статья "Обобщение опыта работы"
статья по русскому языку по теме
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы посредством нестандартных уроков и использования тестовых технологий. Реализация НРК на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности
на уроках русского языка и литературы.
Эпоха ставит перед школой серьёзные требования. Современный выпускник должен уметь ясно выражать свою мысль, действовать с умом, стремиться к знаниям и совершенству.
Выбор метода обучения – ключ к оптимизации учебного труда учителя и учащихся. Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе; выбор метода также обуславливается индивидуальными способностями, одарённостью учащихся. На своих уроках я использую различные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный: сообщение информации учащимся с обязательным разъяснением и показом примеров.
- Проблемный метод: создание проблемных ситуаций на уроке.
- Исследовательский метод: привлечение учащихся к наблюдениям и умение делать выводы, обобщения.
- Частично-поисковый метод: подготовка школьников к самостоятельной деятельности.
- Практический метод – работа с упражнениями.
Как сделать уроки русского языка и литературы интересными? Этот вопрос всегда задают себе учителя – словесники. Каждый отвечает на поставленный вопрос по-своему. Кто-то опирается на достижения передовых педагогических технологий и опыт учителей – новаторов, кто-то активно применяет ИКТ-технологии. Поставив перед собой вопросы не только чему, но и как учить результативно, пришла к выводу, что наиболее результативны в этом плане следующие направления:
- Применение нестандартных уроков.
- Тестовые технологии как необходимый компонент подготовки к ЕГЭ и ГИА.
- Реализация НРК как одно из условий формирования личности ребёнка.
Нестандартные уроки.
Нестандартный урок – понятие очень ёмкое и широкое, но один из главных отличительных признаков таких уроков – связь с продуктивной, творческой деятельностью. Нестандартные уроки могут быть представлены в виде проблемных ситуаций, ролевых игр, конкурсов и соревнований, интеллектуальных игр, уроков – путешествий и других заданий и форм с элементами занимательности. Что дают такие уроки? Положительных моментов здесь несколько:
- Нестандартный урок – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности.
- Нестандартный урок стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
- Нестандартный урок помогает преодолеть пассивность учащихся.
- Нестандартные уроки воспитывают чувство ответственности за весь коллектив, если это конкурс или соревнование.
- На таких уроках создаются условия психологического комфорта, когда каждый ученик, независимо от уровня общеучебной подготовки, вовлечён в процесс познания.
- Нестандартные уроки предполагают творческий подход к решению проблемы.
- Игровые моменты на уроках способствуют развитию памяти, внимания, мышления.
На уроках русского языка я применяю игровые моменты на разных этапах урока. Эффективными считаю такие игры-задания, как «Кто больше?», «Кто быстрее?», «Зоркий глаз», работу с сигнальными карточками, «Говорящие пальчики». Мои учащиеся любят интеллектуальные игры: викторины на уроках литературы, «Счастливый случай» , «Своя игра», «Поле чудес», «Грамматическое лото», причём учащиеся сами составляют вопросы викторины, любят игру «Кто хочет стать грамотным?». При использовании интеллектуальных игр формируется интерес к учению как важное средство повышения качества обучения. Доля игр в учебном процессе велика: от игры – к исследовательской деятельности и к творчеству.
Тестовые технологии на уроках русского языка и литературы.
Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, которая в последнее время всё шире применяется в российской школе. Результатом работы в этом направлении является проведение ГИА и ЕГЭ по русскому языку как обязательный экзамен и по литературе как экзамен по выбору. Изучение в целом курсов русского языка и литературы – подготовка к сдаче ГИА и ЕГЭ. Следовательно, тестовые технологии – это обязательный элемент уроков. Работу с тестами необходимо начинать ещё в начальном звене, а в среднем и старшем звене систематизировать эту работу. Я на своих уроках использую тесты с 5 класса. Среди тестов использую задания с выбором ответов – одного правильного или одного неправильного, задания на установление соответствия, задания типа «Закончи фразу», задания на установление последовательности. С 5 класса практикую использование тестов не только как проверка домашнего задания или закрепление изученного в конце урока, но и обязательное тестирование после изучения каждого раздела. На уроках литературы помимо вышеуказанных видов тестов я применяю такой: «Вставьте в отрывок пропущенные слова». Этот вид тестирования развивает наблюдательность и память учащихся. Особенно эффективно применение такого вида работы при изучении поэтических произведений.
Использование тестовых технологий выполняет три взаимосвязанные функции:
- диагностическая – выявить уровень знаний и умений учащихся;
- обучающая – мотивирование учащихся к активизации работы по усвоению учебного материала;
-воспитательная – периодичность и неизбежность использования тестов дисциплинирует учащихся, формирует стремление развить свои способности.
Анализируя опыт использования тестовых технологий, можно назвать преимущества тестирования:
- обеспечивают возможность учителю быстрой проверки знаний;
- тестирование ставит всех учащихся в равные условия;
- тестирование способствует большой накопляемости оценок.
Думаю, что нужно обязательно учителю русского языка и литературы учитывать и недостатки при использовании тестов. Среди них – снижение использования речевого компонента, особенно на уроках литературы, снижение творческого подхода при выполнении заданий.
Использование тестовых технологий на уроках русского языка и литературы даёт учащимся возможность подготовиться к сдаче ГИА и ЕГЭ, но необходимо обязательно учитывать тот факт, что применение тестовых технологий не должно быть эпизодическим; это целая система. Только так можно добиться хороших результатов.
Реализация НРК на уроках русского языка и литературы.
«Каждый человек обязан знать,
среди какой красоты и
каких нравственных ценностей он живёт».
Одним из направлений современной российской реформы является построение многообразия в образовании, которое строится путём реализации в системе образования принципов плюрализма в образовании, его многоукладности, альтернативности, вариативности. С этой целью внесены изменения в Государственный стандарт общего образования. В настоящее время Государственный стандарт общего образования по русскому языку и литературе включает три компонента: федеральный, региональный (далее – НРК) и компонент образовательного учреждения. Переход на новые стандарты образования, новый учебный план, обновление содержания курсов русского языка и литературы в соответствии с основными направлениями модернизации общего образования требует высокой методологической и методической подготовки учителей русского языка и литературы. Национальный проект «Образование» даёт возможность педагогам участвовать в реализации изменений в образовании, целью которых является превращение его в гибкую саморазвивающуюся систему, адекватно отвечающую требованиям времени и запросам общества. Каково же назначение НРК? В документах Министерства образования РФ подчёркивается, что «национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и культурное своеобразие региона». Реализация НРК языкового образования в Челябинской области предполагает широкий спектр направлений, осуществляемых в следующих целях:
- обучение русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности;
- повышение языковой культуры учащихся;
- овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения;
- овладение русским речевым этикетом.
Содержание регионального компонента языкового и литературного образования может быть реализовано в следующих направлениях:
- Риторика.
- Лингвистическое краеведение.
- Русская словесность.
- Литературное краеведение.
- Лингвистический анализ текста.
Усиление внимания к формированию культуроведческой компетенции, включающей в себя сведения о языке как национально-культурном феномене; представления о связях языка с национальными традициями народа; осознание учащимися красоты и выразительности родной речи – всё это стало важным моментом в определении содержания НРК языкового образования. А усиление нравственно-этического и культурно-эстетического аспекта, повышенное внимание к формированию культуры устной и письменной речи – это стало определяющими направлениями в реализации регионального компонента литературного образования. Содержание НРК литературного образования позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманистическим ценностям, культурным традициям региона. На уроках литературы учащиеся наряду с решением задач литературного образования имеют возможность обсуждать проблемы, которые связаны с такими понятиями, как ответственность за свои поступки, сострадание и гуманность. Произведения хрестоматии «Литература России. Южный Урал» позволяют воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм, формировать умения анализировать и оценивать языковые факты. Введение НРК в курс литературы создаёт условие для формирования внутренней потребности личности учащихся изучать литературу родного края, воспитывает интерес и бережное отношение к языковой культуре родного края, его прошлому и настоящему. Знакомство с художественными текстами авторов Южного Урала и материалами о родном крае, изучение литературы о родном крае дают новые знания по многим предметам.
Работая над материалом НРК и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичность, доступность, наглядность, разнообразность материала, связь материала в учебной и воспитательной работе, взаимосвязь местного и общего материала. Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – иллюстрации, фотографии, презентации. Интеграция элементов НРК в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие и исследовательские работы.
Использование НРК на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать с факультативными и внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования; при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Живое слово земляков и о земляках на уроках воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного образования. В своей педагогической деятельности я работаю над темой самообразования «Реализация НРК на уроках русского языка и литературы, истории и обществознания». Широко применяю интегрированные уроки литературы и истории. В плане применения НРК на уроках русского языка я создаю рабочие тетради для учащихся (Приложение 1), где используются как тексты поэтов и писателей Южного Урала, так и тексты о Южном Урале и о земляках. Мною созданы презентации, которые можно использовать как на уроках развития речи (сочинение о герое, земляке), так и во внеклассной работе. ( презентации на диске). Чаще всего на уроках русского языка провожу путешествия, на которых использую тексты о Южном Урале для различных видов работ на уроке- синтаксический разбор предложения, выборочные диктанты, объяснительное письмо, в том числе и для комплексного анализа текста (Приложение 2). Практикую и использование исследовательской деятельности при изучении русского языка. Учащиеся 9 класса в прошлом учебном году разработали проект «Топонимика родного края»; в районном конкурсе исследовательских работ проект признан победителем.
Литература – великолепные нравственные и эстетические ценности, путь освоения которых детьми и есть основа и путь их духовного и нравственного становления и развития. Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, важно обращаться к ценностному потенциалу литературы. Я пытаюсь реализовать эту цель на уроках литературы, активно используя НРК. Моя цель – воспитание истинного патриота, гражданина России через любовь к своей малой Родине. Оформление моего кабинета соответствует реализации НРК в учебно-воспитательном процессе. Накоплен большой материал для сменных стендов – «Челябинская область», «Писатели Южного Урала», Ася Горская», Сказы Бажова», «Поэзия Южного Урала», «Литература Брединского района». В период проведения предметных недель проходит конкурс сочинений о родном крае, дети пишут стихи о малой родине. В практике – проведение «Литературных гостиных», урок – «Литературный круиз по Южному Уралу», внеклассное мероприятие «Уральский сундучок». Регулярны библиотечные «Информины», на которых библиотекари из школьной и сельской библиотек знакомят учащихся с новинками литературы, уделяя особое внимание литературе Южного Урала. Постоянно провожу внеклассные мероприятия – линейки, посвященные какому-либо юбилею или историческому событию, интегрируя при этом материал литературы и истории. (юбилей комсомола, юбилей Победы, целина, полёт первого человека в космос и др.)(Приложение 3). В настоящее время НРК стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает НРК. Внедрение НРК в изучение литературы и русского языка во многом решает задачу гуманизации образования, усиливает практическую и актуальную направленность уроков, учитывая интересы учащихся, формирует национальную, общекультурную компетентность грамотного ученика, знающего историю, традиции, обычаи, прошлое своего края. Потому как без знания прошлого в настоящем не построить будущего, которое будет жить веками.
Говорят, что у детей ослаблена мотивация к учёбе. Думаю, что это не совсем правильно: мотивация не понизилась, а изменилась. Ребёнок не станет учиться, если ему непонятно, зачем это нужно, или неинтересно. Поэтому я стараюсь сделать каждый урок не похожим на предыдущий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...