РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «А знаешь ли ты русский язык?!»
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) по теме
Курс кружковой подготовки учащихся 8-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-8 кл).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_po_russkomu_yazyku_8_klass.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» ____________________
Директор МОБУ "Есеновичская средняя общеобразовательная школа"
В.А.Тухта
Приказ № ____
от «____» ____ ____________ 2013г.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Вышневолоцкого района
«Есеновичская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
«А знаешь ли ты русский язык?!»
(предмет)
для 8 класса
составлена на основе программы О. Е. Дроздовой. Методические рекомендации к урокам языкознания в 5-8 классах. – М.: Владос, 2003
Учитель первой квалификационной категории
МЕШКОВА Марина Анатольевна
2013-2014
учебный год
Пояснительная записка
Цель курса
- обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
- закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
- преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Курс кружковой подготовки учащихся 8-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-8 кл).
Часы на изучение русского языка к 8 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.
К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях кружка " А знаешь ли ты русский язык?! " предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2 тренировочный (тестовые задания)
3. игровой (шарады, кроссворды)
4. контролирующий (диктанты, тесты)
Содержание обучения
Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
2. Орфограммы в корнях:
- гласные, проверяемые ударением;
- гласные, непроверяемые ударением;
- чередующиеся гласные;
- правописание согласных в корне;
- О, Ё после шипящих в корне.
Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.
3. Правописание приставок:
- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)
- изменяющиеся на письме приставки:
а) фонетический принцип орфографии
б) написание приставок, зависящее от значения.
Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
4. Орфограммы в суффиксах:
- О, Ё после шипящих в суффиксах
- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)
- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
-буквы ч, щ в суффиксах существительных
- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.
5. Орфограммы в окончаниях
- О, Ё после шипящих в окончаниях слов
- падежные и родовые окончания
- правописание личных окончаний глаголов
Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание
6. Правописание сложных слов
- сложные слова с соединительной гласной
- сложные слова без соединительной гласной
- сложные существительные. Слитное написание.
- сложные существительные. Дефисное написание
- сложные прилагательные. Слитное написание.
- сложные прилагательные. Дефисное написание
Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов
7. Правописание предлогов
- правописание непроизводных предлогов
- правописание производных предлогов
- раздельное написание предлогов
- слитное написание предлогов
Цель: отработать правильность написания предлогов
8. Правописание союзов:
- слитное написание союзов
- раздельное написание союзов
Цель: отработать навыки правильности написания союзов
9. Правописание частиц
- слитное и дефисное написание частиц
- разграничение не и ни
- правописание не и ни с разными частями речи
Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни
10. Правописание числительных
- мягкий знак на конце и в середине числительных
Цель: отработать правильность написания числительных
11. Принципы и правила переносов
Цель: повторить принципы и правила переносов
Итоговая работа
- тест
Тематический план курса (34 часа)
№ п/п | Название тем курса | Количество часов | Кол-во часов по теме | Форма занятий |
1. | Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки. | 1 | 1 | Лекция с составлением таблиц-памяток |
2. | Орфограммы в корнях | 4 |
| Семинары-практикумы. Тестирование по темам |
| Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные |
| 2 |
|
| Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне |
| 2 |
|
3. | Правописание приставок | 2 |
| Лекция. Практическое применение правил |
| Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения |
| 2 |
|
4 | Орфограммы в суффиксах | 6 |
| Лекции с составлением алгоритмов по темам |
| О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск |
| 2 |
|
| Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик) |
| 2 |
|
| Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий |
| 2 |
|
5 | Орфограммы в окончаниях | 4 |
| Семинары - практикумы |
| О, Ё после шипящих в окончаниях слов |
| 2 |
|
| Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов |
| 2 |
|
6 | Правописание сложных слов | 4 |
| Лекция учителя. Тренировочные задания |
| Соединительная гласная в сложных словах |
| 2 |
|
| Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных |
| 2 |
|
7 | Правописание предлогов | 2 |
| Семинары-практикумы |
| Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов |
| 2 |
|
8 | Правописание союзов | 2 |
| Компьютерное тестирование |
| Слитное и раздельное написание союзов |
| 2 |
|
9 | Правописание частиц | 2 |
| Семинары -практикумы |
| Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи |
| 2 |
|
10 | Правописание числительных | 2 |
| Семинары -практикумы |
| Мягкий знак на конце и в середине числительных |
| 2 |
|
11 | Принципы и правила переносов | 2 | 2 | Тренировочные задания |
12 | Итоговая работа | 2 |
|
|
| Тест |
| 2 |
|
Литература для учащихся
В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.
- Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.
- Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.
- Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.
- Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.
- Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.
- Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
Литература для учителя
- Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.
- Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
- Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
- Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.
- Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.
- Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.
- Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по русскому языку для 5-6 классов.
Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI клас...
Рабочая программ кружка "Знаешь ли ты историю" для 5 - 6 классов
Рабочая программа кружка "Знаешь ли ты историю" была разработана учителем истории и обществознания Фадеевым Виталием Борисовичем для популяризации предмета и активизации познавательной вктивност...
Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"
Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...
Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...
Рабочая программа кружка по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-1...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово» на 2015-2016 учебный год Класс: 9
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово»на 2015-2016 учебный годКласс: 9...