Потенциал художественного слова в подготовке школьников к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Мочульская Анна Владимировна

На уроках подготовки к ЕГЭ гораздо полезнее анализировать высокохудожественные тексты настоящих мастеров слова, нежели дидактическую подборку. В данной статье дан пример отработки заданий В3 и В8 на материале рассказов А. В. Костюнина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Потенциал художественного слова в подготовке школьников

 к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку

Введение

        Как показывает практика и свидетельствуют педагоги, наибольшие сложности у старшеклассников вызывают задания части В, требующие знания ряда грамматических категорий и умения находить их в заданном фрагменте текста. Полагаю, что причина трудностей кроется в недостаточной сформированности у большинства школьников навыков лингвистического анализа художественного текста. Чтобы повысить уровень подготовленности в указанной сфере, я разработала для своих учеников систему упражнений, направленных на оттачивание исследовательского навыка и выработку лингвистической зоркости.

        Основой эффективности предлагаемой системы, на мой взгляд, являются следующие два фактора: постепенное усложнение заданий и высокий художественный уровень анализируемых текстов. Если произведение по-настоящему интересно, многогранно, талантливо, оно не оставит ребенка равнодушным и побудит его добиваться успеха. Дидактический текст с определенным количеством обособленных согласованных распространенных определений или слов, образованных приставочно-суффиксальным способом, такого воздействия не оказывает.

        Произведения А. В. Костюнина помогли подготовить благодатную почву для взращивания языковых способностей моих учеников. Предлагаю познакомиться с фрагментом моего пособия, представляющим варианты анализа текстов при выполнении заданий В3 и В8.

ЗАДАНИЕ В3

        Задание В3 проверяет умение видеть структуру словосочетания и определять тип подчинительной связи слов в словосочетании. Формулироваться оно может следующим образом:

укажите тип связи в словосочетании ЭТОГО ДОМА (предложение 18);

из предложения 25 выпишите подчинительное словосочетание со связью управление.

Чтобы правильно выполнить задание, нужно знать строение словосочетания, уметь вычленять его из предложения, знать типы подчинительной связи слов в словосочетании и уметь определять способ связи слов в конкретном словосочетании.

        Напомню, что словосочетание – это сочетание двух или более слов, связанных по смыслу и грамматически. В подчинительном словосочетании всегда есть главное и зависимое слово. В зависимости от того, каким способом связаны эти слова, выделяют три типа подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Дадим краткую характеристику этим типам подчинительной связи.

Тип связи слов в словосочетании

Способ выражения связи

Части речи, которыми может быть выражено главное слово

Части речи, которыми может быть выражено зависимое слово

Согласование

Грамматический (главное и зависимое слово согласуются во всех формах: роде, числе, падеже)

имя существительное, местоимение-существительное, количественное числительное

Имя прилагательное (в полной форме), причастие (в полной форме), местоимение-прилагательное, порядковое числительное

Управление

Грамматический (зависимое слово стоит в косвенном падеже)

Глагол, причастие, деепричастие, имя существительное, имя прилагательное

Имя существительное, местоимение-существительное, количественное числительное

Примыкание

Смысловой (зависимое слово – неизменяемая часть речи, поэтому грамматическая связь отсутствует)

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, причастие, деепричастие, наречие

Деепричастие, наречие, инфинитив

Следует помнить, что грамматическая основа не является словосочетанием!

        Чтобы определить тип связи слов в заданном словосочетании, следует:

найти главное и зависимое слово;

выявить их частеречную принадлежность;

обозначить способ выражения связи (грамматический или смысловой);

сделать вывод о типе связи слов в словосочетании.

Образец разбора словосочетания.

В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЭТОГО ДОМА (предложение 18).

(18)Все жильцы этого дома были личностями уникальными.

Главное слово в этом словосочетании – существительное дома, зависимое – местоимение этого (дома (какого?) этого). Зависимое слово является местоимением-прилагательным, поскольку отвечает на вопрос какого? и указывает на признак, не называя его. Зависимое слово согласуется с главным во всех формах: Р. п., ед. ч., м. р. Следовательно, это тип связи согласование.

Чтобы успешно справиться со вторым вариантом постановки вопроса – поиском в предложении словосочетания заданного типа, - необходимо выполнить следующие действия:

выделить в предложении грамматическую основу;

выписать из предложения все возможные словосочетания:

вначале те, в которых главное слово – подлежащее;

затем те, в которых главное слово – сказуемое;

наконец, те, в которых главными будут слова, зависящие от подлежащего или сказуемого[1];

найти среди записанных словосочетаний то, в котором главное и зависимое слово связаны заданным способом; в случае затруднений – определить тип связи во всех словосочетаниях, ориентируясь на данные выше схему и образец разбора.

Образец выполнения поиска словосочетания заданного типа в предложении.

В3. Из предложения 25 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

(25) Алла Ивановна степенно встаёт из-за учительского стола, подходит к доске и берёт кусочек мела[2].

Выделяем грамматическую основу: Алла Ивановна степенно встаёт из-за учительского стола, подходит к доске и берёт кусочек мела. У подлежащего нет зависимых слов, поэтому находим словосочетания, в которых главным словом будет каждое из трех сказуемых: степенно встает, встает из-за стола, подходит к доске, берет кусочек. Невыделенными остались словосочетания, в которых главными словами будут зависящее от сказуемого встает  слово стола (учительского стола) и от сказуемого берет слово кусочек (кусочек мела). Вспоминаем, что в словосочетании со связью ПРИМЫКАНИЕ главное и зависимое слово связаны только по смыслу, а зависимое слово – неизменяемая часть речи. Ищем словосочетание, в котором зависимое слово не изменяется. Это первое из выделенных нами словосочетаний. Главное слово в нем – встает зависимое – степенно (встает (как?) степенно), оно является наречием, неизменяемой частью речи. Следовательно, ответ: СТЕПЕННО ВСТАЕТ или ВСТАЕТ СТЕПЕННО.  

Практические задания

1. Из данного текста выпишите все словосочетания.

(1)Редкие апрельские сумерки перебивал холодный свет уличного фонаря. (2)Он выхватывал из серой дымки мальчишку в слегка мешковатом пуховике на вырост да в шерстяной вязаной шапочке. (3)В руках у него была гитара.

(4)Маршрутный автобус подкатил к стоянке. (5)Мальчишка купил билет, небрежно засунул его в боковой карман и поднялся в салон. (6)Свободных мест было много, но отчего-то я сел ближе к нему[3].

2. Из приведенного текста выпишите все словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

(9)Прошло много лет, как не стало родителей. (10)А дом в деревне так и стоит заброшенный. (11)Сутулясь, смотрю на него издали, внутрь зайти боюсь.

(12)Жутко заходить в мёртвый родительский дом…

(13)Он весь какой-то сгорбленный. (14)Почернел от дождей, как человек от горя и слёз. (15)Не выдержав, отвожу глаза от пристального, укоризненного взгляда окон. (16)Нервно закуриваю. (17)Первый раз за всю жизнь в душе так ломко.

(18)Подхожу ближе.

(19)По пояс в крапиве и матёром репейнике пробираюсь к крыльцу. (20)Разрываю спутанные стебли трав. (21)Дверь подалась не сразу[4].

3. Выпишите из текста все словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

(3)В открытые окна, выходящие в сад, тянутся ветвями яблони, предлагая отведать спелую антоновку. (4)Выбираешь то яблоко, что крупнее, осторожно срываешь и смачно надкусываешь. (5)Золотистый сок, намаявшись в ожидании, выступает прозрачными каплями.

(6)Ещё я любил это время за то, что оно совпадало с переходом из летней избы в зимнюю. (7)(Будто очередную страницу в жизни перелистываешь.) (8)Из мебели ничего не переносили: всё оставалось на своих местах. (9)Захватим с собой необходимую посуду – вот и «переехали». (10)Это окончательно подводило итог лету.

(11)Вставлены в окна вторые, зимние, рамы, ожила русская печь, своим теплом изгоняя застойный, нежилой дух. (12)Ей помогала своим бойким, весёлым огоньком маленькая печка. (13)Изба дышала, наполняясь ароматом чисто надраенных голяком некрашеных полов, запахами поля, свежей капусты и моркови вперемешку с дедовским самосадом. (14)Весело и дружно орудуют в выдолбленных корытцах тяпки, измельчая ядрёную, хранящую ещё сок полей капусту. (15)Я с удовольствием хрущу сочными капустными кочерыжками[5].

4. Выпишите из текста все словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ.

(7)Праздник 9 Мая пришёл в деревню незаметно и буднично. (8)Не собирали ни митинга, ни собрания, хотя весть добралась до деревни тут же. (9)Я не заметил у людей бурного выражения чувств по этому поводу. (10)Не видел на глазах ни радостных, ни горестных слёз – выплаканы. (11)В этот тёплый солнечный день все были на своих подворьях: готовили огороды под посадку. (12)Узнав о Победе, передавали долгожданную новость по цепочке, от соседа к соседу. (13)Работу не бросали, продолжая копаться в земле.

(14)Дед не снизошёл до обсуждения с домашними такого серьёзного события. (15)Я видел его на нашем крыльце с председателем. (16)Притихшие, они молча курили. (17)Им было о чём помолчать.

(18)Погибших сыновей не вернёшь.

(19)Они собой загатили путь к Победе…[6]

ЗАДАНИЕ В8

        Задание В8 проверяет умение анализировать средства художественной выразительности. Представляется это задание так: во фрагменте рецензии на текст, по которому даются задания А28-А30 и В1-В8, пропущены 4 термина; из заданного перечня терминов, включающего обычно 9 пунктов, следует выбрать подходящие по смыслу и вставить на место пропусков в рецензии. В бланк ответа последовательно вписываются 4 цифры, соответствующие выбранным терминам.

        Чтобы правильно выполнить задание В8, следует знать основные лексические и грамматические средства художественной выразительности и уметь видеть их в тексте.

Изобразительно-выразительные средства языка и речи[7]

Термин

Определение

Примеры

Аллегория
(иносказание)

Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

В баснях аллегорическое воплощение: лиса – хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл – глупости.

Аллитерация

Повторение согласных звуков, создающее звуковой образ

Лебедь уплыл в полумглу,

Вдаль, под луною белея.

Ластятся волны к веслу,

Ластится к влаге лилея.

(К. Бальмонт)

Анафора
(единоначатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф.

Вот здесь у меня – куст белых роз. Вот здесь вчера – повилика вилась… (А. Блок)

Антитеза
(противопоставление)

Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п.

Часто выражается с помощью антонимов.

Когда в 17-м восстали,

Махая флагами багряными,

Дворяне дворниками стали,

А нынче дворники – дворянами.

(В. Орлов)

«Война и мир» (Л.Толстой), «Толстый и тонкий» (А. Чехов), «Живые и мертвые» (К. Симонов).

Антонимы

Контекстуальные антонимы

Слова одной части речи, противоположные по значению.

Слова, являющиеся антонимами только в данном контексте

Однажды знаменитого русского артиста М. С. Щепкина спросили:

- Какие роли вы любите играть? Большие или маленькие?

- Это зависит от пьесы, - ответил Щепкин. – Если пьеса хорошая, то большие, если плохая, то самые маленькие.

Этажерку эту я сразу заприметил. Она была сделана мастером, а не ремесленником. (В. Павлов)

Архаизмы

Устаревшие слова, имеющие синонимы в современном языке

То за трапезой сидит во златом венце. (М. Лермонтов)

Ассонанс

Повторение одинаковых или однотипных гласных, создающее звуковой образ

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

(А. Фет)

Бессоюзие

 

Намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности.

Все время схватывая нить судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, спешить, свершать открытья…

(Б. Пастернак)

Вводные конструкции

Слова, словосочетания и предложения, выражающие отношение говорящего (пишущего) к сообщению

С теоретической точки зрения дуэль – нелепость; ну а с практической точки зрения – это дело другое (И. Тургенев).

Разумеется, у каждой песни есть какая-то своя история (М. Исаковский).

Вопросительное предложение

Предложение, в котором заключается вопрос, требующий ответа (ответ обычно содержится в следующем(-их) предложении(-ях)).

- Как поживает диплом?

- Не родился пока.

- Нет ли капель маслянистых?

- Нет таких капель.

- А мы пробы химические возьмем.

(В. Суворов)

Вопросно-ответная форма изложения

Прием организации текста, при котором слова автора или реплики героев излагаются в форме вопросов и ответов

-А-а, тебе мой парень не глянется?

-Глянется, глянется, Василий Игнатьевич.

(Ф. Абрамов)

Гипербола
(преувеличение)

Чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета, явления, действия.

О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

(А. Блок)

В сто сорок солнц закат пылал…

(В. Маяковский)

Градация

Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша (А. Солженицын).

Диалектизмы

Слова, употребляемые жителями определенной местности

Ворот в Подлипной вовсе нет. Кругом деревни лес высокий и густой, всё берёза да сосна, можно бы эво какие дома построить и заплоты дощаные с воротами сделать... «А пошто? – спросит подлиповец, не понимая.– А и так тожно баско!» За дворами не видится риг или зародов сена, нет огородов с овощами. Только направо заметны гряды с капустой, морковью и преимущественно картофелем.

(Ф.М.Решетников. Подлиповцы.)

Именительный темы

Использование именительного падежа (назывных предложений), определяющего тему в начале текста

Весна. Об этом времени года писал каждый. Стихами ли, прозой, умело ли, не очень – писал. (М. Игнатов)

Инверсия

Намеренное нарушение обычного (прямого) порядка слов.

Не обманут Жар-птицу кусты неломаны, трава немятая. Не обманет ржавчина на двери. Все на первый взгляд запустением пахнет (В. Суворов).

Историзмы

Устаревшие слова, обозначающие исчезнувшие из современной действительности предметы и явления

Слова «белогвардейцы», «кулак», «обрез», «пристав» для лесозаготовителей Глухой Мяты так же стары, как та сосна, что облапила ветвями барак. (В. Липатов)

Ирония
(скрытая насмешка)

Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан большому контексту или целому произведению.

Я вас любил так сильно, безнадежно,

как дай вам Бог другими – но не даст!

(И. Бродский)

Пример иронического произведения – стихотворение М.Лермонтова «Благодарность» (здесь ирония доходит до сарказма – высшей степени проявления иронии).

Лексический (экспрессивный) повтор

Повторение одних и тех же слов или словосочетаний с целью привлечения внимания читателя, передачи эмоций говорящего

Бьют баклуши. Бьют кого-то.

Нас пока еще не бьют.

Бьют в господские ворота,

Только им не отопрут.

(Т. Кибиров)

Литота

Преуменьшение предмета (обратная гипербола)

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов)

"Он вынул шинель из носового платка, в котором её принёс; платок был только что от прачки, он уже потом свернул его и положил в карман для употребления". (Н. В. Гоголь)

Метафора

Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение. Разновидность – развернутая метафора.

Месяц рогом облако бодает,

В голубой купается пыли.

(С. Есенин)

Снежный лебедь

Мне под ноги перья стелет.

(М. Цветаева)

Пример развернутой метафоры – стихотворение М.Лермонтова "Чаша жизни".

Метонимия

Перенос названия одного предмета на другой на основании их смежности (пространственной, временной, причинной и т.п.)

Уходили с последним трамваем

Прямо за город красноармейцы,

И шинель прокричала сырая:

-Мы вернемся еще – разумейте…

(О. Мандельштам)

Многосоюзие

Повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения.

И время не вернуть и не забыть и долготу длиною беспристрастно не вымерить и горечь не избыть… (В. Строчков)

Неологизмы

Авторские неологизмы (окказионализмы)

Новые слова, не вошедшие в активный словарный запас

Слова, придуманные конкретным автором и не вошедшие в широкое употребление

Иммерсивность[8] современных интернет-фильмов делает их притягательными для зрителей.

Муж, само собой, запаниковал. Бросился туда, сюда. Караул, кричит, люди добрые, спасите, помогите! И люди добрые тут же сыскались, спасальщики-помогальщики. (Б. Акунин)

Оксюморон
(оксиморон)

Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления (сочетание несочетаемого)

Смотри, ей весело грустить,
Такой
нарядно обнаженной (А.Ахматова).

Он молчал невпопад (В. Высоцкий).

 «Живой труп» (Л.Толстой), «Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский).

Олицетворение

Перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных.

Разновидность – развернутое олицетворение.

Полночь в моё городское окно
Входит с ночными дарами (А.Твардовский).

Пример развернутого олицетворения – стихотворение М. Ю. Лермонтова "Утёс".

Омонимы

Слова одной части речи, одинаковые по звучанию и/или написанию, но разные по значению

Мгновенья двигались и стали,

Лишь ты царишь, свой свет струя

Меж тем в реке – из сизой стали

Влачится за струей струя.

(В. Брюсов)

Параллелизм (синтаксический параллелизм)

Одинаковое или сходное синтаксическое построение смежных предложений.

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
(М.Лермонтов).

Мне нравится, что вы больны не мной.
Мне нравится, что я больна не вами.
(М.Цветаева).

Паронимы

Близкие по звучанию, но разные по значению слова

Впечатление умиротворенности иллюзорно. Оно создается в результате замалчивания официальными и официозными средствами массовой информации серьезной законодательной работы. (СПб. ведомости)

Парцелляция

Расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения.

Боюсь гостиниц. Может, потому,
что чувствую, что в номере когда-то
остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата. (Е.Винокуров).

Перифраз
(перифраза)

Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на признаки неназванного предмета.

Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

(А. Пушкин).

Вместо С.-Петербург – северная столица, город на Неве, северная Пальмира и т.п.

Подхват (стык)

Повторение в начале следующей конструкции слов, стоящих в конце предшествующей

Лева, милый! Энтропия!

Энтропия, друг ты мой!

(Т. Кибиров)

Просторечие

Слова, выражения, грамматические формы и конструкции, употребляемые преимущественно малообразованными людьми и явно отклоняющиеся от существующих литературных норм

У ей дочка замуж вышла. Они комнату шкафами перегородивши.

Профессионализмы

Слова, употребляемые представителями определенной профессии

При редактировании кавычки-лапки можно заменить на кавычки-елочки (В. Максимов).

Разговорная лексика

Слова, употребляемые преимущественно в устной речи

Пусть богатых в ту пору найти было трудно, но были семьи, у которых всю зиму картошка не переводилась, кукуруза, свекла и тыква (Б. Екимов).

Скоро папка приедет на электричке, мы пойдем в кафешку есть мороженое.

Риторический вопрос

Вопросительное предложение, не требующее ответа; используется для привлечения внимания к изображаемому явлению или для размышления

Разве добрые дела совершаются ради похвалы или награды?

Спроси у любого пожилого человека, приметил он, как жизнь прожил? (М. Шолохов)

Риторическое восклицание (восклицательные предложения)

Восклицательное предложение, содержащее особую экспрессию и усиливающее напряженность речи

Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты – открыть их, дать им вырваться наружу! (В. Тендряков) Куда только не занесут охотника ноги! (В. Астафьев)

Риторическое обращение

Обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу

Синтаксическая конструкция эмоционально-экспрессивного характера для привлечения внимания, выражающая отношение автора к объекту.

О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия (Ф.Тютчев).

Дух бродяжий! Ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств. (С. Есенин).

Синекдоха

Разновидность метонимии. Перенос наименования с части на целое или с целого на часть

Все флаги в гости будут к нам.

(А. Пушкин)

Синонимы

Контекстуальные синонимы

Слова одной части речи, близкие по значению

Слова, являющиеся синонимами только в данном контексте

Студенты Института культуры отправились на биеннале. Посещение международных выставок обязательно для тех, кто изучает культуру разных стран.

Я подумал: хорошо бы почаще устраивать такие суды над бесчестьем, над стяжательством, индивидуализмом, мошенничеством и выносить самые беспощадные приговоры, а не ждать, когда все это само собой куда-то исчезнет!.. (А. Андреев)

Сравнение

Развернутое сравнение

Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.

Сравнение ряда сторон, ряда признаков сложного явления (обычно с помощью союза как).

Степь уходила вдаль, обширная и ровная, как море (Л. Соболев).

На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания стен и башен (А. Н. Толстой).

Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (С.Есенин).

Пример развернутого сравнения – XI строфа стихотворения "Осень".

Термины

Слова или сочетания слов, используемые для точного определения понятий

Одной из распространенных синтаксических ошибок является потеря дополнения при сильноуправляющем слове. К таким словам относятся переходные глаголы, отглагольные существительные, десемантизированные слова, к примеру, идея, проблема (В. Максимов).

Умолчание

Внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя.

С тобой летят, летят часы,
Язык безмолвствует…одни мечты и
грёзы… (Д.Давыдов).

Фразеологизм

Устойчивое сочетание слов, которое часто равно по значению одному слову и употребляется в речи как неразложимая единица

Ведь сколько у меня расходов – знаешь ли ты? Конца-краю, голубчик, расходам у меня не видно. (М. Салтыков-Щедрин)

Цитирование

Дословное воспроизведение чьих-то слов для придания тексту большей достоверности

Поскольку обширна литература о тех, кто совершил свой подвиг во время Великой Отечественной войны, ограничусь емкими словами Анны Андреевны Ахматовой:

Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою за други своя».

Незатейливые парнишки –

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки.

Внуки, братики, сыновья!

(И. Гончаренко)

Эллипсис

Пропуск во фразе какого-либо слова, логически подразумевающегося.

Зверю – берлога,

Страннику – дорога,

Мертвому – дроги,

Каждому – свое.

(М. Цветаева)

Эпитет

Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное); «красочное» определение. Нельзя смешивать с определительными прилагательными, являющимися просто предметными и логическими определениями.

Унылая, грустная дружба к увядающей Саше имела печальный, траурный отблеск (А. Герцен).

О розовом тоскуешь небе

И голубиных облаках.

(С. Есенин)

Эпифора
(концовка)

Повторение слов или выражений в конце смежных предложений или строк.

Отовсюду виден Милиционер

С Востока виден Милиционер

И с Юга виден Милиционер

И с моря виден Милиционер

И с неба виден Милиционер

(Д. Пригов)

        

Чтобы правильно выполнить задание В8 (за которое можно получить 4 балла), нужно:

внимательно прочитать рецензию, а также слова, словосочетания, предложения и текстовые фрагменты, на которые дается ссылка;

ознакомиться с представленным перечнем терминов, вспомнить определение каждого из них;

если в рецензии указаны в качестве примера 2 или 3 предложения, проанализировать все, чтобы избежать ошибок;

определив термины, подставить их в текст рецензии и прочитать, чтобы проверить высказывание с точки зрения логики;

внести в бланк ответов 4 цифры в той последовательности, в которой они вписывались в рецензию.

Образец выполнения задания В8.

 

(1)Мне никогда не стать многотомным писателем. (2)Каждое точное слово даётся с великим трудом… (3)От моих произведений не прогнутся книжные полки, и собрание сочинений не будет напоминать натужно растянутую гармонь.

(4)А может, и не стоит к этому стремиться?..

(5)Ведь в капле отражается целый океан. (6)И в слове «истина» всего шесть букв.

(7)Загадочный процесс творчества для меня неизменно мучителен и в то же время сладостно приятен. (8)Догадка, что он не зависит от воли человека, вкрадывалась в сознание исподволь. (9)Более того, человек-мыслящий, как ни старайся, не в силах перебороть эту невидимую силу, эту неподвластную тягу к белому листу. (10)Сколько ни ходи кругами вокруг письменного стола, а всё одно – как в воронку затягивает. (11)Немой лист белой бумаги ждёт касания пера, появления первых букв, слов, строчек, узоров кириллицы. (12)Только тогда он сможет говорить… (13)Сможет через видимые знаки сказать о сокровенном, незримом. (14)О том, что мучает, терзает, болит.

(15)Природная закваска будоражит. (16)Мысли, как забродившее тесто, переполняют, распирают, лезут через край. (17)Обратно не запихать. (18)Это сама жизнь вызрела, и тут – не зевай, если хочешь получить достойный результат. (19)Упустишь момент, не откликнешься душой на импульс – всё. (20)Скис, осунулся. (21)И уже ничего настоящего не создать. (22)Запоздаешь – это уже и не сдоба вовсе – уксус! (23)Едкий. (24)Злючий.

(25)Я видел, как пекут ржаной подовый хлеб.

(26)До чего схоже…[9]

        «Размышляя о процессе творчества и своем писательском пути, А. Костюнин использует различные средства художественной выразительности, для того чтобы сделать текст более зримым, образным, притягательным. Это ___________ («многотомным писателем», «немой лист»), ____________ (предложения 15, 18), ____________ (предложение 16). Показать неспешность и глубину авторской мысли, а также сделать читателя соавтором текста, вовлечь его в размышления помогает такой синтаксический прием, как __________ (предложения 13-14, 22-24)».

Список терминов:

метафоры

фразеологизм

сравнение

антитеза

эпитеты

вопросно-ответная форма изложения

парцелляция

риторический вопрос

контекстные синонимы

 

Прочитав текст для анализа, рецензию и список терминов, приступаем к поиску пропущенных слов. В качестве иллюстрации к первому термину даны два словосочетания, в каждом из которых курсивом выделено по одному слову. Это прилагательные, дающие образную характеристику предмету: многотомный писатель – такой, произведения которого составят значительное количество томов, обычно это прилагательное используется в сочетании с существительными собрание сочинений, реже – роман, эпопея, эпос, сага. В сочетании со словом писатель прилагательное многотомный становится эпитетом. Аналогично можно рассуждать о словосочетании немой лист. Следовательно, выделенные слова являются эпитетами. Цифру 5 (номер термина в списке) записываем в черновик.

Чтобы определить следующий термин, перечитываем предложения, на которые дана ссылка, и думаем, что их объединяет. В этих предложениях обращают на себя внимание фразы природная закваска будоражит (предложение 15) и жизнь вызрела (предложение 18). Слова в этих фразах употребляются в переносном значении, основанном на скрытом сравнении: качества и способности писателя сравниваются с закваской, а жизнь – с плодами. Перенос значения, в основу которого положено скрытое сравнение, имеет место в метафоре. Следовательно, в предложениях 15 и 18 употреблены метафоры. Записываем номер 1 в черновик.

В предложении 16 снова имеем дело со сравнением, но уже не скрытым, а явным. Записываем номер 3 в черновик.

Теперь осталось выяснить, на какой синтаксический прием обращает внимание автор рецензии. Предложения 13-14 и 22-24 представляют собой фразы, которые могут быть объединены, то есть мы имеем дело с парцелляцией. Чтобы проверить себя еще раз, смотрим на остальные термины, обозначающие синтаксические приемы. Ни вопросно-ответной формы изложения, ни риторического вопроса здесь нет. Записываем в черновик цифру 7.

Перечитываем фрагмент рецензии, подставляя в него поочередно термины. Получаем логически выстроенный текст. Следовательно, можно переносить номера терминов в бланк ответов, сохраняя последовательность цифр: 5,1,3,7.

Практические задания

1.  Прочитайте текст. Назовите все средства художественной выразительности, использованные в нем.

(1)Вечером с кухонного стола хозяйка всё убирает. (2)Проходит по гладкой мощной столешнице чистым полотенцем и начинает через мелкое сито просеивать муку: большей частью ржаную, пшеничной – немного. (3)Мука – это перемолотые созревшие зёрна, получившие благословение солнца. (4)В них соки земли, память, её сила и мудрость.

(5)Мука невысокими гребнями мотается в сите из стороны в сторону, комочки собираются наверху, а вниз через клеточки-ячейки сыплется воздушная бежевая россыпь. (6)На столе поднимается зыбкий курган. (7)Медленно растёт… (8)Его невесомую податливую вершину нежно трогаешь, а на руку всё сыплются и сыплются бархатные пылинки будущего хлеба.

(9)Ставят хлеб на тёплой колодезной воде, заквашивают. (10)Добрыми руками тщательно вымешивают, жамкают, определяя заодно густоту. (11)При необходимости досыпают муки и оставляют на ночь выспеть.

(12)Утро.

(13)Затемно разжигают русскую печь.

(14)Покачивая, с тугим полязгиванием, отодвигают печную вьюшку. (15)Дрова в печи уложены с вечера. (16)Янтарные лучины, ощетинившись, торчат из-под сухих берёзовых поленьев. (17)Чирк! (18)Огонёк на конце спички на секунду задумался, полез по ней вверх, лениво перебрался на бересту, на деревянные иглы лучин… (19)Липкий горячий язык пламени охватил верхние поленья. (20)Занялось. (21)Печь радостно загудела, задышала.

(22)Кухня ожила.

(23)Стало теплей, уютней.

(24)Огромные чугуны, тушилка для углей, блестящий ведёрный самовар, ухваты разных мастей перестают казаться неживой лишней утварью. (25)Всё это, несколько мгновений назад такое громоздкое, безжизненное, музейное… теперь, в весёлых оранжевых бликах, обретает свой истинный смысл, вплетается в создаваемый веками кухонный обряд.

(26)За ночь тесто выросло, раздобрело… (27)Колыбель стала ему мала. (28)Тесто норовит перелезть через край, убежать и, наконец, устало выдыхает: «П-ппых!..»

(29)Самое время печь. (30)(Поторопишься – получишь лепёшки твёрдые, безвкусные…) (31)Липкими щупальцами тесто цепляется за пальцы, тянется следом, не отпускает. (32)Добавляют ещё муки, податливый тяжёлый ком крутят, мнут, жмут...

(33)Печь к тому времени прогорела. (34)Алые жаркие угли выгребают кочергой в загнетку на шестке. (35)Сосновой метлой начисто подметают под и бросают на него щепотку муки: если мука не вспыхивает, а только обугливается – можно сажать хлеб. (36)Каравай кладут на деревянную лопату, посыпанную отрубями, и переносят в сумеречную жару горнила… (37)Закрывают заслонку. (38)Хлебный дух постепенно заполняет жильё. (39)По дому растекается запах тепла, надёжности, мира. (40)Какие именно превращения происходят с живым тестом в адской темноте – людям знать не полагается. (41)Остаётся ждать. (42)Томительно идут минуты. (43)Одна, другая, третья… (44)Пора!

(45)Отодвинута заслонка… (46)Ну, что там?.. (47)Достают.

(48)Загоревший, аппетитный хлеб.

(49)Если душу свою… (50)Что вкладываешь – такая и отдача.

(51)Глубокие морщины прошли по гладкой бурой горбушке. (52)Оно и понятно: досталось… (53)Горячий каравай смачивают водой и укрывают чистым холщовым полотенцем. (54)Пройдёт немного времени, и хлеб-кормилец будет щедро угощать всех за общим столом. (55)Отдаст себя без остатка на радость людям[10].

2. Прочитайте текст. Назовите все средства художественной выразительности, использованные в нем.

(1)Не с рождения восприимчив к благодати человек. (2)Но страдания, физические и душевные, постепенно готовят почву.

(3)Незримый Садовник орошает её.

(4)То сладкой патокой, то нашими слезами и кровью.

(5)В повседневной суете, когда, как дворняга, занят погоней за собственным хвостом, некогда остановиться и задуматься. (6)И вот однажды время будто бы замирает. (7)Всё лишнее, второстепенное отходит на задний план. (8)Главное выступает вперёд.

(9)Глаза не разбегаются.

(10)Нет.

(11)По-настоящему главного – мало.

(12)Сами собой приходят мысли о Добре и Зле, о Любви и Ненависти, об Истине и Правде, о Жизни и Смерти. (13)Эта способность к осмыслению формируется исподволь, а проявляется вдруг.

(14)Словно после летаргического сна, отстранённо, с высоты, взираешь на пройденный путь. (15)Замечаешь то, чего раньше и не видел. (16)Впервые открывается возможность себя понять. (17)И для этого, оказывается, не нужно ничего выдумывать.

(18)Требуется лишь всё точно вспомнить[11].

3. Прочитайте текст. Назовите все средства художественной выразительности, использованные в нем.

(1)У каждого времени свои приметы, своя особинка.

(2)Памятным знаком родительской юности служила гармонь. (3)Без гармониста село не считалось селом… (4)Под гармошку встречали и провожали, грустили и бесшабашно веселились. (5)Гармонист широко растягивал меха народного инструмента – в ответ распахивалась русская душа.

(6)А главная примета семидесятых – гитара. (7)Что ты!..

(8)Летние прозрачные вечера… (9)Незатейливая оправа из деревянных построек, образующих двор, а изнутри – самородком чистой воды – лирический перебор или отрывистые аккорды шестиструнной гитары. (10)Зачастую в них вплетается ломкий мальчишеский голос. (11)Прохожие замедляют шаг, слушают.

(12)Эти ритмичные звуки, точно папиллярные узоры, придавали каждому двору неповторимый, свойственный исключительно ему колорит.

(13)До повального увлечения музыкой мы занимались всем понемногу, в охотку. (14)Зимой – лыжами на Стрелке, за Пятым посёлком. (15)До Стрелки километров пять будет, не меньше. (16)Вон куда таскались! (17)У каждого наготове обрезанные укороченные лыжки: резина натянута к пятке, к носику, чтобы лыжа с ногой составляли одно целое. (18)И на них… с верхотуры… (19)Такая скорость! (20)Старше стали, на коньки перешли. (21)Хоккейные – страшный дефицит! (22)Зима, мороз, а я каждый день мотался в «Спорттовары». (23)Продавщицы узнавали в лицо. (24)Как-то приезжаю – есть! (25)Верх кожаный, скрипучий. (26)Никелированный, блестящий конёк играет на свету. (27)Красота! (28)Коньки тотчас надел и – во двор. (29)На улице темень. (30)Между домами ледяная дорожка вниз. (31)По ней до такой степени накатался, так натрудил голеностоп – на льду стоять не мог, ноги разъезжались. (32)Домой брёл по сугробам, до двери – на коленках полз...

(33)Летом, сутки напролёт, резались в домино, в настольный теннис. (34)Стол из ДСП под дождём набухал, расслаивался. (35)Ракетки – советские, твёрдые, с пупырышками. (36)Вьетнамские, мягкие, гладкие – по блату.

(37)Большим спортом мы не увлекались, к разрядам не стремились. (38)Рядом ни футбольного поля, ни хоккейной площадки. (39)Из нашего двора целенаправленно тренировался только Андрюха Осипов. (40)Оборудовал себе в сарайке тренажёрный зал: две гири по два пуда. (41)Метал их, как хотел. (42)Та-ку-ю рельефную мускулатуру накачал… (43)Мы его силы даже побаивались. (44)Желание быть первым, во что бы то ни стало, не способствует дружбе.

(45)А страсть к музыке нас объединяла…[12]


[1] Важно не забывать о том, что одно и то же слово не может зависеть одновременно и от подлежащего, и от сказуемого, но может быть частью нескольких словосочетаний, выступая в одном (одних) в качестве зависимого, а в другом (других) – в качестве главного.

[2] Костюнин А. Рукавичка. // Костюнин А. Сборник произведений // www.kostjunin.ru

[3] Костюнин А. Вальс под гитару. // Там же.

[4] Костюнин А. Сплетение душ. // Там же.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Частично таблица взята с сайта http://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/methodical/russian/metod_rus_yaz/pril_3.htm

[8] Иммерсивность (от англ. immersion – погружение) – эффект присутствия, комплекс ощущений человека, находящегося в искусственно созданном трехмерном мире.

[9] Костюнин А. Таинство // Костюнин А. Сборник произведений // www.kostjunin.ru

[10] Там же.

[11] Костюнин А. Земное притяжение // Костюнин А. Сборник произведений // www.kostjunin.ru

[12] Костюнин А. Три аккорда. // Костюнин А. Сборник произведений // www.kostjunin.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Как подготовить 9- классников к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку

Учитель русского языка ГБОУ Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Смирных Ж.Б. делится своим опытом работы с учащимися 9-х классов по подготовке их к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку....

Значение портфолио в подготовке учащихся к успешной сдачи итоговой аттестации по английскому языку

Опубликованная статья в сборнике Центра научной мыли, г. Таганрог...

Авторская тетрадь для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы с русским языком преподавания.

Вашему вниманию предложена авторская разработка в помощь учителям русского языка и репетиторам для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ. В тетради вы найдете тексты для подготовки к изложению, ...

Стратегии обучения говорению как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся с целью их подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку

Представленный учебно-методический материал отражает попытку найти ответы на актуальные вопросы методики преподавания иностранного языка. Как эффективно обучать говорению, чтобы способствовать реализа...

Успешная сдача ГИА по русскому языку

Из опыта работы считаю, что для блока «Орфография» нужно повторить правило — не заучивать наизусть, а учиться работать на основе алгоритма и выполнять все де...