« Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и программы дополнительного образования детей ».
статья (физкультура и спорт) по теме
Федеральных государственных образовательных стандартов в дополнительном образовании детей не существует, имеются лишь требования к программе учреждения дополнительного образования детей.
Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей – это организационно-нормативный документ, определяющий индивидуальное лицо конкретного учреждения через содержание и объемы образования, технологию, необходимые и достаточные условия, структурированные по образовательным областям, учебным подразделениям, видам и направлениям.
Однако, в связи с тем, что нет жёстких стандартов-требований к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе к кадровому, финансовому, материально-техническому, медико-социальному, учебно-материальному, информационно-методическому, психолого-педагогическому обеспечению в сфере дополнительного образования детей существует несогласованность между уровнем поставленных задач и получаемым в итоге результатом.
Если государственная политика не остановится на достигнутом, на новой концепции образования, а коснётся, наконец, дополнительного образования детей, если появятся федеральные стандарты обеспечения учреждений дополнительного образования детей, полностью профинансированные государством, то можно будет говорить о создании комфортной развивающей образовательной среды в конкретном регионе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nf-2.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
« Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и программы дополнительного образования детей ».
Автор: Новикова Надежда Фёдоровна,
Спортивная школа г. Алдан,
тренер-преподаватель.
Фундаментальные курсы
повышения квалификации
по физической культуре
и основам безопасности
жизнедеятельности.
Анализ ситуации системы образования в соответствии с данными законодательными актами.
Эссе по требованиям к структуре образовательных программ, к условиям реализации, к результатам по итогам работы с указанными документами.
Содержание
1.Введение._________________________________________________________________3
2.Основная часть.___________________________________________________________3
2.1 Федеральный государственный образовательный стандарт._________________3
2.2 Программы дополнительного образования детей.__________________________6
3.Заключение.______________________________________________________________8
4.Список использованной литературы.________________________________________8
1.Введение.
В России в настоящее время появилось новое поколение образовательных стандартов, определяющих такие требования к результатам образования, которые обеспечат готовность выпускника к эффективной самореализации в условиях современного общества
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Данные нормативные документы создают предпосылки для развития учреждений дополнительного образования в плане сотрудничества с общеобразовательными школами, т.к. требованиями стандартов общего образования в основной образовательной программе предусмотрена внеурочная деятельность.
2.Основная часть
2.1 Федеральный государственный образовательный стандарт.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:
1)Требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Основная образовательная программа общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование.
Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа и т. д.
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение.
Основная образовательная программа общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Она разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы общего образования
Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Содержательный раздел должен определять содержание общего образования и включать образовательные программы:
программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на данной ступени общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;
программу воспитания и социализации обучающихся на данной ступени общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы.
Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы и содержать:
-учебный план общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
-систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Основная образовательная программа общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном.
Обязательная часть основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (согласно проекту стандарта) составляет 40%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 60 % от общего объёма основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма.
Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20 % от общего объема основной образовательной программы.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:
учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также внеурочная деятельность.
2) Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе к кадровому, финансовому, материально-техническому, медико-социальному, учебно-материальному, информационно-методическому, психолого-педагогическому обеспечению.
Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:
обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
преемственной по отношению к предыдущей ступени общего образования, а также возрастным психофизическим особенностям развития обучающихся.
3) Требования к результатам освоения основных образовательных программ . Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы :
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета.
2.2 Программы дополнительного образования детей.
Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании», к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
Целью образовательной программы учреждения является создание эффективной образовательно-воспитательной системы, интегрирующей опыт и потенциал собственного педагогического коллектива, других образовательных учреждений, обеспечивающей уровневое развитие детей и активизацию их познавательных интересов, формирование творчески растущей личности, обладающей социально-нравственной устойчивостью.
Образовательная программа учебной группы или детского коллектива это:
-документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, условия, методы и технологию достижения целей, предполагаемый конечный результат;
-документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования;
-индивидуальный образовательный маршрут человека, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, прогнозируемый ее составителями.
Примерная классификация программ дополнительного образования детей, типы программ: типовая (примерная); модифицированная или адаптированная; экспериментальная; авторская.
В целях повышения качества организации и содержания педагогической деятельности учреждения дополнительного образования педагогической деятельности учреждения дополнительного образования детей разработаны общие требования к программам. Образовательная программа учебной группы или детского коллектива должна:
-иметь четко сформулированные цели педагогической деятельности и представление о перспективах развития, т.е. создавать максимально полное представление о целях и задачах, этапах реализации, о прогнозируемых результатах и механизмах их достижения;
-сочетать действия, направленные на творческое развитие личности каждого ребенка и на создание необходимых условий для развития всех занимающихся детей;
-давать представление о задачах и конечных результатах работы с детьми в данном учебном году и о собственных критериях их оценки;
-содержать собственную систему диагностики;
-содержать планирование этапов работы коллектива, прогнозирование промежуточных результатов, определение критериев их оценки;
-предусматривать организацию специальной работы, направленной на формирование сотворческих отношений внутри коллектива, на развитие открытого общения между детьми и педагогами;
-осуществлять дифференцированный подход к работе с детьми различной подготовленности и одаренности;
-планировать работу с родителями по привлечению к организации и обеспечению образовательной и творческой деятельности ребенка;
-предусматривать организацию творческих отчетов коллективов, открытых занятий;
-быть гибкой и допускать внесение изменений;
-создавать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;
-обеспечивать качество образования, при котором уровень развития детей адекватен современному уровню общественного развития.
3.Заключение.
Федеральных государственных образовательных стандартов в дополнительном образовании детей не существует, имеются лишь требования к программе учреждения дополнительного образования детей.
Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей – это организационно-нормативный документ, определяющий индивидуальное лицо конкретного учреждения через содержание и объемы образования, технологию, необходимые и достаточные условия, структурированные по образовательным областям, учебным подразделениям, видам и направлениям.
Однако, в связи с тем, что нет жёстких стандартов-требований к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе к кадровому, финансовому, материально-техническому, медико-социальному, учебно-материальному, информационно-методическому, психолого-педагогическому обеспечению в сфере дополнительного образования детей существует несогласованность между уровнем поставленных задач и получаемым в итоге результатом.
Если государственная политика не остановится на достигнутом, на новой концепции образования, а коснётся, наконец, дополнительного образования детей, если появятся федеральные стандарты обеспечения учреждений дополнительного образования детей, полностью профинансированные государством, то можно будет говорить о создании комфортной развивающей образовательной среды в конкретном регионе
4. Список использованной литературы:
1.Федеральный закон «Об образовании»
2.Серия «Стандарты второго поколения» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
4. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
5. «Федеральный государственный образовательный стандарт полного общего образования» (Проект).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Федеральный Государственный Образовательный стандарт Общего образования
Федеральный Государственный Образовательный стандарт Общего образования...
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
По итогам двухлетней работы в Комплексном проекте модернизации образования (КПМО) в рамках приоритетного национального проекта «Образование» рабочей группой Института проблем образовательной политик...
«Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как новый социально - педагогический феномен"
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего ...
Организация внеурочной деятельности учащихся математического профиля в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Внеурочная деятельность по математике является важнейшим механизмом реализации основных образовательных программ общего образования. В классах математич...
Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...
Реализация Концепции управления введением Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на уровне муниципального образования Шурышкарский район Ямало - Ненецкого автономного округа
Справка-подтверждение...
Организация образовательной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Прошел повышение квалификации обьемом 16 часов....