Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе
консультация по русскому языку (11 класс) по теме
Анализ результатов единого государственного экзамена по русскому языку в 2009 году позволил выработать следующие рекомендации по совершенствованию подготовки учащихся к данной форме итоговой аттестации:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_podgotovke_k_ege_po_russkomu_yazyku_v_11_klasse_777_-_kopiya.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе
Анализ результатов выполнения выпускниками заданий части А в 2009 году позволил сделать вывод о различных затруднениях.
Наибольшие затруднения вызвали задания А8, связанное с определением грамматической основы предложений; задание А5, в котором необходимо было найти предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы); задание А10, в котором было предложено провести морфологический анализ и определить принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.
Определенные затруднения испытывали учащиеся при выполнении задания А25, направленное на расстановку знаков препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью, а также задание А26, связанное с умением производить пунктуационный разбор предложения.
При выполнении заданий части В наибольшие затруднения выпускники испытывали в решении задания В2, в котором необходимо было определить принадлежность слова к определенной части речи по его признакам и провести морфологический анализ слова, В5, где нужно было показать умение проводить синтаксический анализ словосочетаний и предложений.
Возникли затруднения у учащихся и при выполнении задания В6, направленного на умение находить в тексте сложное предложение с различными видами подчинения (последовательное, параллельное, однородное).
Анализ результатов единого государственного экзамена по русскому языку в 2009 году позволил выработать следующие рекомендации по совершенствованию подготовки учащихся к данной форме итоговой аттестации:
– важно обеспечить регулярное повторение ранее изученных разделов курса русского языка, наладить систему тестового тематического контроля;
– систематически поддерживать и совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки школьников с помощью различных тренировочных упражнений;
– при работе с текстом на уроках русского языка можно предложить учащимся следующие задания:
1. Выписать слова, интересные с точки зрения:
а) словообразования,
б) лексики,
в) орфоэпии.
2. Выписать по 2-3 словосочетания на каждый вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
3. Проанализировать:
а) лексику изучаемого на уроках литературы произведения,
б) синтаксис,
в) изобразительно-выразительные средства языка.
4. Подобрать для соседа по парте задания:
а) выписать из текста слова, образованные различными морфологическими способами;
б) выписать из одного из абзацев текста все местоимения и указать их разряд;
в) выписать из текста предложения с обособленными членами предложения, указать вид обособления;
г) указать предложения с однородными членами.
5. Составить тест по русскому языку в формате заданий А и В.
6. Составить компьютерную презентацию по выполнению отдельных заданий А и В.
Представляем рекомендации по выполнению задания А8, на основе которых учитель сможет организовать работу по преодолению трудностей при выполнении других заданий частей А и В ЕГЭ по русскому языку.
А8. «Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое
как главные члены предложения».
Трудные случаи разбора.
Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее + сказуемое).
Подлежащее.
Не забывайте, что подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и:1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;
Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось. 2) конструкциями:
- числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;
У князя в сакле собралось множество народа. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.
- кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;
Лучший из учеников быстро решил эту задачу.
- кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;
Что-то такое ничтожное завязано в платке.
- существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!).
Мы с Ваней пошли по лесной дороге (сказуемое во множ.ч.).
Анна с дочкой на руках вошла в комнату (сказуемое в ед.ч.). 3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.
Прожить по-барски – это дворянское дело
Сказуемое.
В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.
Примечание. Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.
Подсказки:
1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:
Я буду принимать участие в выставке.
В данном примере буду принимать участие - сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.
Нередко многие ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:
Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото.
Такая ошибка связана с двумя факторами.
Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени. Запомните! Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н-, а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.
Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.
В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото.
Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть. Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.
Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.
2) Обратите внимание! Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.
М
не необходимо сойти на этой остановке.
3) Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.
Она показалась мне смешной. Неверно! Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).Верно: Она показалась мне смешной Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил). Верно: Учитель был строгим.
Задание А8.
Обратимся теперь к заданию ЕГЭ А8 «Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения». В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга.
Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?
1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:
- подлежащее + сказуемое;
- только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
- подлежащее + однородные сказуемые;
- однородные подлежащие + сказуемое.
В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых. Помните, что в грамматическую основу входят ВСЕ главнее члены предложения, поэтому пропуск одного из них – явная ошибка.
2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.
3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).
4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.
5) Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие.
Рассчитывали координаты. ≠ Координаты рассчитаны.
В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:
Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.
Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.
6) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.
[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки], (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).
Примеры разбора заданий А8.
1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?
(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.
1) восприятие является (предложение 2)
2) приобрел способность (предложение 4)
3) они не представляются слепком (предложение 4)
4) который позволяет видеть (предложение 6)
Вариант 1 не является грамматической основой,
так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».
Вариант 2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.
Вариант 3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!
Вариант 4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяет слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.
Таким образом, прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.
2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?
(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).
1) книги нужны были, они терялись;
2) им нужны были, они терялись;
3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись;
4) книги нужны были, они терялись в океане.
Правильным является Вариант 1, так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане.
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?
(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…
1) она издохнет (предложение 2)
2) что хочется (предложение 3)
3) что хорошо и должно делать (предложение 4)
4) научает способность (предложение 4)
Это задание повышенной сложности.
Вариант 1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.
Вариант 2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.
Вариант 3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.
Верным является Вариант 4.
Опыт проведения ЕГЭ по русскому языку в 11 классе в ОУ республики показывает, что при выполнении части С Ким-ов по русскому языку выпускники затрудняются в аргументации своей позиции.
Как можно научиться аргументировать свою позицию?
Различными приёмами обучения школьников аргументации своей позиции учителя русской словесности республики овладевают на курсах повышения квалификации при ИРО РТ. На занятиях, проводимых в форме деловых и ролевых игр, дебатов, мастер-классов, пресс-конференций и т.д., педагоги учатся составлять различные виды аргументов не только сами, но и осваивают технологии формирования у школьников умений словесной аргументации.
Приведём некоторые приёмы, описанные различными авторами (См.: Русский язык. 9-11 классы. Подготовка к итоговой аттестации: рецензии на 20 баллов (рекомендации, уроки, дидактический материал, образцы сочинений) / авт.-сост. Н.Я. Нелюбова [и др.] – Волгоград: Учитель, 2010. -199 с.) и используемые в опыте учителей русского языка и литературы Татарстана. Так, например, учителя русского языка и литературы Альметьевского муниципального района используют:
1.Приём «незаконченного предложения».
Выберите любое суждение по определённой теме обществоведческих знаний, например, по проблеме нравственности человека, и затем постарайтесь привести несколько аргументов для доказательства своей позиции.
1)Вопрос: «Какие из рассмотренных человеческих качеств вы цените больше всего?».
Ответ: «Из рассмотренных человеческих качеств я ценю более всего… , потому что…».
2) Вопрос: «Человек совершил хороший поступок в расчёте на вознаграждение. Можно ли оценить этот поступок как нравственный? Почему вы так думаете?».
Ответ: «Я думаю, что такой поступок можно оценить как…, потому что…».
2. Приём освоения понятий «тезис», «аргумент».
1) Учащимся предлагается выполнить письменное задание по изучаемой теме по уже освоенному ими «образцу» «незаконченного предложения»;
2) вводятся понятия «тезис», «аргумент». Тезис- это суждение, истинность которого доказывается; аргументы (доводы) – это суждения, с помощью которых обосновывается тезис, это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения учёных и др.;
3) учащимся предлагается выделить в своих ответах тезис и аргумент;
4) обсуждение полученных результатов с обязательным словесным поощрением и при необходимости с корректировкой. Необходимо послушать мнения и других учащихся класса;
5) в качестве домашнего задания предлагается письменно выполнить 1-2 задания (если можно, то по выбору учащихся) по изучаемой теме, предполагающих составление ответа по образцу и выделить в ответе тезис и аргумент.
3. Приём обучения подбору аргументов.
Сначала учащимся предлагается использовать в ответе определённый учителем круг понятий и терминов: «Какой точки зрения вы придерживаетесь: «Человек живёт, чтобы трудиться или трудится, чтобы жить?» Объясните свою точку зрения».
Учащимся предлагается использовать в ответе следующие понятия: «человек – существо биопсихосоциальное»; «трудовая деятельность»; «Самореализация личности»; «материальные потребности»; «ценностные ориентации».
4.Приём осознанного использования понятий и терминов на уроке.
Возможны следующие опережающие задания на дом:
1)произвести подбор понятий и терминов, с помощью которых можно раскрыть суть предлагаемого суждения или афоризма;
2)произвести подбор суждений, афоризмов по изучаемой теме.
Каждый ученик работает по своей «домашней заготовке», возможна работа в группах, где происходит обмен домашними заготовками или ставится задача аргументировать свой вариант ответа. Фактически учащиеся пишут эссе (данный вариант работы ограничен по времени и объёму).
5. Приём аргументации собственной позиции.
Разрабатывается в ходе учебных дискуссий.
Учащиеся испытывают затруднения в составлении вступлений и заключений к сочинениям. Поэтому на курсах повышения квалификации учителей русской словесности при ИРО РТ особое внимание уделяется методике обучения составлению различных вариантов вступлений и заключений к сочинению-рассуждению.
В последние годы учителя республики стали обучать школьников специальным образцам - выражениям (клише), используемым при составлении вступлений и заключений к сочинениям.
Приведём образцы-выражения, разработанные методистом управления образования исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ Л.С. Сайфуллиной и учителем русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 14» этого же района Нурмухаметовой А.З.
Для вступления:
1. Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …
2. О необходимости ... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.
3. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
4. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
5. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
6. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).
7. (Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.
8. Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.
9.Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.
10.Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
11.(Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
12.Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).
13.Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …
14.(Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .
15.«…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .
Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…
Для заключения:
1.Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .
2.Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста:
«…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).
3.Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
4.(Использование цитаты) «…,» - писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .
5.Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что Сегодня, когда … , важно помнить о том, что … .
6.Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс
Рабочая программа спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...
Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть С)
Методическая рекомендация поможет выпускникам на экзамене по русскому яз при написании сочинения-рассуждения....
Рекомендации для подготовки к сочинению по русскому языку в рамках ЕГЭ
Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников - это часть С. Какое же задание представлено в части С? Ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими ...
Методические рекомендации по подготовке к ВПР по русскому языку
Материал взят с сайта ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» (http://iroso.ru/metodicheskie-recomendacii-vpr-2019)...
Рекомендации при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретается усилиями своей мысли, а не памятью.Л.Н.Толстой Проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:Отсутствие навыков...
Методические рекомендации по подготовке к ВПР по русскому языку
Всероссийские проверочные работы (ВПР)- являются оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в школе. Целью данной работы становится обеспечение единства образовательного про...