Лексика
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку по теме
В данном разделе представлены материалы по подготовке к ЕГЭ и ГИА по отдельным темам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексика
Слово – основная значимая единица языка. Совокупность всех слов языка составляет его лексику.
Лексикология – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
В лексикологии изучаются слова с точки зрения их лексического значения, употребления и происхождения.
Слова в языке служат для обозначения конкретных предметов, признаков предметов, действий, признаков действий, количества.
То, что обозначает отдельное слово, является его лексическим значением. Например: есть предмет «мост» и есть слово мост, обозначающее этот предмет. Его лексическое значение: «сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь».
Слова с точки зрения количества значений
Однозначные
(фиолетовый –
На употреблении слова не в прямом, а в переносном значении основаны многие стилистические приёмы, придающие яркость и выразительность нашей речи. Эти приёмы называются тропами.
Метафора – переосмысление значения слова на основе сходства явлений или их признаков: медведь (неуклюжий человек). Близка сравнению, но в отличие от него более лаконична: волосы, как копна – копна волос.
Разновидностью метафоры является олицетворение (стилистический приём, с помощью которого неодушевлённые предметы,явления природы предстают в образе человека или другого живого существа: Улыбнулась солнцу сонная земля.
Метонимия - переосмысление значения слова на основе смежности понятий, их связи (Не то на серебре – на золоте едал – связь между предметом и материалом, из которого он изготовлен).
Синекдоха – замена названия целого названием какой-либо его части или наоборот: И слышно было до рассвета, как ликовал француз
. – переосмысление значения слова по количественному признаку.
Эпитет- троп, выступающий в предложении в роли определения или обстоятельства образа действия. Это определение, придающее речи выразительность: Тихие долины полны свежей мглой. Эпитетом может быть метафора или метонимия. Вся комната янтарным блеском озарена – метафорический эпитет. Идёт – гудёт зелёный шум – метонимический эпитет.
Гипербола – это образное словоупотребление, преувеличивающее какое-либо явление, признак или действие с целью усиления впечатления.
2 часть
Метафора (греч. – перенос). Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. «Дворянское гнездо» (прямое значение слова гнездо – «жилище птицы», переносное – «человеческое сообщество»), крыло самолёта (ср.: крыло птицы), золотая осень (ср.: золотая цепь).
В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создаёт компактность и образность употребления слов.
Метафора простая. Метафора, построенная на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему у них признаку. Нос корабля, ножка стола, заря жизни, говор волн, град пуль, закат пылает, льётся речь.
Метафора развёрнутая. Метафора, построенная на различных ассоциациях по сходству. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
Метафора лексическая (мёртвая, окаменевшая, стёртая). Слово, в котором первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается. Стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги. Выделяют следующие типы омонимов: полные и неполные (частичные) лексические омонимы, омофоны, омоформы, омографы.
Лексические омонимы полные – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению : лавка (скамья) – лавка (магазин); кормовой (находящийся на корме) – кормовой (служащий для корма). У омонимов неполных совпадают не все формы : бор (химический элемент) – бор (зелёный), но это слова одной части речи.
Омофоны – слова, одинаково звучащие, но имеющие различное написание. Луг – лук, плод – плот, род – рот, труд – трут, тушь – туш.
Омоформы – слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи).) Вожу (от водить – вожу (от возить); стих (стихотворение) – стих (от стихнуть); три (числительное) – три (от тереть); шагом (от шаг) – шагом (наречие).
Омографы - слова, совпадающие при написании, но имеющие различное ударение. Замок (дворец) – замок (дверной); мука (мучение) – мука (продукт); уже (от узкий) – уже (наречие).
Омонимы нередко используются в художественной литературе как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи, создающее возможности для игры слов, построенной на столкновении их различных лексических значений:
Слово звучит
Над разбуженным краем:
- Свет добываем!
Свет добываем!
Сёлам, и школам,
И сельсовету.
И всему свету!
И всему свету!
Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Синонимы абсолютные. Слова, полностью совпадающие по значению и употреблению, с возможным расхождением в сочетаемости. Бегемот – гиппопотам. Языкознание – языковедение.
Синонимы идеографические. Синонимы, различающиеся оттенками значения. Горячий, жаркий, жгучий, знойный, обжигающий, палящий. Скорый, быстрый, проворный, стремительный. Робкий, несмелый, боязливый, трусливый.
Синонимы стилистические. Синонимы, совпадающие по значению, но различающиеся принадлежностью к различным стилям речи, эмоционально-экспрессивной окраской, степенью употребительности и т.п. Лицо – рожа (второе слово просторечное). Лоб – чело, наказание – возмездие, строитель – зодчий (второе слово принадлежит к высокой лексике). Палец – перст, руки – длани, щёки – ланиты, напрасно – вотще, вместе – вкупе (второе слово устаревшее, поэтическое).
Синонимы контекстуальные. Слова, сближающиеся своими значениями в условиях контекста. Весёлый, добродушный смех; душная, гнетущая темнота; гордый, храбрый вид; пустынный, неприветливый дом; суровый, упрямый старик; тяжёлое, злое чувство; хриплый, придушенный голос.
Богатство синонимов в русском языке даёт возможность избегать однообразия речи, устранять в ней неоправданные повторения одинаковых слов. Синонимы служат также для уточнения мысли, для усиления выразительности речи.
Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Особенно много антонимов среди прилагательных, выражающих понятия качества (хороший – плохой), различные ощущения (твёрдый – мягкий, сладкий – горький), психологических оценок (добрый – злой, храбрый – трусливый), возраста (молодой – старый) и т.д.
Аналогичные значения противоположности могут выражать имена существительные (добро – зло, жизнь – смерть, лето – зима), глаголы (работать – отдыхать, любить – ненавидеть), наречия (рано – поздно, здесь – там).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.
Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языкадля VI класса школ с угл...
Презентация по теме I love food (тренировка лексики по теме, отработка лексико-грамматического материала (специальные вопросы в Present Simple и Progressive)
Данная презентация разработана для преподавателей английского языка в 6 классах. Идет отработка лексики по теме "I love food" и употребления специальных вопросов в Present Simple/Progressive...
Путешествие в Лексику (Обобщающий урок по разделу русского языка «Лексика»)
Одним из важных элементов обучения является обобщение и закрепление знаний. На уроке в занимательной форме повторяются и закрепляются ключевые понятия лексики: омонимы, синонимы, устаревшие слова и др...
Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)
Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...
Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»
Конспект урока обобщения и систематизации изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...
Лексика. Группы слов лексики.
Модульное обучение. Проектная деятельность обучающихся. Материал по теме "Лексика" изучается посредством проектной деятельности обучающихся. Каждая группа по плану -заданию изучает свою тему, вы...
Презентация к обобщающему уроку по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»
Аннотация к уроку: Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика» является результатом проектирования учебного заня...