урок русского языка УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку по теме

Галина Михайловна Киселева

ТЕМА: «Слово и формы этого слова. Родственные, однокоренные слова»

ЦЕЛИ:

1) Закрепить знания и умения учащихся различать разные формы одного слова, родственные, однокоренные слова.

         2) Добиться понимания того, что разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями и предлогами (словами-помощниками), а родственные слова отличаются основами.

         3) Развивать умения распознавать и подбирать формы слов, однокоренные слова и выделять в них корень, составлять предложения по картинке.

         4) Воспитывать внимательность, любознательность, усидчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_rus.yaz_._rodstv.slova_.zip9.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Слово и формы этого слова. Родственные, однокоренные слова»

ЦЕЛИ:

1) Закрепить знания и умения учащихся различать разные формы одного слова, родственные, однокоренные слова.

        2) Добиться понимания того, что разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями и предлогами (словами-помощниками), а родственные слова отличаются основами.

        3) Развивать умения распознавать и подбирать формы слов, однокоренные слова и выделять в них корень, составлять предложения по картинке.

        4) Воспитывать внимательность, любознательность, усидчивость.

- Подравнялись. Садитесь ребята.

Будем отвечать активно

                Хорошо себя вести

                Чтобы гости дорогие

                Захотели вновь прийти.

- Сегодня  на уроке русского языка мы с вами отправимся путешествовать в осенний лес, но наше путешествие будет необычным. Нам предстоит повторить ваши знания о формах слова и родственных, однокоренных словах.

- Вы готовы к путешествию?

- Посмотрите на нашу маршрутную карту.

(учительль открывает на доске плакат с изображением леса)

( звучит музыка)

- Что радует нас в лесу? (чистый воздух, пение птиц, и т.д.)

- Что вы чувствуете? (радость, свежесть воздуха, и т.д.)

- А что может нас огорчать в лесу? (мусор, сломанные ветки, и т.д.)

- Наши герои Маша и Миша будут путешествовать вместе с нами.

ТЕКСТ: Маша и Миша пошли в лес. Лесная дорожка привела их к домику лесника. За домиком лесника начинался молодой лесок.

(учитель передвигает Машу и Мишу к домику лесника)

-А кто такой лесник?

- Давайте убедимся и посмотрим в словаре.

- Есть ли в этом тексте родственные, однокоренные слова?

- ВЫПИШИТЕ их в столбик и выделите корень. (лес, лесника, лесная, лесок)

                        (1 ученик на доске)

- А есть ли в этом тексте формы одного и того же слова? А какого слова? (домик)

- Выпишите их рядом во 2 столбик. ( к домику, за домиком)

Подчеркни их на доске.

                        ( 2 ученик на доске)

ДАЛЬШЕ МАША И МИША ПОПАЛИ В ЛЕС. НО НАШИ ДРУЗЬЯ НЕ ЗНАЮТ В КАКОЙ ОНИ ПОПАЛИ ЛЕС. ДАВАЙТЕ ИМ ПОМОЖЕМ.

                (учитель передвигает Машу и Мишу к ельнику)

- Ребята, прочитайте слова:

        Ельник, …

        Березняк, …                        ( 1 ученик на доске)

        Осинник, …

- В какой лес попали наши герои? (ельник) А почему его так называют? Какие деревья в нем растут?

- К каждому слову придумайте по 1 однокоренному слову-признаку и слову-предмету.

- Ребята, какое словарное слово вам встретилось? (б.реза ).

- Какую букву будем писать в этом слове?( учитель прикрепляет карточку с этим словом на доску)

ТЕКСТ: Маша и Миша нашли под елью большой муравейник. Сначала ребята думали, что это просто куча сора и старой хвои, а не муравьиный город. Ни одного муравья не было видно. С наступлением холодов они спрятались в свой домик.

                        ( учитель передвигает Машу и Мишу к муравейнику)

- Из данного текста выпишите однокоренные, родственные слова самостоятельно. 

- Проверим. ( Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга карадашом).

- Почему ты эти слова считаешь однокоренными? (у них общая часть,

                                                                        они близки по смыслу).

Физминутка.

- Встанем, отдохнем,

                        Миша шел, шел, шел,

                        Белый гриб нашел,

                        Раз грибок, два грибок,

                        Положил их в кузовок.

- Ребята, а все подряд грибы можно собирать в лесу? (только съедобные)

- Почему?

ТЕКСТ: Маша и Миша услышали какой-то странный звук. Чтобы узнать что это за звук они тихо пошли дальше по тропинке и услышали журчание ручья, плеск воды.    (звучит музыка)

                        (учитель передвигает Машу и Мишу к ручью)

- Откройте тетради на печатной основе упр. 40.

- Прочитай задание к упр.

- Ребята, какой корень у этих слов? (-вод-)

- А почему мы расселяем слова в разные домики? (смысл разный, значение разное у слов).

                        ( перетаскивают слова на интерактивной доске по домикам)

                

ТЕКСТ: Маша и Миша пошли по тропинке дальше и оказались на чудесной  поляне.      (учитель передвигает Машу и Мишу к поляне)

- Ребята, что вы видите на лесной полянке?

- Давайте составим красивые предложения о лесной поляне, чтобы получилось описание этой полянки. ( заслушиваются учащиеся)

Подведение итогов урока.

-Что вы знаете о корне слова? ( пишется одинаково)

- Какие слова называются родственными?  Однокоренными?

- Почему их так назвали?

- А что такое форма слова? (это изменение окончания у одного и того же слова)

- Молодцы, ребята. Вы помогли нашим героям Маше и Мише прогуляться по осеннему лесу.

-Вы справились со всеми заданиями, хорошо работали на уроке …,   …,    …,                                           ( уч-ль называет фамилии уч-ся)

- Ребята, мы с вами сегодня замечательно прогулялись по осеннему лесу, по свежему воздуху, набрались сил, укрепили свое здоровье.

                ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ.

                УРОК ОКОНЧЕН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...

презентация-визуализатор "Словарь в картинках (А-И)" к уроку русского языка в начальных классах

Презентация-визуализатор к уроку русского языка в начальных классах. Словарный диктант можно сделать интересным!...

Презентация-визуализатор "Словарь в картинках (буква К)" к уроку русского языка в начальных классах

Презентация к урокам русского языка во 2 - 4 классах при изучении словарных слов. Можно использовать на разных этапах урока в разных УМК. Содержит 10 слов и картинок, можно использовать как словарный ...

Презентация-визуализатор "Словарь в картинках (Л-О)" к уроку русского языка в начальных классах

Презентация-визуализатор для проведения словарного диктанта во 2-4 классах. Можно использовать в разных УМК....

Презентация-визуализатор "Словарь в картинках (П-Я)" к уроку русского языка в начальных классах

Презентация-визуализатор для изучения словарных слов, проведения словарного диктанта во 2-4 классах. Может быть использована в разных УМК....

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...

Возможности использования проблемного обучения на уроках русского языка в начальных классах.

Мышление необходимо человеку, прежде всего для того, чтобы все более глубоко отражать непрерывно изменяющиеся условия жизни деятельности. В силу своей постоянной изменчивости эти условия неизбежно ока...