Урок русского языка в 5 классе "Прилагательное. Повторение."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Ендовицкая Елена Юрьевна

Цели урока

Образовательные:

- Обобщить знания учащихся о значении, морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного.

- Закрепить навыки правописания гласных в падежных окончаниях имен прилагательных и правописания кратких прилагательных с основой на шипящую.

- Повторить правописание окончаний имен существительных после шипящих и ц и правописание имен существительных с основой на шипящую.

Развивающие:

- Развивать логическое и аналитическое мышление учащихся.

Воспитывающие:

- Воспитывать эстетические чувства учащихся в отношении родной природы на примере текста о весне, интерес к изучению русского языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx19.54 КБ
Файл prilozhenie1.docx11.59 КБ
Файл prilozhenie2.docx11.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

по теме

«Имя прилагательное. Повторение»

5 класс

Учитель Ендовицкая Е.Ю.

Цели урока

Образовательные:

- Обобщить знания учащихся о значении, морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного.

- Закрепить навыки правописания гласных в падежных окончаниях имен прилагательных и правописания кратких прилагательных с основой на шипящую.

- Повторить правописание окончаний имен существительных после шипящих и ц и правописание имен существительных с основой на шипящую.

Развивающие:

- Развивать логическое и аналитическое мышление учащихся.

Воспитывающие:

- Воспитывать эстетические чувства учащихся в отношении родной природы на примере текста о весне, интерес к изучению русского языка.

Оборудование

- презентация к уроку «Имя прилагательное. Повторение»

- Карточки с индивидуальными заданиями

Ход урока

 Организационный  момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень надеюсь, что мы сегодня на уроке хорошо поработаем. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и приступим к уроку.

- А начать урок мне бы хотелось со  стихотворения.

Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным!
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!

- Для того чтобы рассказать об удивительном и разном, слова  какой части речи нам необходимы?

- Сегодня на уроке мы будем повторять все то, что изучили в 5-м классе об имени прилагательном. Но только урок у нас необычный. Сегодня  мы отправимся на экскурсию  в зоопарк.

Нам необходимо будет вести записи, поэтому возьмем с собой записные книжки - наши тетради. Давайте оформим их.

На экране вход в зоопарк.

-  Ребята,  прежде чем попасть в зоопарк, нам необходимо приобрести билеты. Это карточки с заданием.

 Самостоятельная работа по карточкам для каждого ученика.

- Итак, кого же мы встретим первым?

Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит "одолжить" он
У лесных пчёл мёд. (Медведь.)

- Сейчас у нас за окном весна, пробуждение жизни, пробуждение ото сна. Медведь  спал всю зиму.   Ему теперь после сна все кажется удивительным и  интересным.

Фронтальный опрос.

И вам, ребята, от медведя задание. Расскажите об имени прилагательном по плану:

1. Что обозначает?

2. Как изменяется?

3. Чем является в предложении?

- Молодцы, справились с заданием. А теперь отправляемся дальше.

Кто на чёртиков похожи?
Строят всем смешные рожи!
Длинный хвост, большие уши,
На деревьях ждёт их ужин!
Очень любят есть бананы!
Кто же это? (Обезьяны)

- Обезьянка предлагает поиграть в игру "Найди лишнее" ( когда дети слышат прилагательное, то хлопают в ладоши).

Веселый, глупый, желтый, банан, ловкий, бегают,  умный, разноцветный, мальчики, девочки, играют, радостные, лианы, озорной, скачут.

Это кто здесь самый главный?
Желтый, с гривою шикарной,
Не привык скрывать свой гнев,
Царь зверей, свирепый…(Лев.)

Списывание с грамматическим заданием.

- А теперь давайте выполним задание Льва.  Определите род, число, падеж прилагательных, выделите окончания:

Сильный лев, огненную гриву, царственным взглядом, в голубую даль, на ярком солнце.

На лужайке целый час
Бегает игриво
Полосатенький матрас
С хвостиком и гривой. (Зебра.)

Образуем краткие формы прилагательных. На какие вопросы отвечают краткие имена прилагательные?

Работа по орфоэпии.

Белый- бел, бела, бело, белы; чёрный- чёрен, черна, черно, черны.

Летом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж)

Упражнение в правописании кратких прилагательных с основой на шипящую.

Поговорим о правописании кратких прилагательных с основой на шипящую. Что мы знаем об этом? Задание от ежа такое, подберите прилагательные к существительным, употребите их в краткой форме.

Ёж  колюч, лев  могуч, медведь неуклюж,  воздух  свеж,  ландыш пахуч.

Морфемный разбор прилагательных.

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живёт,  кур крадёт. (Лиса.)

Маленький, серенький

По лесочку прыг – прыг!

По снежочку тык – тык! (Заяц.)

На репье он очень ловко
Треплет цепкие головки,

Сыплет семечки на пол
Птичка бойкая … (Щегол.)

Работа с текстом.

1. На ветке сидит щегол. Он смотрит по сторонам и клюёт семечко. Птичка радуется приходу весны.

2. На ветке сидит красивый щегол. Он смотрит по сторонам и клюёт вкусное семечко. Маленькая птичка радуется приходу тёплой весны.

- Чем эти тексты отличаются? Какой текст красивее? Какова роль имен прилагательных в русском языке?

- Ребята, в литературе мы используем термин эпитет - красочное определение, в роли которого выступают имена прилагательные.

-На этом наша экскурсия подошла к концу. Поблагодарим наших зверюшек за то, что помогли нам вспомнить все то, что мы изучили в 5 классе об имени прилагательном. И для обобщения ваших знаний, я предлагаю вам тест.

Тест.

1.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? называется _________________________

2. Прилагательные изменяются по ___________________________________

3. Краткие прилагательные отвечают на вопросы _______________________

4. У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак _________

5. В предложении полное прилагательное является ______________________, а краткое_________________________________________________________

Самопроверка.

«5» – нет ошибок

«4» – 1 ошибка

«3» – 2 ошибки

«2» – больше 2 ошибок

Домашнее задание.

1.Ответить на контрольные вопросы (страница 96).

2.По выбору

А)  описать любое дикое животное или

Б) выполнить упражнение 601.

Итог урока.



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя ______________________________________________________

Вставь пропущенные буквы.

Как хорош  и привлекателен весенний парк! По прозрачн ____,  голубому небу плывут сероватые облака,  ярк____  солнечн____  лучи освещают землю. От клейких почек воздух свеж и пахуч. Сквозь прошлогодн____  листву пробиваются первые зелен____  росточки. Повсюду на темн____  фоне дубов  и осин   мелькают ослепительно бел_____ корой березы, зовут напиться  ароматн____  сока.

Фамилия, имя ______________________________________________________

Вставь пропущенные буквы.

Как хорош  и привлекателен весенний парк! По прозрачн ____,  голубому небу плывут сероватые облака,  ярк____  солнечн____  лучи освещают землю. От клейких почек воздух свеж и пахуч. Сквозь прошлогодн____  листву пробиваются первые зелен____  росточки. Повсюду на темн____  фоне дубов  и осин   мелькают ослепительно бел_____ корой березы, зовут напиться  ароматн____  сока.

Фамилия, имя ______________________________________________________

Вставь пропущенные буквы.

Как хорош  и привлекателен весенний парк! По прозрачн ____,  голубому небу плывут сероватые облака,  ярк____  солнечн____  лучи освещают землю. От клейких почек воздух свеж и пахуч. Сквозь прошлогодн____  листву пробиваются первые зелен____  росточки. Повсюду на темн____  фоне дубов  и осин   мелькают ослепительно бел_____ корой березы, зовут напиться  ароматн____  сока.



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя ________________________________________________________________

Тест.

1.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? называется _________________________________________________

2. Прилагательные изменяются по ______________________________________________

3. Краткие прилагательные отвечают на вопросы ____________________________________________________________________________

4. У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак ____________________

5. В предложении полное прилагательное является _________________________________, а краткое_________________________________________________________

Фамилия, имя ________________________________________________________________

Тест.

1.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? называется _________________________________________________

2. Прилагательные изменяются по ______________________________________________

3. Краткие прилагательные отвечают на вопросы ____________________________________________________________________________

4. У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак ____________________

5. В предложении полное прилагательное является _________________________________, а краткое_________________________________________________________

Фамилия, имя ________________________________________________________________

Тест.

1.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? называется _________________________________________________

2. Прилагательные изменяются по ______________________________________________

3. Краткие прилагательные отвечают на вопросы ____________________________________________________________________________

4. У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак ____________________

5. В предложении полное прилагательное является _________________________________, а краткое_________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок русского языка построен на основе компетентносно- ориентированных заданий, используются ЦОРы, краеведческий материал. В течение урока ученики выполняют задания, подобные заданиям ЕГЭ части В ....

Русский язык. 6 класс. Повторение изученного в 5 классе.

Уроки по повторению в начале учебного года завершаются контрольной работой, составленной  в форме теста по основным темам, изученным в 5 классе. Тест составлен в соответствии с учебником...

Русский язык. 8 класс. Повторение в начале года изученного в 7 классе.

Уроки по повторению в начале года завершаются контрольной работой, составленной в форме теста. Тест составлен в соответствии с учебником Л.А. Тростенцовой....

Урок – деловая игра «Школа» по русскому языку по теме: «Повторение и обобщение изученного о местоимении» 6 класс

Сценарный план урока русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОСА. Деловая игра - инновационная форма урока, во время которой работают все учащиеся класса, оценивают свои знания и зна...

Урок русского языка "Имя прилагательное. Повторение и обобщение" 6 класс

В общей системе уроков по разделу данный урок  представляет урок-повторение и обобщение.  В  структуре урока можно проследить такие этапы: мотивация, акту...