презентация
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное”. Ф.М.Достоевский. “Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все”. Франсуа Фенелон . “От чтения к нам знания идут, и голова становится светилом”. Г.Ф.Александров. Что объединяет все высказывания? В каких наклонениях употреблены глаголы? Как вы думаете, какова тема сегодняшней работы? Великие мысли великих людей
“Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существуют до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов” (В.Г.Белинский) “ Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой)
"Употребление наклонений глагола в речи". Цели урока: научить определять глаголы в изъявительном, условном и повелительном наклонении ; закрепить знания о наклонениях глагола, показать выразительность употребления глаголов в речи; способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания; формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка; воспитывать чувство юмора. Оборудование: компьютер, компьютерная презентация к уроку: слайды с материалами
Изъявительное наклонение – действие как реальный факт (происходили, происходят или будут происходить). Условное наклонение – действие как возможное или желательное (при определенных условиях). Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию (которые кто-то требует или просит выполнить). Повторение пройденного.
Лингвистическое Грамматическое Литературное Культура речи Проба пера Теоретическое Творческое Творческая лаборатория.
В одной большой стране Глаголии жило множество глаголов, каждый из них имел своё наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда встречалась многообещающая частица БЫ, из-за которой они прослыли болтунами и обещалками . Их обещания всерьёз не воспринимались, и другие глаголы над ними подтрунивали: “Если бы да кабы, росли бы во рту грибы ”. Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и приказывали другим жителям Глаголии : “Принеси! Сделай!” Глаголы же изъявительного наклонения пользовались уважением и авторитетом. Но однажды случилось несчастье. На страну Глаголию напали враги. На защиту своей родины должны были встать все глаголы. Однако глаголы повелительного наклонения стали только указывать, заставлять других, ничего не делая сами; глаголы условного наклонения – только обещать, а глаголы изъявительного наклонения мужественно сражались и одержали победу. За это правительство Глаголи присвоило им высшую награду – Время. Благодаря этому, о них знали в прошлом, знают в настоящем и будут знать в будущем. Лингвистическое задание.
Скаж .. шь – не ворот.. шь , напиш .. шь – не сотрёшь, отруб.. шь – не пристав.. шь . Слово выпуст .. шь – так и вилами не втащ .. шь . Книга помож ..т в труде, выруч ..т в беде. Одна книга тысячи людей уч ..т. Хорошая книга ярче звёздочки сия..т. Отреж (?)те, толкаеш (?) ся , береч (?), спряч (?) ся , встав(?)те, увелич (?), стрич (?) Работа над орфографией.
Скаж Е шь – не ворот И шь , напиш Е шь – не сотрёшь, отруб И шь – не пристав И шь . Слово выпуст И шь – так и вилами не втащ И шь . Книга помож Е т в труде, выруч И т в беде. Одна книга тысячи людей уч И т . Хорошая книга ярче звёздочки сия Е т . Отреж Ь те , толкаеш Ь ся , береч Ь , спряч Ь ся , встав Ь те , увелич Ь , стрич Ь . Самопроверка.
Д.Родари “ Я решил бы, я сказал бы, Поспешил бы, написал бы…” До чего же замечательное Наклоненье сослагательное! …В кресло мягкое забьётся И мечтательно журчит: “Я б турецкий изучил… Я бы радио включил… Нет, постойте-ка, вначале Я сыграл бы на рояле, Я сыграл бы, коль умел бы, Если мог бы, полетел бы” Не замыкайся в скорлупе, как червяк в орехе. Пусть будут на твоей тропе и беды, и огрехи. При виде тучи грозовой не трепещи от страха, Не забирайся в панцирь свой – ведь ты не черепаха! Не раскисай, не унывай, когда придётся трудно. Всё, что имеешь, раздавай, а не храни подспудно! Будь бескорыстней, чем солдат в прострелянном окопе. Лишь тот действительно богат, кто ничего не копит. О.Высотская . Литературные задания.
Не привыкайте к чудесам – Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам, Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Приглядывайтесь к родникам,- Ничто не повторится. За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Всё будет так – и всё не так Через одно мгновенье . В. Шефнер . Встань на рассвете, слушай и молчи, Где шепчут ветлы, протирая веки: Летели гуси-лебеди в ночи И уронили по пути ключи, Которыми весна открыла реки. Н . Рыленков . Литературные задания.
1. ехать-поезжай,поезжай (те); 2. приехать-приезжай (те); 3. отъехать-отъезжай (те); 4. доехать-доезжай (те); 5. переехать-переезжай (те); 6. съехаться-съезжай ( ся ),съезжайте( сь ); 7. разъехаться-разъезжайся,разъезжайтесь . 1. Вместо: (не) поезжай-(не) поезжайте ОБЫЧНО ГОВОРЯТ не езди(те). 2. Формы езжай-езжайте ДОПУСТИМЫ ТОЛЬКО В РАЗГОВОРНО-БЫТОВОМ СТИЛЕ. 3. Варианты едь,ехай ЯВЛЯЮТСЯ НЕНОРМАТИВНЫМИ! Культура речи.
Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ. Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уж возражай, если не согласен. Уважай собеседника. Будь в словах так же вежлив, как в поступках. Не унижай собеседника своим пренебрежительным или насмешливым тоном. В правилах хорошего тона содержится много советов, построенных как побудительные предложения.
Из-под камня (…) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (…) на восток. Ручей брызжет, (…), (…) и потом стремительно (…) вниз. По склону горы он (…) дальше. Несколько таких ручейков (…) в один большой ручей, и он спокойно (…) по равнине. А вот он с шумом (…) в пропасть. К.Г.Паустовский Проба пера.
(…) свежий ветерок, (…) прохладой в лицо, (…) по листьям, (…) в кустах. Следом за ним (…) бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он (…) в деревню, (…) несколько гнилых досок с забора, (…) соломенную кровлю и (…) вдоль улицы петухов и кур. И.А.Гончаров . Проба пера.
Из-под камня (течёт) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, (звенит), (журчит) и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льётся) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течёт) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть. К.Г.Паустовский . Проба пера.
(Пронёсся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо, (прошумел) по листьям, (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур. И.А.Гончаров . Проба пера.
А. Движемся Б. Сказали В. Держись Г. Будет делать 1.несов.в.,11спр.,неперех.,возвр.,в повел.накл.,ед.ч.,во 2-м л. 2.несов.в.,1спр.,перех.,невозвр.,в изъяв.накл.,буд.вр.,ед.ч.,в 3-м л. 3.несов.в.,1спр.,неперех.,возвр.,в изъяв.накл.,наст.вр.,мн.ч.,в 1-м л. 4.сов.в.,1спр.,перех.,невозвр..в условн.накл.,мн.ч . Теоретическое задание.
Напишите несколько предложений или составьте небольшой текст на тему «Если бы я был(а) учителем (взрослым, самым сильным человеком на земле, президентом страны и т.д.)». Подчеркните глаголы в повелительном наклонении. Творческое задание.
Что вспомнили? Что поняли? Что вызвало затруднения? Что Вам надо повторить? Какую роль играют глаголы в нашей речи? Согласны ли вы с мнением А.Н.Толстого ? Выставление оценок. Подведение итогов урока.
“ Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой) Как надо относиться к языку, на котором мы говорим?
Н аписать мини-сочинение на свободную тему, употребляя в нём глаголы изъявительного, повелительного и условного наклонений. Домашнее задание.
Всем большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "
Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....
Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"
В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....
Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией
Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...
Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"
§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...
Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"
Урок – деловая игра «Работа с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...
Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.
Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях для пров...
Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация
Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...