Обобщающие слова при однородных членах предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Тип урока - закрепление изученного материала.
Это второй урок из двух в системе работы по теме "Обобщающее слово при однородных членах предложения". На первом уроке активизировались знания об обобщающих словах, полученные ранее, и проводилось знакомство с основными правилами постановки знаков препинания при обобщающих словах, способами выражения обобщающих слов.
Основная цель урока - сформировать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. В ходе урока учащиеся работают в группах.
На уроке используется презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по ФГОС "Обобщающие слова при однородных членах предложения" Второй урок - закрепление | 216.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14 имени К.С.Федоровского»
Урок русского языка
в 8-ом классе по ФГОС
«ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА
ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Учитель русского языка и литературы
Полехина Елена Андреевна
Г.Юрга
Тема: « ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХПРЕДЛОЖЕНИЯ » 8 класс
Тип урока - закрепление изученного материала.
Это второй урок из двух в системе работы по теме "Обобщающее слово при однородных членах предложения". На первом уроке активизировались знания об обобщающих словах, полученные ранее, и проводилось знакомство с основными правилами постановки знаков препинания при обобщающих словах, способами выражения обобщающих слов.
Основная цель урока - сформировать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. В ходе урока учащиеся работают в группах.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Формирование прочных знаний об обобщающих словах при однородных членах.
2. Формирование умения правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах.
3. Составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Метапредметные:
- умение находить обобщающие слова в тексте и употреблять их в своей речи;
- умение самостоятельно определять тему и цель своей работы;
- умение оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
Личностные:
- создать условия для развития эстетического вкуса, повышения культурного уровня через обращение к произведениям изобразительного искусства.
Оборудование урока:
- компьютер
- мульмедиапроектор
Формы организации деятельности:
- работа в группах
- самостоятельная работа
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Этап урока 1. Организационно-мотивационный момент (2 мин) Создать психологический климат занятия и подготовить учащихся к работе над текстами о произведениях изобразительного искусства | ||
Добрый день, друзья. Я рада всех вас видеть на занятии. «Искусство дает крылья и уносит далеко - далеко!» - Как хорошо было бы, если бы кто-то создал прибор, который показывал бы степень влияния искусства на человека, общество в целом, и даже на природу. Как живопись, музыка, литература, театр, кинематограф влияют на здоровье человека, на качество его жизни? Можно ли измерять и прогнозировать такое влияние? Конечно, культура в целом, как совокупность науки, искусства и образования способна при выборе правильного направления и приоритетов жизни благотворно влиять как на отдельного человека, так и на общество в целом. Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля. Бессмертны прекрасные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи, но и творения русских живописцев 19 века не менее замечательны обращением к русской природе и нашей истории. Сегодня на уроке мы будем осваивать учебный материал, обращаясь к полотнам наших художников, и надеюсь, вы почувствуете восхищение и гордость произведениями наших художников.
| Приветствуют педагога Настраиваются к диалогу, к совместным размышлениям | Слайд№2 |
Этап урока 2. Целеполагание (2 мин) Регулятивные УУД: уметь формулировать посредством деятельности тему урока, цели и задачи урока, прогнозировать ожидаемые результаты. | ||
- Определите тему урока, поставьте цели. 1. Суриков, Репин, Шишкин, Левитан – художники. 2. Шишкин воспел русскую природу в своих картинах: "Утро в сосновом бору", "Рожь", "На севере диком", "Корабельная роща" | Ученики формулируют тему урока, ставят цели. | Слайды № 3.4 |
Этап урока 3. Создание проблемной ситуации (5 мин) Познавательные УУД: уметь выполнять логические действия с языковым материалом и сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания; коммуникативные УУД: формулировать оценку ответа одноклассника, предлагать свой ответ. | ||
Задания группам: вставить в тексте на карточках пропущенные буквы, знаки препинания, составить схемы предложений, дать толкование лексического значения выделенных слов. 1.Ряд МОНУМЕНТАЛЬНЫХ исторических полотен Утро стрелец …кой казни Боярыня Морозова Пок..рение Сибир... Ермаком Степан Разин пр...надлежит кисти художника Сурикова. 2. Целой гал..ереей портретов выдающихся людей; Римского-Корсакова Шаляпина Репина Мамонтовой и других об…г…тил СОКРОВИЩНИЦУ русского ис…кус...тва Серов. 3. Различные интонац…и лёгкую усмешку лукавую улыбку раскат...стый хохот перед...ёт Репин в картине Запорожц… пишут письмо турец…кому султану. 4. Совершен…ые по мастерству глубоко поэтические русские ПЕЙЗАЖИ Золотая осень Над вечным покоем У омута прославили имя Левитана. | Работают в группах. Вставляют пропущенные буквы, знаки препинания, составляют схему предложений. Обращаясь к толковому словарю или Интернет-ресурсам, знакомятся с лексическим значением выделенных слов. | Слайды №5-25 |
Этап урока 4. Подготовка к обобщению (10 мин) Познавательные УУД : владеть приёмами отбора и систематизации материала по определённым критериям, контролировать ответы одноклассников и выполнение собственных действий; коммуникативные УУД: сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания | ||
- Сформулируйте правило употребления знаков препинания при обобщающих словах; - определите место обобщающего слова; - начертите схемы предложений; - сообщите о лексических значениях выделенных слов. | На доске чертят схемы предложений, объясняют написание слов в месте пропуска букв и расстановку знаков препинания, сообщают о найденных значениях слов. Проверка осуществляется при просмотре слайда. Оценка работы производится учащимися других групп. | Проверка – слайды №26-29 Слайд №30 |
Этап урока 5. Самостоятельная работа (20 мин) Регулятивные УУД : применяя приобретённые знания, выполнять учебные действия в соответствии с заданным планом, находить ошибки и исправлять их; Познавательные УУД : проводить анализ языкового явления с точки зрения его основных признаков и структуры, соблюдать в практике основные правила орфографии. | ||
1.В течение жизни я побывал во многих музеях и картинных галереях мира: в Ватикане и Эрмитаже, в Лувре и музеях Флоренции — и всюду видел людей, восхищающихся гениальными творениями художников, восторгающихся не только живописцем Леонардо, но и Леонардо-скульптором, Леонардо-изобретателем. 2.В числе моих любимых художников Леонардо и Рафаэль, Кипренский и Шишкин, Рерих и Левитан. Поражает и неповторимая прелесть осенних дней средней полосы России на полотнах Левитана, и удивительные пейзажи мариниста Айвазовского, и картины Верещагина-баталиста, и зарисовки туманного Лондона французского художника Клода Моне, и синий снег Гималаев на полотнах Рериха. | Производят выбор предложения с обобщающим словом, расставляют знаки препинания, составляют схему. Осуществляют проверку с использованием слайда. | Слайды №31,32 |
Этап урока 6. Контроль за усвоением знаний Коммуникативные УУД: | ||
Закончить высказывания: Обобщающие слова – это Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и Обобщающие слова в предложении могут стоять Тире ставится, если Двоеточие ставится, если Двоеточие и тире ставится, если | Заканчивая предложения, учащиеся показывают уровень усвоения материала. Проверка осуществляется с помощью слайда. | Слайды №33,34 |
Этап урока 7. Составление синквейна | ||
Сиквейн Пример: Обобщающие слова Объединяющие, называющие, поясняют, конкретизируют, уточняют. Дружат с двоеточием и тире! | Составляют синквейн о предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения | Слайды №35.36 |
Этап урока 8. Рефлексия и оценка Коммуникативные УУД: выразить отношение к работе на уроке; Познавательные: оценить свою деятельность | ||
Рефлексия проводится с применением опоры: - Сегодня на уроке я узнал… - Работать мне было …, потому что … - Помогал мне … - Мешал мне … - Больше всего мне понравилось … - Труднее всего было … Заполнение оценочного листа. Добавить смайлики, характеризующие ваше настроение во время урока. | Оценивают свою деятельность на уроке, подводя итог изучению. Выражают свои эмоции. | Слайд №37 Слайд №38 |
Домашнее задание: расставить знаки препинания, построить схемы предложений с обобщающим словом.(На карточках)
В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана и других. Один из лучших художников этого жанра -Шишкин. Русская природа - основная тема его творчества. В своих картинах он воспевал родную землю, ее свежее дыхание, необозримые просторы и богатство. Цветушие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще - все это близко и дорого сердцу художника.
Широко известны многие его картины: "Сосновый бор", "Лесная глушь", "Рожь", "Среди долины ровныя...", "На севере диком", "Корабельная роща" и другие.
"Утро в сосновом бору" - одна из лучших картин художника. Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень и при закате - в разные времена года, в различные часы дня. Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы -привлекало внимание художника. Во всем он умел находить красоту: в тумане над рекой, в лесной полянке, в чаще леса. Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.
Библиография:
- В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М.: Дрофа . 2013 г
- Русский язык. Практика. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. М.: Дрофа. 2013
- Богданова Г.А.Русский язык 8 класс. Рабочая тетрадь. М., Генджер, 2013
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Оникс, 2010
Интернет-ресурсы:
http://isaak-levitan.ru/master/18.php
http://smallbay.ru/artrussia/surikov_utro_strelezkoy_kasni.html
http://www.art-portrets.ru/boyarinya_morozova.html
http://artsurikov.ru/kartina/7.php
http://gallerix.ru/album/Surikov/pic/glrx-555383300
http://ilya-repin.ru/zaporozhcy.php
Приложение
I. Карточки для работы в группах
Группа 1
1. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, составить схему предложений.
Ряд МОНУМЕНТАЛЬНЫХ исторических полотен Утро стрелец …кой казни Боярыня Морозова Пок..рение Сибир... Ермаком Степан Разин пр...надлежит кисти художника Сурикова.
2. Выберите предложение с обобщающим словом, расставьте знаки препинания, составьте схему. (Для всех групп)
1.В течение жизни я побывал во многих музеях и картинных галереях мира: в Ватикане и Эрмитаже, в Лувре и музеях Флоренции — и всюду видел людей, восхищающихся гениальными творениями художников, восторгающихся не только живописцем Леонардо, но и Леонардо-скульптором, Леонардо-изобретателем.
2.В числе моих любимых художников Леонардо и Рафаэль, Кипренский и Шишкин, Рерих и Левитан. Поражает и неповторимая прелесть осенних дней средней полосы России на полотнах Левитана, и удивительные пейзажи мариниста Айвазовского, и картины Верещагина-баталиста, и зарисовки туманного Лондона французского художника Клода Моне, и синий снег Гималаев на полотнах Рериха.
Группа 2
1. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, составить схему предложений.
Целой гал..ереей портретов выдающихся людей; Римского-Корсакова Шаляпина Репина Мамонтовой и других об…г…тил СОКРОВИЩНИЦУ русского ис…кус...тва Серов.
Группа 3
1. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, составить схему предложений.
Различные интонац…и лёгкую усмешку лукавую улыбку раскат...стый хохот перед...ёт Репин в картине Запорожц… пишут письмо турец…кому султану.
Группа 4
1. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, составить схему предложений.
Совершен…ые по мастерству глубоко поэтические русские ПЕЙЗАЖИ Золотая осень Над вечным покоем У омута прославили имя Левитана.
II.Для каждого ученика:
1.Закончить высказывания:
Обобщающие слова – это ________________________________________
Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и ____
Обобщающие слова в предложении могут стоять ____________________
Тире ставится, если _____________________________________________
Двоеточие ставится, если ________________________________________
Двоеточие и тире ставится, если __________________________________
2.Рефлексия:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Работать мне было …, потому что …
- Помогал мне …
- Мешал мне …
- Больше всего мне понравилось …
- Труднее всего было …
3.Оценочный лист
Фамилия, имя –
№ | Вид работы | Оценка |
1. | Знание теории, схем | |
2. | Правильность выбора букв и знаков препинания в предложениях | |
3. | Знание художников и их полотен | |
4. | Полезность моей работы для группы | |
5. | Общая итоговая оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"
Данная презентация использовалась на уроке открытия новых знаний в 8 классе...
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".
Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....
Урок-повторение "Обобщающие слова при однородных членах предложения"8 класс).
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка снимает напряжение и усталость.На каждом уроке присутствуют зарядки, зарядки с движениями, с э...
Урок "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Урок проводился в 11 классе по программе Гольцовой. На уроке ребята самостоятельно готовили материал по теме и объясняли его для всех....
Презентация "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Урок проводился в 11 классе по программе Гольцовой. На уроке ребята самостоятельно готовили материал по теме и объясняли его для всех....
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Нелинейная презентация содержит информацию об однородных членах предложения и обобщающих словах при них.http://prezi.com/ngxzshqzcfjw/untitled-prezi/...