Особенности склонения существительных на -ие,-ия,-ий.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе по теме "Особенности склонения существительных на -ие, -ия, -ий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sklonenie_na_ie_iya_iy_5_klass.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Особенности склонения существительных на - ИЕ, -ИЯ, -ИЙ.
Оборудование к уроку:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- учебная доска,
- карточки,
- учебник,
- тетради,
- мел,
- шариковые ручки,
Структура урока:
- Организационный момент – 2 минуты.
- Повторение пройденного материала – 10 минут.
- Сообщение темы и цели урока – 3 минуты.
- Новая тема – 15 минут.
- Закрепление – 10 минут.
- Итоги урока – 3 минуты.
- Домашнее задание – 2 минуты.
Цель урока:
Знакомство с особенностями склонения существительных на –ИЕ, -ИЯ, -ИЙ. .
Задачи урока:
- Образовательная:
Формировать:
- знание о правописании гласных в падежных окончаниях существительных на –ИЕ, -ИЯ, -ИЙ,
- знания о порядке рассуждения для применения правила,
- умение находить существительные с данной орфограммой.
- умение согласовывать существительные на –ИЕ, -ИЯ, -ИЙ с другими словами.
- Развивающая:
Развивать:
- навыки определения падежных окончаний у данной орфограммы,
- устную и письменную речь.
- Воспитательная:
Формировать интерес к изучаемому предмету, умение выслушивать чужое мнение, корректно высказывать свое.
Ход урока.
- Оргмомент. (Двадцатое февраля. Классная работа).
- Повторение.
- Новая тема.
1)Мобилизующий этап.
Учитель | Ученики. |
- Вот мы с вами повторили падежные окончания имен существительных. - Давайте еще раз обратимся с вами к правилу в учебнике на странице 201. - Ко всем ли словам относится это правило? | - Нет, кроме существительных на - ИЕ, -ИЯ, -ИЙ. |
2)Формулирование темы и целей урока.
Учитель. | Ученик. |
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Запишем тему урока в тетрадях. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы. 1.Познакомиться с … 2.Учиться правильно…. | Особенности склонения существительных на – ИЕ, - ИЙ, -ИЯ. Цель нашего урока: 1.Познакомиться с особенностями склонения существительных на –ИЕ, -ИЯ, -ИЙ.; 2.Учиться правильно писать окончания у данных существительных. |
3)Изучение нового материала.
Учитель. | Ученики. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Объяснение учителя. - Санаторий, здание, лекция. - Определите склонение у данных существительных. Выделите окончания. А) словарная работа: - Что такое санаторий? - Запишите значение этого слова в середине вашего словарика. - Запишите в начале словарика слова санаторий, санаторный. - Какие словосочетания можно составить со словом санаторий? - Составьте и запишите в тетради предложение со словом санаторий. Составим таблицу.
- Какие падежи нас интересуют для изучения сегодняшней темы. - Запишем таблицу окончаний данных существительных в конце словарика.
- Так в чем же особенность склонения данных существительных? Сравните таблицы в ваших словариках. 2.Работа с учебником. - Прочитайте материал учебника на странице 203. - Есть ли какие-нибудь отличия от того, что я вам рассказала? Есть ли что-то непонятное? Сделайте вывод. 3.Физкультминутка. - А теперь давайте немного отдохнем. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой, Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем. - 2 раза. | Санаторий – 2 скл, здание – 2 скл, лекция – 1 скл. - Учреждение для лечения, профилактики заболеваний и отдыха. - Путевка в санаторий, поехать в санаторий, вернуться из санатория. - Я летом с мамой отдыхала в санатории.
Родительный, Дательный и предложный падежи.
- У этих существительных во всех интересующих нас падежах окончание –И. - Нет. |
3.Закрепление.
Учитель. | Ученики. |
1. Работа с доской. - Вы, наверное, знаете, что полное имя у Насти – Анастасия. Оно тоже заканчивается на –ИЯ. - Настя, просклоняй свое имя по падежам, теперь ты знаешь, какие окончания должны быть. - Молодец! 2. Графическое обозначение орфограммы. - Вспомните, как нужно рассуждать, чтобы правильно написать окончание. - А как же нужно обозначать сегодняшнюю орфограмму? Работал в типографии, Рассказал об армии, Ошибка в решении, 3.Коллективная работа. Запишите предложения, вставив пропущенные буквы, обозначая условия выбора изученной орфограммы. Владимир Иванович Даль обошел и объехал всё в нашей стран.. . Он был на территори.. (К,к)арели.., на берегах (Ч,ч)ерного моря. Посетил пустыни Средней (А,а)зи.. . В состав.. русской арми.. воевал против (Т,т)урци.. . - Ребята, а кто такой Владимир Иванович Даль? 4. Самостоятельная работа. - Упражнение 539. - Или тесты. | И.п. Анастасия. Р.п. Анастасии. Д.п.Анастасии. В.п. Анастасию. Т.п. Анастасией. П.п.об Анастасии. И.п. типография. (-на ИЯ, П.п.), И.п. армия, ( на –ИЯ, П.п.), И.п. решение (на –ИЕ, П.п.). Владимир Иванович Даль обошел и объехал всё в нашей стране (1 скл, П.п.) . Он был на территории (на –ИЯ, П.п.) Карелии (на – ИЯ, Р.п.), на берегах Черного моря. Посетил пустыни Средней Азии ( на – ИЯ, П.п.). В составе (2 скл, П.п) русской армии ( на –ИЯ, Р.п.) воевал против Турции (на –ИЯ, Р.п.) . - Составитель словаря, собиратель русских слов. Марье (1 скл., Д.п.), Марии (на –ИЯ, Д.п.), Наталье (1 скл, Д.п.), Наталии (на –ИЯ, Д.п.),Софье (1 скл, Д.п.), Софии ( на –ИЯ, Д.п.),Таисье (1 скл., Д.п.), Таисии ( на –ИЯ, Д.п.), Валерии ( на –ИЯ, Д.п.), Евгении (на –ИЯ, Д.п.), Клавдии (на –ИЯ, Д.п.), Ксении (на –ИЯ, Д.п.), Лидии (на –ИЯ, Д.п.), Юлии ( на –ИЯ, Д.п.), Аксинье ( 1 скл., Д.п.), Дарье (1 скл, Д.п.). |
4.Итоги урока.
Учитель | Ученики. |
- Вспомните цель урока. Скажите, над чем мы работали сегодня? - Почему этим существительным нужно уделить особое внимание? - Что понравилось на уроке? - Что не понравилось? - Выставление оценок. | Сегодня мы познакомились особенностями склонения существительных на –ие, -ия, -ий. У них в родительном, дательном и предложном падежах не может быть окончания Е.. |
5.Домашнее задание:
$98, стр. 203, упр. 541.
Карточка 1.
Исправь ошибки.
Расти на поляне (И.п.), идти к дому (Р.п.), войти в автобус (Д.п.), лететь в город (В.п.), работать над проектом (П.п.), облачное небо (Т.П.).
На всех языках есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье.
Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова – путеводные наши огни.
Живые. Земные.
И суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа.
Мечта. Красота.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
Война. Разоренье.
Жестокость. Вражда.
Останутся с нами другие слова,
В них гордая сила людского родства:
Мир. Дружба. И радость высокой волной.
Мы – люди.
Мы – дети планеты одной!
Владимир Иванович Даль обошел и объехал всё в нашей стран.. .
Он был на территори.. (К,к)арели.., на берегах (Ч,ч)ерного моря.
Посетил пустыни Средней (А,а)зи.. .
В состав.. русской арми.. воевал против (Т,т)урци.. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
склонение существительных в немецком языке
презентация: правило +тест с ответами...
Латинский язык. II склонение существительных. Особенности и исключения
Ход и содержание урока. Организационный момент.Проверка готовности к уроку,сообщение плана урока, условия работы.(2 мин). Введение в проблему урока.Вступительная беседа (актуализация знаний учащих...
урок письма в 5 классе коррекционной школы VIII вида "Склонение существительных"
Тема урока: «Склонение имён существительных»Цель: - закрепить умение определять склонение имён существительных по роду и окончанию (в И.п.)...
Склонение существительных ( 6 класс).
Проверочная работа по теме: "Склонение существительных"....
Склонение существительных немецкого языка
В презентации рассматриваются типы склонения существительных. Материал может быть использован как в 6 классе при изучении данной темы, так и в старших классах при повторении....
Тесты для проверки знаний по теме "Склонение прилагательных" и "Склонение существительных"
Тесты для осуществления контроля знаний по темам Склонение прилагательных и склонение существительных...
Урок по русскому языку в 5 классе «Три склонения существительных. Существительные на -ия, -ий, -ие »
Цели:Обучающие:1. Ознакомить учащихся с тремя типами склонений имен существительных и с правописанием окончаний имен существительных на -ия, -ие, -ий2. Научить определять тип склонения существительных...
Комментарии
Особенности склонения существительных на -ие,-ая, -ий.
Спасибо большое за конспект этого урока. Очень грамотная и интересная работа. У меня сейчас четвёртый класс. Мы проходим склонения. Обязательно воспользуюсь вашим материалом.
Большое спасибо. Очень
Большое спасибо. Очень приятно, что моя работа вам понравилась.