Урок русского языка в 8 классе "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Конспект урока с презентацией, рабочим листом для учащихся и тестом для учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse_obrashchenie.zip | 480.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе
«Обращение и знаки препинания при нем»
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Материальное обеспечение:
презентация; раздаточный материал.
Время проведения урока: 45 минут.
Цели урока: (Называют ученики)
познавательные: а) расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём; б) провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков; в) расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры; г) провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями; д) обратиться к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение.
воспитательные: воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов; развивать логическое мышление; развивать языковое чутьё, способность чувствовать красоту языка; развивать умение работать в команде.
Ход урока
Слайд 1 Тема сегодняшнего урока «Обращение и знаки препинания при нём.
Слайд 2 Каковы цели нашего урока? (Называют ученики)
Слайд 3, 4, 5 Работа с текстом. Подготовка к ГИА и ЕГЭ (Приложение №1)
Слайд 6
Задание № 1 (раб. лист) для самостоятельной (индивидуальной) работы:
- расставьте недостающие знаки препинания, пропущенные буквы;
- в роли каких членов предложения выступает слово Россия;
- в каком предложении это слово не является членом предложения, почему?
1) В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, и бескрайние леса.
2) Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина-Россия.
3) Люблю твою, Россия, старину.
4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.
5)Тебя, как первую любовь, Россия, сердце не забудет.
- Какие знания вам были необходимы для решения этой познавательной задачи?
(Учащиеся называют виды пунктограмм, встретившихся им в работе)
- Какие слова требовали особого внимания для определения их синтаксической роли?
- Почему?
(Они выступают в роли сказуемого, подлежащего, дополнения и обращения.)
- Прочитайте предложения с обращением.
- Прочитайте предложения, в которых эти же слова являются сказуемым , подлежащим, дополнением ) Слайд 7
Слайд 8 Устный опрос
- Что такое обращение?
- В какой форме выражается обращение?
- С какой интонацией оно произносится?
- Какие обращения мы называем распространенными?
- Могут ли быть обращением неодушевленные предметы?
- Какое обращение называется риторическим?
- Назовите функции обращения?
Слайд 9 Задание исследовательского характера
Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере:
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?».
Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе…
Слайд 10 Сравните более древний текст: Пойди, княже, с нами.( «Повесть временных лет»)
Слайд 11 Князь-княже; старик-старче-во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Во многих языках отказались от звательного падежа, не только в русском. Тем не менее, знать о его существовании полезно. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском.
Слайд 12 Выполнение задания № 2 (раб. лист).
Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены) (взаимопроверка)
1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.
2. Я вернусь к тебе Россия.
3. С чего начинается Родина?
4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.
6. Любимый город может спать спокойно.
7. Утоли мою жажду каплей росы.
8. Жизнь моя ничуть не стала тише…
9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.
10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!
Составьте схемы предложений у доски
Слайд 13 Проверка
1.Я вернусь к тебе, Россия.
4.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
9. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая.
10.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье!
Схемы: [ …, О].
[О, … ].
[ …, О].
[ …, О, … ].
Слайд 14 Проверка выполнения задания.
-В каких случаях обращение только называет предмет (лицо) (1,4), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку (9,10)?
- Каким образом передаётся авторское отношение через обращение? (друж.тон)
-Какие из выписанных предложений относятся к поэтическому тексту (1,4), какие служат для выражения отношения пищущего к адресату (9,10)?
Обращение может находиться в начале, середине, в конце предложения. А еще обращение может разрываться другими членами предложения. Речь идет о разорванном обращении.
Слайд 15
1.Разорванное обращение.
«Откуда, умная, бредешь ты, голова? (Крылов. «ЛИСИЦА И ОСЕЛ»)
2.Личные местоимения ты и вы могут выступать в роли обращения ,например:
- Эй, вы! Прекращайте скорее! (Достоевский);
– Тише, ты! – крикнула Феня (Антонов).
Проверка домашнего задания.
Дома вы распространяли обращения. Зачитайте полученные предложения. В каких предложениях официальное обращение, а в каких теплые, дружеские?
Слайд 16 Задание № 3 (раб.лист)
Прочитайте письмо А.С.Пушкина, найдите обращения, расставьте знаки препинания:
Божественная княгиня кланяюсь Вам от всего сердца. От всего сердца божественная княгиня кланяюсь Вам. Княгиня кланяюсь Вам божество моего сердца.
Слайд 17
- Что Вы можете сказать об отношении поэта к адресату письма?
Вы, наверное, почувствовали, что Пушкина с адресатом дружеские отношения. Он не обращается к ней официально: милостивая государыня или уважаемая княгиня, а к титулу княгиня добавляет эпитет божественная (прекрасная, несравненная), а в конце письма называет княгиню божеством, т.е. предметом поклонения. Так обращаться можно только к близкому человеку.
- Как вы думаете, это письмо серьезное или шутливое?
(Конечно, шутливое. В нем собственно нет никакого содержания. Трижды повторяется приветственная фраза. Это коротенькая дружеская весточка, которая должна была вызвать улыбку.) Адресат пушкинского письма – Вера Федоровна Вяземская, Пушкин дружил с семьей поэта Вяземского. Вере Федоровне и серьезные письма, в которых делился невзгодами, рассказывал о своих переживаниях. Тогда и обращения были иными: дорогая княгиня, добрейшая княгиня Вера.
Слайд 18Этикетные обращения.
- Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость.
Сравните:
- Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Н.Гоголь.);
- Прощай, ваше благородие!(А. Пушкин)
- Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко)
- Платить, дядя, надо, - тихо сказал кондуктор
- Давайте прочтем о русских стандартах вежливого обращения (Приложение № 2 Русские стандарты вежливого обрашения)
Слайд 19 Жизнь обращений сегодня.
Проблемная ситуация .
- Как бы обратитесь к незнакомому человеку с просьбой указать дорогу к школе?
- Отсутствие стандартов вежливого обращения-это недостаток нашего языка или его достоинство?
Слайд 20
- Назовите обращение;
Слайд 21
- Как называется такое обращение (распространенное, риторическое)
Подведение итогов урока.
V. Рефлексия.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Какие задания вызвали затруднения? Какие показались интересными?
- Тест Задание № 4 (раб.лист)
Домашнее задание:
1. выписать из пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" 2 предложения с обращениями
1-вариант из 1,2 действий,
2-вариант из 3,4,5 действий;
2. Сочинить распространенное обращение к кому-либо или чему-либо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...