"Своя игра". Жанровый урок по теме "Причастие".
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Урок-игра. Урок проводится по изучении темы "Причастие"
Систематизация знаний о причастии:
- формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки;
- находить и правильно писать орфограммы в причастии;
- видеть причастный оборот, устранять речевые недочёты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoya_igra_kotova_t.i.docx | 11.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Котова Татьяна Ильинична,
учитель русского языка и литературы
Г.Байкальск, Иркутской области, МБОУ «СОШ №12».
Открытый жанровый урок в 7 классе.
«Своя игра».
Обобщение по теме «Причастие».
Цель урока: систематизация знаний о причастии: формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, видеть причастный оборот, устранять речевые недочёты.
Оборудование:1)табло с ценой вопроса
2)карточки с заданиями
3) Итоговое задание для финала игры.
Состав команд-6 человек. Количество команд –на усмотрение учителя.
Необходимо выбрать жюри.
Условия игры :всего 4 тура. Каждый тур имеет своё название. Каждый вопрос имеет свою цену. Чем труднее вопрос, тем выше цена. Если вы выбрали вопрос, но не знаете на него ответ, лучше не отвечать, тогда вы ничего не потеряете. Если же вы отвечаете, но отвечаете неправильно, тогда с команды снимается балл, равный цене вопроса .Если на ваш вопрос отвечает другая команда, то баллы идут в копилку той команды. Если же выпадает значок *, это своя игра, от которой вы не имеете права отказаться. Здесь можно дать любой ответ, если он будет неправильным или его не будет вообще, баллы одинаково снимаются. Главное - не торопиться, обсуждать варианты ответа.
Игру начинает та команда, которая первая ответит на вопрос.
Они служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.(Причастие).
тур | 1 тур | 2 тур | 3 тур | 4 тур |
1. | 10 | 30 | 10 | 10 |
2. | 10 | 20 | 10 | 20 |
3. | 20 | 10 | 10 | 10 |
4. | 20 | 20 | 10 | 10 |
5. | 30 | 20 | 10 | 20 |
6. | 30 | 40 | 20 | 20 |
7. | 40 | 40 | 20 | 30 |
8. | 40 | 10 | 20 | 20 |
9. | 10 | 30 | 30 | 20 |
10. | 40 | 30 | 40 | 30 |
1 тур. Теоретический.
№ | Цена вопроса | Вопрос | Ответ |
1. | 10 | Дайте определение причастия. | Причастие-самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. |
2. | 10 | В устной или письменной речи мы чаще используем причастия? | В письменной. |
3. | 20 | Назовите признаки глагола у причастия. | Вид, время. |
4. | 20 | Назовите признаки прилагательного. | Род, падеж. |
5. | 30 | Как образуются действительные причастия настоящего времени? | От глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов –ущ-(-ющ-) и –ащ- (-ящ-) |
6. | 30 | Как образуются страдательные причастия настоящего времени? | От переходных глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов –ем- (-ом-) и –им- |
7.* | 40 | Когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда раздельно? С примерами. | Не пишется раздельно: с краткими причастиями, с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или имеется противопоставление. Слитно: с полными причастиями, которые не употребляются без НЕ; если при них нет зависимых слов и противопоставления, если есть наречия степени. |
8. | 40 | Почему в словосочетаниях мороженое мясо, печёный картофель, жареная рыба пишется одна буква Н, а в словосочетаниях замороженное мясо, прожаренная рыба - НН. | Приставка, совершенный вид. |
9. | 10 | Укажите разряд причастия: книга, прочитанная учеником. | Страдательное. |
10. | 40 | Объясните написание: выкачанная вода, выкаченная бочка. | Выкачанная вода-выкатить;выкаченная бочка- выкатить. |
Жюри подводит итоги. | |||
2 тур. Орфографический. | |||
1. | 30 | Вставьте подходящие по смыслу причастия, объясните в них написание . Волосы у ученика должны быть … Ногти должны быть… Ботинки всегда… | Краткие причастия пишутся с одной Н. Причёсаны Подстрижены Начищены. |
2. | 20 | Назовите лишнее слово, объясните ваш выбор. Вооруж..нный, стереж..т, галч..нок, реш..тка. | Галчонок. В нём пропущена буква О, а во всех остальных словах- Ё. |
3. | 10 | От какого глагола нельзя образовать действительное причастие настоящего времени ? Играть, купить, спать, курить. | Купить- совершенный вид. |
4. | 20 | Правильно расставьте знаки препинания, объясните их. Обвешанный водорослями камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске отделяющей море от берега. | Обвешанный водорослями камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от берега.( Причастный оборот по отношению к определяемому слову). |
5. | 20 | Есть ли ошибка в каком-то примере? Объясните. Девочка рассеянна.- Войска рассеяны. | Ошибки нет. Рассеянна- краткое прилагательное, рассеяны- краткое причастие. |
6. | 40 | Объясните разницу в написании Н:ране..ый в бою, ране..ый солдат, изране..ый ветеран. | Раненный в бою- есть зависимое слово; раненый солдат- исключение; израненный ветеран- сов.вид, есть приставка. |
7. | 40* | В каких словосочетаниях НЕ пишется слитно? 1)мусор (не) убран; 2) (не)скошенная трава; 3)(не)варёные овощи; 4)(не)завершённая а начатая работа; 5)абсолютно (не)подготовленная речь; 6)(не)решённая задача по химии. | № 2, 3,5,6. |
8. | 10 | Назовите лишнее слово, объясните свой выбор. Маринова..ый, кова..ый, асфальтирова..ый, иллюстрирова..ый. | Кованый. Другой суффикс. |
9. | 30 | Назовите лишнее слово, объясните. Некраше..ый пол, некипячё..ое молоко, несолё..ый суп, нерешё..ая задача. | Нерешённая задача -совершенный вид, а все остальные-несовершенного. |
10. | 30 | От чего зависит выбор гласной в причастиях? Кле..вший, ла..вший, завис.вший, та..вший, вид..вший. | Клеивший, лаявший, зависевший, таявший, видевший. Зависит от гласной в глаголах неопределённой формы. |
Жюри подводит итоги. | |||
3 тур. Грамматико-стилистический. | |||
1. | 10 | Исправьте ошибки.Объясните. Подгоняемая лодка неслась по реке ветром. | Подгоняемая ветром лодка неслась по реке. (Возможны варианты). |
2. | 10 | Причастия-это слова, обозначающие признак предмета по действию и которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какие? | Причастия- это слова, обозначающие признак предмета по действию и отвечающие на вопросы… |
3. | 10 | По полям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. | …с посеревшими от пыли листьями. |
4. | 10 | Затянувшее тучами небо повисло над просекой. | Затянувшееся … |
5. | 10 | На деревьях распустились первые листочки, растущих около домов. | На деревьях, растущих около домов, распустились первые листочки. |
6. | 20 | Туристы, которые шли по компасу, скоро выбрались на дорогу, которую размыли ливни. | Туристы, шедшие по компасу, … |
7. | 20 | Ребята катались по замёрзнувшей реке. | по замёрзшей реке |
8. | 20 | Стоявшая маленькая керосиновая лампа на столе освещала только середину комнаты. | Стоявшая на столе маленькая керосиновая лампа освещала… |
9. | 30 | Лошадёнка, которую запрягли в эту телегу, едва переставляла ноги, которые то и дело утопали в грязи. | Лошадёнка, которую запрягли в эту телегу, едва переставляла ноги, то и дело утопавшие в грязи. |
10 | 40* | От глагола бросить образовали действительное причастие настоящего времени бросающий | Бросить-сов.вид, не образует причастия настоящего времени. Бросающий- бросать. |
Жюри подводит итоги. | |||
4 тур. Фразеологический. Вспомните фразеологизм или его часть. | |||
1. | 10 | Часть одежды, рекомендуемую держать шире. | Карман. |
2. | 20 | Его заводят на идущего на него. | Дело. |
3. | 10 | Носитель горящей шапки. | Вор. |
4. | 10 | Объект неубитого дележа. | Шкура. |
5. | 20 | С какой «передвигающейся» книгой , в которой информация дана в алфавитном порядке, сравнивают очень начитанного человека? | С ходячей энциклопедией. |
6. | 20* | Запачканная часть тела человека, который может украсть. | Рука. Нечист на руку. |
7. | 30 | Вещь, положенная на кухонную мебель, когда очень хочется есть, но нет денег. | Зубы на полку. |
8. | 20 | Забывшийся, задремавший на мгновение человек. | Клевать носом. |
9. | 20 | Человек, занимающий пассивную жизненную позицию, подчиняющийся сложившимся обстоятельствам. | Плыть по течению. |
10. | 30 | Избежать заслуженного наказания, остаться безнаказанным. | Выйти сухим из воды. |
Жюри подводит итоги.
А теперь последнее задание. Для этого необходимо сделать ставку на определённую сумму.
Максимум -набранная вами сумма .Всё может измениться. Ставки сделаны. Теперь командам даётся последнее задание. Раздаются карточки с одинаковыми заданиями по теме «Причастие».В течение трёх минут команды работают с заданием. Когда время выйдет, члены жюри проверяют задания и подводят окончательные итоги. Если команда справилась с последним заданием, к заработанной сумме прибавляется ставка, если же ошиблась, ставка отнимается.
Награждение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...
Презентация "Своя игра" к уроку математики по теме "Обыкновенные дроби."
"Своя игра" по теме "Обыкновенные дроби". Подобраны вопросы и задания на действия с обыкновенными дробями, задачи на дроби и проценты....
Своя игра на уроке геометрии
Своя игра на уроке геометрии...
«Своя игра». Обобщающий урок по теме «Степени» в 7 классе
Сегодня у нас в гостях известная телевизионная игра. «Своя игра» - обобщение по теме «Степени». Игра состоит из трех раундов. Перед вами экран, разбитый на сектора по определенным темам. Каждая ...
Презентация "Своя игра" к уроку в 11 классе по теме "Логарифмы"
Презентация разработана к уроку повторения, который можно провести в игровой форме...
Викторина "Своя игра" к уроку "Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество"
Презентация "Своя игра" поможет преподавателям провести интересный и запоминающийся урок, посвященный биографии Н.А. Некрасова....
Презентация "Своя игра" на урок английского языка
Презентация "Своя игра" на урок английского языка....