Элективные курсы « Подготовка учащихся 9 классов к сдаче ГИА по русскому языку»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Воробьева Оксана Сергеевна

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 9 классе новой формы, частями которой задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пере­смотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9 классов. Ос­тавшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности.

Наша задача сегодня – разобраться в причинах неуспехов школьников, выде­лить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и ли­тературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хо­рошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 83190_fak_gia1.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа №1»

Петушинского района Владимирской области

Элективные курсы « Подготовка учащихся 9 классов к сдаче ГИА по русскому языку»

Разработала: учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 Г.Покров,

 Петушинский район, Владимирская область

Воробьева Оксана Сергеевна

2011г.

Покров

Пояснительная записка

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 9 классе новой формы, частями которой задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9 классов. Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности.

Наша задача сегодня – разобраться в причинах неуспехов школьников, выделить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и литературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.

Данный элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного  образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.

Достаточно высокая степень научности (опора на вузовские учебники, специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания.

Кроме этого элективный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.

 

Цель курса:

обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.

Задачи курса:

 - формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

 - формировать умения обучающихся ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию;

- обучение созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.

- расширить навыки самостоятельной работы;

 - развивать навыки работы со справочной литературой;

- формировать навыки исследовательской работы;

 - учить самоанализу, применять знания в практической деятельности.

 В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать его смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
  • четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
  • выполнять различные  типы тестовых заданий;
  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  • писать сочинения части С
  • сокращать текст изложения

Курс составляет 35 часов в год, состоит из трех частей.  1 часть «Сжатое изложение», 2 часть «Сочинение – рассуждение», 3 часть «Тестовые задания части А и В».

Программа носит примерный характер, каждый тематический блок может использоваться, расширяться и углубляться с учетом интересов обучающихся.

тематическое планирование

ЭЛЕКТИВНОГО  курса

«Подготовка   к ГИА по русскому языку».

9 класс

(35 часов)

Тема занятия

Форма занятий

Виды деятельности

Структура экзаменационной работы в формате ГИА.

Мини-лекция, практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом.

Мини-лекция, практикум

Работа в группах.

Часть 1

Задание С1. Сжатое изложение.

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста.

Задание С1. Сжатое изложение.

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста.

Задание С1. Сжатое изложение.

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста.

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста.

Задание С1. Выбор приемов сжатия.

Практикум, изложение

Создание текста, оценивание

Часть 2

Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Презентация,

практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.1. Учимся формулировать тезис.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.1. Учимся аргументировать.

Презентация, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.2.  Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

Презентация, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Практикум

Самостоятельная работа

Задание С2.2. Учимся аргументировать.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Практикум

Самостоятельная работа

Фактические ошибки

Презентация,

практикум

Работа с тестом

Речевые ошибки

Презентация,

Практикум

Работа с тестом

Грамматические ошибки

Презентация,

Практикум

Работа с тестом

Часть 3

Понимание текста. Задание А1.

Презентация,

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Лексическое значение слова. Задание А2.

Презентация,

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Выразительные средства. Задание А3.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Фонетика. Задание А4.

Практикум

Презентация

Работа с тестом

заполнение бланков

Правописание корней. Задание А5.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Правописание приставок. Задание А6.

Практикум

Презентация

Работа с тестом,

заполнение бланков

Правописание суффиксов. Задание А7.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Синонимы. Задание В1

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Словосочетание. Задание В2.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Грамматическая основа предложения. Задание В3.

Сложноподчиненное предложение.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Предложения с обособленными членами. Задание В4.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание В5.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание В7.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание В7.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Сложные предложения с различными видами связи. Задания В8.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Сложные бессоюзные предложения. Задание В9.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Диагностическая работа в форме ГИА

Программа элективного курса

«Подготовка к ГИА по русскому языку»

  1. Структура экзаменационной работы в формате ГИА.

 Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2012. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

  1. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом.

Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

  1. Задание С1. Сжатое изложение.

Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

4.Задание С1. Сжатое изложение.

      Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма                                            ИСКЛЮЧЕНИЕ.

5.Задание С1. Сжатое изложение.

 Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

6. Задание С1. Сжатое изложение.

 Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

7. Задание С1. Выбор приемов сжатия.

Написание изложения.

8.Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему.

 Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.

9.Задание С2.1. Учимся формулировать тезис.

 Понятие тезиса. Этапы выделения тезиса.

10.Задание С2.1. Учимся аргументировать.

Понятие аргументов. Виды аргументов.

11.Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Варианты выводов в сочинении.

 12.Задание С2.2.  Сочинение-рассуждение по тексту.

 Критерии оценивания. Структура  сочинения-рассуждения по тексту.

13.Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Примеры тезисов сочинения.

14.Задание С2.2. Учимся аргументировать.

Виды аргументов.

15.Задание С2.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Варианты выводов в сочинении.

16.Фактические ошибки

Виды фактических ошибок.

17.Речевые ошибки

Виды речевых ошибок.

18.Грамматические ошибки

Виды грамматических ошибок.

19.Понимание текста. Задание А1.

Работа с текстами разных стилей. Понятие стиля и типа речи.

20.Лексическое значение слова. Задание А2.

Понятие лексики. Прямое и переносное значение слова.

21.Выразительные средства. Задание А3.

Тропы и фигуры речи. Метафора. Антитеза. Синекдоха. Олицетворение. Сравнение.

22.Фонетика. Задание А4.

Понятие фонетики. Звуки речи. Гласные. Согласные. Характеристика звуков речи.

23.Правописание корней. Задание А5.

Правописание корней с чередованием, с безударной гласной в корне слова.

24.Правописание приставок. Задание А6.

Правописание приставок пре и при, приставок на звонкие и глухие согласные, неизменяемых на письме.

25.Правописание суффиксов. Задание А7.

Правописание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий, прилагательных, существительных, наречий.

26. Синонимы. Задание В1.

Понятие синонимии. Нейтральные синонимы.

27. Словосочетание. Задание В2.

Понятие словосочетания. Виды словосочетаний. Типы связи в словосочетании. Согласование. Управление. Примыкание.

28. Грамматическая основа предложения. Задание В3, В6.

Понятие грамматической основы. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого.

29. Предложения с обособленными членами. Задание В4

Понятие обособления. Обособление определений, обстоятельств, приложений.

30. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание В5.

Знаки препинания при обращениях, вводных словах и предложениях, вставных конструкциях.

31. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание В7.

Понятие ССП. Сочинительные союзы. Отличие простых предложений с однородными членами от ССП. Пунктуация в простом и сложном предложении.

32. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание В7

 Понятие СПП. Средства подчинения. Типы придаточных. Пунктуация в СПП.

33. Сложные предложения с различными видами связи. Задание В8.

Виды связи в СПП. Однородное подчинение, параллельное подчинение, смешанное подчинение.

34. Сложные бессоюзные предложения. Задание В9.

Понятие БСП. Знаки препинания в БСП.

35.Диагностическая работа в форме ГИА

Литература

  1. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. М.: АСТ, Астрель, 2011 г.
  2. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2011 г.
  3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2010 г.
  4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. М.: Эксмо, 2011 г.
  5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. М.: Экзамен.
  6.  Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
  7. Работы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Потенциал художественного слова в подготовке школьников к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку

На уроках подготовки к ЕГЭ гораздо полезнее анализировать высокохудожественные тексты настоящих мастеров слова, нежели дидактическую подборку. В данной статье дан пример отработки заданий В3 и В8 на м...

Доклад на тему «Особенности организации подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку»

Доклад представляет собой опыт работы учителя русского языка при подготовке к Государственной итоговой аттестации в 9 классе...

Доклад«Особенности организации подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку»

Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку...