ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Цель уроков с использованием здоровьесберегающих технологий - обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.<?xml:namespace prefix = o /??>
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка" | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование устойчивой мотивации здоровья и здорового образа жизни школьников на уроках русского языка и литературы».
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
МОУ ВСОШ № 2
Панова Жанна Викторовна,
учитель русского языка и литературы.
Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Русский язык – богатый язык, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. В нем найдутся крылатые выражения и поговорки на все случаи жизни. Их можно объединить в «Словарь мудрых мыслей». Желательно, чтобы ученики завели такой «Словарь…» и делали в нем записи:
- Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды”,
- “По яблоку в день – и доктор не нужен”,
- “Ешь просто - доживёшь лет до ста”,
- «Здоров на еду, да хил на работу».
- «Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест».
Без применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка не обойтись, т.к. они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Этот вопрос необходимо рассматривать в комплексе. Большое зн ачение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.
Во избежание усталости учащихся необходимо на каждом уроке разнообразить виды работ: ввести игровые моменты, работу с учебником (устную или письменную), комментированное письмо, выполнение небольших творческих заданий. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом. Например, в 5 классе при изучении темы: «Стили речи» можно детям предложить такой текст:
В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.
Также с помощью подбора текста можно развить определенные орфографические и пунктуационные навыки, решить учебные методологические задачи. Пропаганда здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом – неотъемлемая часть и воспитательного процесса. Желательно на уроке отвести время (2-3 минуты) для проведения «Оздоровительной страницы». Ученики продолжают вести свой персональный Словарь мудрых мыслей:
- “Пешком ходить - долго жить”,
- “Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься”,
- “Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье”,
- “Воздух, солнце и вода – три кита здоровья”.
Также школьникам предлагается выполнить задания:
- I. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.
- II.Запишите предложение, заменив один из причастных оборотов придаточным определительным.
- Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегавших ежедневной тренировкой мышц.
- III.Творческий словарный диктант.
- 1. Вид спортивной гимнастики (аэробика)
- 2.Система физических упражнений, способствующая общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика)
- 3. Расслабление и снятие психического напряжения (релаксация).
- 4. Правила времяпровождения (распорядок дня)
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках в 10-11 классах блочно-модульной системы снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. Школьной программой предусмотрено выполнение творческих работ на спортивную тематику. Так в 5 классе ученики учатся составлять спортивный репортаж, в 6 классе школьникам предлагается написать сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро», в 7 классе сочинение-интервью по картине А.Сайкиной «Детская спортивная школа». Необходимо педагогу вводить в учебный процесс комплекс развивающих технологий.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Использование ИКТ дает возможность сэкономить время и провести его интересно, избегая перегрузки, тем самым повышая мотивацию к учению.
- Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию. Во время выполнения сложных заданий для снятия напряжения используется «Психологическая страница».
Словарь мудрых мыслей:
- “Хороший смех оздоравливает душу”,
- “Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём”,
- “Улыбка – лучшая таблетка”.
- Предлагается текст для орфографического разбора в 7 классе:
Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Всё наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. Аквариум - прекрасное средство от страха в зубном кабинете.
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты) – послушать хорошую музыку, связанную с темой урока, посмотреть слайд с изображением пейзажа, обсудить увиденное и услышанное.
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. Конечно, это все требует от учителя больших затрат времени, душевных сил и эмоциональной нагрузки.
И все же цель таких уроков - обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...
Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроке русского языка"
Презентация с методическими рекомендациями проведения урока русского языка по здоровьесберегающим технологиям, физминутка для учащихся 5-6 классов....
Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....
Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"
Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...