Орфографические минутки
учебно-методический материал (русский язык, 5 класс) на тему
Очень сложно выработать у детей орфографическую зоркость. Для закрепления правил правописания необходимо множество повторений их применения на письме. С этой целью на уроках русского языка я много лет использую «Перфокарты». Этот метод предложила Г.Богданова, она и дала образцы "перфокарт" в своей методичке для 5-го класса(к сожалению,не могу точно указать года издания книги,т.к. ею уже давно не пользуюсь).На основе примера я разработала «перфокарты» практически к каждой теме по орфографии. Часть из них публикую на сайте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Перфокарты" для развития орфографической зоркости | 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфографические минутки
Перфокарты
Очень сложно выработать у детей орфографическую зоркость. Для закрепления правил правописания необходимо множество повторений их применения на письме. С этой целью на уроках русского языка я много лет использую «Перфокарты». Этот метод предложила Г.Богданова, она и дала образцы перфокарт в своей методичке для 5-го класса(к сожалению,не могу точно указать года издания книги,т.к. ею уже давно не пользуюсь).На основе примера я разработала «перфокарты» практически к каждой теме по орфографии.
Применять «перфокарты» можно таким образом. В начале урока диктую слова (по три в каждой строчке). Ученики пишут только орфограммы , которые проверяются по теме перфокарты. Ответ на первую перфокарту будет выглядеть так:
- о о а
- о а о
- о о о
- о а о
- о а а
- о о о
- о о о
- а а о
Затем организуется взаимопроверка под диктовку ответов учителем (можно проверять по ответам на доске или на экране). Затратив около пяти минут, мы можем проверить знания по теме у всего класса и закрепить навыки применения правил правописания на письме. Этот метод доказал свою эффективность: грамотность учащихся заметно повышается при его регулярном применении.
1. Безударные проверяемые гласные в корне слова
о-а
1.лосиный | насолить | разварить | 1.болезнь | роптать | хлопоты | |||||||
2.переломить | опалить | копна | 2.ворсистый | заграждение | кормить | |||||||
3.босой | молить | корпусной | 3.застрочить | укоротить | полоть | |||||||
4.локтевой | наградной | полосатый | 4.выпарка | золотить | очаровать | |||||||
5.грозить | подмастерье | оправдать | 5.полоскать | ромбический | упростить | |||||||
6.коренья | обновление | сорить | 6.молодой | расхватать | хвастун | |||||||
7.короткий | молотить | тропа | 7.борода | хвостатый | копировать | |||||||
8.трава | убавлять | больной | 8.опоясать | старожил | обрамление | |||||||
2. Мягкий знак на конце имён существительных (есть ь-+,нет- -) | ||||||||||||
1.горечь | ералаш | кулич | 1.палач | стриж | дочь | |||||||
2.мелочь | около дач | калач | 2.муляж | тушь( для ресниц) | гуашь | |||||||
3.уж | фальшь | помощь | 3.трубач | дичь | нет туч | |||||||
4.брошь | вояж | глушь | 4.корж | мышь | меч | |||||||
5.печь | сокровищ | задач | 5.ложь | смерч | нож | |||||||
6.ковш | встреч | неудач | 6.нет рощ | ключ | грач | |||||||
7.течь | товарищ | речь | 7.сушь | много куч | луч | |||||||
8.силач | мяч | тишь | 8.пляж | шантаж | малыш | |||||||
3. Чередующиеся е/и в корне слова | ||||||||||||
1.блистать | замирать | настелить | 1.замирать | блестеть | прибирать | |||||||
2.обжигание | опереться | стереть | 2.замереть | запирать | растереть | |||||||
3.постелить | пробираться | простираться | 3.блещу | застелить | блистать | |||||||
4.запереть | настилать | обсчитать | 4.расстелить | соберу | блистательный | |||||||
5.отмереть | прижигать | протирание | 5.устилать | собираю | сдираю | |||||||
6.рассчитывать | блестеть | выжигание | 6.проблески | поджигать | сдерёт | |||||||
7.соберу | рассчитать | задирать | 7.протирать | запереть | вытереть | |||||||
8.блистать | отблеск | собирать | 8.настирать | удирать | блещут |
4. Гласные после шипящих в корнях слов
ё/о
11. Суффиксы причастий
(-ащ- /ящ- - -ущ-/-ющ-) (-ем---им-)
1.строящий | дышащий | тающий | 1.рекомендуемый | уничтожаемый | лелеемый | |||||||
2.охраняющий | ненавидящий | режущий | 2.преодолеваемый | исследуемый | уносимый | |||||||
3.дремлющий | смеющийся | веющий | 3.увлекаемый | рисуемый | видимый | |||||||
4.прячущийся | скачущий | реющий | 4.объявляемый | насаждаемый | гонимый | |||||||
5.колющийся | хлещущий | держащий | 5.ободряемый | слышимый | значимый | |||||||
6.борющийся | пенящийся | поющий | 6.прерываемый | собираемый | любимый | |||||||
7.расстилающийся | хвалящийся | роющий | 7.продвигаемый | приводимый | оберегаемый | |||||||
8.плачущий | маячащий | плещущий | 8.выплескиваемый | терпимый | стираемый | |||||||
12.Чередование а/о в корне слова рос-/раст-/ращ- гар-/гор-,зар-/зор-,кас-/кос_ (а/о) (а/о) | ||||||||||||
1.расти | выросла | вырастить | 1.гореть | загар | угореть | |||||||
2.отрасти | отрасль | росли | 2.прикосновение | пригореть | угар | |||||||
3.заросла | росток | вырос | 3.касаться | догорающий | заря | |||||||
4.вырастать | растение | оброс | 4.касательно | разгореться | сгорят | |||||||
5.выращенный | водоросли | возраст | 5.сгорают | касание | гарь | |||||||
6.приращение | взрастить | подрасти | 6.зоренька | выгореть | загореть | |||||||
7.нарастить | обрастать | заросли | 7.коснуться | угоревший | заря | |||||||
8.разросся | поросль | врасти | 8.горящий | озарил | зорька |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орфографические минутки
Презентация к урокам русского языка для 5-9 классов...
Орфографическое списывание – источник орфографической грамотности учащихся.
В этой статье говорится о роли орфографического чтения и списывния, его важности при обучении школьников и пополнения их словарного запаса....
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
Тренажер "Орфографическая минутка" 5 класс
Проверка знаний словарных слов в 5 кл....
Приставки пре- и при- ( орфографическая минутка в 6 классе )
Данный вид работы помогает усвоить правила написания приставок пре- и при на письме....
Тренажер "Орфографическая минутка" 5 класс
Проверка знаний словарных слов в 5 кл....