урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
урок-путешествие в доисторическое прошлое
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_doistoricheskoe_proshloe.doc | 739 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе.
Тема урока: Разряды количественных числительных (экскурсия в
доисторическое прошлое)
Цели и задачи: 1)отличать числительные от других частей речи с числовым значением; знать признаки числительного как части речи (морфологические признаки, синтаксическая роль числительного в предложении);
2) уметь определять разряд количественного числительного, различать целые, собирательные и дробные числительные; уметь обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного;
3) знакомство с животными, обитавшими в доисторическое прошлое;
Тип урока: закрепление изученного материала
Вид урока: урок – экскурсия
Материалы и оборудование: Панорама «Зарождение жизни на Земле»; экспозиция «Доисторические ящеры», карточки, схемы, таблицы, алгоритмы.
Приёмы работы: устный ответ; работа со схемами; словарный диктант; работа с текстами.
План и ход урока.
I. Оргмомент.
В начале урока учащимся раздаются листы формата А4, на которых написано: «Путевой лист в доисторическое прошлое». После записи числа, вместо классной работы записать каждому ученику свою фамилию и имя в Р.п.) в путевой лист.
- Ребята, сегодня мы совершим экскурсию в доисторическое прошлое, и в этом нам поможет – можете не удивляться - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. Но прежде, чем мы отправимся в доисторическое прошлое, давайте выясним, что называется именем числительным?
- Какие числительные называются количественными? Приведите примеры.
(Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько? Один, два, тридцать)
- Какие числительные называются порядковыми?
(Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой? первый день, сороковой дом )
- Какова синтаксическая роль числительных в предложении?
- Ребята, сегодня мы совершим экскурсию, но давайте в начале выясним, что обозначает слово «экскурсия» (Учащиеся пытаются дать определение).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Экскурсия – 1. Посещение (обычно коллективное) достопримечательного места, поездка куда – либо с целью ознакомления с чем-либо.
2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего- либо, проводимый по определённому плану с образовательной или
ознакомительной целью.
Итак, экскурсия - поездка (от лат. excursio), посещение чего- нибудь с образовательной или увеселительной целью.
II. Вступительное слово учителя.
Давайте начнём нашу экскурсию, садитесь удобнее. Экскурсия наша будет как образовательная, так и познавательная. В классе есть всё необходимое для этого: макет доисторического мира, доисторические вымершие животные. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись в этом путешествии.
Нашу экскурсию мы совершим на воображаемой машине времени.
Ребята, вы сейчас прослушаете текст и выполните задание. Встречающие в тексте словосочетания «сущ. + числ.» запишите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью в вашем путевом листе.
Давайте мысленно перенесёмся в мезозойскую эру. Мезозойская эра началась 225 миллионов лет назад и закончилась 65 миллионов лет назад. В этот период менялись размеры материковой части Земли и формировались континенты. Земля представляла собой обширные озёра, болота и реки, которые разлившись , затопили огромные территории суши. В этот период произрастали высокие хвойные деревья и деревья с удивительными листьями, похожими на перо птицы, напоминающие пальму или гигантский папоротник. Климат был мягкий, влажный, часто шли дожди, что способствовало появлению богатой растительности.
До появления людей на Земле царствовали динозавры, самые крупные животные когда – либо обитавшие на нашей планете. Английский учёный Ричард Оуэн (1804-1892) нашёл большое количество огромных костей. Звери, скелеты которых он обнаружил, представились ему очень страшными, и он назвал их «ужасными ящерами » или динозаврами. С тех пор их так и называют. Первый хорошо сохранившийся скелет динозавра был найден и выкопан в 1902 году в США, штате Монтана. Сейчас этот скелет находится в музее Нью-Йорка.
- Какие числительные вы выписали и в какие графы. Объясните почему?
Двести двадцать пять миллионов лет назад , шестьдесят пять миллионов лет назад - это составные количественные числительные; тысяча девятьсот втором году – порядковые составные числительные.
- Как склоняются порядковые числительные? Давайте устно просклоняем числительное тысяча девятьсот второй
И.п. тысяча девятьсот второй
Р.п. тысяча девятьсот второго
Д.п. тысяча девятьсот второму
В.п. тысяча девятьсот второй
Т.п. тысяча девятьсот вторым
П.п. о тысяча девятьсот втором
- Давайте дальше продолжим нашу экскурсию и познакомимся с обитателями нашей планеты в доисторические времена. Я вам рассказываю о далёком прошлом, а вы дальше заполняете таблицу.
Самый большой и самый крупный из динозавров, когда – либо живших на планете Земля, был брахиозавр. Брахиозавр – растительноядный динозавр: он питался только растениями. Благодаря длинной шее он мог дотянуться до верхушек самых высоких растений. Сколько же весил брахиозавр? Для этого приведём сравнение (Показ плаката)
11 слонов весят столько же, сколько один брахиозавр. А один слон весит примерно 5 тонн, стало быть, 1 брахиозавр весил 55 тонн.
- Какие числительные вы выписали, в какие графы таблицы и почему?
- В каких числительных пишется Ь в середине? Приведите примеры из текста. (Пятьдесят) В каких числительных пишется Ь на конце? Приведите примеры. (Пять, одиннадцать)
- Расскажите историю происхождения слова одиннадцать.
III. РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПАУЗА.
- Сейчас мы с вами проведём релаксационную паузу.
Закройте глаза, представьте себя в лесу рядом с гигантскими зарослями, вам слегка жарко, поэтому вы сняли свои куртки и присели. В этом лесу не поют птицы, не стрекочут кузнечики, вокруг вас тишина…. Но вот где – то недалеко слышен треск сломанных деревьев, вы поворачиваетесь и видите. Как на опушки леса выходят двое стиракозавров: мать и её детёныш. За ними идут ещё четверо стиракозавров. Это стадо стиракозавров медленно движется на водопой. Вы с упоением любуетесь этой картиной. Напившись воды, стадо стиракозавров уходит в глубь зарослей. Проводив их взглядом, вы медленно открываете глаза.
- Числительные, какого разряда встретились нам в тексте? (Собирательные)
- С помощью чего образуются собирательные числительные? (Образуются от числительных, обозначающих целые числа, с помощью суффиксов –ой- и –ер-)
Что вы можете сказать о собирательном числительном оба (обе)?
Мужской и средний род Женский род
И.п. оба обе
Р.п. обоих обеих
Д.п. обоим обеим
В.п. как И. или Р. как И. или Р.
Т.п. обоими обеими
П.п. (об) обоих (об) обеих
- Дальше мы познакомимся ещё с одним представителем из далёкого прошлого – динозавром стиракозавр.
(Тексты раздаются детям)
Показ игрушки стиракозавра.
Самой необычной частью тела стиракозавра была его большая рогатая голова, которая составляла одну третью часть от длины туловища. У стиракозавра, который был размером с микроавтобус, носовой рог был длинным2 , длиннее, чем у других представителей этой группы. Более десятка острых и довольно длинных рогов располагались по кругу его «воротничка».
На кончике морды у стиракозавра располагался острый костяной вырост, не обтянутый кожей. Эти «клювом» он мог срезать растения.
Тщательно пережёвывать пищу – листья и стебли растений – ему помогали семьдесят острых зубов. Если зуб ломался, стирался или выпадал, на его месте вырастал новый.
Стиракозавр передвигался на четырёх конечностях 4. Он не ставил всю ступню, а лишь переднюю её часть, как современные кошки и собаки. Хвост ископаемого ящера был длинным и изогнутым. Он исполнял роль балансира, служил для сохранения равновесия.
В случае опасности стиракозавр не убегал, а наоборот, поворачивался в сторону хищника и принимал бой. Вероятно, стиракозавр мог передвигаться со скоростью сорок – пятьдесят1 километров в час, то есть довольно быстро.
- Определите стиль только что прослушанного текста. ( текст - описание).
- Как склоняются числительные от 50 до 80?
И.п. пятьдесят
Р.п. пятидесяти
Д.п. пятидесяти
В.п. пятьдесят
Т.п. пятьюдесятью
П.п. о пятидесяти
Стиракозавр передвигался на четырёх конечностях 4 . (Повест.,
невоскл., прост., распр.)
пятьдесят1 п, а т, д, и с, а т
Заполните дальше таблицу путевого листа примерами из данного текста.
Ребята, в тексте нам встретилось дробное числительное – одну третью часть – объясните, как склоняются дробные числительные? (первая часть дроби склоняется как количественное числительное, обозначающее целое число, вторая – Как порядковое во множественном числе)
И.п. одна третья
Р.п. одной третьей
Д.п. одной пятой
В.п. одну третью
Т.п. одной третьей
П.п. об одной третьей
IV. Итог урока
Наше путешествие подошло к концу, но это не значит, что мы не будем больше никогда не попадём в доисторическое прошлое. Кого заинтересовали доисторические ящеры, то можно о них прочесть в различных книгах, энциклопедиях.
Сейчас мы сделаем последнюю запись в путевом листе – словарный диктант:
Пассажиры, трамвай, секунда, километр, океан, одиннадцать, бассейн, бетон, миллион, миллиард, металлургический.
- Путевые листы мы сейчас сдадим на проверку диспетчеру экскурсионного бюро.
- Закончилась наша познавательная , надеюсь, и увлекательная экскурсия в доисторическое прошлое, в ходе которой вы узнали немного о вымерших животных, но также систематизировали свои о сложной и интересной части речи – о разрядах числительных.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Обратить внимание и понаблюдать за речью дикторов радио и телевидения, за правильностью использования ими речи числительными. Запишите свои наблюдения в тетради.
__________________________________________
число, месяц
Путевой лист в доисторическое прошлое
Фамилия, имя в родительном падеже
учени___ ___________ класса МОУ «Красномихайловская средняя школа»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Числительные | Количественные Целые Дробные Собирательные | Порядковые |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самой необычной частью тела стиракозавра была его большая рогатая голова, которая составляла одну третью часть от длины туловища. У стиракозавра, который был размером с микроавтобус, носовой рог был длинным2 , длиннее, чем у других представителей этой группы. Более десятка острых и довольно длинных рогов располагались по кругу его «воротничка».
На кончике морды у стиракозавра располагался острый костяной вырост, не обтянутый кожей. Эти «клювом» он мог срезать растения.
Тщательно пережёвывать пищу – листья и стебли растений – ему помогали семьдесят острых зубов. Если зуб ломался, стирался или выпадал, на его месте вырастал новый.
Стиракозавр передвигался на четырёх конечностях 4. Он не ставил всю ступню, а лишь переднюю её часть, как современные кошки и собаки. Хвост ископаемого ящера был длинным и изогнутым. Он исполнял роль балансира, служил для сохранения равновесия.
В случае опасности стиракозавр не убегал, а наоборот, поворачивался в сторону хищника и принимал бой. Вероятно, стиракозавр мог передвигаться со скоростью сорок – пятьдесят1 километров в час, то есть довольно быстро.
Самой необычной частью тела стиракозавра была его большая рогатая голова, которая составляла одну третью часть от длины туловища. У стиракозавра, который был размером с микроавтобус, носовой рог был длинным2 , длиннее, чем у других представителей этой группы. Более десятка острых и довольно длинных рогов располагались по кругу его «воротничка».
На кончике морды у стиракозавра располагался острый костяной вырост, не обтянутый кожей. Эти «клювом» он мог срезать растения.
Тщательно пережёвывать пищу – листья и стебли растений – ему помогали семьдесят острых зубов. Если зуб ломался, стирался или выпадал, на его месте вырастал новый.
Стиракозавр передвигался на четырёх конечностях 4. Он не ставил всю ступню, а лишь переднюю её часть, как современные кошки и собаки. Хвост ископаемого ящера был длинным и изогнутым. Он исполнял роль балансира, служил для сохранения равновесия.
В случае опасности стиракозавр не убегал, а наоборот, поворачивался в сторону хищника и принимал бой. Вероятно, стиракозавр мог передвигаться со скоростью сорок – пятьдесят1 километров в час, то есть довольно быстро.
Самой необычной частью тела стиракозавра была его большая рогатая голова, которая составляла одну третью часть от длины туловища. У стиракозавра, который был размером с микроавтобус, носовой рог был длинным2 , длиннее, чем у других представителей этой группы. Более десятка острых и довольно длинных рогов располагались по кругу его «воротничка».
На кончике морды у стиракозавра располагался острый костяной вырост, не обтянутый кожей. Эти «клювом» он мог срезать растения.
Тщательно пережёвывать пищу – листья и стебли растений – ему помогали семьдесят острых зубов. Если зуб ломался, стирался или выпадал, на его месте вырастал новый.
Стиракозавр передвигался на четырёх конечностях 4. Он не ставил всю ступню, а лишь переднюю её часть, как современные кошки и собаки. Хвост ископаемого ящера был длинным и изогнутым. Он исполнял роль балансира, служил для сохранения равновесия.
В случае опасности стиракозавр не убегал, а наоборот, поворачивался в сторону хищника и принимал бой. Вероятно, стиракозавр мог передвигаться со скоростью сорок – пятьдесят1 километров в час, то есть довольно быстро.
1. НАЙДИТЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ И ОПРЕДЕЛИТЕ, ОТ КАКОГО СЛОВА ОНО ЗАВИСИТ. ОПРЕДЕЛИТЕ ПАДЕЖ. ЭТО КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ?
ДА НЕТ
2. ОБОЗНАЧАЮТ ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА? ПОРЯДКОВЫЕ
ДА НЕТ ПРОСТОЕ СОСТАВНОЕ
СКЛОНЯЕТСЯ КАК ПРИЛАГ. СКЛОНЯЕТСЯ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО
СОБИРАТЕЛЬНОЕ ДРОБНОЕ
СКЛОНЯЕТСЯ КАК ПРИЛАГ. ВО МН.Ч. СКЛОНЯЮТСЯ ОБЕ ЧАСТИ:
1. КАК ЧИСЛ., ОБОЗНАЧАЮЩЕЕ ЦЕЛОЕ ЧИСЛО
2. КАК ПРИЛАГ. ВО МН.Ч.
3. ЭТО ПРОСТОЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ?
ДА НЕТ
5-20 ,30 40, 90, 100 50-80 СОСТАВНОЕ
СКЛОНЯЕТСЯ ДВЕ ФОРМЫ: 200 – 900 СКЛОНЯЕТСЯ КАЖДОЕ СЛОВО
КАК СУЩ. 3-ГО И. В. О СКЛОНЯЮТСЯ ОБЕ ЧАСТИ
СКЛ
Р. Д.Т. П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)
Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
Интегрированный урок русский язык + английский язык в 6 классе по теме "Числительное"
Интегрированный урок русский язык + английский язык в 6 классе по теме "Числительное". Числительные в русских и английских пословицах....
Урок по русскому языку_6 класс_раздел "Имена числительные"_Публичное выступление на тему: "Берегите природу"
Вид занятия: урок развития речи.Участники: 6 класс.Тема: Публичное выступление на тему «Берегите природу?!» Цель мероприятия: учить отыскивать и отбирать материал для убедительного выступления, о...
Разработка урока по русскому языку 6 класс "Разрядый имен числительных"
Тема урока: «Разряды числительных. Количественные и порядковые имена числительные» Тип урока: урок открытия новых знаний Цели урока: 1) Предметные: способствовать формированию и развитию ...
Презентация урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Собирательные числительные".
Цель урока: - дать понятие о собирательных числительных; - сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные....