Памятка для учащихся по написанию эссе.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме
Данный материал представляет собой памятку для учащихся по написанию эссе. Материал послужит хорошим подспорьем в написании эссе не только учащимся 10-11 классов, но и учащимся 7-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_uchashchikhsya_po_napisaniyu_esse.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятки для учащихся, помогающие написать эссе
Как написать домашнее эссе
Прежде чем приступить к написанию эссе:
1) изучите заданный на дом теоретический материал;
2) уясните особенности заявленной темы эссе;
3) продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
4) выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
5) определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
6) составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи. При написании эссе:
1) напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
2) проанализируйте содержание написанного;
3) проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;
4) внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.
Структура эссе
Элемент структуры | % к общему объему работы |
Начало (актуализация заявленной темы) | 20% |
Тезис. Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход Переформулировка тезиса | 60% |
Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) | 20% |
Требования, предъявляемые к эссе
1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию. Которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
Что такое эссе
Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому -«взвешивание». Французское «езза» можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, черк.
Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии. В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе, очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме»
«Большой энциклопедический словарь» дает более развернутое определение: «Эссе, жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентирован-ным на разговорную речь».
«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».
Теперь можно представить относительно полный перечень признаков текста, относящегося к жанру эссе.
1. Наличие конкретной темы или вопроса.
2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.
3. Небольшой объем.
4. Свободная композиция.
5. Непринужденность повествования.
6. Парадоксальность.
7. Внутреннее смысловое единство
8. Открытость
Выбор темы
Эссе - это единственное задание, которое является альтернативным', выпускник сам выбирает из шести предложенных тем ту, которая представляется ему наиболее интересной. Выбор темы эссе - ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он:
1) имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относиться;
2) ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор);
3) может выразить свое отношение к нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
4) владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждении темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);
5) сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
Памятка при выборе темы для эссе
1) Познакомься с предложенными темами
2) Определи, к какой базовой науке относится каждая тема;
3) Определи смысл предложенных высказываний («Что, по моему мнению, хотел сказать автор?»)
4) Осмысли проблему в контексте базовых наук («С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»)
5) Сформулируй свое отношение к высказыванию («Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»)
6) Определи обществоведческие термины, понятия и обобщения, которые потребуются тебе для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне («Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»)
7) Отбери факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые
убедительно обосновывают твою позицию («Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»)
Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» и др.
Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание
Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировано обосновать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.
В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию
Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Разработка системы подготовки учащихся к написанию эссе как одной из форм контроля в режиме ЕГЭ
Эта работа- начало моей работы над данной темой и написана в 2005 году. За прошедшее время эссе как эффективная форма контроля только укрепила свои позиции.Изменились критерии в сторону уточнания, дет...
Технология подготовки учащихся к написанию эссе
Данную технологию подготовки получила на курсах повышения квалификации в АППО ( доступно и понятно)...
«Технология подготовки учащихся к написанию эссе на уроках обществознания»
laquo;Технология подготовки учащихся к написанию эссе на уроках обществознания»«Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, э...
Технология подготовки учащихся к написанию эссе на уроках обществознания
Технология подготовки учащихся к написанию эссе на уроках обществознания«Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, это иметь ум, д...