Пунктуация простого осложненного предложения в системе подготовки к ЕГЭ
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Разработка урока русского языка в 11 классе (теория и практика)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protoe_oslozhnennoe_predlozhenie_izm.docx | 42.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Зиннатуллина М.М., учитель русского
языка и литературы высшей
квалификационной категории
Тема урока: Пунктуация простого осложненного предложения в системе подготовки к ЕГЭ (11 класс)
Цели: 1. систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами, с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями;
2.закреплять умение различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения;
3. закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения
4. содействовать развитию эстетического вкуса учащихся.
Эпиграф к уроку. Грамматика повелевает даже царями. Ж.Б.Мольер
Ход урока.(урок сопровождается компьютерной презентацией)
I. Совершенствование знаний, умений и навыков учащихся.
1.Орфоэпическая зарядка. Расставить в словах ударения.
Алфавит, банты, красивее, баловать, звонит, досуг, начали, вручишь, клала, черпать, брала, жалюзи, донельзя, свекла, сливовый, каталог, обеспечение, квартал, шарфы, щавель.
2. Учитель. Ребята! Наш урок один из многих в системе подготовки к экзамену. Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложненного предложения. Давайте вначале побеседуем.(обращается внимание на эпиграф). Всегда необходимо «видеть» и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить и о том, что знаки препинания выполняют и смыслоразличительную функцию. Перед вами известная шутка:
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поёт синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поёт салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.
-А чтобы «корова в конуре не мычала» будем думать и о смысле предлагаемых в заданиях предложений. Прочитайте стихотворение с паузами на месте знаков препинания.
- Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность?.
1. Каковы признаки простого предложения? Что общего в строении этих предложений?
1. В прохладный майский полдень я сидел на высоком берегу и любовался рекой, суетой ласточек, головками колокольчиков и лютиков, цветущими на лугу.
2. Вдруг рядом, совсем близко от меня, задышал светловолосый ветер.
3.Дрожа от волнения, он принес мне чудный запах шиповника, цветущего поблизости.
4.Заросли этого кустарника, очаровывая меня, виднелись из небольшой ложбинки.
5.Наверное, ветру было трудно оттуда донести и сохранить чарующий розовый аромат, исходящий из ладоней благоухающего шиповника.
6.Спасибо за радость, ветерок.
- Что общего в строении этих предложений? (они все осложнены)
2. Какое предложение называется осложненным?
Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются:
1) однородные члены предложения;
2) обособленные члены предложения;
3) вводные и вставные конструкции;
4) обращения.
Учитель. Предлагаю вам систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнем с однородных членов предложений.
1. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах
-Что нужно знать, чтобы видеть в предложении однородные члены?
-Члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом, называются однородными.
Запятая ставится | Запятая не ставится |
Если между однородными членами нет союзов: | Между однородными членами, соединенными одиночными союзами и, да (=и), или, либо: |
Однородные и неоднородные определения
Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете. Однородные определения соединены между собой сочинительной связью; они равно непосредственно относятся к определяемому существительному и произносятся с перечислительной интонацией. Между однородными определениями обычно можно вставить союз и.
По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там (Пушкин).
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон. При этом непосредственно к определяемому слову относится только ближайшее определение, а другое относится к сочетанию определяемого существительного с первым определением. Между неоднородными определениями нет сочинительной связи, они произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза и. Как правило, неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественным и относительным).
Был жаркий августовский день.
Очень важно знать об однородных и неоднородных определениях.
Задание: А теперь пишем под диктовку:
Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М.Лермонтов)
Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И.Бунин)
Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И.Бунин)
В предложениях с однородными членами и обобщающим словом выбор знаков препинания (тире или двоеточия) определяется позицией обобщающего слова.
Двоеточие ставится:
После обобщающего слова перед однородными членами: Мне нравились его черты: мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум (Пушкин).
Тире ставится:
После однородных членов перед обобщающим словом: В траве, в кустах дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях — всюду заливались цикады (Куприн).
После однородных членов, если перед ними есть обобщающее слово, а предложение не закончено.
Задание: - В предложениях с однородными членами расставьте пропущенные знаки препинания.
1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу. 2. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 3. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 4. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 5. И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.
2.Учитель. Следующую остановку сделаем, ребята, на вводных словах.
Итак, какие слова называются вводными?
Вводные слова — это слова (или словосочетания), грамматически не связанные с предложением и вносящие дополнительные смысловые оттенки. Например: Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства (Паустовский); К счастью, тайна так и осталась тайной (Бунин).
По значению вводные слова делятся на несколько групп:
1) выражающие уверенность, неуверенность, предположение говорящего: без сомнения, естественно, конечно, правда, вероятно, видимо, возможно, должно быть, кажется, казалось, может быть, наверное, очевидно, по-видимому и др.;
2) выражающие те или иные чувства говорящего: к счастью, к несчастью, к сожалению, к досаде, к стыду, к ужасу, к удивлению и др.;
3) указывающие на источник сообщения, его авторство: говорят, по-моему, по мнению кого-либо, на чей-нибудь взгляд и др.;
4) указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, другими словами, короче говоря, вообще говоря, так сказать, впрочем и др.;
5) обозначающие связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, наконец, следовательно, итак, таким образом, значит, кроме того, в общем, прежде всего, к слову сказать, наоборот, однако, с одной стороны, например, в частности и др.;
6) указывающие на степень обычности сообщаемого: бывает, по обыкновению, как правило и др.
Данные значения передаются не только вводными словами, но и вводными предложениями. Например: Вечор, ты помнишь, вьюга злилась... (Пушкин).
К вводным единицам примыкают вставные конструкции, которые содержат различные добавочные замечания, поправки и разъяснения. Вставные конструкции, как и вводные, не связаны с другими словами в предложении. Они резко разрывают предложение. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (Чехов); Маша говорила с ним о Россини (Россини только что входил в моду), о Моцарте.
Напомню вам лексическое значение самого термина : вводить – «заставить войти», включить что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны.
Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?
Ветер здесь может быть очень сильным.
В первом предложении слова может быть являются вводными. Тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются.
3. Обращения — это слова, называющие того, к кому обращаются с речью. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой интонацией: Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью (Пушкин). Обращения обычно выражаются одушевленными существительными, а также прилагательными и причастиями в значении существительных. Например: Жизнью пользуйся, живущий (Жуковский).
В художественной речи обращениями могут быть и существительные неодушевленные. Например: Шуми, шуми, послушное ветрило (Пушкин); Не шуми ты, рожь, спелым колосом (Кольцов).
Найдите в предложениях обращения
1. Откуда ты о ключ подгорный катишь звенящие струи?
2. Приветствую тебя пустынный уголок приют спокойствия трудов и вдохновения.
3. Не плачь, не плачь дитя моё не стоит он безумной муки.
4. Прими с улыбкой мой друг свободной музы приношенье.
5. Простите мирные долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса.
4. Понятие об обособленных членах предложения. Виды обособленных членов
Обособление — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения. Поэтому обособленными членами предложения являются члены предложения, выделенные по смыслу с помощью интонации. На письме они выделяются чаще всего запятыми.
Обособленными могут быть любые второстепенные члены предложения: определения, приложения, обстоятельства, дополнения.
Обособленные определения выражаются причастными оборотами, одиночными и однородными причастиями и прилагательными, а также оборотами, состоящими из прилагательных или существительных с зависимыми словами. Например: Книги, прочитанные в детстве, помнятся всю жизнь; А лес, молчаливый, темный, тянулся на много верст вокруг (Бунин); Я прожил жизнь, полную неожиданностей (Паустовский); Коля, в своей новой курточке с золотыми пуговками, был героем дня (Тургенев).
Обособленные обстоятельства могут выражаться деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, а также существительными с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, по причине и др. Например: Крупные капли дождя разбивались о землю, превращаясь в пыль и мельчайшие брызги (Солоухин); Несмотря на погоду, мы решили выступать (Обручев).
Обособленные дополнения чаще всего выражаются существительными с предлогами кроме, помимо, сверх, за исключением, включая и др.1 Например: Кроме диких птиц и зверей, около монастыря не показывалась ни одна душа (Чехов).
Задание: Ребята, объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения.
Как часто мы браним осень,(1) называем её скучной, (2)тоскливой порой. Может быть, (3) мы правы? Короче становятся наши прогулки, (4) и тускнеет игра света. Фасады домов, (5)делающиеся серыми,(6) кажутся все на одно лицо.Совсем недавно, (7) два дня назад,(8) было тепло,(9) вольно, (10) хорошо и в лесу,(11) и в поле. Но в тихую осень, (12) полную красок,(13) вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени ещё не тускнеет. Оно, (15) заворожив многих художников, (16) продолжает согревать нас на полотнах.
По ходу выполнения задания повторяются правила обособления причастных и деепричастных оборотов, уточняющих членов.
II. Закрепление
А20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Незаметно зажглась одна звезда () и тихо дрожит в тёмном сумраке небес.
- В этом предложении союзом и соединены однородные члены, перед и ставится запятая.
- Это предложение сложное, перед и ставится запятая.
- В этом предложении союз и соединяет однородные члены, запятая перед и не ставится.
- Это предложение сложное, запятая перед и не ставится.
Весенний воздух был наполнен ароматом сирени ( ) и ласковым воркованием горлинок.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так как части сложного предложения имеют общий второстепенный член.
В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу ( ) и видны были стволы мачт.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так как части сложного предложения имеют общий второстепенный член.
Учитель. Ребята, в части А есть задание 23. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены)
- Я долго бродил или по обнажившемуся парку или вдоль застывающей реки.
- Темнота раннего осеннего утра скрыла и площадку на берегу и посёлок и самих людей.
- Это сентябрьский лес взволновал и тронул меня земной простотой и сказочной красотой.
- Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или березка с начинающими желтеть листьями.
- После обеда бабушка выходила на балкон с вязаньем или шитьем.
- Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес и поле греющим светом.
- Видны были только силуэты деревьев да темные крыши сараев.
- Способность ориентироваться во времени есть как у животных так и у растений.
Предложения с обобщающим словом при однородных членах встречаются в задании А 24.
Задание А 24. В каком предложении обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения?
1 Ехать в бричке было приятно: тёплый день, хорошо накатанная дорога, в полях множество цветов и жаворонков радовали путников, настраивали их на отдых.
2. Роль знаков препинания в тексте разнообразна: они помогают выделить мысль, привести слова в правильное соотношение, дать фразе лёгкость и звучание.
3. Никогда я не видел такой осени: ни ветерка, ни облака не было на прозрачном небе.
4 .Всё в этом человеке привлекало взгляд: печальные и мудрые глаза, большой лоб, душевная сила, проявлявшаяся и в лице его, и в спокойных, сдержанных движениях.
А 22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1. «Покой нам только снится...» — через много лет печально констатировал Александр Блок. Быть может (1) во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. Однако (2) всё же (3) мы жаждем душевного покоя, в котором (4) пожалуй (5) только и возможен творческий и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям.
1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 4, 5 3) 1, 2, 3 4) 2, 3, 4, 5
2. Правила (1) как известно (2) создаются или выбираются для определённой ситуации. Со временем (3) складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперёд и (4) следовательно (5) должна быть заменена.
1) 1, 2, 3, 5 2) 1, 2, 4, 5 3) 1, 3, 4 4) 2, 5
3. Бесчисленные золотые звёзды (1) казалось (2) тихо текли все наперерыв, мерцая, по направлению Млечного Пути, и (3) право (4) глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли.
1) 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2 4) 2, 3
4. Иногда случается, что лес и горы имеют привлекательный и веселый вид, так (1) кажется (2) и остался бы среди них навсегда, а иногда (3) наоборот (4) горы кажутся угрюмыми и дикими.
1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4
А21. Укажите, на месте каких цифр должны быть запятые в предложении.
С необычайной силой и убедительностью художник умел передать ярость (1) грозно бушующего (2) моря (3) и блеск солнечных лучей (4) сверкающих в белоснежной пене (5) волн.
- 1,3 2) 1,3,4 3) 3, 4, 5 4) 4
Раскрыв (1) рот от восхищения (2) забыв (3) страх и одиночество (4) Павлик смотрел кругом (5) машинально отвечая на вопросы зоолога.
- 2,4,5 2) 1,3,4 3) 3,4,5 4) 2,3,4,5
Рассыпанные по подоконнику (1) жареные семена подсолнечника привлекли внимание синичек (2) суетливо прыгающих по ветвям берёзы (3) и (4) что-то высматривающих на земле.
1) 1, 2 2) 2, 3, 4 3) 2 4) 1, 2, 3, 4
В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2)и (3)неподвижно устремив (4) глаза свои в траву.
1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 1 4) 3, 4
Паруса (1) уже наполненные ветром (2) и (3) готовые к полету (4) звенели (5) натянутой тетивой.
1) 1, 2, 4 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 4, 5
Дом (1) стоявший на опушке леса (2) и (3) освещаемый солнцем (4) принадлежал леснику.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 4
Учитель. Теперь я уверена, что вы сможете справиться с заданиями ЕГЭ № 20,21, 22, 23, 24 из части А. Учитель. Следующее задание будет по типу В.
Краски и звуки осени
(1)Я изучал осень упорно и долго. (2)Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это в первый раз. (З)Так было и с осенью. (4)Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5)Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах. (6)Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их на далекие пространства земли и неба. (7)Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. (8)Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9)А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (10)Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. (11)В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. (12)Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. (13)Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. (14)Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.
К.Г.Паустовский
В1. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В2. Из предложения 2 выпишите все местоимения.
В3. Укажите способ подчинительной связи в словосочетании видел раньше (предложение 5)
В4
1.Среди предложений 1-5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
- Среди предложений 6-10 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом.
- Среди предложений 11-14 укажите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
III. Итоги урока.
Совсем недавно мы простились с осенью. Сегодняшний наш урок стал воспоминанием о ней. Осень – это удивительно прозрачный воздух, солнечный свет, иногда ярче летнего, но мягкий, ласкающий, не греющий; плывущие, блестящие нити паутины, листопад, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающих к югу. Тема осени звучит в произведениях многих писателей, поэтов, художников, композиторов. Недаром пушкинская Болдинская осень стала символом наивысшего творческого расцвета, олицетворением поры лучших человеческих свершений. Пушкин, Тютчев, Пришвин, Левитан, Паустовский и многие другие творческие личности ждали осени, как самого дорогого и мимолётного времени года.
Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому много замечательных строк посвящали осени поэты и писатели. (презентация «Осень в произведениях художников»)
IV. Домашняя работа. Написать сочинение – рассуждение по тексту К.Г.Паустовского «Жёлтый свет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8 классе по теме "Повторение изученного о знаках препинания в простом осложненном предложении"
Разработка урока русского языка (форма работы - групповая) для повторения постановки знаков препинания в простом осложненном предложении перед контрольной работой....
Подготовка к ЕГЭ(ГИА). Простое осложненное предложение
Тематический тест направлен на проверку уровня знаний учащихся...
Пунктуация простого осложненного предложения. 11 класс
Конспект и презентация. Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11 классе....
Пунктуация в осложненном предложении
Презентация представляет собой проверочные задания....
Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами.
технологическая карта урока...
Самостоятельная работа по темам "Словосочетание. Простое и простое осложненное предложение".
Данная разработка может быть использована в качестве как самостоятельной работе по теме, так и материала для самоподготовки к проверочной работе по данной теме. Ответы к тесту прилагаются...
Проверочный тест по темам "Словосочетание. Простое и простое осложненное предложение"
Данная разработка может быть использована в качестве контроля знаний учащихся по темам "Словосочетание. Простое и простое осложненное предложение"....