Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме

Элбек Алла Андреевна

 

Я второй год  работаю на своих уроках над проблемой «Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы». Данная тема выбрана потому, что я столкнулась со снижением нравственности, культуры поведения учащихся. А  для воспитания духовно-нравственных качеств ребенка требуется формирование самосознания через внедрение в их жизнедеятельность национальных ценностей. 

        Основным содержанием  нравственного воспитания на уроках русского языка являются базовые национальные ценности:
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya_nravstv._vospitanie.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки русского языка – это уроки, во время которых учитель может заинтересовать, увлечь, создать условия для развития и реализации творчества каждой личности, открывает путь к самовыражению, фантазии, воспитывает вкус, позволяют воспитывать у учащихся нравственные черты характера.

Я второй год  работаю на своих уроках над проблемой «Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы». Данная тема выбрана потому, что я столкнулась со снижением нравственности, культуры поведения учащихся. А  для воспитания духовно-нравственных качеств ребенка требуется формирование самосознания через внедрение в их жизнедеятельность национальных ценностей.  

        Основным содержанием  нравственного воспитания на уроках русского языка являются базовые национальные ценности:
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества.
Направления:
1. Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих нравственному развитию учащихся;
2. Подбор тематического текстового материала, транслирующего нравственные ценности, разработка способов практической работы с ним; 
3. Разработка методического материала, направленного на формирование ценностного отношения к здоровью. 
Используемые средства (методы и формы организации работы).
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке:
- комплексный анализ текста;
- развивающие лингвистические упражнения;
- различные виды диктантов;
- сочинение-рассуждение, изложение;
- лексические разминки;
- редактирование текста;
- работа с текстами-миниатюрами;
- сопоставление 2-х текстов.
      В решении поставленных задач помогают использование следующих форм проведения уроков:

- урок – диалог; 
- урок – семинар;
- урок-экскурсия;
- урок-дискуссия;

- урок - творческая мастерская;

       А как я работаю на своих уроках? Конечно, воспитательное значение имеют  все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Русский язык не является среди них исключением. Особенность этого предмета, имеющего огромное  значение в жизни, заключается в том, что он требует не только усвоения точных знаний, но и тщательной, упорной выработки практических умений, приобретение прочных навыков, которые будут нужны на протяжении всей жизни. Поэтому воспитание на уроках русского языка должно органически сливаться с обучением, а учитель - проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться. Пробуждение интереса к предмету, умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствует  нравственной  стабилизации личности, выработке нравственных идеалов. Привлекая на уроках русского языка специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, о выборе профессии, можно  побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.  «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно стоять образование нравственное», - писал В.Г.Белинский.

     Огромную возможность для развития нравственных качеств учащихся дают уроки развития речи. На таких уроках представляется большая возможность побеседовать с учащимися, вовлечь их в спор, обсуждая нравственные проблемы. При подготовке к изложению проводится большая работа по тексту, в процессе которой дается возможность обсудить содержание текста. Например, при работе над рассказом А.Гайдара «Совесть» в 6 классе проводила с учащимися такую беседу:

  • 1. Как вы понимаете слово «совесть»? Проверьте по словарю.
  • 2. Почему Нина Карнаухова заплакала?
  • 3. Что почувствовала Нина на душе?
  • 4. Почему ее «грызла беспощадная совесть»?
  • 5. У каждого ли человека есть чувство совести? Хорошо ли, когда у человека есть это чувство? Почему?
  • 6. Бывали ли в вашей жизни случаи, когда вас «грызла совесть»?
  • 7. Как вы понимаете смысл пословицы: «От человека утаишь, от совести не утаишь»?

      На данном уроке детям предлагала  на выбор написать изложение или сочинение на заданные темы: «Почему я заплакала однажды» (рассказ-воспоминание Нины Карнауховой), «Спасибо незнакомой девочке» (рассказ малыша-первоклассника), «Почему заплакала девочка?» (рассказ высокого дерева). При работе над этими сочинениями ребятам дается возможность раскрыть нравственные проблемы рассказа.

      При изучении темы «Главное в тексте - идея, основная мысль» учащимся давала возможность поработать с высказыванием С.Михалкова: «Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Все будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удобства».

Предлагала учащимся такое задание:

  • 1. Найдите слова, которыми можно выразить основную мысль текста.
  • 2. Согласны ли вы с высказыванием С.Михалкова? Почему?

      Когда я подбираю тексты для проведения диктантов по русскому языку, стараюсь, чтобы эти тексты отражали не только проверку орфографии и пунктуации по какой-либо теме, но и были воспитывающими. Например, изучая тему «Глагол» в 7 классе, проводила диктант на тему «Это не должно повториться!» Текст о трагедии в Хатыни, которая произошла в 1943 году. После чтения текста проводила  небольшую беседу с учащимися:

  • 1. О чем этот текст? Определите его основную мысль.
  • 2. Слышали ли вы когда-нибудь об этой трагедии?
  • 3. Как вы думаете, почему до сих пор люди вспоминают о событиях страшной войны?

       При подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.  

Например, при изучении темы «Признаки глагола у причастий» в 7 классе проводила  выборочный диктант по тексту:

«Сколько стоит хлеб? Копейки? Рязанскому жителю Анатолию Мерзлову, спасшему от огня хлебные поля, он стоил жизни. Широко известны имена школьников, пренебрегающих опасностью и вступавших в борьбу за хлеб со стихией. Пал на обуглившейся ниве калининский школьник Гена Воронов. Газета, рассказывавшая о делах ребят, писала об отважном поступке школьника из Смоленской области Васи Богомолова, поднявшем на борьбу с огнем за хлеб все село. Нет ничего горше и обиднее, чем боль, нанесенная хлебу. Нельзя уважать человека, не ценящего хлеб. К каждому колоску, подобранному в поле, к булке в школьной столовой должно быть бережное отношение».

Сначала этот текст  прочитала ученикам, затем проводила  беседу:

  • 1. Определите тему текста, главную мысль.
  • 2. Озаглавьте текст.
  • 3. Почему мы должны бережно относиться к хлебу? Что значит «относиться бережно к хлебу»?
  • 4. Всегда ли бережно вы относитесь к хлебу?

       Затем уже учащиеся должны выбрать в этом тексте словосочетания с причастиями.

   При изучении темы «Правописание  приставок НЕ-  и  НИ- в наречиях»  использовала  в качестве объяснительного диктанта такие предложения:

1.Никогда Россия ярма не носила. 2.Велика Россия, а отступать некуда. 3.Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5.Совершить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6.Смелый человек нигде не пропадет.

Предлагала  учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества.

      При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами использовала высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости  это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.  Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

Задание к этому тексту:

  • 1. Определите тему и идею текста.
  • 2. Определите стиль речи.
  • 3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.

     Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.

     Урок литературы - это тот предмет, на котором в полной мере можно реализовать задачи воспитания, особенно нравственного воспитания. В 6 классе вводится такое понятие как «герой в ситуации нравственного выбора». Изучая такие произведения как «Муму»  И. С. Тургенева, «Детство» Л. Н. Толстого, «Толстый и тонкий» А. П. Чехова, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина  и др.,  ученики 6 класса задумываются над такими вопросами:

  • 1. Правильно ли поступил герой? Почему?
  • 2. А что бы выбрал я на его месте?
  • 3. Что значит «сделать нравственный выбор»?

       Всегда привожу учащимся слова Л.Н.Толстого: «Для того, чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».

     Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Одной из главных задач современной школы является нравственное воспитание учащихся. Сегодня нравственное вопитание предполагает системное формирование нравстенной культуры школьника.  Это накопле...

Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся

Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

       В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения,  но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой с...

Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Взгляд учителя русского языка и литературы на нравственное воспитание учащихся....

«Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы».

Учащиеся средней школы переживают самую трудную пору в духовной жизни- пору нрасвтвенного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, ценностных установок в которые впадают многи...

"Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы по теме самообразования"

Статья содержит материал по теме самообразования, цели, задачи, обоснование  выбора темы, план работы...