История русской лексикографии. Ученые- лексикографы.
тест по русскому языку по теме
Тест « История русской лексикографии» можно использовать на внеклассных занятиях по русскому языку. Информация о великих ученых-русистах вызывает особый интерес у школьников подросткового возраста. Ведь они стремятся быть независимыми, равняются на взрослого человека как на образец. Поэтому ориентиром для детей в первую очередь становятся яркие личности, какими и были знаменитые языковеды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskurs_v_istoriyu_yazyka.docx | 11.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурс в историю языка.
Фрагмент урока по теме "Краткие страдательные причастия. " Создание проблемной ситуации.
Учитель: В чем сходство кратких страдательных причастий и кратких прилагательных?
Ученик: Краткие страдательные причастия, так же как и краткие прилагательные, не склоняются. В предложении и те и другие являются сказуемыми.
Учитель: Почему краткие прилагательные и причастия не склоняются?
Ученик: Они не склоняются потому, что являются сказуемыми, а сказуемые согласуются с подлежащими, которые всегда стоят в именительном падеже. Например: Маша стройна и красива. Пол вымыт.
Учитель: А почему в учебнике 5 класса о кратких прилагательных сказано, что они обычно являются сказуемыми. Почему " обычно"?
Пусть ученики выскажут свое предположение. Затем учитель объяснит, что в прошлом краткие прилагательные могли быть не только сказуемыми, но и определениями. Это ясно видно на примере словосочетания нов город (новый город), от которого образовалось название Новгород. В современном русском языке сохранились лишь отдельные фразеологические обороты, в которых краткие прилагательные раньше выступали в роли определения (даже в косвенных падежах): средь бела дня, на босу ногу, добра молодца, красну девицу, отчего сыр-бор загорелся (сырой бор). Вот почему в учебнике сделана оговорка "обычно"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В.И.ДАЛЬ – РУССКИЙ УЧЕНЫЙ ,ЛЕКСИКОГРАФ, ПИСАТЕЛЬ И СОСТАВИТЕЛЬ "ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА ". МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Внеаудиторное мероприятие,посвященное жизни и творчеству В.И.Даля.Состоит из устного журнала и лингвистического конкурса....
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ (ГИА) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ учени(ка/цы) _______ __________________________
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ (ГИА)ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУучени(ка/цы) _________________________________...
Методическая разработка интегрированного открытого урока по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."
Разработка интегрированного открытого урока с мультимедийной поддержкой для преподавателей истории, русского языка и литературы. Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...
Презентация к интегрированному открытому уроку по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы по теме "Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."
Презентация к интегрированному уроку для преподавателей истории, русского языка и литературы "Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...
История русского литературного языка. Материалы по теме: «История слов с корнем –бел- в русском языке»
ОглавлениеВведениеГлава 1. Лексическая система языка и место тематической группы в ней1.2.Слова с корнем «бел» как объект лингвистического исследованияГлава 2. Лексико - тематическая групп...
Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...
Сообщение по Истории русского литературного языка "Значение Петровской эпохи в истории русской письменности"
Петровская эпоха (1700-1730).Это начало формирования русского литературного языка. Петровская эпоха в истории нашего народа характеризуется существенными реформами и преобразованиями, затронувшими и г...