Презентация "Подготовка к ГИА на уроке русского языка"
презентация к уроку (русский язык, 9 класс) по теме
Подписи к слайдам:
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТАУчитель русского языка и литературы Безрукова Н.А.
Ключевые понятия
.ТекстТема текстаПроблема текстаСтиль текстаТип речиОрфограммы Пунктограммы
«Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Н.В.Гоголь
« А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество». М.Цветаева
В.М.Песков
Бескорыстие
(1)Когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.(2)Отец взял меня в город. (3) Помню, мы зашли в книжный магазин. (4) Я там увидел книжку… (5) Я не выпускал её из рук и умоляюще глядел на отца. (6) Отец полистал, заглянул на угол задней обложки и сказал: «В другой раз купим». (7) Книжка была дорогой. (8) Но дома я целый вечер говорил только о ней. (9) И отец сказал: «Собирай пузырьки…» (10) За два дня я собрал и вымыл целую корзину мелкой посуды. (11) Отец занёс её в аптеку и вручил мне четыре с половиной рубля.(12) Сердце колотилось, пока мы с тёткой шли к магазину: «А вдруг продали?» (13) Нет, книжка лежала на прежнем месте. (14) И я стал её обладателем.(15) Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какое сокровище я везу. (16) То были «Басни Крылова»…(17) Поезд тронулся. (18) Побежал мимо окон сосновый и берёзовый лес. (19) Я загляделся и поставил книжку на подоконник. (20) Толчок после стоянки. (21) И – ужас! – книжки на подоконнике не было. (22) Она исчезла между двойной обшивкой вагона. (23) Ещё не понимая серьёзности положения, я испуганно глядел на тётку, на соседа-лётчика, попытался просунуть руку. (24) Через минуту уже весь вагон участвовал в спасательных работах… (25) Поезд бежал, и вот уже скоро будет наша станция…(26) Лётчик обнял меня за плечи.(27) – Ничего. (28) Поезд ещё долго будет идти. (29) Мы достанем и пришлём обязательно…(30) На другой день, вернувшись с работы, отец, не раздеваясь, прошёл к моей постели на сундуке.(31) – Не спишь? (32) Ну вот держи…(33) – Достал?(34) – Достал, достал… - отец засмеялся и пошёл к умывальнику.
35) В руках у меня была та самая книжка. (36) Я засыпал, не выпуская её из рук…(37) А дней через десять к нам зашёл почтальон. (38) Мать удивилась, принимая большой пакет. (39) Развернули. (40) Книжка! (41) И листок: «Я же говорил, что мы достанем её…»(42) А через день – опять почтальон, и опять пакет. (43) Потом ещё один. (44) Ещё… (45) Семь одинаковых книжек!(46) С той осени прошло более тридцати лет. (47) Книжки в войну потерялись. (48) Но осталось самое главное – хорошая память о людях. (49) Осталась подтверждённая жизнью уверенность: хороших людей больше, чем плохих. (50) И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.(51) Я знаю человека, который двадцать лет, с первого года войны, просидел на чердаке и почти потерял человеческий облик. (52) На этот шаг его, неопытного и трусливого, толкнула корысть: пусть умирают другие, а я хочу жить. (53) И все мы знаем ровесника этого дезертира – Александра Матросова. (54) Во имя других жизней человек отдал самое дорогое. (55) Если говорить о высоких примерах бескорыстия, то это самый высокий пример.(56) Наша победа в минувшей войне добыта не только оружием, но и силой нравственности, бескорыстным служением Родине.(57) Вспомним узбекские семьи, приютившие сотни сирот. (58) Вспомним дорогу через Ладогу в Ленинград. (59) Погибая под бомбами, проваливаясь под лёд, шофёры везли хлеб измождённому блокадой, голодному Ленинграду. (60) Колонны танков были построены на средства уральцев, сибиряков, горьковчан, воронежцев. (61) Последний рубль, варежки со своих рук, хлеб, кровь, сон, здоровье – всё отдано было на общее дело…(62) Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.
Текст-
сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически;Несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.ПРИЗНАКИ ТЕКСТАТематическое и композиционное единство всех его частей;Наличие грамматической связи между частямиСмысловая цельность, относительная законченность
Понять текст – это значит проникнуть в авторский замысел, осмыслить и растолковать значение текста или фрагмента.
Прочитайте еще раз исходный текст. Ответьте на вопросы:1) О чем говорится в тексте ?2) Какова основная мысль текста?3)Что хотел сказать автор в этом тексте?
Тема текста
Задание
Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1)Хороших людей больше, чем плохих;2)Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;3)Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;4)Наша Победа в минувшей войне добыта силой оружия.
Ответ: 4
Бескорыстие
(1)Когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.(2)Отец взял меня в город. (3) Помню, мы зашли в книжный магазин. (4) Я там увидел книжку… (5) Я не выпускал её из рук и умоляюще глядел на отца. (6) Отец полистал, заглянул на угол задней обложки и сказал: «В другой раз купим». (7) Книжка была дорогой. (8) Но дома я целый вечер говорил только о ней. (9) И отец сказал: «Собирай пузырьки…» (10) За два дня я собрал и вымыл целую корзину мелкой посуды. (11) Отец занёс её в аптеку и вручил мне четыре с половиной рубля.(12) Сердце колотилось, пока мы с тёткой шли к магазину: «А вдруг продали?» (13) Нет, книжка лежала на прежнем месте. (14) И я стал её обладателем.(15) Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какое сокровище я везу. (16) То были «Басни Крылова»…(17) Поезд тронулся. (18) Побежал мимо окон сосновый и берёзовый лес. (19) Я загляделся и поставил книжку на подоконник. (20) Толчок после стоянки. (21) И – ужас! – книжки на подоконнике не было. (22) Она исчезла между двойной обшивкой вагона. (23) Ещё не понимая серьёзности положения, я испуганно глядел на тётку, на соседа-лётчика, попытался просунуть руку. (24) Через минуту уже весь вагон участвовал в спасательных работах… (25) Поезд бежал, и вот уже скоро будет наша станция…(26) Лётчик обнял меня за плечи.(27) – Ничего. (28) Поезд ещё долго будет идти. (29) Мы достанем и пришлём обязательно…(30) На другой день, вернувшись с работы, отец, не раздеваясь, прошёл к моей постели на сундуке.(31) – Не спишь? (32) Ну вот держи…(33) – Достал?(34) – Достал, достал… - отец засмеялся и пошёл к умывальнику.
35) В руках у меня была та самая книжка. (36) Я засыпал, не выпуская её из рук…(37) А дней через десять к нам зашёл почтальон. (38) Мать удивилась, принимая большой пакет. (39) Развернули. (40) Книжка! (41) И листок: «Я же говорил, что мы достанем её…»(42) А через день – опять почтальон, и опять пакет. (43) Потом ещё один. (44) Ещё… (45) Семь одинаковых книжек!(46) С той осени прошло более тридцати лет. (47) Книжки в войну потерялись. (48) Но осталось самое главное – хорошая память о людях. (49) Осталась подтверждённая жизнью уверенность: хороших людей больше, чем плохих. (50) И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.(51) Я знаю человека, который двадцать лет, с первого года войны, просидел на чердаке и почти потерял человеческий облик. (52) На этот шаг его, неопытного и трусливого, толкнула корысть: пусть умирают другие, а я хочу жить. (53) И все мы знаем ровесника этого дезертира – Александра Матросова. (54) Во имя других жизней человек отдал самое дорогое. (55) Если говорить о высоких примерах бескорыстия, то это самый высокий пример.(56) Наша победа в минувшей войне добыта не только оружием, но и силой нравственности, бескорыстным служением Родине.(57) Вспомним узбекские семьи, приютившие сотни сирот. (58) Вспомним дорогу через Ладогу в Ленинград. (59) Погибая под бомбами, проваливаясь под лёд, шофёры везли хлеб измождённому блокадой, голодному Ленинграду. (60) Колонны танков были построены на средства уральцев, сибиряков, горьковчан, воронежцев. (61) Последний рубль, варежки со своих рук, хлеб, кровь, сон, здоровье – всё отдано было на общее дело…(62) Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.
Задание
Укажите ошибочное суждение:
1)В слове ЖИТЬ первый звук твёрдый;2)В слове ДВАДЦАТЬ мягкость согласного [т] на письме обозначена буквой ь (мягкий знак);3)В слове ПРОСИДЕЛ гласная И является проверяемой ;4)В слове ДРУГИЕ букв столько же, сколько звуков.
Ответ: 4
Задание (
Из предложений 22 – 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного
(22) Она исчезла между двойной обшивкой вагона. (23) Ещё не понимая серьёзности положения, я испуганно глядел на тётку, на соседа-лётчика, попытался просунуть руку. (24) Через минуту уже весь вагон участвовал в спасательных работах… (25) Поезд бежал, и вот уже скоро будет наша станция…(26) Лётчик обнял меня за плечи.(27) – Ничего. (28) Поезд ещё долго будет идти. (29) Мы достанем и пришлём обязательно…(30) На другой день, вернувшись с работы, отец, не раздеваясь, прошёл к моей постели на сундуке.(31) – Не спишь? (32) Ну вот держи…(33) – Достал?(34) – Достал, достал… - отец засмеялся и пошёл к умывальнику. (35) В руках у меня была та самая книжка. (36) Я засыпал, не выпуская её из рук…(37) А дней через десять к нам зашёл почтальон. (38) Мать удивилась, принимая большой пакет. (39) Развернули. (40) Книжка! (41) И листок: «Я же говорил, что мы достанем её…»
Ответ: исчезла, испуганно, раздеваясь, развернули
Задание (
Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется –НН-»
(46) С той осени прошло более тридцати лет. (47) Книжки в войну потерялись. (48) Но осталось самое главное – хорошая память о людях. (49) Осталась подтверждённая жизнью уверенность: хороших людей больше, чем плохих. (50) И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.
Ответ: подтверждённая
Задание (
Укажите способ связи в словосочетании память о людях(предложение 48), замените его синонимичным словосочетанием со связью согласования.
(48) Но осталось самое главное – хорошая память о людях.
Ответ: управление
Укажите способ связи в словосочетании человеческий облик (предложение 51), замените его синонимичным словосочетанием со связью управления
(51) Я знаю человека, который двадцать лет, с первого года войны, просидел на чердаке и почти потерял человеческий облик.
Ответ: согласование
ПОВТОРИМ….
Гипербола
Преувеличение размера, силы, значения, усиления признака до таких размеров, которые обычно не свойственны предмету, явлению
Диалог
Разговор двух или нескольких лиц
Фразеологизм
Устойчивое сочетание слов, которое выражает целостное значение и по функции соотносится с отдельным словом
ПОВТОРИМ….
Парцелляция
Деление предложения на отдельные сегменты (слова)
Цитирование
Точное копирование чьих-то слов
Ряды однородных членов
Сочинительное сочетание слов, в котором ни одно не является главным
Вставьте вместо пропусков цифры, соответствующие термину из списка:
1)гипербола 4)диалог 2)парцелляция 5)цитирование3)фразеологизм 6)ряды однородных членов
« В своем рассуждении В.Песков прибегает к различным средствам выразительности, среди которых есть синтаксические, такие как: ____ (предл. 39-45) и _____ (предл. 59-62). А разговор с отцом автор оформляет в виде ____ (предл. 31-34).»
Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, приняв в качестве тезиса слова писателя Ф.М.Достоевского «Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли».
УДАЧИ НА ГИА!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...