Сложноподчиненное предложение с придаточной частью цели.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp.docx | 43.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Сложноподчиненное предложение с придаточной частью цели.
Цели:
1) обобщить знания учащихся по теме «Сложноподчиненные предложения»;
2) совершенствовать умения:
- Находить придаточные цели в составе сложноподчиненных предложений,
- Правильно употреблять в речи эти предложения
- Грамотно расставлять знаки препинания
- Составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными цели.
3) развивать у учащихся познавательный интерес.
Задачи: способствовать развитию у учащихся интеллектуальной деятельности; формировать умения работать в группах, со словарями; прививать любовь к русскому слову; воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей.
Девиз урока: «Узнаём, познаём, поймём и расскажем!»
Ход урока:
- Оргмомент: Здравствуйте! Садитесь. Мы продолжаем изучать СПП. А девиз нашего урок: «Узнаем, познаем, поймем и расскажем!» к нему мы вернёмся в конце урока.
- А есть ли язык у животных? Они общаются между собой? Отличается ли человеческий язык от языка животных? Чем? (у нас – речь, слова)
Скажите, речь и язык, или говорение и общение, слова близкие по смыслу?
Прочитайте текст и найдите ответ.
(работа в парах)
Язык возникает, развивается и живёт в человеческом обществе.
Язык – важнейшее средство человеческого общения. С его помощью люди говорят друг с другом, хранят и передают знания, добиваются взаимопонимания посредством звуков, слов, словосочетаний и предложений. Но, чтобы научиться правильно говорить, мало запоминать слова и выучить грамматические правила; нужно владеть речью. Это значит – научиться общаться друг с другом, чётко и последовательно излагать свои мысли, передавать чувства, слушать, читать, писать сочинения.
Язык – это орудие общения, речь – способ общения.
Слова «язык» и «речь» различаются в употреблении.
Язык может быть трудным или лёгким, красивым и звучным, родным или иностранным, а речь – устной и письменной, грамотной и безграмотной, плавной и отрывистой, спокойной, взволнованной.
Мы говорим, пишем, читаем на родном языке, преподаем, учим, знаем, забываем язык, учим языку, овладеваем языком, но свою речь развиваем, совершенствуем, чужую речь слушаем, понимаем.
Язык вне речи не существует, речи без языка – нет. Язык воплощается в речи.
- Теперь подумайте, пожалуйста, какие слова мы можем отнести к языку и какие к речи. Подумайте немного, используйте текст и подсказывайте мне.
Вставьте нужные слова:
Справка: изучают, развивают, знают, преподают, слышат, понимают;
Родной, устный, трудный, красивый, мировой, письменный, правильный.
+ карточка (в тетради). Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
- Язык – это важнейш.. средство общения.
- Надо постоянно совершенствовать сво.. речь.
- Культура поведения – это прежде всего культура реч..
- Хорошо говорить на русск.. язык.. – это значит не только уметь строить правильно предложения, но и уметь излагать свои мысли четко и последовательно, делать сво.. речь выразитель.., богат..
- Чтение развивает наш.. речь.
Спасибо, я проверю и поставлю оценку.
- Оформление тетрадей: Число, классная работа.
прочитайте хором слова:
Квартал, коммюнике, некролог, намерение, облегчить, ободрить, опека, перипетия.
- а как мы можем проверить ударение? ( в орфоэпическом словаре -
н-р: Р.И. Аванесова)
А где мы можем найти верное толкование непонятных, неизвестных слов?
(в толковых словарях)
( Ожегова, Даля, и др.) – показ словарей.
- Скажите, а почему некоторых слов в словаре Даля нет? Например, коммюнике? Какое это слово? (русское или заимствованное?)
(т. е. там мы можем найти только русские слова).
А вот в словаре Ожегова оно есть, т.к. этот словарь современнее.
Итак, если кому-то непонятны слова, вы их находите в словарях.
- А знаете ли вы,...что все словари создавались коллективом ученых, последний создан одним человеком - Владимиром Ивановичем Далем.
- А кто может рассказать нам что-нибудь о Дале?
Ученик: Владимир Иванович Даль собирал слова постоянно, но как бы попутно. А словарь оказался главным делом его жизни. Многие и внешне-то этого человека себе не представляют, а услышат «Даль» - и перед глазами встают четыре толстых тома на книжной полке…
Биографию Даля было трудно писать. Всё заслоняет «Толковый словарь». Его биография изучена плохо. До сих пор целые периоды его жизни остаются загадкой.
Его отец, датчанин, Иоганн Христиан Даль, в 1778 году окончил Иенский университет и слыл знатоком новых и древних языков. Екатерина II выписала его в Россию и определила библиотекарем. Скоро Иоганн Христиан убедился, что библиотекарь, даже придворный, должность не доходная. И он снова отправляется в свой Иенский университет, но на другой факультет, медицинский. В Россию И.Х. вернулся уже врачом. Работал на Черноморском флоте. Остался жить на Украине.
В Луганске 7 января 1799 года принял русское подданство и стал именоваться Иваном Матвеевичем.
В Луганске родился сын – Владимир Иванович Даль. Когда настала пора учения, отец отправил Владимира в Петербург, в Морской кадетский корпус.
В. И. Даль стал врачом, во время русско-турецкой войны работал в госпитале, интересовался литературой, печатал свои статьи и попутно «собирал слова»…
Также Даль дружил с Пушкиным и, между прочим, был с Пушкиным в последние минуты его жизни: Даль ухаживал за Пушкиным как врач…
- Оцените, как Гюнай нам рассказала о Дале.
- Посмотрите, как интересно! Выходит, что датчанин по национальности, уроженец Украины, Владимир Иванович Даль жил и трудился на благо нашей страны, создал «Толковый словарь живого великорусского языка».
- – Вставьте пропущенные слова в предложении: (1 к доске)
Владимир Иванович Даль, датчанин по национальности и уроженец Украины, создал «Толковый словарь живого великорусского языка», в котором насчитывается более двухсот тысяч слов.
Выделите грамматическую основу этого предложения. Какое это предложение? Начертите схему. Определите вид предложения. ( СПП с придаточным определительным)
А зачем, для чего Даль всю свою жизнь создавал словарь?
(прослушать ответы)
- в тетрадь запишите: (второй ученик к доске)
Владимир Иванович Даль создавал свой словарь, для того чтобы люди лучше понимали друг друга.
- Это сложное предложение?
- ССП или СПП?
- какой вопрос можно задать к придаточной части?
- каким союзом соединены придаточная часть и главная?
- Скажите, как можно назвать эту придаточную часть? Посмотрите в свой словарик. Итак, это - СПП с придаточной частью цели.
- на какие вопросы отвечают придаточные части цели? (ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ДЛЯ ЧЕГО?)
- какими союзами присоединяются к главной (ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ, ЗАТЕМ ЧТОБЫ).
- - Подумайте и составьте предложения по схемам на тему «Зачем человеку нужна грамотность?»
Обратите внимание на место придаточного предложения в тексте. (задание выполняем в парах). Вы должны составить не менее двух предложений.
1)
2)
3)
4)
5)
- Итак, давайте проверим. (проверка нескольких работ)
- А теперь давайте вернёмся к нашему девизу.
Мы узнали? (СПП с придаточной целью)
Поняли? (где искать значение непонятных слов, как проверять ударение)
А теперь – расскажем!!
- У нас творческая работа с заданиями по выбору.
Первое задание – нужно составить сочинение-миниатюру с типом речи рассуждение на тему: «Нужен ли единый язык общения в государстве, в котором живут народы, говорящие на разных языках?» или «Что означает любить Родину?»
Второе задание – ответить на вопросы, составить предложения: Для чего нам нужно учиться? Зачем много читать? С какой целью я хожу на уроки? Для чего нужно делать домашнее задание? Зачем мне изучать русский язык? Зачем делать утреннюю зарядку? С какой целью нужно дежурство в школе?
Третье задание – расставить знаки препинания в тексте.
Прочитайте задания. Всё ли вам понятно? На выполнение 10 минут.
Проверяем задание № 1, 2 Оцениваем работу товарища.
Остальные сдают мне тетради, я проверяю, выставляю оценки.
- Подведение итогов.
- какие новые слова вы узнали? (не забудьте проверить в словаре, что они обозначают)
- о какой личности мы говорили?
- над какой темой работали?
- в каком типе речи мы используем СПП с придаточными цели?
- давайте вы сами себя оцените:
Я называю задание, а вы ставите «+» или «-« себе.
- Д/з – из учебника: упр. № 164 или упр. № 166
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным цели
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели рассматриваются на примере текста о роли языка в жизни общества...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели"
Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели" - это урок объяснения и первичного закрепления знаний. В качестве материала для закрепления используются творчески...
Урок русского языка в 9 классе по программе Разумовской М.М. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.
Урок по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным цели" построен с применением СДП....
Урок русского языка 10 класс (II вид) “ Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели».
Урок русского языка для коррекционной школы II вид...
Урок русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчиненные предложения с придаточными причины,цели и следствия"
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, изучение новой темы).Форма проведения урока: урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследоват...
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия".
Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема: "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия". Презентация к данному уроку. Учебник Л.А.Тростенцов...
УРОК по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным цели»
Образовательные: закрепить полученные знания о СПП; формирование понятия СПП с придаточным цели; развивать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие вывод; совершенствование нав...