Программа дополнительного образования к общему образованию "Сочинения различных жанров"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Пересыпкина Татьяна Ивановна

Сочинение – это монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему, которое может быть написано в любом жанре художественной, публицистической и научной речи: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, эпистолярный жанр, путешествие.

            Работа над школьным сочинением обогащает знания учащихся о писателях, об особенностях художественной литературы (ее образности, о произведении как художественном единстве; о художественном пространстве и времени, о родах и жанрах литературы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochineniya_razlichnykh_zhanrov.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ лицей № 82

Петроградского района Санкт-Петербурга

Программа

принята на

педагогическом совете

ГОУ лицей № 82

«____»____________20   года


Утверждаю:

Директор ГБОУ лицея  № 82:

______________Т.Н.Згибай

«_____»__________20      года








Сочинения различных жанров

Программа дополнительного образования к общему образованию

Для учащихся 9 класса

Рассчитана на 1 год обучения

Педагог: Пересыпкина Татьяна Ивановна

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

        Каждому из нас очень часто приходится излагать свои мысли письменно. Научиться писать не так уж сложно. Важную роль в этом играет чтение и истолкование художественных произведений, которые являются для нас образцами, овладение необходимыми теоретическими сведениями из области литературы и русского языка, выполнение различных письменных работ, в том числе сочинений.

        Сочинение – это монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему, которое может быть написано в любом жанре художественной, публицистической и научной речи: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, эпистолярный жанр, путешествие.

        Работа над школьным сочинением обогащает знания учащихся о писателях, об особенностях художественной литературы (ее образности, о произведении как художественном единстве; о художественном пространстве и времени, о родах и жанрах литературы).

        Целью программы является развитие умений и навыков написания сочинений у  учащихся.

        Задачи:

1. углубить понятие о тексте;

2. научить различать сочинения различных жанров;

3. развивать образное мышление учащихся, чуткость к языку, художественный вкус.

Условия реализации программы.

Характеристика слушателей:  данная программа предназначена для учащихся 9 классов и может быть реализована в  течение учебного года.

Количество часов: объем программы составляет 30 часов.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Форма учебной работы: групповые занятия.

Ожидаемые результаты: в результате изучения дисциплины ученик должен уметь:

  • различать сочинения различных жанров;
  • грамотно пользоваться лингвистическими средствами для работы с текстом;
  • логически выстраивать текст в зависимости от цели высказывания.

Учебный план

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Формы контроля

лекции

Практические занятия

1.

Углубление понятия о тексте

4

2

2

Творческая работа

2.

Типы речи и функциональные стили

4

2

2

Творческая работа

3.

Сочинения различных жанров

18

9

9

Творческая работа

4.

Анализ, редактирование и совершенствование написанного.

4

1

3

Творческая работа

Итого:

30

14

16

Содержание программы

Тема № 1. Углубление понятия о тексте

    Текст- (от лат. textus – ткань, сплетение, соединение).

    Связанность текста. Виды связи – цепная и параллельная.

    Роль заглавия в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения (сочинения). Тема и идея.

Тема № 2. Типы речи и функциональные стили

    Разговорный стиль и его черты (непринуждённость, эмоциональность, оценочность).

    Книжный стиль и его черты:

- научный (точность, абстрактность, логичность);

- официально-деловой (точность, официальность, бесстрастность);

- художественный (конкретность, образность, эмоциональность);

- публицистический (призывность, эмоциональность).

    Характерные особенности стилей речи.

    Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их особенности.

Тема № 3. Сочинения различных жанров.

    Жанры школьных сочинений. Виды письменных работ.

    Литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр. Их особенности.

    Сочинение по картине.

    Сочинение на литературную тему (анализ художественного текста, отбор, словарно-фразеологические наблюдения и т.д.)

    Сочинения по картине (расширение впечатлений о художнике, знакомство с историей создания картины, её художественными особенностями, языком и т.д.)

    Сочинение на основе жизненных впечатлений (экскурсии, посещение музеев, самостоятельное чтение, встречи с людьми различных профессий и т.д.)

    Структура сочинения

  • Эпиграф. Его роль в раскрытии темы.
  • План – самая краткая запись.
  • Виды планов и их роль в создании текста.
  • Вступление (обосновывается свое видение темы, намечаются пути ее реализации).
  • Главная часть – раскрывается основная мысль сочинения на основе анализа текста художественного произведения.
  • Заключительная часть – подводится итог по всей теме, выдвигается главный тезис, делается общий вывод.
  • Алгоритм написания сочинения.

Тема № 4. Анализ, редактирование и совершенствование написанного

    Анализ (Соответствует ли сочинение теме? Раскрыта ли основная мысль? Не нарушена ли соразмерность частей, логическая связь между ними? Язык и стиль сочинения. Уместно ли использованы цитаты? Что получилось наиболее удачно, неудачно?)

    Редактирование текста сочинения. Совершенствование написанного.

Учебно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Углубление понятия о тексте

4

2

2

2

Типы речи и функциональные стили

4

2

2

Сочинения различных жанров

3

Литературно-критическая статья

2

1

1

4

Рецензия

2

1

1

5

Эссе

2

1

1

6

Очерк

2

1

1

7

Дневник

2

1

1

8

Путешествие

2

1

1

9

Эпистолярный жанр

2

1

1

10

Отбор, систематизация материала к сочинению

2

1

1

11

Структура сочинения

2

1

1

12

Анализ, редактирование и совершенствование написанного

4

1

3

Итого:

30

14

16

Литература:

  1. Грекова Е. Алгоритм сочинения. – Н., Звонника, 1995.
  2. Зинин С.А., Зинина Е.А. Материалы для подготовки и прведения экзамена. Литература. 9 кл. – М., Просвещение, 2002.
  3. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М., Просвещение, 2002.
  4. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.Н. Развитие речи: теория и практика обучения. – М., Линка-Пресс, 1994.
  5. Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. – М., Школа-Пресс, 1994.
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1959.
  7. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему. – М., Аркти, 1998.
  8. Руссова Н.Ю. Как писать сочинения, изложения, диктант. – Н.Новгород, «Деком», 1996.
  9. Сочинение: секреты успеха / Составители М.Н. Мещерякова. – М., Мегатрон, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и программы дополнительного образования детей ».

Федеральных государственных образовательных стандартов в дополнительном образовании детей не существует, имеются лишь требования к программе учреждения дополнительного образования детей....

Образовательная программа дополнительного образования детей. Общая физическая подготовка.

1.Пояснительная записка.·        Направленность программы:В группах секции осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разно...

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»

Образовательная программа дополнительного образования детей  «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»...

программа дополнительного образования "давайте общаться"

Программой предполагается  развитие коммуникативных компетенций подростка посредством воздействия на личностную сферу через познание себя, познания других и приобретения навыков работы над собой....

программа дополнительного образования детей. Общая физическая подготовка

Программа по Общей физической подготовке разработана для желающих заниматься в секции ОФП на основе современных научных данных и практического опыта тренеров и является отображением единства теории и ...

Жанры периодической печати. Программа дополнительного образования

Данная программа направлена на расширение содержания программы общего образования по русскому языку и литературе  и  допрофессиональное образование (знакомство с профессией журналиста). Она ...

Программа дополнительного образования по фитнес-аэробике для 6— 10 класса основного общего, среднего общего образования.

Данная образовательная Программа включает в себя обязательный минимум информации, позволяющей существенно расширить знания, умения и навыки в области физической культуры, а занятия строятся на сотрудн...