Особенности склонения существительных на -ие,-ия,-ий.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Светова Елена Николаевна

Урок русского языка в 5 классе по теме "Особенности склонения существительных на -ие, -ия, -ий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sklonenie_na_ie_iya_iy_5_klass.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Особенности склонения существительных на - ИЕ, -ИЯ, -ИЙ.

Оборудование к уроку:

- компьютер,

- мультимедийный проектор,

- учебная доска,

- карточки,

- учебник,

- тетради,

- мел,

- шариковые ручки,

Структура урока:

  1. Организационный момент – 2 минуты.
  2. Повторение пройденного материала – 10 минут.
  3. Сообщение темы и цели урока – 3 минуты.
  4. Новая тема – 15 минут.
  5. Закрепление – 10 минут.
  6. Итоги урока – 3 минуты.
  7. Домашнее задание – 2 минуты.

Цель урока:

Знакомство с особенностями склонения существительных на –ИЕ, -ИЯ, -ИЙ. .

Задачи урока:

  1. Образовательная:

Формировать:

-   знание о правописании гласных в падежных окончаниях существительных на  –ИЕ, -ИЯ, -ИЙ,

- знания о порядке рассуждения для применения правила,

-  умение находить существительные с данной орфограммой.

- умение согласовывать существительные на –ИЕ, -ИЯ, -ИЙ с другими словами.

  1. Развивающая:

Развивать:

-  навыки  определения падежных окончаний у  данной орфограммы,

- устную и письменную речь.

  1. Воспитательная:

Формировать интерес к изучаемому предмету, умение выслушивать чужое мнение, корректно высказывать свое.

Ход урока.

  1. Оргмомент. (Двадцатое  февраля.  Классная работа).

  1. Повторение.

Учитель

Ученики

- Учитель читает стихотворение Р.Фархади.

На всех языках есть такие слова:

Мать. Родина. Счастье.

Река. Синева.

Кто б ни был, любому понятны они.

Слова – путеводные наши огни.

Живые. Земные.

И суть их проста:

Хлеб. Утро. Работа.

Мечта. Красота.

Но есть и такие слова в словарях,

Они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда:

Война. Разоренье.

Жестокость. Вражда.

Останутся с нами другие слова,

В них гордая сила людского родства:

Мир. Дружба. И радость высокой волной.

Мы – люди.

Мы – дети планеты одной!

- Скажите, это текст? Докажите.

- Назовите тему этого стихотворения.

- А какая мысль в данном произведении?

- Назовите имена существительные из данного стихотворения.

- Какие существительные вы читали с удовольствием?

- Почему?

- Какими красками вы бы их раскрасили?

- А какие слова вызывают ваше неприятие, страх?

- Почему?

- Какой цвет бы вы использовали, для их написания в данном стихотворении?

- Вернемся к словам стихотворения. Давайте повторим с вами склонения существительных. Сколько склонений вы знаете?

- Что нужно сделать, чтобы определить склонение у существительного?

- Распределите существительные из данного стихотворения по колонкам таблицы:

Три ученика к доске.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

- Один ученик выполняет индивидуальное задание.

Карточка 1.

Исправь ошибки.

Расти на поляне (И.п.), идти к дому (Р.п.), войти в автобус (Д.п.), лететь в город (В.п.), работать над проектом (П.п.), облачное небо (Т.П.).

- Вот, молодцы!

- А теперь давайте вспомним падежные окончания имен существительных.

Запишите словосочетания, определите склонение, падеж, выделите окончание.

Скрываться в зелен.., гулять по площад.., расскажу о подземель.., лежать на постельк.., был на фестивал.., помогу мам.., участвовал в конкурс..,  поездка по Африк.., росли вдоль тропинк..,  держу в ладон.., занимается на кружк.. .

Да. Так как предложения связаны по смыслу, тематически и грамматически.

- Слова.

- Слова бывают разные: хорошие и плохие. А мы люди, а значит должны жить в мире, дружбе и использовать только добрые слова.

- Мать. Родина. Счастье. Река и тд.

Мать. Родина. Счастье. Хлеб и т.д.

- Они вызывают теплые чувства, с ними связана наша жизнь, наши мечты.

- Яркими, разноцветными.

- Война. Жестокость. Вражда.

- Они напоминают о горе, страданиях, таких слов не должно быть.

- Черный цвет, потому что он символизирует страх, жестокость.

- Три.

- Нужно поставить слово в именительный падеж, единственное число.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Родина. Река,

Синева,

Работа,

Мечта, Красота,

Тревога.

Война.

Вражда.

Сила.

Дружба.

Волна.

Планета.

Язык,

Слово,

Счастье.

Огонь,

Хлеб,

Утро,

Словарь.

Страх.

Разоренье.

Родство.

Мир.

Мать.

Суть.

Жестокость.

Радость.

Карточка 1.

Расти на поляне (П.п.), идти к дому (Д.п.), войти в автобус (В.п.), лететь в город (В.п.), работать над проектом (Т.п.), облачное небо (И.п.).

Скрываться в зелени (3 скл, П.п.), гулять по площади (3 скл, Д.п)., расскажу о подземелье (2 скл, П.п.), лежать на постельке (1 скл, П.п.), был на фестивале (2 скл, П.п.), помогу маме (1 скл., Д.п), участвовал в конкурсе (2 скл., П.п.),  поездка по Африке (1 скл. Д.п.), росли вдоль тропинки (1 скл, Р.п),  держу в ладони (3 скл., П.п), занимается на кружке (2 скл, П.п) .

  1. Новая тема.

1)Мобилизующий  этап.

Учитель

Ученики.

- Вот мы с вами повторили падежные окончания имен существительных.

- Давайте еще раз обратимся с вами к правилу в учебнике на странице 201.

- Ко всем ли словам относится это правило?

- Нет, кроме существительных на - ИЕ, -ИЯ, -ИЙ.

2)Формулирование темы и целей урока.

Учитель.

Ученик.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Запишем тему урока в тетрадях.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы.

1.Познакомиться с …

2.Учиться правильно….

Особенности склонения существительных на – ИЕ, - ИЙ, -ИЯ.

Цель нашего урока:

1.Познакомиться с особенностями склонения существительных на –ИЕ, -ИЯ, -ИЙ.;

2.Учиться правильно писать окончания у данных существительных.

3)Изучение нового материала.

Учитель.

Ученики.

1. Объяснение учителя.

- Санаторий, здание, лекция.

- Определите склонение у данных существительных. Выделите окончания.

А) словарная работа:

- Что такое санаторий?

- Запишите значение этого слова в середине вашего словарика.

- Запишите в начале словарика слова санаторий, санаторный.

- Какие словосочетания можно составить со словом санаторий?

- Составьте и запишите в тетради предложение со словом санаторий.

Составим таблицу.

-ИЙ

-ИЕ

-ИЯ

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

санаторий

санатория

санаторию

санаторий

санаторием

о

санатории

здание

здания

зданию

здание

зданием

о здании

лекция

лекции

лекции

лекцию

лекцией

о лекции

- Какие падежи нас интересуют для изучения сегодняшней темы.

- Запишем таблицу окончаний данных существительных в конце словарика.

-ИЙ

-ИЕ

-ИЯ

Р.п.

-

-

Д.п.

-

-

П.п.

- Так в чем же особенность склонения данных существительных? Сравните таблицы в ваших словариках.

2.Работа с учебником.

- Прочитайте материал учебника на странице 203.

- Есть ли какие-нибудь отличия от того, что я вам рассказала? Есть ли что-то непонятное? Сделайте вывод.

3.Физкультминутка.

- А теперь давайте немного отдохнем.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.   - 2 раза.

Санаторий – 2 скл, здание – 2 скл, лекция – 1 скл.

- Учреждение для лечения, профилактики заболеваний и отдыха.

- Путевка в санаторий, поехать в санаторий, вернуться из санатория.

- Я летом с мамой отдыхала в санатории.

-ИЙ

-ИЕ

-ИЯ

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

санаторий

санатория

санаторию

санаторий

санаторием

о

санатории

здание

здания

зданию

здание

зданием

о здании

лекция

лекции

лекции

лекцию

лекцией

о лекции

 Родительный, Дательный и предложный падежи.

-ИЙ

-ИЕ

-ИЯ

Р.п.

-

-

Д.п.

-

-

П.п.

- У этих существительных во всех интересующих нас падежах окончание –И.

- Нет.

3.Закрепление.

Учитель.

Ученики.

1. Работа с доской.

- Вы, наверное, знаете, что полное имя у Насти – Анастасия. Оно тоже заканчивается на –ИЯ.

- Настя, просклоняй свое имя по падежам, теперь ты знаешь, какие окончания должны быть.

- Молодец!

2. Графическое обозначение орфограммы.

- Вспомните, как нужно рассуждать, чтобы правильно написать окончание.

- А как же нужно обозначать сегодняшнюю орфограмму?

Работал в типографии,

Рассказал об армии,

Ошибка  в решении,

3.Коллективная работа.

Запишите предложения, вставив пропущенные буквы, обозначая условия выбора изученной орфограммы.

Владимир Иванович Даль обошел и объехал всё в нашей стран.. . Он был на территори.. (К,к)арели.., на берегах (Ч,ч)ерного моря. Посетил  пустыни Средней (А,а)зи.. . В состав.. русской арми.. воевал против (Т,т)урци.. .

- Ребята, а кто такой Владимир Иванович Даль?

4. Самостоятельная работа.

- Упражнение 539.

- Или тесты.

И.п. Анастасия.

Р.п. Анастасии.

Д.п.Анастасии.

В.п. Анастасию.

Т.п. Анастасией.

П.п.об Анастасии.

И.п. типография. (-на ИЯ, П.п.),

И.п. армия, ( на –ИЯ, П.п.),

И.п. решение (на –ИЕ, П.п.).

Владимир Иванович Даль обошел и объехал всё в нашей стране (1 скл, П.п.) . Он был на территории (на –ИЯ, П.п.) Карелии (на – ИЯ, Р.п.), на берегах Черного моря. Посетил  пустыни Средней Азии ( на – ИЯ, П.п.). В составе (2 скл, П.п) русской армии ( на –ИЯ, Р.п.)  воевал против Турции (на –ИЯ, Р.п.) .

- Составитель словаря, собиратель русских слов.

Марье (1 скл., Д.п.), Марии (на –ИЯ, Д.п.), Наталье  (1 скл, Д.п.), Наталии (на –ИЯ, Д.п.),Софье (1 скл, Д.п.), Софии ( на –ИЯ, Д.п.),Таисье (1 скл., Д.п.),  Таисии ( на –ИЯ, Д.п.),  Валерии ( на –ИЯ, Д.п.), Евгении (на –ИЯ, Д.п.),  Клавдии (на –ИЯ, Д.п.), Ксении (на –ИЯ, Д.п.),  Лидии (на –ИЯ, Д.п.), Юлии ( на –ИЯ, Д.п.),  Аксинье ( 1 скл., Д.п.), Дарье (1 скл, Д.п.).

 

4.Итоги урока.

Учитель

Ученики.

- Вспомните цель урока. Скажите, над чем мы работали сегодня?

- Почему этим существительным нужно уделить особое внимание?

- Что понравилось на уроке?

- Что не понравилось?

- Выставление оценок.

Сегодня мы познакомились особенностями склонения существительных на –ие, -ия, -ий.

У них в родительном, дательном и предложном падежах не может быть окончания Е..

5.Домашнее задание:

$98, стр. 203, упр.  541.

Карточка 1.

Исправь ошибки.

Расти на поляне (И.п.), идти к дому (Р.п.), войти в автобус (Д.п.), лететь в город (В.п.), работать над проектом (П.п.), облачное небо (Т.П.).

На всех языках есть такие слова:

Мать. Родина. Счастье.

Река. Синева.

Кто б ни был, любому понятны они.

Слова – путеводные наши огни.

Живые. Земные.

И суть их проста:

Хлеб. Утро. Работа.

Мечта. Красота.

Но есть и такие слова в словарях,

Они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда:

Война. Разоренье.

Жестокость. Вражда.

Останутся с нами другие слова,

В них гордая сила людского родства:

Мир. Дружба. И радость высокой волной.

Мы – люди.

Мы – дети планеты одной!

Владимир Иванович Даль обошел и объехал всё в нашей стран.. .

Он был на территори..  (К,к)арели..,  на берегах (Ч,ч)ерного моря.

Посетил  пустыни Средней (А,а)зи.. .

В состав.. русской арми.. воевал против (Т,т)урци.. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

склонение существительных в немецком языке

презентация: правило +тест с ответами...

Латинский язык. II склонение существительных. Особенности и исключения

Ход и содержание урока. Организационный момент.Проверка готовности к уроку,сообщение плана урока, условия работы.(2 мин). Введение в проблему урока.Вступительная беседа (актуализация знаний учащих...

урок письма в 5 классе коррекционной школы VIII вида "Склонение существительных"

Тема урока: «Склонение имён существительных»Цель: - закрепить умение определять склонение имён существительных по роду и окончанию (в И.п.)...

Склонение существительных ( 6 класс).

Проверочная   работа  по  теме: "Склонение  существительных"....

Склонение существительных немецкого языка

В презентации рассматриваются типы склонения существительных. Материал может быть использован как в 6 классе при изучении данной темы, так и в старших классах при повторении....

Тесты для проверки знаний по теме "Склонение прилагательных" и "Склонение существительных"

Тесты для осуществления контроля знаний по темам Склонение прилагательных и склонение  существительных...

Урок по русскому языку в 5 классе «Три склонения существительных. Существительные на -ия, -ий, -ие »

Цели:Обучающие:1. Ознакомить учащихся с тремя типами склонений имен существительных и с правописанием окончаний имен существительных на -ия, -ие, -ий2. Научить определять тип склонения существительных...


 

Комментарии

Смирнова Елена Анатольевна

Спасибо большое за конспект этого урока. Очень грамотная и интересная работа. У меня сейчас четвёртый класс. Мы проходим склонения. Обязательно воспользуюсь вашим материалом.

Светова Елена Николаевна

Большое спасибо. Очень приятно, что моя работа вам понравилась.