Открытый урок "Текстоведение" в 7 классе
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме

Беляева Ирина Витальевна

Конспект с презентацией и раздаточным материалом к уроку в 7 классе по теме "Текстоведение"

Скачать:


Подписи к слайдам:

ТЕКСТОВЕДЕНИЕ. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА
Открытый урок по русскому языку в 7 классе учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино Московской области БЕЛЯЕВОЙ Ирины Витальевны
ЦЕЛИ УРОКА
Повторить и обобщить изученные сведения о тексте и его признаках.Совершенствовать умение анализировать текст, устанавливая его признаки.Закрепить навыки комплексного анализа текста.Добиться усвоения последовательности создания текста: обдумывание цели и содержания высказывания, сбор рабочих материалов, создание и редактирование текста.
Текстоведение - ???
текст
ведать



Тексто-ведение
Содержание текстов
Построение текстов
Языковые средства связи

Признаки текста
Единство темы текста
Наличие главной мысли (идеи) текста
Относительнаязаконченностьтекста
Определённый порядокпредложений
Грамматическаясвязь предложенийв тексте
Типы речи
Повествование
Описание
Рассуждение
Что произошло?
Каков предмет речи?
Почему я так думаю?
Стили речи
разговорный
официально-деловой
научный
публицистический
стиль художественной литературы
Вот уже несколько лет в Берлинском зоопарке происходит удивительное явление: в вольер к огромному бурому медведю неведомо откуда пришёл чёрный кот и живёт там всё это время. Как утверждают биологи, представители этих классов хищников в живой природе – настоящие враги, они по определению не могут мирно сосуществовать. Но каждый день тысячи посетителей с удовольствием наблюдают, как огромный медведь пристраивается на валун, а рядом в классической кошачьей позе садится его товарищ, и они наслаждаются обществом друг друга. Иногда кот подходит совсем близко к морде своего косолапого соседа, и тогда служители зоопарка с замиранием сердца ждут, что хозяин вольера проявит свою звериную суть. Но всё заканчивается благополучно. Теперь чёрный питомец взят на довольствие зоопарка, поскольку он чувствует себя там очень комфортно и, видимо, не собирается менять место жительства. (Из журнала)
Комплексный анализ текста
Тема текстаИдея (осн. мысль)Тип речиСтиль текста
Медведь и кот
Удивительная дружба животных
Повествование
Публицистический
«...Первые шаги – самые трудные» Рабиндранат Тагор
Этапы создания текста

1этап Речевой замысел (обдумывание цели высказывания)
2 этап Обдумывание содержания текста (создание рабочих материалов, плана)
3 этап Создание речевого произведения (написание текста)
4 этап Редактирование (окончательная обработка написанного текста)

Двойка
Замысел. Я напишу, как всё произошло, почему произошло, докажу, что это случайная двойка.
2. Рабочие материалы. На уроке было шумно, учителя не слышно, после физкультуры, не расслышал, вообще-то хорошо учусь.
План: 1) Шум на уроке. 2) Меня вызвали. 3) Я не услышал вопроса. 4) Мне поставили двойку.
3. Речевое произведение (текст). Вообще-то я учусь хорошо и всегда выполняю все домашние задания. Но вчера в классе было очень шумно: мы пришли на урок после физкультуры, где играли в очень интересную и смешную игру. Все были так возбуждены, что не могли успокоиться. Учитель никак не мог начать урок и стал сердиться. Наконец он стал вызывать учеников по фамилии. Но я не услышал, как он несколько раз повторил мою фамилию. Тогда Николай Петрович поставил мне двойку в журнал. Я считаю, что это несправедливая и случайная двойка.
Читая уже написанный текст, я заметил, что очень часто употребляю одни и те же слова: очень шумно – очень интересная игра, не могли успокоиться – не мог начать урок, стал сердиться – стал вызывать. Прежде всего мне удалось ликвидировать повтор в последних словосочетаниях: я заменил слово стал словом начал: начал вызывать учеников по фамилии. Затем я подумал: нужно изменить предложение Учитель никак не мог начать урок… на другое: Учителю никак не удавалось начать урок… Наконец, чтобы ликвидировать повтор слова очень в одном и том же предложении, я решил заменить его синонимом. Я заглянул в словарь синонимов и выписал ряд: очень, весьма, крайне, чрезвычайно, страшно (разг.), ужасно (разг.), жутко (прост.), сильно (разг.), чертовски (разг.), до смерти (разг.), отчаянно (разг.), здорово, шибко (прост.), больно (прост.). Из этого ряда я выбрал слово страшно (страшно интересную), хотя оно и имеет помету «разговорное». Я думаю, что это слово подходит к данному тексту, так как в нём говорится о живой, непринуждённой обстановке, а предложение, которое я переделал, отражает ситуацию, подходящую для разговорного стиля.
4. Редактирование.
Вообще-то я учусь хорошо и всегда выполняю все домашние задания. Но вчера в классе было очень шумно: мы пришли на урок после физкультуры, где играли в очень интересную и смешную игру. Все были так возбуждены, что не могли успокоиться. Учитель никак не мог начать урок и стал сердиться. Наконец он стал вызывать учеников по фамилии. Но я не услышал, как он несколько раз повторил мою фамилию. Тогда Николай Петрович поставил мне двойку в журнал. Я считаю, что это несправедливая и случайная двойка.
Домашнее задание
1. Запишите темы для небольшого сочинения-рассуждения:
Берегите своих родителей Любите ли вы читать? Мне подарили щенка Июль – макушка лета Можно ли жить без компьютера? Чем удобен мобильный телефон?
2. Выберите одну из тем для написания сочинения.3. Подготовьте и запишите рабочие материалы по выбранной вами теме.
Цели урока достигнуты?

1. Мы повторили сведения о тексте и его признаках?
2. Удалось ли нам провести комплексный анализ текста?
3. Познакомились ли вы с этапами создания текста?
Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Текст № 2 – для редактирования текста

Двойка

1. Замысел. Я напишу, как всё произошло, почему произошло,    докажу, что это случайная двойка.

2. Рабочие материалы. На уроке было шумно, учителя не слышно, после физкультуры, не расслышал, был под партой, вообще-то хорошо учусь. План: 1) Шум на уроке. 2) Меня вызвали. 3) Я не услышал вопроса. 4) Мне поставили двойку.

3. Речевое произведение (текст). Вообще-то я учусь хорошо и всегда выполняю все домашние задания. Но вчера в классе было очень шумно: мы пришли на урок после физкультуры, где играли в очень интересную и смешную игру. Все были так возбуждены, что не могли успокоиться. Учитель никак не мог начать урок и стал сердиться. Наконец он стал вызывать учеников по фамилии. Но я не услышал, как он несколько раз повторил мою фамилию. Тогда Николай Петрович поставил мне двойку в журнал. Я считаю, что это несправедливая и случайная двойка.

4. Редактирование.  Читая уже написанный текст, я заметил, что очень часто употребляю одни и те же слова: очень шумно – очень интересная игра, не могли успокоиться – не мог начать урок, стал сердиться – стал вызывать. 

Прежде всего мне удалось ликвидировать повтор в последних словосочетаниях: я заменил слово стал словом начал: начал вызывать учеников по фамилии. Затем я подумал: нужно изменить предложение Учитель никак не мог начать урок… на другое: Учителю никак не удавалось начать урок… 

Наконец, чтобы ликвидировать повтор слова очень в одном и том же предложении, я решил заменить его синонимом. Я заглянул в словарь синонимов и выписал ряд: очень, весьма, крайне, чрезвычайно, страшно (разг.), ужасно (разг.), жутко (прост.), сильно (разг.), чертовски (разг.), до смерти (разг.), отчаянно (разг.), здорово, шибко (прост.), больно (прост.). Из этого ряда я выбрал слово страшно (страшно интересную), хотя оно и имеет помету «разговорное». Я думаю, что это слово подходит к данному тексту, так как в нём говорится о живой, непринуждённой обстановке, а предложение, которое я переделал, отражает ситуацию, подходящую для разговорного стиля.

Текст № 1 – для комплексного анализа текста

Вот уже несколько лет в Берлинском зоопарке происходит удивительное явление: в вольер к огромному бурому медведю неведомо откуда пришёл чёрный кот и живёт там всё это время. Как утверждают биологи, представители этих классов хищников в живой природе – настоящие враги, они по определению не могут мирно сосуществовать. Но каждый день тысячи посетителей с удовольствием наблюдают, как огромный медведь пристраивается на валун, а рядом в классической кошачьей позе садится его товарищ, и они наслаждаются обществом друг друга. Иногда кот подходит совсем близко к морде своего косолапого соседа, и тогда служители зоопарка с замиранием сердца ждут, что хозяин вольера проявит свою звериную суть. Но всё заканчивается благополучно. Теперь чёрный питомец взят на довольствие зоопарка, поскольку он чувствует себя там очень комфортно и, видимо, не собирается менять место жительства.

(Из журнала)

Домашнее задание

1. Запишите темы для небольшого сочинения-рассуждения:

  • Берегите своих родителей
  • Любите ли вы читать?
  • Мне подарили щенка
  • Июль – макушка лета
  • Можно ли жить без компьютера?
  • Чем удобен мобильный телефон?

2. Выберите одну из тем для написания сочинения.

3. Подготовьте и запишите рабочие материалы по выбранной теме.



Предварительный просмотр:

3 декабря 2009 года

 Открытый урок по русскому языку в 7 классе

по теме: «ТЕКСТОВЕДЕНИЕ. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА»

учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 2 с УИОП

г. Фрязино Московской области

БЕЛЯЕВОЙ Ирины Витальевны

Цели урока:

  • Повторить и обобщить изученные сведения о тексте и его признаках.
  • Совершенствовать умение анализировать текст, устанавливая его признаки.
  • Закрепить навыки комплексного анализа текста.
  • Добиться усвоения последовательности создания текста: обдумывание цели и содержания высказывания, сбор рабочих материалов; создание и редактирование текста.

Место урока: 1-ый урок в разделе «Текстоведение» («Развитие речи») в 7 кл.

Оборудование: ПК, мультимедийное оборудование, презентация Power Point

«...Первые шаги - самые трудные»
                                                                   Рабиндранат Тагор

Ход урока:

№ слайда

Элемент урока

Время

1.

1

2

Введение. Организационный момент. Приветствие. Знакомство с темой и целями урока. (Запись на доске и в тетрадях: «Третье декабря. Классная работа. Текстоведение. Этапы создания текста.»)

2.

3

4

5

6

7

Повторение изученного. Беседа по вопросам с использованием презентации.

  • Знакомо ли вам слово «Текстоведение»? Подумайте, как оно образовалось. (В слове выделяются корни «текст» и «вед». Значит, оно обозначает «ведать, знать текст».)
  • Как вы думаете, что изучается в разделе лингвистики «Текстоведение»? (Текстоведение изучает текст, его признаки, строение, законы создания и основные правила использования языковых средств.)
  • А что такое текст? (Это произведение речи.)
  • Назовите признаки текста. (Единство темы, наличие основной мысли (идеи), связь предложений между собой, относительная законченность, определённый порядок предложений.)
  • Какие типы речи вы знаете? Охарактеризуйте их, использовав слайд-подсказку (Повествование = что произошло? Описание = каков предмет высказывания? Рассуждение = почему мы утверждаем это?).
  • С какими стилями речи вы уже знакомы? (Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.) 

3.

 

8

9

Комплексный анализ текста (текст на слайде и напечатан в раздаточном материале).

  • Прочитайте и докажите, что перед вами речевое произведение, то есть текст. (Это текст, потому что его объединяет тема, есть основная мысль, относительная законченность, предложения стоят в определённом порядке и связаны между собой.)  
  • Проведите текстоведческий анализ – определите тему, основную мысль, тип речи, стиль текста, средства связи предложений.
  • Как бы вы озаглавили данный текст? («Удивительная дружба», «Случай в зоопарке», «Медведь и кот», «А всё-таки они дружат!»…)

4.

10

11

12

Объяснение нового материала. Слово учителя.

Мы убедились, что вы знаете, что такое текст, и умеете его анализировать. Но как создать собственное речевое высказывание? Что написать? Как начать? Наверняка, и вы задавали себе эти вопросы, когда получали задание написать сочинение. Сегодня мы с вами познакомимся с этапами создания текста, которые в дальнейшем, я надеюсь, помогут вам успешно справляться с написанием сочинений, докладов, выступлений и т.д.

  • Итак, первый этап – обдумывание темы, цели высказывания. (Запишите в свои тетради.) На этом этапе вы должны не просто выбрать тему, но и решить, о чём вы будете писать и зачем. А значит, выбрать тип речи: повествование для рассказа о событиях; описание, чтобы описать предмет; рассуждение, чтобы поразмышлять над какой-то проблемой.
  • Второй этап предполагает создание рабочих материалов. (Спишите с экрана.) Вы не просто обдумываете содержание вашего высказывания, но и записываете отдельные слова, словосочетания, даже предложения,  а также продумываете, какие микротемы и в каком порядке вы расположите.
  • На третьем этапе создаётся сам текст. (Запишите этот этап.)
  • Четвёртый этап предполагает редактирование. Это очень важная работа. (Запишите в тетради.) Читая свой текст, вы должны обнаружить и устранить нарушение логики, речевые недочёты. То есть сделать текст почти идеальным, на ваш взгляд.

5.

13

14

15

Закрепление. Работа с готовым текстом (на экране и в распечатанном виде).

Перед вами работа ученика 7 класса Саши. Ему задали написать сочинение о том, как он получил двойку. Вот что у него получилось. (Чтение и обсуждение работы Саши: Замысел. Рабочие материалы. Сочинение. Редактирование.)

6.

16

 Самостоятельная работа. Создание текста.

Воспользовавшись размышлениями Саши по редактированию текста, попробуйте исправить его текст. Может быть, вы найдёте и другие недочёты. Запишите получившееся сочинение. Через несколько минут мы проверим, как вам удалось улучшить текст.

Чтение 2-3 работ и обсуждение.

7.

17

Домашнее задание. Дома вы сами попробуете создать рабочие материалы для небольшого сочинения. Для этого спишите темы, а дома выберите одну из них и запишите рабочие материалы.

8.

18

Самоанализ урока. Подведение итогов уроков по вопросам слайда. Выставление оценок.

Благодарю за работу. Урок окончен.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конференция "Век величайших открытий" 8 класс

Урок-конференция "Век величайших открытий" история, биология - 8 класс....

План проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса в рамках проведения городского семинара учителей физической культуры г. Саратова "Внедрение Комплекса ГТО в общеобразовательных учреждениях", декабрь 2014 г.

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол).Мастер-Класс[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8019316","attribu...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....

Открытый мастер-класс в 7 классе школы-интерната № 22 ОРО «РДЖ» по метапредмету «Сравнение»

Открытый мастер-класс в 7 классе школы-интерната № 22 ОРО «РДЖ» по метапредмету «Сравнение»...

Открытый мастер-класс по пошиву игрушки из фетра. Проведения МАСТЕР-КЛАССА по изготовлению новогоднего сувенира – «Тигр», для дома ветеранов «Ногинский»

- познакомить педагогов с историей возникновения и качественными    характеристиками фетра, как материала для творчества;- показать,  для чего можно использовать фет...