительные. Суффиксы имен существительных. Чайнворд «Имя существительное». Вопросы и задачи. |
| ||
22. | Имя прилагательное. Сравнительная степень прилагательных. Краткие прилагательные . Переход прилагательных в существительные. Суффиксы прилагательных. Чайнворд «Имя прилагательное». Вопросы и задачи. |
| ||
23. | Имя числительное. Количественные числительные. Порядковые числительные. «Родственники» числительного. Вопросы и задачи. |
| ||
24. | Местоимение. Вопросы и задания. |
| ||
25-26. | Глагол. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Виды глагола. Спряжение глаголов. Безличные глаголы. Словообразование глаголов. Вопросы и задания. Полминутки для шутки. |
| ||
27. | Причастие. Вопросы и задания. |
| ||
28. | Наречие. Вопросы и задания. Знаете ли вы, что… |
| ||
IV. Лексика (5 ч). | ||||
29-31. | Многозначность слова. Омонимы. Омофоны. Омоформы. Омографы. Синонимы. Антонимы. | знать: происхождение некоторых слов и выражений; иметь представление о русском языке как системе, о лексике; уметь: правильно употреблять слова в речи; различать слова-паронимы, антонимы, синонимы, архаизмы, неологизмы и т.д; составлять предложения разных видов; вести наблюдения над явлениями языка; разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их, пользоваться различными словарями; | в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
строить рассуждения;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
задавать вопросы |
|
32. | Жизнь слова. Занятия по расширению словарного запаса учащихся. |
| ||
33. | Игры в слова. |
| ||
V. Заключительное занятие (5 ч). | ||||
34. | Заключительное занятие | знать: отличительные признаки основных языковых единиц; основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией; уметь: пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями | владеть монологической и диалогической формами речи;
задавать вопросы |
|
Использованный учебно-методический комплекс
1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012.
2. Вартаньян, Э.А. Путешествие в слово.– М.: «Просвещение», 1987.
3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
4. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
5. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
6. Занимательная грамматика/Составитель Е.Г.Бурлака, И.Н. Прокопенко. – Донецк: ПКФ «БАО», 1987.
7. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.
8. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.
9. Панов, Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980.
10. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
11. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
12. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
13. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
14. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Программа по внеурочной деятельности 7 класс
Программа кружка «Задачи прикладной направленности» 7 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Программа кружка внеурочной деятельности "Грамматика на пять"
Рабочая программа «Грамматика на пять » для 7 класса составлена на основе- федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, - ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамматика сегодня» для 7а класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамматика сегодня»для 7а класса...