Словосочетание.
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему
Словосочетание( урок-повторения и закрепления)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovosochetaniya_8_klass.pptx | 279.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения: — определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку) ; — объектные : между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину) ; между действием и орудием действия (стучать молотком) и т. п.; — обстоятельственные : между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно) .
В каком словосочетании выражаются определительные отношения? а) разговор по душам б) прийти поговорить в) близко от нас г) руководить театром В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения? а) яйца всмятку б) вернуться к полуночи в) приказал отступать г) окончание школы В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)? а) рисовать красиво б) желание уехать в) идти по бульвару г) думать о друге
В русском языке существуют три основных вида (типа) подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом в роде, числе и падеже или в числе и падеже). Например: глубокая река, глубокий пруд, глубокое озеро, глубокого озера, глубокую реку, глубокие реки и озера, глубокими озерами и т. д. При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова . Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже независимо от того, в какой форме стоит главное слово. Например: читать книгу ; читал, читала, читали, читает, читай, читающий, читая книгу . При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (остается в том же падеже ). Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив) и притяжательные местоимения его, ее, их . В словосочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соединяется с главным только по смыслу. Например: правдиво изобразить, правдиво изобразивший ; по-осеннему хмурый, по-осеннему хмурого ; собрался сделать, соберутся сделать ; его дом, его дому.
В каком словосочетании вид связи — согласование? а) наши шефы б) быстро доехать в) прогулка верхом г) выглянуло из-за туч В каком словосочетании вид связи — управление? а) немного странно б) забыл рассказать в) таять во мгле г) рубашка навыпуск В каком словосочетании вид связи — примыкание? а) бутылка из-под молока б) говорить по-французски в) тринадцатая глава г) глядеть по сторонам
Какое словосочетание построено по модели «прил. + »? а) вьющиеся растения б) любой человек в) изумительной красоты г) в третьем классе Какое словосочетание построено по модели « + наречие»? а) иди гулять б) сделать случайно в) ушел не попрощавшись г) выбегая навстречу Какое словосочетание построено по модели « + наречие»? а) крайне недовольный б) практически не выполнимо в) огорченно прошептал г) (на улице) по-весеннему тепло
Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора , самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
Цели: 1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащих...
Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".
Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"
Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...
"Словосочетание. Как устроено словосочетание?"
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе. Презентация. Технологическая карта урока. Раздаточный материал. Анализ урока....
Виды словосочетаний, разбор словосочетаний
Лаконичный сосредоточенный материал...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"
Конспект урока по теме "Словосочетание" предназначен для учащихся 5 класса. Задания, использованные в ходе урока ,по...