5 класс..Русский язык. Морфемика. Проверочные работы..
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Куличкова Галина Дмитриевна

Здесь материал по всему разделу:  8 проверочных работ, материал  для  развития логики и мышления,  проверочная работа по всей теме,контрольный тест по всей теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        МОРФЕМИКА   5 КЛАСС   ПРОВ. Р. 1.

                                                              Вариант  1

1.Выписать слова с нулевым окончанием.

Заседание ,высокий ,гонец, нет мест , написать, невелик,  улица ,  вывела, площадь, сказал ,  бросились.

2.Раскройте смысл следующих понятий.

А) Основа слова – это … .     Б)  Корень – это…  .             В) Окончание слова – это… .

3.Распределите слова  по группам: А) формы одного и того же слова ;

Б) однокоренные слова.

Еж , ежик , ежата , съежился , ежиком , съежилась.

Синь,  синий , синева , синего , синеть, синяк , синька.

Глубина , глубинный , глубиной , глубь , вглубь, глубинного, углубить.

4. Выпишите третье лишнее слово из каждой группы.

А) Лес, лестница, лесничий.       Б) Честный, чесночный, чеснок .       В)Смешной, смешать, смешить.

                                                                  Вариант  2

1.Выписать слова с нулевым окончанием.

Много яблок,  отдыхать, рисовал, кружок,  честный , умен ,  смотрела,  собирались,  птица, лень, задание.

2.Раскройте смысл следующих понятий.

А) Нулевое окончание – это….            Б) Суффикс – это ….             В)  Приставка – это….

3.Распределите слова  по группам: А) формы одного и того же слова ;

Б) однокоренные слова.

Круг, кружок,  кружки,  закружился , закружились, круговой.

Зелень , зеленка,  зеленеть, зеленый , зеленого,  позеленеть.

Старина, старинный, стариной, стар,  старик, старинного , состариться.

4. Выпишите третье лишнее слово из каждой группы.

А) Дивный, удивленный диванный.       Б) Левый, лев, налево.      В) Водичка, водитель, водяной.



Предварительный просмотр:

                             МОРФЕМИКА  ПР.Р.№ 2

Задание 1.   Обозначьте чередование в корнях слов:

Копать – выкапывать;    звенеть – звон;  унести – уносить;  ложь – лживый ;  дно – донышко.

Задание 2. Определите , в какой  морфеме  есть  беглый  гласный ?  Обозначьте эту  морфему.

Подогнать – подгоню;  борец – борцы ; кружок – кружки; надрыв – надорвать; взобраться –    взберусь.

Задание 3. Выделите чередующиеся  сочетания  звуков.

Поворот – возврат; заголовок – заглавие; бережный – небрежный;  воротить – возвращение; ошеломить – шлем.

Задание 4.  Обозначьте чередование  согласных.

Сыпать – сыплю; двигаться – движение; место – помещать; снежинка – снег; любить – люблю.

Задание 1.   Обозначьте чередование в корнях слов:

Копать – выкапывать;    звенеть – звон;  унести – уносить;  ложь – лживый ;  дно – донышко.

Задание 2. Определите , в какой  морфеме  есть  беглый  гласный ?  Обозначьте эту  морфему.

Подогнать – подгоню;  борец – борцы ; кружок – кружки; надрыв – надорвать; взобраться –    взберусь.

Задание 3. Выделите чередующиеся  сочетания  звуков.

Поворот – возврат; заголовок – заглавие; бережный – небрежный;  воротить – возвращение; ошеломить – шлем.

Задание 4.  Обозначьте чередование  согласных.

Сыпать – сыплю; двигаться – движение; место – помещать; снежинка – снег; любить – люблю.



Предварительный просмотр:

                                                  МОРФЕМИКА   ПР.Р. №3

                                        (ПРОВЕРЯЕМ   ПРАКТ.  УМЕНИЯ )

Выделите  в словах  приставки.  Объясните  их написание. Выполните морфемный разбор подчеркнутых слов.

Сгустить,  отбросить,  подтверждение,  сжалиться,  отдаление,  подточить,  осмелеть,   подтрунивание,  

обстановка,   подобрать,  переподготовить,  подтащить,  разорвать,  сгорбиться, непроизводительный,   прадедушка,  вобрать,  сбежать,  предположение ,  подсказка.

Выделите  в словах  приставки.  Объясните  их написание. Выполните морфемный разбор подчеркнутых слов.

Сгустить,  отбросить,  подтверждение,  сжалиться,  отдаление,  подточить,  осмелеть,   подтрунивание,  

обстановка,   подобрать,  переподготовить,  подтащить,  разорвать,  сгорбиться, непроизводительный,   прадедушка,  вобрать,  сбежать,  предположение ,  подсказка.

Выделите  в словах  приставки.  Объясните  их написание. Выполните морфемный разбор подчеркнутых слов.

Сгустить,  отбросить,  подтверждение,  сжалиться,  отдаление,  подточить,  осмелеть,   подтрунивание,  

обстановка,   подобрать,  переподготовить,  подтащить,  разорвать,  сгорбиться, непроизводительный,   прадедушка,  вобрать,  сбежать,  предположение ,  подсказка.

Выделите  в словах  приставки.  Объясните  их написание. Выполните морфемный разбор подчеркнутых слов.

Сгустить,  отбросить,  подтверждение,  сжалиться,  отдаление,  подточить,  осмелеть,   подтрунивание,  

обстановка,   подобрать,  переподготовить,  подтащить,  разорвать,  сгорбиться, непроизводительный,   прадедушка,  вобрать,  сбежать,  предположение ,  подсказка.



Предварительный просмотр:

                                          МОРФЕМИКА  ПР.Р.№ 4

                                           Проверяем практические умения.

Задание 1.  Найдите в  «склеенных»  словах спрятавшиеся приставки. Выделите  их.

Землетрясение,  громоотвод, пятилетка,  водопроводчик, путешественник,  деревообделочный,  мясоперерабатывающий ,  сногсшибательная.

Задание 2.  Выделите  приставки в словах.

1.Готовить,  подготовить,  переподготовить.     2.Дать, подать, преподать.

3.Прошло, позапрошлый.   4. Остановить,  приостановить.

5. Носить, износить, поизносить, непроизносимый.

Задание 3. Подчеркните только те слова , в которых  есть приставки,  оканчивающиеся на   З,С.

Вспахать,  спихивать,  здоровье, спешить, разведка,  сведения,  здоровенный, преследовать, рассматривать,  издавать, искра, чрезмерный,  чередование,  бессмертник, здешний.

                                           Проверяем практические умения.

Задание 1.  Найдите в  «склеенных»  словах спрятавшиеся приставки. Выделите  их.

Землетрясение,  громоотвод, пятилетка,  водопроводчик, путешественник,  деревообделочный,  мясоперерабатывающий ,  сногсшибательная.

Задание 2.  Выделите  приставки в словах.

1.Готовить,  подготовить,  переподготовить.     2.Дать, подать, преподать.

3.Прошло, позапрошлый.   4. Остановить,  приостановить.

5. Носить, износить, поизносить, непроизносимый.

Задание 3. Подчеркните только те слова , в которых  есть приставки,  оканчивающиеся на   З,С.

Вспахать,  спихивать,  здоровье, спешить, разведка,  сведения,  здоровенный, преследовать, рассматривать,  издавать, искра, чрезмерный,  чередование,  бессмертник, здешний.



Предварительный просмотр:

                                        МОРФЕМИКА  ПР. Р.№ 4

                                         Проверяем практические умения.

Задание 1. Выпишите слова с  корнями    -раст- ,  -рос- , -ращ-.  Обозначьте орфограмму.

Растущий,  прорастающий,  простейший,  росточек.

Простачок,  выросли, оросили,  подрастать.

Роскошный,  расти, растаять, растворимый.

Растительный,  растолстеть,   растение,   растяпа.

Возрастной,  растрепанный,  расталкивать.

Задание 2.  Спишите,  вставив пропущенные буквы.  Пронумеруйте слова  в соответствии с характеристиками:

  1. правописание  гласных  в  корне  зависит  от согласной в корне
  2. правописание гласных  в  корне зависит  от суффикса   А .

сл…жить -     ;  сл…гаемое -    ; р…стительный -     ;  выр…щенный -   ;  выл…жить -   ;  возр…ст -   ; р…сток -   ;  водор…сль -    ; предл…жение    

                                                                  Проверяем практические умения.

Задание 1. Выпишите слова с  корнями    -раст- ,  -рос- , -ращ-.  Обозначьте орфограмму.

Растущий,  прорастающий,  простейший,  росточек.

Простачок,  выросли, оросили,  подрастать.

Роскошный,  расти, растаять, растворимый.

Растительный,  растолстеть,   растение,   растяпа.

Возрастной,  растрепанный,  расталкивать.

Задание 2.  Спишите,  вставив пропущенные буквы.  Пронумеруйте слова  в соответствии с характеристиками:

  1. правописание  гласных  в  корне  зависит  от согласной в корне
  2. правописание гласных  в  корне зависит  от суффикса   А .

сл…жить -     ;  сл…гаемое -    ; р…стительный -     ;  выр…щенный -   ;  выл…жить -   ;  возр…ст -   ; р…сток -   ; предл…жение -    ;  водор…сль -  

р…сток -   ; предл…жение -    ;  водор…сль -  



Предварительный просмотр:

                                  МОРФЕМИКА   ПР. Р. №6

ПРОВЕРЯЕМ  ПРАКТИЧЕСКИЕ  УМЕНИЯ  ПО  ТЕМЕ  » ОРФОГРАФИЯ»

Задание 1.Выпишите слово с  буквой О  в корне с чередованием гласных.

Изл…гать,     р...стение,  пол…жение.

Задание 2. Выпишите слово с буквой А  в корне  с  чередованием   гласных.

Прил…жение,   прик…саться,   р…сточек.

Задание 3. Разделите слова на группы, вставьте  буквы-орфограммы:

А) Корни с полногласными  и  неполногласными  сочетаниями.

Б) Корни, зависящие от суффикса  а .

В)  Корни, зависящие  от согласного.

Распол…жение,  р…стительный,  подр…стковый,  мл…копитающееся,  отл…жить,  ог…род,  р…сточек,    выр…щенный,  д…р…вянный,   г…родской, обл…жить,  изл…гать, м…л…дежный.

Задание 4.Вставьте пропущенные  буквы-орфограммы. Подчеркните  четвертое лишнее слово. По какому основанию оно лишнее. Выполните морфемный разбор подчеркнутых слов.

  1. Р…стущий,  прор..стающий,  пр.стейший,  р…сточек.
  2.  Пр…стачок,  выр…сли,  ор…сили,   р…скошный.

ПРОВЕРЯЕМ  ПРАКТИЧЕСКИЕ  УМЕНИЯ  ПО  ТЕМЕ  » ОРФОГРАФИЯ»

Задание 1.Выпишите слово с  буквой О  в корне с чередованием гласных.

Изл…гать,     р...стение,  пол…жение.

Задание 2. Выпишите слово с буквой А  в корне  с  чередованием   гласных.

Прил…жение,   прик…саться,   р…сточек.

Задание 3. Разделите слова на группы, вставьте  буквы-орфограммы:

А) Корни с полногласными  и  неполногласными  сочетаниями.

Б) Корни, зависящие от суффикса  а .

В)  Корни, зависящие  от согласного.

Распол…жение,  р…стительный,  подр…стковый,  мл…копитающееся,  отл…жить,  ог…род,  р…сточек,    выр…щенный,  д…р…вянный,   г…родской, обл…жить,  изл…гать, м…л…дежный.

Задание 4.Вставьте пропущенные  буквы-орфограммы. Подчеркните  четвертое лишнее слово. По какому основанию оно лишнее. Выполните морфемный разбор подчеркнутых слов.

  1. Р…стущий,  прор..стающий,  пр.стейший,  р…сточек.
  2.  Пр…стачок,  выр…сли,  ор…сили,   р…скошный.
  3. Р…стение,  Р….стов,  р…стяпа,  возр…стной.
  4. Р…стение,  Р….стов,  р…стяпа,  возр…стной.


Предварительный просмотр:

                                       МОРФЕМИКА   ПР. Р.№7

ПРОВЕРЯЕМ ЗНАНИЕ  ОРФОГРАММЫ  «О-Е ПОСЛЕ  ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА»

Задание 1. Подберите к словам такие однокоренные , чтобы  ударение  в них падало  на гласную  после  шипящих.

Причесаться ,  учебный,  шерстяной , желтоватый , шелковистый , чернеть,  черта,  бечева, дешевизна,  жернова, жена.

Какую гласную вы напишите во всех  подобранных  словах ?  Почему?

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Выделите их.

  1. Ш…ссе, р…сточек,  приш…л,  ш…рох.
  2. Крыж…вник,   ж…рдочка,  ч…лн,  р…стовщик.
  3. Р…стислав ,  ш…фер,  ж…нглер,  ш.тландец.
  4. Ш…мпол,   пч…лы ,   ш…пот,   капюш…н .

ПРОВЕРЯЕМ ЗНАНИЕ  ОРФОГРАММЫ  «О-Е ПОСЛЕ  ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА»

Задание 1. Подберите к словам такие однокоренные , чтобы  ударение  в них падало  на гласную  после  шипящих.

Причесаться ,  учебный,  шерстяной , желтоватый , шелковистый , чернеть,  черта,  бечева, дешевизна,  жернова, жена.

Какую гласную вы напишите во всех  подобранных  словах ?  Почему?

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Выделите их.

  1. Ш…ссе, р…сточек,  приш…л,  ш…рох.
  2. Крыж…вник,   ж…рдочка,  ч…лн,  р…стовщик.
  3. Р…стислав ,  ш…фер,  ж…нглер,  ш.тландец.
  4. Ш…мпол,   пч…лы ,   ш…пот,   капюш…н .



Предварительный просмотр:

                                          МОРФЕМИКА  ПР.Р.№8

Задание 1.Вставьте пропущенные буквы, обозначьте изученную орфограмму.

  1. Малыш видел  однажды в ц…рке,   как  фокусник  вынул из ц….линдра  живого  кролика.
  2. Карлсон не мог  оторвать  глаз   от ц…пленгка.
  3. Они осторожно , на ц…почках,  прокрались   в  комнату.

Задание 2. Вставьте пропущенные слова. Обозначьте изученную орфограмму.

  1. Черепаху   защищает  крепкий   …………………………..  .
  2. Наука  о лечении  называется   ………………………….  .
  3. …………………… по осени    считают.
  4. Значок  для  обозначения   числа   называется   ………………….. .
  5. Место на часах ,  где расположены   цифры,  называется  ……………………….  .

Задание  3.Прочитайте названия  цветов. «Посадите»  в тетрадь только те ,  в которых  есть  ЦИ.  Обозначьте  изученную  орфограмму.

Гладиолусы.  Флоксы,  нарциссы,  лилии,  георгины,  настурции,  астры,  хризантемы,  гиацинты,  анютины  глазки ,  глицинии,  орхидеи,  цикламены, сирень.

Задание 4.Прочитайте эту веселую  чепуху.  Вставьте пропущенные буквы-орфограммы.

На  ц…почках  приходит  в  ц…рк

Ц…ган   и  начинает   танц…

А  на  ц…новке     молодц….

Надели  на  ц….пленка   панц…рь  .



Предварительный просмотр:

                                     МОРФЕМИКА ПР. Р. №9

Задание 1.   Выписать группу, где все слова родственные.

  1. Еда, едет, единый.       2.Горячий, горянка, горчица.    3. Хромой, хромовый.

4. Косматый,  космический.     5. Родина,  родной.

Задание 2. Произнесите  скороговорку несколько раз. Найдите в ней родственные  слова.  Подчеркните их.

Перепелка, перепеленка,   перепеленывала , еле перепеленала.

Задание 3.  Можно ли  без контекста  определить  корни в словах?

Пили,  спеть,  прост ой.

Докажите  это,  используя   контекст.

Задание  4. Одинаковы ли приставки в словах?  Докажите это,  выполнив  морфемный разбор  слов.

надробить – надрубить;      подобрать – подобреть;      вскормить – вскочить

Задание 5. Запишите  по два существительных   с редкими  суффиксами:

 -ай(яй);  -тяй;  -ей;  -ыш;  -ыг(а); -юк(а).

  Задание 6. Запишите по одному слову  с  суффиксом  -ник-  с общим  значением  названия:  

1 .Занятия, профессии -……. .           5.Посуды -… .

2.Помещения -…… .                            6.Кушанья -…. .

3.Растения -…. .                                   7. Орудия труда -...

4.Дня недели -…. .

Задание 7. Замените  словосочетание  одним  словом  с нужным  суффиксом. Выделите  этот суффикс.

1.Музыкант, играющий  на трубе –

2.Смелый человек –

3.Хитрый человек –

4.Тот, кто любит  шутить –

5.Тот, кто богат на выдумки –

6.Специалист по химии –

7.Качество хвастливого человека –

8. Синоним слова  стройка  -

9. Тот, кто  пашет землю –

10.Гриб. растущий под березами –

Задание 8.Распределите слова с корнем  -кос-    по группам: значение «коса»;  «косить»; «косой».

косить на поляне, длинная девичья коса,  дружная косьба в  деревне,  скосить глаза,  косолапый медведь,  косоглазый  мальчик,  заплести  толстую  косу, летняя  косьба, дружные косари

Какой вывод мы можем сделать,  выполнив это задание?



Предварительный просмотр:

                    МОРФЕМИКА         КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1.В каком слове выделяется приставка   НА-  ?

а) наивный                 б) надежность               в) навырост

2.В каком слове нет  суффикса  –к-?

а) поломка                 б) котомка                            в) иголка

3.Какое  слово состоит  из  приставки   и  суффикса?

а) подарок              б) способный                 в)  сиделка

4.В каком  ряду все слова  состоят  из приставки  и  суффикса?

а) Прицеп,  отмычка,  заварка.            б)Перегузка,   отметина,  отставка.      в) Овражек, отпуск, свинцовый.

5.В каком ряду  во вех словах выделяется  нулевое  окончание?                                                      а).Суффикс, ранить, другой.                 б)Смелость, перелеска, влево.           в)Барсучонок,  вдох,  рощ.

6. Сколько   морфем   выделяется в  слове   РАСЩЕЛИНА?

а)  3                                 б)  4                             в) 5

7. В каком ряду  во  всех словах  надо вставить  букву  О?

а) Отл…жить,  распол…гаться,  зам…лчать.

б) Предпол…жение,    выр…сли,     отк…лоть.

в) Ул…жить,   зак…нчить,   выр…щенный.

8. . В каком ряду  во  всех словах  надо вставить  букву  Е  ?

а) Щ..тка,    реш…тка,   ш…рох.

б) Щ…лканье,    ш…рстка,   ж…лудь.

в)  Ш…в,  ч…тный,   крыж…вник.

9.В каком  ряду   во  всех  словах   вставить   букву   С  ?

а) Бе….чувственный,  и…жога,   в…порхнуть.

б) Бе….шумный,  во…стание,    в…тряхнуть.

в) …дать,   ….дание,    …десь.

10. .В каком  ряду   во  всех  словах   вставить   букву   И ?

а) Ц…плята,    птенц…,    станц…я .

б) Инструкц…я,  ц…клон,    мотоц…кл.

в) Лекц…я,    ц….почки,   сестриц….н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Проверочная работа "Словообразование. Морфемика" 7 класс

Презентация содержит тестовые задания по теме "Словообразование. Морфемика". ...

Проверочная работа по теме:"Морфемика"

Проверочная работа "Сделай на пять" по теме:"Морфемика"....

проверочная работа «Морфемика. Орфография. Культура речи.»

помощь учителю в организации урока русского языка....

Проверочные работы по теме "Морфемика" 5 класс

Несколько вариантов прверочных работ по теме "Морфемика" для 5 класса...

Проверочная работа "Морфемика и орфография".

данная работа поможет проверит теоретические и практические знания учащихся....

Подготовка к ВПР по русскому языку. Итоговая проверочная работа, 6 класс.

Тест создан по образцу ВПР по русскому языку для 6 класса, Статград. Проверочная работа включает в себя 14 заданий, на выполнение которых даётся 60 минут....

Календарно-тематическое планирование 9 класс русский родной язык 7 часов

Календарно-тематическое планирование 9 класс русский родной язык 7 часов...