Урок русского языка в 8 классе "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Фаизова Маргарита Рифовна

Конспект урока с презентацией, рабочим листом для учащихся и тестом для учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse_obrashchenie.zip480.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 8 классе

«Обращение и знаки препинания при нем»

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Материальное обеспечение:

презентация;  раздаточный материал.

Время проведения урока: 45 минут.

Цели урока: (Называют ученики)

познавательные: а) расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при  нём;  б)  провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков;    в)  расширить  знания о речевом этикете и повышении  речевой культуры;    г) провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями;   д) обратиться  к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение.

воспитательные: воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

 развивающие: развивать критическое мышление через чтение        информационного и художественного текстов; развивать логическое мышление; развивать языковое чутьё, способность чувствовать красоту языка; развивать умение работать в команде.

Ход урока

Слайд 1 Тема сегодняшнего урока «Обращение и знаки препинания при нём.

Слайд 2 Каковы цели нашего урока? (Называют ученики)

Слайд 3, 4, 5 Работа с текстом. Подготовка к ГИА и ЕГЭ (Приложение №1)

Слайд 6

Задание № 1 (раб. лист) для самостоятельной (индивидуальной) работы:

  1.  расставьте  недостающие знаки препинания, пропущенные буквы;
  2. в роли каких членов предложения выступает слово Россия;
  3. в каком предложении это слово не является членом предложения, почему?

1) В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, и бескрайние леса.

2) Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова,  Крамского и Левитана, Серова и Шишкина-Россия.  

3) Люблю твою, Россия, старину.

4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.

5)Тебя, как первую любовь, Россия, сердце не забудет.

- Какие знания вам были необходимы для решения этой познавательной задачи?

(Учащиеся называют виды пунктограмм, встретившихся им в работе)

- Какие слова требовали особого внимания для определения их синтаксической роли?

- Почему?

(Они выступают в роли  сказуемого, подлежащего, дополнения и обращения.)

- Прочитайте предложения с обращением.

- Прочитайте предложения, в которых эти же слова являются  сказуемым , подлежащим,  дополнением ) Слайд 7

Слайд 8 Устный опрос

- Что такое обращение?

- В какой форме выражается обращение?

- С какой интонацией оно произносится?

- Какие обращения мы называем распространенными?

- Могут ли быть обращением неодушевленные предметы?

- Какое обращение называется риторическим?

- Назовите функции обращения?

Слайд 9 Задание исследовательского характера

Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере:

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?».

Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж.  А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе…

Слайд 10 Сравните более древний текст: Пойди, княже, с нами.( «Повесть временных лет»)

Слайд 11 Князь-княже; старик-старче-во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Во многих языках отказались от  звательного падежа, не только в русском. Тем не менее, знать о его существовании полезно. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском.

Слайд 12 Выполнение задания № 2 (раб. лист).

Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены) (взаимопроверка)

1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

     2. Я вернусь к тебе Россия.

     3. С чего начинается Родина?

     4.Мой друг  Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

     5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.

     6. Любимый город может спать спокойно.

     7. Утоли мою жажду каплей росы.

     8. Жизнь моя ничуть не стала тише…

     9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

    10.Прости мне милый друг  двухлетнее молчанье!

Составьте схемы предложений у доски

Слайд 13 Проверка

1.Я вернусь к тебе, Россия.

    4.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

    9. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая.

   10.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье!

Схемы: [ …, О].

                [О, … ].

                   [ …, О].

                  [ …, О, … ].

Слайд 14 Проверка выполнения задания.

-В каких случаях обращение только называет предмет (лицо) (1,4), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку (9,10)?

- Каким образом передаётся авторское отношение через обращение? (друж.тон)

-Какие из выписанных предложений относятся  к поэтическому тексту (1,4), какие служат для выражения отношения пищущего к адресату (9,10)?

Обращение может находиться в начале, середине, в конце предложения. А еще обращение может разрываться другими членами предложения. Речь идет о разорванном обращении.

Слайд 15

1.Разорванное обращение.

«Откуда, умная, бредешь ты, голова? (Крылов. «ЛИСИЦА И ОСЕЛ»)

2.Личные местоимения ты и вы могут выступать  в роли обращения ,например:

- Эй, вы! Прекращайте скорее! (Достоевский);

– Тише, ты! – крикнула Феня (Антонов).

Проверка домашнего задания.

Дома вы распространяли обращения. Зачитайте полученные предложения. В каких предложениях официальное обращение, а в каких теплые, дружеские?

Слайд 16  Задание № 3 (раб.лист)

Прочитайте письмо А.С.Пушкина, найдите обращения, расставьте знаки препинания:

Божественная княгиня кланяюсь Вам от всего сердца. От всего сердца божественная княгиня кланяюсь Вам. Княгиня кланяюсь Вам божество моего сердца.

Слайд 17

- Что Вы можете сказать об отношении поэта к адресату письма?

Вы, наверное, почувствовали, что Пушкина  с адресатом дружеские отношения. Он не обращается к ней официально: милостивая государыня или уважаемая княгиня, а к титулу княгиня добавляет эпитет божественная (прекрасная, несравненная), а в конце письма называет княгиню божеством, т.е. предметом поклонения. Так обращаться можно только к близкому человеку.

- Как вы думаете, это письмо серьезное или шутливое?

        (Конечно, шутливое. В нем собственно нет никакого содержания. Трижды повторяется приветственная фраза. Это коротенькая дружеская весточка, которая должна была вызвать улыбку.) Адресат пушкинского письма – Вера Федоровна Вяземская, Пушкин дружил с семьей поэта Вяземского. Вере Федоровне и серьезные письма, в которых делился невзгодами, рассказывал о своих переживаниях. Тогда и обращения были иными: дорогая княгиня, добрейшая княгиня Вера.

Слайд 18Этикетные обращения.

- Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость.

Сравните:

- Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Н.Гоголь.);

- Прощай, ваше благородие!(А. Пушкин)  

-  Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко)

-  Платить, дядя, надо, - тихо сказал кондуктор

- Давайте прочтем о русских стандартах вежливого обращения (Приложение № 2  Русские стандарты вежливого обрашения)

Слайд 19 Жизнь обращений сегодня.

Проблемная ситуация .

- Как бы  обратитесь  к незнакомому человеку с просьбой указать дорогу к школе?

- Отсутствие стандартов вежливого обращения-это недостаток нашего языка или его достоинство?

Слайд 20

- Назовите обращение;

Слайд 21

- Как называется такое обращение (распространенное, риторическое)

Подведение итогов урока. 

V. Рефлексия.

  1. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
  2. Какие задания вызвали затруднения? Какие  показались интересными?
  3. Тест Задание № 4 (раб.лист)

           

Домашнее задание:
1. выписать из пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" 2 предложения с обращениями

1-вариант из 1,2 действий,

2-вариант из 3,4,5 действий;

        2. Сочинить распространенное обращение к кому-либо или чему-либо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...