5 класс..Русский язык. Морфемика. Проверочные работы..
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Здесь материал по всему разделу: 8 проверочных работ, материал для развития логики и мышления, проверочная работа по всей теме,контрольный тест по всей теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проверочная №1 , два варианта | 15.16 КБ |
Проверочная №2 | 13.88 КБ |
Проверочная №3 | 13.67 КБ |
Проверочная №4 | 14.39 КБ |
Проверочная №5 | 16.04 КБ |
Проверочная №6 | 16.49 КБ |
Проверочная №7 | 15.7 КБ |
Проверочная №8 | 15.72 КБ |
Проверочная по всему разделу. | 18.5 КБ |
Контрольный тест по теме. | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МОРФЕМИКА 5 КЛАСС ПРОВ. Р. 1.
Вариант 1
1.Выписать слова с нулевым окончанием.
Заседание ,высокий ,гонец, нет мест , написать, невелик, улица , вывела, площадь, сказал , бросились.
2.Раскройте смысл следующих понятий.
А) Основа слова – это … . Б) Корень – это… . В) Окончание слова – это… .
3.Распределите слова по группам: А) формы одного и того же слова ;
Б) однокоренные слова.
Еж , ежик , ежата , съежился , ежиком , съежилась.
Синь, синий , синева , синего , синеть, синяк , синька.
Глубина , глубинный , глубиной , глубь , вглубь, глубинного, углубить.
4. Выпишите третье лишнее слово из каждой группы.
А) Лес, лестница, лесничий. Б) Честный, чесночный, чеснок . В)Смешной, смешать, смешить.
Вариант 2
1.Выписать слова с нулевым окончанием.
Много яблок, отдыхать, рисовал, кружок, честный , умен , смотрела, собирались, птица, лень, задание.
2.Раскройте смысл следующих понятий.
А) Нулевое окончание – это…. Б) Суффикс – это …. В) Приставка – это….
3.Распределите слова по группам: А) формы одного и того же слова ;
Б) однокоренные слова.
Круг, кружок, кружки, закружился , закружились, круговой.
Зелень , зеленка, зеленеть, зеленый , зеленого, позеленеть.
Старина, старинный, стариной, стар, старик, старинного , состариться.
4. Выпишите третье лишнее слово из каждой группы.
А) Дивный, удивленный диванный. Б) Левый, лев, налево. В) Водичка, водитель, водяной.
Предварительный просмотр:
МОРФЕМИКА ПР.Р.№ 2
Задание 1. Обозначьте чередование в корнях слов:
Копать – выкапывать; звенеть – звон; унести – уносить; ложь – лживый ; дно – донышко.
Задание 2. Определите , в какой морфеме есть беглый гласный ? Обозначьте эту морфему.
Подогнать – подгоню; борец – борцы ; кружок – кружки; надрыв – надорвать; взобраться – взберусь.
Задание 3. Выделите чередующиеся сочетания звуков.
Поворот – возврат; заголовок – заглавие; бережный – небрежный; воротить – возвращение; ошеломить – шлем.
Задание 4. Обозначьте чередование согласных.
Сыпать – сыплю; двигаться – движение; место – помещать; снежинка – снег; любить – люблю.
Задание 1. Обозначьте чередование в корнях слов:
Копать – выкапывать; звенеть – звон; унести – уносить; ложь – лживый ; дно – донышко.
Задание 2. Определите , в какой морфеме есть беглый гласный ? Обозначьте эту морфему.
Подогнать – подгоню; борец – борцы ; кружок – кружки; надрыв – надорвать; взобраться – взберусь.
Задание 3. Выделите чередующиеся сочетания звуков.
Поворот – возврат; заголовок – заглавие; бережный – небрежный; воротить – возвращение; ошеломить – шлем.
Задание 4. Обозначьте чередование согласных.
Сыпать – сыплю; двигаться – движение; место – помещать; снежинка – снег; любить – люблю.
Предварительный просмотр:
МОРФЕМИКА ПР.Р. №3
Выделите в словах приставки. Объясните их написание. Выполните морфемный разбор подчеркнутых слов.
Сгустить, отбросить, подтверждение, сжалиться, отдаление, подточить, осмелеть, подтрунивание,
обстановка, подобрать, переподготовить, подтащить, разорвать, сгорбиться, непроизводительный, прадедушка, вобрать, сбежать, предположение , подсказка.
Выделите в словах приставки. Объясните их написание. Выполните морфемный разбор подчеркнутых слов.
Сгустить, отбросить, подтверждение, сжалиться, отдаление, подточить, осмелеть, подтрунивание,
обстановка, подобрать, переподготовить, подтащить, разорвать, сгорбиться, непроизводительный, прадедушка, вобрать, сбежать, предположение , подсказка.
Выделите в словах приставки. Объясните их написание. Выполните морфемный разбор подчеркнутых слов.
Сгустить, отбросить, подтверждение, сжалиться, отдаление, подточить, осмелеть, подтрунивание,
обстановка, подобрать, переподготовить, подтащить, разорвать, сгорбиться, непроизводительный, прадедушка, вобрать, сбежать, предположение , подсказка.
Выделите в словах приставки. Объясните их написание. Выполните морфемный разбор подчеркнутых слов.
Сгустить, отбросить, подтверждение, сжалиться, отдаление, подточить, осмелеть, подтрунивание,
обстановка, подобрать, переподготовить, подтащить, разорвать, сгорбиться, непроизводительный, прадедушка, вобрать, сбежать, предположение , подсказка.
Предварительный просмотр:
МОРФЕМИКА ПР.Р.№ 4
Проверяем практические умения.
Задание 1. Найдите в «склеенных» словах спрятавшиеся приставки. Выделите их.
Землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик, путешественник, деревообделочный, мясоперерабатывающий , сногсшибательная.
Задание 2. Выделите приставки в словах.
1.Готовить, подготовить, переподготовить. 2.Дать, подать, преподать.
3.Прошло, позапрошлый. 4. Остановить, приостановить.
5. Носить, износить, поизносить, непроизносимый.
Задание 3. Подчеркните только те слова , в которых есть приставки, оканчивающиеся на З,С.
Вспахать, спихивать, здоровье, спешить, разведка, сведения, здоровенный, преследовать, рассматривать, издавать, искра, чрезмерный, чередование, бессмертник, здешний.
Проверяем практические умения.
Задание 1. Найдите в «склеенных» словах спрятавшиеся приставки. Выделите их.
Землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик, путешественник, деревообделочный, мясоперерабатывающий , сногсшибательная.
Задание 2. Выделите приставки в словах.
1.Готовить, подготовить, переподготовить. 2.Дать, подать, преподать.
3.Прошло, позапрошлый. 4. Остановить, приостановить.
5. Носить, износить, поизносить, непроизносимый.
Задание 3. Подчеркните только те слова , в которых есть приставки, оканчивающиеся на З,С.
Вспахать, спихивать, здоровье, спешить, разведка, сведения, здоровенный, преследовать, рассматривать, издавать, искра, чрезмерный, чередование, бессмертник, здешний.
Предварительный просмотр:
МОРФЕМИКА ПР. Р.№ 4
Проверяем практические умения.
Задание 1. Выпишите слова с корнями -раст- , -рос- , -ращ-. Обозначьте орфограмму.
Растущий, прорастающий, простейший, росточек.
Простачок, выросли, оросили, подрастать.
Роскошный, расти, растаять, растворимый.
Растительный, растолстеть, растение, растяпа.
Возрастной, растрепанный, расталкивать.
Задание 2. Спишите, вставив пропущенные буквы. Пронумеруйте слова в соответствии с характеристиками:
- правописание гласных в корне зависит от согласной в корне
- правописание гласных в корне зависит от суффикса А .
сл…жить - ; сл…гаемое - ; р…стительный - ; выр…щенный - ; выл…жить - ; возр…ст - ; р…сток - ; водор…сль - ; предл…жение
Проверяем практические умения.
Задание 1. Выпишите слова с корнями -раст- , -рос- , -ращ-. Обозначьте орфограмму.
Растущий, прорастающий, простейший, росточек.
Простачок, выросли, оросили, подрастать.
Роскошный, расти, растаять, растворимый.
Растительный, растолстеть, растение, растяпа.
Возрастной, растрепанный, расталкивать.
Задание 2. Спишите, вставив пропущенные буквы. Пронумеруйте слова в соответствии с характеристиками:
- правописание гласных в корне зависит от согласной в корне
- правописание гласных в корне зависит от суффикса А .
сл…жить - ; сл…гаемое - ; р…стительный - ; выр…щенный - ; выл…жить - ; возр…ст - ; р…сток - ; предл…жение - ; водор…сль -
р…сток - ; предл…жение - ; водор…сль -
Предварительный просмотр:
ПРОВЕРЯЕМ ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ ПО ТЕМЕ » ОРФОГРАФИЯ»
Задание 1.Выпишите слово с буквой О в корне с чередованием гласных.
Изл…гать, р...стение, пол…жение.
Задание 2. Выпишите слово с буквой А в корне с чередованием гласных.
Прил…жение, прик…саться, р…сточек.
Задание 3. Разделите слова на группы, вставьте буквы-орфограммы:
А) Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями.
Б) Корни, зависящие от суффикса а .
В) Корни, зависящие от согласного.
Распол…жение, р…стительный, подр…стковый, мл…копитающееся, отл…жить, ог…род, р…сточек, выр…щенный, д…р…вянный, г…родской, обл…жить, изл…гать, м…л…дежный.
Задание 4.Вставьте пропущенные буквы-орфограммы. Подчеркните четвертое лишнее слово. По какому основанию оно лишнее. Выполните морфемный разбор подчеркнутых слов.
- Р…стущий, прор..стающий, пр.стейший, р…сточек.
- Пр…стачок, выр…сли, ор…сили, р…скошный.
ПРОВЕРЯЕМ ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ ПО ТЕМЕ » ОРФОГРАФИЯ»
Задание 1.Выпишите слово с буквой О в корне с чередованием гласных.
Изл…гать, р...стение, пол…жение.
Задание 2. Выпишите слово с буквой А в корне с чередованием гласных.
Прил…жение, прик…саться, р…сточек.
Задание 3. Разделите слова на группы, вставьте буквы-орфограммы:
А) Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями.
Б) Корни, зависящие от суффикса а .
В) Корни, зависящие от согласного.
Распол…жение, р…стительный, подр…стковый, мл…копитающееся, отл…жить, ог…род, р…сточек, выр…щенный, д…р…вянный, г…родской, обл…жить, изл…гать, м…л…дежный.
Задание 4.Вставьте пропущенные буквы-орфограммы. Подчеркните четвертое лишнее слово. По какому основанию оно лишнее. Выполните морфемный разбор подчеркнутых слов.
- Р…стущий, прор..стающий, пр.стейший, р…сточек.
- Пр…стачок, выр…сли, ор…сили, р…скошный.
- Р…стение, Р….стов, р…стяпа, возр…стной.
- Р…стение, Р….стов, р…стяпа, возр…стной.
Предварительный просмотр:
МОРФЕМИКА ПР. Р.№7
ПРОВЕРЯЕМ ЗНАНИЕ ОРФОГРАММЫ «О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА»
Задание 1. Подберите к словам такие однокоренные , чтобы ударение в них падало на гласную после шипящих.
Причесаться , учебный, шерстяной , желтоватый , шелковистый , чернеть, черта, бечева, дешевизна, жернова, жена.
Какую гласную вы напишите во всех подобранных словах ? Почему?
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Выделите их.
- Ш…ссе, р…сточек, приш…л, ш…рох.
- Крыж…вник, ж…рдочка, ч…лн, р…стовщик.
- Р…стислав , ш…фер, ж…нглер, ш.тландец.
- Ш…мпол, пч…лы , ш…пот, капюш…н .
ПРОВЕРЯЕМ ЗНАНИЕ ОРФОГРАММЫ «О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА»
Задание 1. Подберите к словам такие однокоренные , чтобы ударение в них падало на гласную после шипящих.
Причесаться , учебный, шерстяной , желтоватый , шелковистый , чернеть, черта, бечева, дешевизна, жернова, жена.
Какую гласную вы напишите во всех подобранных словах ? Почему?
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Выделите их.
- Ш…ссе, р…сточек, приш…л, ш…рох.
- Крыж…вник, ж…рдочка, ч…лн, р…стовщик.
- Р…стислав , ш…фер, ж…нглер, ш.тландец.
- Ш…мпол, пч…лы , ш…пот, капюш…н .
Предварительный просмотр:
МОРФЕМИКА ПР.Р.№8
Задание 1.Вставьте пропущенные буквы, обозначьте изученную орфограмму.
- Малыш видел однажды в ц…рке, как фокусник вынул из ц….линдра живого кролика.
- Карлсон не мог оторвать глаз от ц…пленгка.
- Они осторожно , на ц…почках, прокрались в комнату.
Задание 2. Вставьте пропущенные слова. Обозначьте изученную орфограмму.
- Черепаху защищает крепкий ………………………….. .
- Наука о лечении называется …………………………. .
- …………………… по осени считают.
- Значок для обозначения числа называется ………………….. .
- Место на часах , где расположены цифры, называется ………………………. .
Задание 3.Прочитайте названия цветов. «Посадите» в тетрадь только те , в которых есть ЦИ. Обозначьте изученную орфограмму.
Гладиолусы. Флоксы, нарциссы, лилии, георгины, настурции, астры, хризантемы, гиацинты, анютины глазки , глицинии, орхидеи, цикламены, сирень.
Задание 4.Прочитайте эту веселую чепуху. Вставьте пропущенные буквы-орфограммы.
На ц…почках приходит в ц…рк
Ц…ган и начинает танц…
А на ц…новке молодц….
Предварительный просмотр:
МОРФЕМИКА ПР. Р. №9
Задание 1. Выписать группу, где все слова родственные.
- Еда, едет, единый. 2.Горячий, горянка, горчица. 3. Хромой, хромовый.
4. Косматый, космический. 5. Родина, родной.
Задание 2. Произнесите скороговорку несколько раз. Найдите в ней родственные слова. Подчеркните их.
Перепелка, перепеленка, перепеленывала , еле перепеленала.
Задание 3. Можно ли без контекста определить корни в словах?
Пили, спеть, прост ой.
Докажите это, используя контекст.
Задание 4. Одинаковы ли приставки в словах? Докажите это, выполнив морфемный разбор слов.
надробить – надрубить; подобрать – подобреть; вскормить – вскочить
Задание 5. Запишите по два существительных с редкими суффиксами:
-ай(яй); -тяй; -ей; -ыш; -ыг(а); -юк(а).
Задание 6. Запишите по одному слову с суффиксом -ник- с общим значением названия:
1 .Занятия, профессии -……. . 5.Посуды -… .
2.Помещения -…… . 6.Кушанья -…. .
3.Растения -…. . 7. Орудия труда -...
4.Дня недели -…. .
Задание 7. Замените словосочетание одним словом с нужным суффиксом. Выделите этот суффикс.
1.Музыкант, играющий на трубе –
2.Смелый человек –
3.Хитрый человек –
4.Тот, кто любит шутить –
5.Тот, кто богат на выдумки –
6.Специалист по химии –
7.Качество хвастливого человека –
8. Синоним слова стройка -
9. Тот, кто пашет землю –
10.Гриб. растущий под березами –
Задание 8.Распределите слова с корнем -кос- по группам: значение «коса»; «косить»; «косой».
косить на поляне, длинная девичья коса, дружная косьба в деревне, скосить глаза, косолапый медведь, косоглазый мальчик, заплести толстую косу, летняя косьба, дружные косари
Какой вывод мы можем сделать, выполнив это задание?
Предварительный просмотр:
МОРФЕМИКА КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
1.В каком слове выделяется приставка НА- ?
а) наивный б) надежность в) навырост
2.В каком слове нет суффикса –к-?
а) поломка б) котомка в) иголка
3.Какое слово состоит из приставки и суффикса?
а) подарок б) способный в) сиделка
4.В каком ряду все слова состоят из приставки и суффикса?
а) Прицеп, отмычка, заварка. б)Перегузка, отметина, отставка. в) Овражек, отпуск, свинцовый.
5.В каком ряду во вех словах выделяется нулевое окончание? а).Суффикс, ранить, другой. б)Смелость, перелеска, влево. в)Барсучонок, вдох, рощ.
6. Сколько морфем выделяется в слове РАСЩЕЛИНА?
а) 3 б) 4 в) 5
7. В каком ряду во всех словах надо вставить букву О?
а) Отл…жить, распол…гаться, зам…лчать.
б) Предпол…жение, выр…сли, отк…лоть.
в) Ул…жить, зак…нчить, выр…щенный.
8. . В каком ряду во всех словах надо вставить букву Е ?
а) Щ..тка, реш…тка, ш…рох.
б) Щ…лканье, ш…рстка, ж…лудь.
в) Ш…в, ч…тный, крыж…вник.
9.В каком ряду во всех словах вставить букву С ?
а) Бе….чувственный, и…жога, в…порхнуть.
б) Бе….шумный, во…стание, в…тряхнуть.
в) …дать, ….дание, …десь.
10. .В каком ряду во всех словах вставить букву И ?
а) Ц…плята, птенц…, станц…я .
б) Инструкц…я, ц…клон, мотоц…кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Проверочная работа "Словообразование. Морфемика" 7 класс
Презентация содержит тестовые задания по теме "Словообразование. Морфемика". ...
Проверочная работа по теме:"Морфемика"
Проверочная работа "Сделай на пять" по теме:"Морфемика"....
проверочная работа «Морфемика. Орфография. Культура речи.»
помощь учителю в организации урока русского языка....
Проверочные работы по теме "Морфемика" 5 класс
Несколько вариантов прверочных работ по теме "Морфемика" для 5 класса...
Проверочная работа "Морфемика и орфография".
данная работа поможет проверит теоретические и практические знания учащихся....
Подготовка к ВПР по русскому языку. Итоговая проверочная работа, 6 класс.
Тест создан по образцу ВПР по русскому языку для 6 класса, Статград. Проверочная работа включает в себя 14 заданий, на выполнение которых даётся 60 минут....
Календарно-тематическое планирование 9 класс русский родной язык 7 часов
Календарно-тематическое планирование 9 класс русский родной язык 7 часов...