Словосочетание
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема «Словосочетание»
Урок №2. Типы подчинительной связи слов в словосочетании
Цель урока - дать понятие о типах подчинительной связи слов в словосочетании, сформировать умение определять тип связи
Задачи урока:
- образовательная: закрепить понятие о типах связи слов в словосочетании; формировать умения определять тип связи слов в словосочетаниях, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим типом связи;
– развивающая: используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса учащихся, расширять их словарный запас;
– воспитательная: воспитывать патриотические чувства и гражданскую гордость за своих соотечественников, самостоятельность, трудолюбие.
Тип урока - изложение нового материала, практическое применение полученных знаний на практике.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока.
- Орфографическая и лексическая разминка.
Задание: объясните орфограммы в данном предложении.
…Каждый из нас встречал (не)обыкновенных людей, их (не) десятеро и (не) сто на Россию, - это праведники, их видели, удивлялись им, пользовались их добром… - и тут (же) погружались опять на нашу обречённую глубину. (А. Солженицын «Раскаянье и самоограничение как категория национальной жизни», 1973г.)
- Кого мы называем праведниками? Заглянем в толковые словари, которые дают различные толкования этого понятия (распечатки у каждого учащегося на парте)
Академический словарь русского языка.
- Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии.
- Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости. Честности, не нарушает правил нравственности.
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.
1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
2.Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.(ирон.)
- Что общего в этих определениях? (определения даются с точки зрения религиозной морали)
- Повторение изученного на предыдущем уроке. Фронтальный опрос.
Задание: выпишите из данного предложения три словосочетания, соответствующих схемам:
Глагол + существительное (где главное слово - глагол, зависимое - существительное)
Прилагательное + существительное (где главное слово-существительное)
Глагол + наречие (где главное слово – глагол)
– В каком разделе науки о языке изучаются предложение и словосочетание?
– Что такое словосочетание?
– Как определить главное и зависимое слова?
- Изучение нового материала
На интерактивную доску проецируется модуль «Словосочетание. И» из коллекции ФЦИОР
http://fcior.edu.ru/card/14506/slovosochetanie-i.html (по плану урока открывается раздел «Типы связи словосочетаний»)
Учащиеся анализируют иллюстративный материал и делают пытку соотнести выписанные из предложения словосочетания с данными типами связи.
Далее изучается теоретический материал по каждому типу связи и составляется алгоритм действий для определения типа связи слов в словосочетании.
Задание: составьте три словосочетания разных типов связи, используя однокоренные слова: праведник, праведно, праведный.
- Закрепление изученного материала. Практическая работа.
На интерактивную доску проецируется модуль «Словосочетание. П» из коллекции ФЦИОР
http://fcior.edu.ru/card/2104/slovosochetanie-p.html (открывается задание 4. Проверь себя. Необходимо распределить словосочетания на три группы по типам связи) Задание выполняется на интерактивной доске одним или несколькими учащимися по очереди с обсуждением ответов классом.
(При наличии компьютера у каждого ученика задание выполняется индивидуально.)
- Вернемся к определению слова «праведник». Словари толкуют это слова с точки зрения религиозной морали, законов нравственности. Запишем словосочетания «религиозная мораль», «законы нравственности». Определите типы связи. Подберите к этим словосочетаниям синонимичные с другим типом связи (религиозная мораль (согл.) – мораль религии (упр.); законы нравственности (упр.) - нравственные законы (согл.). Сделайте вывод о синонимии словосочетаний.
Задание: Прочитайте отрывок из рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». Сопоставьте его с отрывком из статьи «Раскаянье и самоограничение как категория национальной жизни», записанным на доске. Письменно ответьте на вопрос: «Какими качествами должен обладать «праведник»?», употребляя словосочетания разных типов связи.
« Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок,
неподалеку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую.
-- Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она --
кое-как, все по-деревенски. А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел.
Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал - некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).
И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней
признавала, она говорила с презрительным сожалением.
И только тут из этих неодобрительных отзывов золовки выплыл
передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.
В самом деле! - ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. Что
может быть легче - выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него -и потом зарезать и иметь сало.
А она не имела...
Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.
Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.
Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы...
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша».
А.И. Солженицын «Матренин двор»
- Домашнее задание (на выбор)
1) Выполнить задания модуля «Словосочетание. К» из коллекции ФЦИОР
http://fcior.edu.ru/card/2140/slovosochetanie-k.html
2) упражнение 45
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
Цели: 1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащих...
Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".
Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"
Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...
"Словосочетание. Как устроено словосочетание?"
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе. Презентация. Технологическая карта урока. Раздаточный материал. Анализ урока....
Виды словосочетаний, разбор словосочетаний
Лаконичный сосредоточенный материал...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"
Конспект урока по теме "Словосочетание" предназначен для учащихся 5 класса. Задания, использованные в ходе урока ,по...