Урок русского языка в 9 классе «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Урок русского языка в 9 классе «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным»

Учитель Астафьева Н.М.

Задачи урока:

Образовательные: формировать умения:

1.находить придаточные определительные в составе СП предложения;

2.производить их синонимическую замену там, где это возможно и необходимо;

3.правильно употреблять в речи данные виды предложений;

4.правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);

5.составлять схемы предложений с придаточными определительными

Развивающие: стимулировать и развивать мыслительные процессы; развивать навыки критического мышления при усвоении информации;

Воспитательные: прививать интерес и любовь к родному языку.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Оборудование урока: презентация, «слепая « схема, листы с текстом для самостоятельной работы подготовлены заранее для каждого ученика.

Ход урока.

!.Оргмомент

2.Актуализация знанийВерно-неверно» (индивид. Работа, у каждого распечатка)

Учитель: Проверьте себя. Прочитайте все верные утверждения.

                 Прочитайте неверные, исправьте их, аргументируйте свой выбор.

                 Оцените свою работу.

«Маркировка предложений» (индивид. Работа)слайд№2.

Учитель: Запишите в тетради в строку сокращенные названия предложений: ПП, ССП, СПП, БСП.

                На слух определите  вид предл. и укажите напротив указанных видов их номера.

                 Проверьте себя по слайду№3. Оцените свою работу.

«Слепая схема».Добавьте недостающие сведения в схему.

Тема урока «СПП с определительным». Слайд№1.

                Сформулируйте задачи урока. Слайд№4.

3.Стадия осмысления. Самостоятельная

работа с информацией в учебнике и заполнение таблицы.

                Проверьте себя по слайду№5 и оцените свою работу.

                 Дайте определение СП с определительным  придаточным.

                 Слайд№6.Указательные слова.

                 Слайд№:7.Прочитайте схему.

Первичное закрепление  знаний.Слайд№8.Запишите слова-ответы столбиком.

Проверьте себя.слайд№8. Оцените себя.

Учитель: Сравните придаточные определит. С местоименно-определительными по схемам.Слайд№9

Закрепление изученного.3 человека у доски, находят в записанных заранее предложениях главное и придаточное, указывают вид прид.

Предложения такие: Самая большая ценность народа –язык, на котором он пишет, говорит, думает.(Д.С.Лихачев).

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного  выражения.

Писать безграмотно—значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся.(К.Паустовский).

Остальные ученики работают со слайдом№10. Надо найти СПП с придат. Определит.

Учитель: Проверьте правильность выполнения работы учеников у доски.

---Слайд№11,12.Редактирование.Неправильное построение СП с придаточным определительным является грамматической ошибкой.

---Слайды №13, 14.15.  Грамматические синонимы. Замена придаточных причастными оборотами .(устно).

---Слайды№16.17 Устрани речевые недочеты.

---Самостоятельная работа с текстом или составление предложений по схемам.( у каждого лист с напечатанным текстом).

4.Рефлексия.

---Что узнали на уроке, чему научились? Слайд»18.

--Какие были затруднения, с чем они связаны?

---Оцените урок, закончите предложения:

1.Урок, на котором мы изучали СП с придаточным определительным,    …

2.Тема, над которой мы работали, …

3.Трудности, с которыми я столкнулся, связаны с…

---Поставьте себе оценку за работу на уроке.

---Я оцениваю вашу работу…

5.Домашнее задание на выбор, дано по степени возрастания трудности. Слайд№19.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным Урок в 9 классе

Слайд 2

Простые предложения БСП ССП СПП 4 1 3 2 5

Слайд 3

Сложные предложения бессоюзные ? ССП ? ? союзные СПП ?

Слайд 4

Цели урока: формирование умений : находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно; правильно употреблять в речи данные виды предложений; правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); составлять схемы предложений с придаточными определительными.

Слайд 5

Работа с таблицей

Слайд 6

Виды придаточных предложений Тип придаточных Относятся Отвечают на вопросы Используются союзы и (или) с.слова Место по отношению к главному предложению (схемы) примеры К сущ . , Определи- тельное Какой? Чей? Какой который каков чей кто что где

Слайд 7

Указательные слова Тот такой таков все каждый всякий Любой Тот язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным ТОТ

Слайд 8

СПП с придаточными определительными [ … сущ. ] , (союз. слово…). [ … сущ., (союз. слово…), … ] . какой? какой?

Слайд 9

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Придаточные определительные относятся к ……………………в главной части сложноподчиненного предложения и отвечают на вопросы определений: ………….. К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи ……………… Придаточные определительные имеют строго определенное место в составе сложноподчиненного предложения: они стоят ВСЕГДА …….. определяемого слова. существительному союзных слов после КАКОЙ?ЧЕЙ?

Слайд 10

СПП с придаточными местоименно-определительными [… мест. ] , (союз. слово…). [… мест., (союз. слово…), … ] . (Союз. слово…), [ мест.… ] . какой? какой? какой?

Слайд 11

Укажи предложения с придаточным определительным Я остановился в гостинице, где останавливались все проезжающие. Впереди, где кончалась чаща, стояли березы. Я не знаю, где граница между этими участками. На острове, где Виктор Гюго жил в изгнании, ему сооружен памятник.

Слайд 12

Редактирование Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна». Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.

Слайд 13

Проверь себя Проверь себя: Одна из картин Левитана, которая называется «Весна», висит на стене. Наташа отдала телеги, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы, раненым.

Слайд 14

Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве ,называют родным. Язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным. Язык, что человек усваивает в раннем детстве, называют родным Тот я зык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным усваиваемый человеком в раннем детстве ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ Язык , что человек усваивает в раннем детстве , называют родным. Язык , который человек усваивает в раннем детстве , называют родным. Тот язык , который человек усваивает в раннем детстве , называют родным. =

Слайд 15

Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве ,называют родным. Язык , который человек усваивает в раннем детстве , называют родным. = ГРАММАТИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ

Слайд 16

В каком предложении придаточное определительное нельзя заменить причастным оборотом? 1)Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. 2)Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами. 3)Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы! 4)Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе. 3)Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

Слайд 17

1. Деревья, возле которых мы расположи- лись, одиноко возвышались среди открыто- го поля, которое было засеяно рожью и гречихой. Деревья , возле которых мы расположились , одиноко возвышались среди открытого по- ля , засеянн ого рожью и гречихой . Устрани речевые недочеты

Слайд 18

2.Мы въехали в поселок, который находил- ся в лощине, которая начиналась сразу за лесом. Мы въехали в поселок , надивш ий ся в лощи- не , которая начиналась сразу за лесом. Мы въехали в поселок , который находился в лощине , начинавш ей ся сразу за лесом . Устрани речевые недочеты

Слайд 19

Итоги урока Научились: находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно; правильно употреблять в речи данные виды предложений; правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); составлять схемы предложений с придаточными определительными.

Слайд 20

Домашнее задание Параграф № 11 Первый уровень -- Упр.96 Второй уровень -- Упр.97 Третий уровень -- Упр.98

Слайд 21

Спасибо за работу! Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"

Данный материал представляет собой развернутый конспект первого урока по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" с заданиями, сопровождается презентацией....

Урок русского языка в 9классе "Сложноподчиненые предложения с придаточными определительными" Малина Е В

Развернутый план-конспект урока русского языка в 9 классе с применением требований по новым ФГОС и использованием дальтон-технологии....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особенностей де...

Открытый урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия" с самоанализом

Урок объяснения нового материала по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"...

Урок по русскому языку на тему: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Разработка открытого урока по русскому языку на тему: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.Проведён в 9 классе....