Фонетика
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку по теме

В данном разделе представлены материалы по подготовке к ЕГЭ и ГИА по отдельным темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonetika.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог. Необходимо иметь чёткое представление о соотношении буквы и звука, и не смешивать эти понятия.

Звук является наименьшей единицей устной речи, звуки мы произносим и можем их услышать. Но мы не всегда используем устную форму коммуникации и часто прибегаем к помощи письма, минимальной единицей которого является буква. Буквы мы пишем и видим (воспринимаем визуально). Таким образом, буквы являются знаками, используемыми для отображения на письме звучащей речи.

На практике эти единицы и понятия часто смешивают, что выражается в неправильном их названии.

Русский алфавит

Буква

Название буквы

Буква

Название буквы

Буква

Название буквы

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

а

бэ

вэ

гэ

дэ

е

ё

жэ

зэ

и

и краткое

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

ка

эль

эм

эн

о

пэ

эр

эс

тэ

у

эф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

ха

цэ

че

ша

ща

твёрдый знак

ы

мягкий знак

э

ю

я

Звуки выполняют в языке важную различительную роль: они создают звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

Различение слов по количеству звуков

Отличие в наборе звуков

Отличие в последовательности звуков

Полное несовпадение звуков

различие в одном звуке

различие в двух и более звуках

сыпь – осыпь

ворона – воронка

сор – сорт

порт - спорт

лимон – лиман

задор – забор

тоска – доска

поток - потёк

снег – смех

урок – крот

столб – лобик

загар - затор

топор – ропот

куст – стук

нос – сон

баржа - жабра

школа – ученик

сом – белуга

грач – щегол

слива - крыжовник

Звуки образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо. В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки. Они состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шума, а некоторые – из голоса и шума.

Гласные звуки

В русском языке 6 гласных звуков: [а] [о] [у] [э] [и] [ы]

В русском языке есть буквы, которые могут обозначать 1 или 2 звука:

     

              `Э        

Е                         лес [лс]      ель [л`]

               jЭ

              `О

Ё                          мёд [мт]    ёлка [лка]

               jО

              `У

Ю                        тюль [тл`]   юла [ла]

               jУ

              `А

Я                           пять [пт`]   ярмарка [рмарка]

               jА

Согласные звуки

твёрдые                  мягкие                  звонкие                глухие

Парные и непарные по звонкости/глухости

Парные согласные

Непарные согласные

звонкие

глухие

только звонкие

только глухие

[б]  [б`]

[в]  [в`]

[г]  [г`]

[д]  [д`]

[ж]

[з]  [з`]

[п]  [п`]

[ф]  [ф`]

[к]  [к`]

[т]  [т`]

  [ш]

[с]  [с`]

[й]  [л]  [л`]

[м]  [м`]  [н]

[н`]  [р]  [р`]

[х]  [х`]

[ц]  [ч`]

  [щ`]

Парные и непарные согласные по твёрдости/мягкости

Парные согласные

Непарные согласные

твёрдые

мягкие

только твёрдые

только мягкие

[б]

[в]

[г]

[д]

[з]

[к]

[л]

[м]

[н]

[п]

[р]

[с]

[т]

[ф]

[х]

[б`]

[в`]

[г`]

[д`]

[з`]

[к`]

[л`]

[м`]

[н`]

[п`]

[р`]

[с`]

[т`]

[ф`]

[х`]

[ж]  [ш]  [ц]

[ч`]  [щ`]  [й`]

Фонетические процессы

В русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки («в» обозначает [в] – вокруг, [в`] – весело, [ф] – кров, [ф`] – кровь.

Это обусловлено фонетическими процессами, которые происходят со звуками в связной речи. Такие чередования называются позиционными, так как они зависят от позиции звука в слове. Основные процессы: уподобление и закон конца слова.

Уподобление – из двух рядом стоящих согласных последующий звук всегда уподобляется предыдущему по признакам:

- глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим): серёжечка – серёжка [с`ир`ошка]

- звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким): сделать [зд`элат`]

- мягкости (смягчение твёрдого согласного перед мягким): степь [с`т`эп`]

! смягчаются чаще всего зубные согласные з и с.

- по месту и способу образования (замена двух согласных одним – долгим шипящим или ц и ч): сшить [шыт`]; смеяться [см`иjаца].

Уподоблению по звонкости/глухости могут подвергаться только парные согласные, так как один звук заменяется другим из пары.

Закон конца слова заключается в том, что звонкие парные согласные на конце слов оглушаются: пирог [п`ирок].

Между звучащей речью и орфографической записью нет прямого соответствия ( произносим [вада], а пишем вода. Устную речь в соответствии со звучанием отражает лишь специальная запись – транскрипция.

Основные правила транскрипции:

В транскрипции:

1. Звук, слово, часть слова заключается в квадратные скобки – [ ]. Текст записывается так, как он произносится.

2. Мягкость согласного звука обозначается запятой справа вверху от буквенного знака: лямка – [л`амка].

3. Долгота согласного звука обозначается горизонтальной чертой над буквой: ванна – [вана].

4. Знаком [j] обозначается согласный звук  «й».

Фонетический разбор слова

План разбора.

  1. Слоги, ударение.
  2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
  3. Согласные звуки: звонкие и глухие; твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены.
  4. Количество звуков и букв.

Образец разбора.

Устный разбор

Письменный разбор

ельник

В слове ельник два слога –ель- и –ник-, ударным слогом является –ель-.

Гласные звуки: [э] ударный, [и] безударный.

Согласные звуки:[j] – звонкий, мягкий; [л`] – звонкий, мягкий; [н`] – звонкий, мягкий; [к] – глухой, твёрдый.

В слове ельник 6 букв, 6 звуков.

ель-ник

 е – [j] –согласный, звонкий, мягкий,

    – [э] – гласный, ударный,

 л – [л`] –согласный,звонкий,

 ь –

 н – [н`] – согласный, звонкий,

 и – [и] – гласный, безударный,

 к – [к] – согласный, глухой, твёрдый,

6 букв, 6 звуков.

Итоговая работа по «Фонетике» №1

  1. Укажите, какие буквы названы верно:

а) б – бэ;             е) м – мэ;

б) в – вэ;              ж) н – нэ;

в) г – гэ;               з) п – пэ;

г) к – кэ;               и) р – рэ;

д) л – лэ;               к) х – хэ.

  1. Укажите слова, в которых произношение расходится с написанием:

     а) лодка;               д) что;

     б) дом;                  е) цыган;

     в) друг;                 ж) шутка;

     г) глотка;              з) случай.

  1. Найдите звонкие согласные:

а) [в]; б) [д]; в) [ц]; г) [ж]; д) [щ]; е) [ч].

  1. Укажите глухие согласные:

а) [м]; б) [х]; в) [й]; г) [р]; д) [з]; е) [б].

  1. Найдите слова, в которых буквы  я,ю,е,ё  обозначают два звука:

а) каюта;                д) клюв;

б) ясный;               е) боец;

в) вьюга;                ж) мера;

г) сяду;                   з) лён.

  1. Укажи слова, в которых букв столько же, сколько и звуков:

а) ночь;                  д) съезд;

б) явь;                    е) рассечь;

в) чтобы;                ж) солнце;

г) съесть;                з) честный.

7. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

  1. Уфимцева, Ухов, Чижов, Шариков, Шапошникова.
  2. Чижов, Уфимцева, Ухов, Шариков, Шапошникова.
  3. Ухов, Уфимцева, Шапошникова, Шариков, Чижов.
  4. Уфимцева, Ухов, Чижов, Шапошникова, Шариков.

  1. В каком слове произносится звук [з]?

1) сдача;           2) позже;          3) мороз;            4) резкий.

  1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?

  1. к распустивш..йся сирен.., об улыбающ..мся сынишк..;
  2. на предыдущ..м конкурс.., в осыпающ..йся хво..;
  3. на цветущ..й вишн.., о дальнейш..м намерени..;
  4. последн..й встреч..й, с развевающ..мся знамен..м.

  1. В каком слове произносится гласный [а]?

1) впечатление;      2) приятель;      3) выяснить;       4) обычай.

  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) приют    2) съесть     3) смеются       4) грустный

  1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) мясо          2) ярлык        3) коляска     4) сказка

  1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) гений         2) влиять        3) кольцо      4) наряд

  1. В каком слове произносится звук [т`]?

1) трудно       2) отдать       3) находка           4) молотьба

14. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) щадить      2) заняться         3) ценить             4) щёлкать

 15. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

      1) экзамен       2) подвиг           3) сквозняк          4) смеяться

      16. В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?

     

  1. воробьи, перешьют, поставь
  2. объедки, уязвить, обжечься
  3. увлечься, мальчонка, съешьте
  4. маячить, разрежьте, бурьян

17. В каком ряду все слова имеют только мягкие согласные звуки?

  1. безмятежность, утешение, комментарий
  2. бюллетень, часики, десятилетие
  3. съешьте, по-щучьему, отличаешься
  4. режьте, сербряный, прищемит

   

 Итоговая работа по «Фонетике» №2

1.Укажите, какие буквы названы верно:

а) с - сэ;               е) ф - эф;

б) в – вэ;              ж) н – нэ;

в) г – гэ;               з) п – пэ;

г) к – кэ;               и) р – рэ;

д) л – лэ;               к) х – хэ.

2.Укажите слова, в которых произношение расходится с написанием:

     а) сходка;               д) чтобы;

     б) дом;                  е) цыган;

     в) круг;                 ж) шутка;

     г) глотка;              з) солнце.

3.Найдите звонкие согласные:

а) [л]; б) [д]; в) [н]; г) [ж]; д) [щ]; е) [ч].

4.Укажите глухие согласные:

а) [м];   б) [х];   в) [й];   г) [т];   д) [з];   е) [б].

5.Найдите слова, в которых буквы  я,ю,е,ё  обозначают два звука:

а) заюшка;            д) ключ;

б) якорь;               е) боеголовка;

в) вьюга;               ж) мерка;

г) сяду;                  з)клён.

6.Укажи слова, в которых букв столько же, сколько и звуков:

а) дочь;                д) разъезд;

б) яр;                    е) рассечь;

в) что;                  ж) солнце;

г) съесть;             з) несчастный.

7.В каком слове произносится звук [з]?

1) сказка;           2) сбить;          3) скользить;          4) скользко.

8.В каком слове произносится гласный [а]?

1) хоккей;         2) рябит;           3) часы;              4) язык.

9.В каких словах количество букв и звуков совпадает?

1) улыбаться        2) съесть         3) подъезд          4) вьюга

10.В каких словах звуков больше, чем букв?

1) мясо          2) язык        3) явление     4) сказка

11.В каких словах букв больше, чем звуков?

1) живёшь         2) влиять        3) кольцо      4) грустная

12.В каком слове произносится звук [т]?

1) футбол       2) смеётся       3) отгородился           4) походка

13. В каком ряду во всех словах нет звука  [з]?

  1. брызжет, зарево, синтез      
  2. зимний, перебежчик, гвоздь
  3. близко, скользить, развитие
  4. зеркало, визжать, сделать

 14. В каких словах при произношении происходит озвончение глухого согласного звука?

      1) экзамен       2) порог           3) верёвка          4) сделать

15. В каких словах при произношении происходит оглушение звонкого согласного звука?

  1. серёжка    2) подвиг   3) пряжка   4) смеяться

     16. В каких словах при произношении происходит смягчение

     твёрдого     согласного звука?

  1. степь    2)  гвоздь     3) сделать     4) вокруг

     17. В каких словах присутствует закон конца слова?

  1. звонок      2) порог      3)  залог    4) лямка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетика 5 класс

Обобщающий тест в 5 классе по теме "Фонетика"...

К/Р по теме "Фонетика"

Контрольная работа по теме "Фонетика"Варианты 1, 2, 3...

Диагностический тест по разделу "Фонетика" для 5 класса

Тест рассчитан на проверку знаний учащихся по разделу "Фонетика".Форма данной контрольной работы по своей форме приближает детей к ГИА и ЕГЭ.Даны задания А1-А15.Задания охватывают весь раздел, составл...

Тест. Фонетика.

Рус мәктәбенең 5 сыйныфның татар төркеменә тест....

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...