мониторинг качества речи, анализ урока
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

мониторинг качества речи, используемый в работе со старшеклассниками

анализ качества урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Анкета качества урока.

Отмечаются кружком номера тех проявлений, которые имели место при проведении урока.

  1. Устно или письменно ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, нравственность, коммуникативность  и др.) и реализует их средствами учебного предмета.
  2.  Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
  3. Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную речь.
  4. Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).
  5. Устанавливает и использует связи с другими  предметами.
  6. Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).
  7. Использует раздаточные наглядные статичные материалы (по необходимости).
  8. Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, ИКТ).
  9. Дает разноуровневые домашние задания.
  10. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.
  11. Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
  12. Поощряет индивидуальные учебные достижения.
  13. Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
  14. Обращает внимание на качество речи обучаемых.
  15. Вовремя без задержки заканчивает урок.

На уроке использует приемы  (методы) педагогических технологий.

       16. Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности темперамента, психоматического типа, каналов восприятия, уровня понимания, типа мышления и т.д.)

       17. Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации).

       18. Диалогового обучения (сводное обсуждение и дискуссии).

       19. Рефлексивного обучения.

        20. Коллективной мыслительной деятельности.

        21. Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.



Предварительный просмотр:

Мониторинг качества речи.

Качество речи моделируется в виде совокупности 6 параметров и их проявлений. Эти 6 параметров отражают наиболее значимые характеристики речи: уникальность,  осознанность, ответственность, диалогичность, действенность, эстетичность.

Уникальность-умение строить речь в соответствии со  своей индивидуальностью, что есть проявление единственности, неповторимости говорящего субъекта,  его непохожести на других в лучшем смысле этого слова.

Ответственность - бережное отношение к языку, соблюдение чистоты языка, что проявляется в избирательном характере словоупотребления. При таком подходе человек осознанно избегает использования языковых средств, загрязняющих речь, стремится к соблюдению языковых и речевых форм.

Осознанность- умение говорить со смыслом, наполнять каждое слово смыслом. Известно, ничто так не дискредитирует слово, как забалтывание, пустое словоупотребление.

Диалогичность- умение говорить так, чтобы через слово осуществлялось взаимоуважение, взаимообогащение, взаимопонимание. Речь идет о том, чтобы при помощи слова человек научался смирять свою власть над другим, способствовал открытости диалога, взаимной самореализации, созданию атмосферы доверия, сопереживания, сотворчества.

Действенность – умение перевести слово в действие, сделать слово действенным (прагматический аспект слова). Расхождение слова и дела всегда, во все времена считалось позором и рассматривалось как  дискредитация слова и человека. К сожалению, в нашем обществе это расхождение стало почти нормой жизни.

Эстетичность- умение говорить красиво, со вкусом, так, чтобы слово восхищало, возвышало, доставляло удовольствие. В последнее время крайне редко  можно слышать по-настоящему красивую речь. Чаще всего звучит примитивная, казенная, невыразительная речь, в результате чего в человеке стала постепенно атрофироваться потребность испытывать наслаждение от слова.

Уникальность:

  1. Не использует штампы, общие избитые фразы.
  2.  В речи проявляет яркие, красивые индивидуальные особенности личности (образованность, воспитание, остроумие, раскованность, самостоятельность и др.)
  3. Уместно использует индивидуальные словоупотребления.

Ответственность:

  1. Нет нарушений норм в произношении.
  2. Нет нарушений лексических речевых норм.
  3. Нет нарушений грамматических речевых норм.
  4. Нет нарушений стилистических речевых норм.
  5. Уместно употребляет нелитературные формы национального языка (диалекты, просторечия).

Осознанность:

  1. Речь продуманна.
  2. Речь убедительна.
  3. Демонстрирует эрудицию, использует примеры из других сфер знаний.
  4. Речь точная.
  5. Речь уместная.
  6. Речь краткая.

Диалогичность:

  1. Говорит приятное, использует похвалу.
  2. Речь эмоциональная, но не раздражительная.
  3. Речь ясная, понятная.
  4. Использует речевые средства, выражающие уважение к собеседнику.
  5. Не употребляет слова и выражения в приказной форме.
  6. Своей речью способствует созданию атмосферы обсуждения, стимулирует участие аудитории в разговоре.

Действенность:

       21. Нет расхождения  вербальных и невербальных средств.

       22. Речь внутренне согласована, логически противоречива.

       23. Поведение адекватно произносимому слову.

Эстетичность:

       24. Не употребляет деловую казенную лексику.

       25. Использует образные средства, афоризмы, пословицы.

       26. Использует интонационно богатую речь.

       27. использует оптимальные темп, громкость голоса.

 При оценке качества речи отмечаются те проявления из предложенного списка, которые имели место во время наблюдения. Сумма отмеченных проявлений составляет числовой рейтинг качества речи. Приемлемые значения рейтинга определяются на основе экспериментальных наблюдений.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных видов мониторинга для проверки качества знаний на уроках физики

Представленный материал показывает как различные методы и формы мониторинга позволяют корректно и  содержательно провести проверку и оценку знаний учащихся...

Мониторинг качества обученности английскому языку и формы организации учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке

Проблема повышения качества является одной из важнейших проблем современного образования. Принципиально важную роль в процессе управления качеством образования играет полнота и достоверность информаци...

Организация на уроках мониторинга качества преподавания

Мониторинг – необходимый компонент любого эффективного управления, объектами которого могут выступать условия, процесс, результаты этого процесса, деятельность и ее отдельные параметры. Образовательны...

ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО

Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО  ( из опыта работы)...

Использование системы контроля и мониторинга качества знаний на уроках географии в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Система контроля и мониторинга качества знаний позволяет  диагностировать уровень обученности и вести подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по географии....