Олимпиада по русскому языку 9-10 класс
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) по теме

Антрушина Елена Леонидовна

Задания и ключи для олимпиады по русскому языку 9-10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_okruzhnaya._russkiy_9_10_klass.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс. Русский язык.

1.

Нуждаются ли в обособлении прилагательные, стоящие позади определяемого слова в данном предложении?

Весь день Павел ходил сумрачный, усталый.

Почему?

Придумайте предложение, в котором эти прилагательные были бы пунктуационно оформлены иначе.

2.

Какие фразеологизмы соответствуют толкованиям?

-рассказ, известный многим народам (библейское)

-всем известное утверждение, клише, избитое выражение

-письменный документ, безграмотный и/или не имеющий юридической силы (возникло в эпоху Ивана Грозного)

-длинная, безысходная, постоянно повторяющаяся сказка, история, ситуация

-неограниченные полномочия, данные кому-либо (из французского)

3.

В истории русского языка в слове губа ударение в формах ед.ч. сместилось с первого слога на второй под влиянием некоторых других слов ж.р., образующих закрытую группу и схожих со словом губа по значению и структуре. Назовите все эти слова. Что объединяет все эти слова (фонетически и семантически)?

4.

Спишите и расставьте знаки препинания в отрывке из стихотворения А.Н. Апухтина «К Родине».

Объясните расстановку знаков. (Используйте принятые в школьной практике условные обозначения: подчеркивание, скобки и сокращенные надписи над языковыми единицами).

Далёко от тебя о родина святая

Уж целый год я жил в краях страны чужой

И часто о тебе грустил воспоминая

Покой и счастие минувшее с тобой

И вот в стране зимы болот снегов глубоких

Где так же одинок и я печально жил

Я сохранил в душе остаток чувств высоких

К тебе всю прежнюю любовь я сохранил.

5.

Все ли предложенные слова являются однокоренными? Какие слова лишние в приведенном ряду? Запишите однокоренные слова. Объясните свой выбор.

Персидский, перстень, перистый, перечень, наперсток, перчатка, наперсник.

6.

Докажите, что данные слова могут выступать в качестве разных частей речи, приведите примеры: весело, радостно, смешно, забавно.

7.

Приведенные словосочетания разбейте на группы в соответствии со значением предлога. Чтобы принять решение, проведите эксперимент: в каждом словосочетании «от» заменяйте на «для». Сделайте вывод о допустимости предложенной замены и значении предлога «от».

Страховка от несчастного случая, ключ от двери, крем от комаров, капли от насморка, таблетка от головы

8.

Напишите небольшое эссе на тему: « Речевой этикет. Нужен ли он современному человеку?»

Работа объёмом  менее 70 слов не оценивается.

9 класс. Русский язык. Ответы. 

1.

Нуждаются ли в обособлении прилагательные, стоящие позади определяемого слова в данном предложении?

Весь день Павел ходил сумрачный, усталый.

Почему?

Придумайте предложение, в котором эти прилагательные были бы пунктуационно оформлены иначе.

Ответ.

Нет, не нуждаются. (1 балл)

Данные прилагательные являются именной частью составного именного сказуемого. (1 балл)

Эти прилагательные обособляются, если являются одиночными определениями в постпозиции (до 2 баллов). Например в предложениях типа:

Павел, сумрачный, усталый, весь день ходил на взводе. (1 балл)

Всего 4 балла.

2. Какие фразеологизмы соответствуют толкованиям?

Ответ. Толкование

Фразеологизм

предмет всеобщих разговоров, постоянных пересудов (библейское)

притча во языцех

всем известное утверждение, клише, избитое выражение

прописная истина

письменный документ, безграмотный и/или не имеющий юридической силы (возникло в эпоху Ивана Грозного)

филькина грамота

длинная, безысходная, постоянно повторяющаяся сказка, история. ситуация

сказка про белого бычка

неограниченные полномочия, данные кому-либо (из французского)

карт-бланш

По 1 баллу за каждую позицию. Всего 5 баллов.

3. В истории русского языка в слове губа ударение в формах ед.ч. сместилось с первого слога на второй под влиянием некоторых других слов ж.р., образующих закрытую группу и схожих со словом губа по значению и структуре. Назовите все эти слова. Что объединяет все эти слова (фонетически и семантически)?

Ответ.

Щека, рука, нога, ноздря, скула, стопа, десна. Все эти слова – названия парных частей тела. Их фонетическая общность заключается в том, что все они двусложные с ударением на окончании (кроме формы вин.п. мн.ч.).

По 1 баллу за каждое слово ,  2 балла за объяснение: указание в ответе на название парных частей тела двусложность, ударение на окончании.

Всего 9 баллов.

4.

Спишите и расставьте знаки препинания в отрывке из стихотворения А.Н.Апухтина «К Родине». Объясните расстановку знаков. (Используйте принятые в школьной практике условные обозначения: подчеркивание, скобки и сокращенные надписи над языковыми единицами).

Далѐко от тебя о родина святая

Уж целый год я жил в краях страны чужой

И часто о тебе грустил воспоминая

Покой и счастие минувшее с тобой

И вот в стране зимы болот снегов глубоких

Где так же одинок и я печально жил

Я сохранил в душе остаток чувств высоких

К тебе всю прежнюю любовь я сохранил.

Ответ

Далѐко от тебя, о родина святая,

Уж целый год я жил в краях страны чужой.

И часто о тебе грустил, воспоминая

Покой и счастие, минувшее с тобой,

И вот в стране зимы, болот, снегов глубоких,

Где, так же одинок, и я печально жил,

Я сохранил в душе остаток чувств высоких,

К тебе всю прежнюю любовь я сохранил.

 

О родина святая – обращение с частицей О;

Уж целый год я жил в краях страны чужой.

И часто о тебе грустил, воспоминая… - запятая или точка, разграничивающие части сложного предложения

воспоминая покой и счастие – обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

минувшее с тобой – обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова;

зимы, болот, снегов глубоких – однородные члены предложения, не соединѐнные союзами;

Где и я печально жил – придаточное предложение;

так же одинок – уточнение;

Я сохранил в душе остаток чувств высоких,

К тебе всю прежнюю любовь я сохранил – запятая отделила части бессоюзного сложного предложения.

По 1 баллу за каждый правильный случай постановки знаков и правильное объяснение.

Всего 9 баллов.

5.

Все ли предложенные слова являются однокоренными? Какие слова лишние в приведенном ряду? Запишите однокоренные слова. Объясните свой выбор.

Персидский, перстень, перистый, перечень, наперсток, перчатка, наперсник.

Ответ.

Однокоренными являются перстень и наперсток. Они имеют корень перст-.

Исторически к этому же корню восходит и слово перчатка (перстчатка).

2 балла за правильное указание только однокоренных слов + 2 балла за указание на историческое родство со словом перчатка.

Всего 4 балла.

6.

Докажите, что данные слова могут выступать в качестве разных частей речи, приведите примеры: весело, радостно, смешно, забавно.

Ответ.

Данные слова могут выступать в качестве

1)кратких прилагательных среднего рода: Выражение лица весело, радостно, смешно, забавно.

2)наречий образа действия: Он говорил весело, радостно, смешно, забавно.

3)слов категории состояния (предикативных наречий): Ему было весело, радостно, смешно, забавно.

По 2 балла за позицию: 1 балл объяснение + 1 балл пример. Всего 6 баллов.

7. Приведенные словосочетания разбейте на группы в соответствии со значением предлога. Чтобы принять решение, проведите эксперимент: в каждом словосочетании «от» заменяйте на «для». Сделайте вывод о допустимости предложенной замены и значении предлога «от».

Ответ. 1 группа

ключ от двери; таблетка от головы

замена «от» на «для» допустима, дает синоним

            2 группа

капли от насморка; крем от комаров

страховка от несчастного случая

замена «от» на «для» меняет значение, вплоть до абсурдного

Предлог «ОТ» традиционно употребляется в значении, связанном с отторжением, устранением (группа2). Однако существуют словосочетания, в которых, вероятно вследствие потери определения при слове с предлогом «от» (группа 1), его значение меняется на противоположное. Такие сочетания не вполне корректны с точки зрения здравого смысла.

Разделение на 2 группы верно (2 балла). Описание принципа (2 балла).

Всего 4 балла.

8.

Напишите небольшое эссе на тему: « Речевой этикет. Нужен ли он современному человеку?»

Работа объёмом менее 70 слов не оценивается.

Критерий

Параметры

Баллы

Max

Содержание

Высказаны тезисы и приведены аргументы по заявленной теме, рассмотрены подходящие примеры

10

10

Высказаны тезисы, но аргументация присутствует не всегда и/или спорна, примеры приводятся непоследовательно

8

Высказаны тезисы и частично приведены аргументы, конкретные примеры

6

Высказаны тезисы

4

Высказаны отдельные мысли

2

Высказаны несвязные мысли

0

Композиция

Стройная композиция, логических ошибок нет

5

5

Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки

4

Есть композиционные и логические нарушения

3

Композиционные и логические на рушения значительны

2

Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна

1

 

Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность

(ведется общий счет ошибок)

1-2 ошибки

5

5

3-4 ошибки

4

5-6 ошибок

3

7-8 ошибок

2

9 ошибок

1

Более 9 ошибок

0

 

Всего 61 балл

10 класс. Русский язык.

1.

А) На каком языковом средстве построена игра слов во фразе из письма П.А. Вяземского: «Я приехал в Москву, плачý и плáчу»?

Б) В.Я. Брюсов использовал грамматические формы с целью создания оригинальных рифм и как изобразительно-выразительное средство. В приведенном ниже отрывке выделите такие формы и назовите языковое средство, обыгранное автором:

Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть черных кос…

Я рядом плыл; сошлись кормила;

Закатный луч был странно кос.

Вдруг лебедей взметнулась пара…

Не знаю, чья была вина…

Закат замлел за дымкой пара,

Алея, как поток вина.

2.

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» читаем: «И снова, остервенясь, он раз десять сразу, из всей мочи, дернул в колокольчик. Уж, конечно, это был человек властный и короткий в доме». Что означает выделенное выражение? Назовите обороты, которые имеют похожее значение и включают те же слова или слова с теми же корнями. Объясните значение слова короткий в приведенном примере.

3.

Прочитайте утверждение академика А. С. Шишкова (1741 – 1854):

Азбука наша письменами или буквами своими, по порядку читаемыми, составляет некоторый полный смысл, содержащий в себе наставление тому, кто начинает их произносить, напоминая и твердя юному ученику о важности своей и пользе обучаться языку.

Ниже приведены фразы-наставления на современном русском языке. Какие фрагменты азбуки соответствуют этим фразам?

Я буквы знаю

Слово (речь) есть добро

Добро есть жизнь

Как люди мыслят

Наш тот покой

Говори слово твердо

4.

Как правильно сказать по-русски – бегите или бежите? Объясните свою точку зрения. Приведите примеры.

5.

Как называются следующие пары однокоренных слов?

будний-будничный, гордость-гордыня, дареный-даровой.

Определите различия в значении для каждой пары слов. Приведите примеры словосочетаний или предложений, демонстрирующие отмеченную разницу в значениях.

6.

Чем объясняется неверное с точки зрения современного русского языка написание выделенной словоформы?

Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо…

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

7.

Какие из данных слов записывались до орфографической реформы 1918 г. иначе, чем сейчас:

плащ, вещь, ночь, калач, рожь, морж, ветошь, шалаш?

Каким правилом должен был руководствоваться пишущий?

8.

Напишите небольшое эссе на  тему: «Добру учит добро. Добру учит…зло?»

Работа объёмом менее 70 слов не оценивается.

10 класс. Русский язык. Ответы.

1.

А) На каком языковом средстве построена игра слов во фразе из письма П.А. Вяземского: «Я приехал в Москву, плачý и плáчу»?

Б) В.Я. Брюсов использовал грамматические формы с целью создания оригинальных рифм и как изобразительно-выразительное средство. В приведенном ниже отрывке выделите все такие формы и назовите языковое средство, обыгранное автором:

Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть черных кос…

Я рядом плыл; сошлись кормила;

Закатный луч был странно кос.

Вдруг лебедей взметнулась пара…

Не знаю, чья была вина…

Закат замлел за дымкой пара,

Алея, как поток вина.

Ответ.

А) Омографы плачý и плáчу. 2 балла.

Б) Омоформы: кормила (глагол кормить в значении ‘давать корм’) – кормила (мн. ч. существительного от кормило – стар. – руль судна); кос (существительное коса – ‘сплетенные в виде жгута длинные пряди волос’– в форме род. п. мн.ч.) – кос (краткая форма прилагательного косой в значении ‘расположенный наклонно к горизонту’); пара (две) – пара (сущ. пар в форме ед. ч. род. п.); вина (сущ. в значении ‘проступок, преступление’) – вина (форма род. п. ед. ч. существительного вино).

По 1 баллу за указание языкового средства и за каждую названную пару.5  баллов.

Всего 7 баллов.

2.

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» читаем: «И снова, остервенясь, он раз десять сразу, из всей мочи, дернул в колокольчик. Уж, конечно, это был человек властный и короткий в доме». Что означает выделенное выражение? Назовите обороты, которые имеют похожее значение и включают те же слова или слова с теми же корнями. Объясните значение слова короткий в приведенном примере.

Ответ.

Хорошо знакомый с обитателями дома (1 балл).

Ср. быть на короткой ноге, быть накоротке, быть своим в доме (1 -1 балл, 2- 2 балла, 3 и более - 3 балла).

Короткий – значит «близкий, доверительный (1 балл).

Для справки: «Быть на короткой ноге» скопировано с французского etre sur un bon pied – буквально «быть на хорошей ноге». Иногда в русском языке говорят иначе: «на дружеской ноге», это отсюда же. Из «хорошей» в «короткую» нога превратилась благодаря переносному значению последнего прилагательного.

Всего 5 баллов.

3.

Прочитайте утверждение академика А. С. Шишкова (1741 – 1854):

Азбука наша письменами или буквами своими, по порядку читаемыми, составляет некоторый полный смысл, содержащий в себе наставление тому, кто начинает их произносить, напоминая и твердя юному ученику о важности своей и пользе обучаться языку.

Ниже приведены фразы-наставления на современном русском языке. Какие фрагменты азбуки соответствуют этим фразам?

Я буквы знаю

Слово (речь) есть добро

Добро есть жизнь

Как люди мыслят

Наш тот покой

Говори слово твердо

Ответ.

Я буквы знаю

Аз буки веди

Слово (речь) есть добро

Глаголь добро есть

Добро есть жизнь

Добро есть живете

Как люди мыслят

Како люди мыслете

Наш тот покой

Наш он покой

Говори слово твердо

Рцы слово твердо

По 1 баллу за каждый правильно приведенный фрагмент.

Всего 6 баллов.

4.

Как правильно сказать по-русски – бегите или бежите? Объясните свою точку зрения. Приведите примеры.

Ответ.

Можно сказать и бегите, и бежите. (1 балл) Выбор формы зависит от того, что мы хотим сказать. (1 балл) Бегите – форма повелительного наклонения.  Пример: Не бегите, а идите спокойно. (1 балл) Бежите – форма изъявительного наклонения  Пример: Вот я иду спокойно, а вы бежите. (1 балл)

Всего 4 балла.

5.

Как называются следующие пары однокоренных слов?

будний-будничный, гордость-гордыня, дареный-даровой.

Определите различия в значении для каждой пары слов. Приведите примеры словосочетаний или предложения, демонстрирующие отмеченную разницу в значениях.

Ответ.

Приведенные пары слов являются паронимами. (1 балл).

Слова будний и будничный имеют общее значение ‘непраздничный, рабочий’, отличие состоит в том, что слово будний сочетается с определенным кругом слов. Как правило, эти слова связаны с идеей времени. (день, время, пора и .п.). А слово будничный обладает более широкими сочетательными возможностями, в том числе и вследствие своей многозначности (ср. будничный (-ая, -ое, -ые) день, работа, занятие, дела, заботы, одежда; будничный (-ая, -ое, -ые) ‘скучный, однообразный; беспросветный, серый, безрадостный’ голос, ответ, обстановка и т.д. ( 2балла)

Паронимы гордость и гордыня также различаются семантическими и сочетательными свойствами. Первое слово многозначно :1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. 2. Чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов, превосходства в чем-либо.

3. Чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим, заносчивость, высокомерие. Третье значение совпадает со значением лексемы гордыня. Примеры: девичья гордость, профессиональная гордость.  (2 балла)

Слова дареный и даровой различны по значению. Дареный значит «полученный в качестве подарка, подаренный» (дареная вещь, дареное ружье; Дареному коню в зубы не смотрят), а слово даровой означает «полученный даром; бесплатный, неоплачиваемый» (даровой экземпляр журнала, даровая рабочая сила) (2 балла)

Всего 7 баллов.

6.

Чем объясняется неверное с точки зрения современного русского языка написание выделенной словоформы?

Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо…

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Ответ. В современном русском языке боа в значении «меховая накидка» имеет ср. р., в отличие от боа – «род змеи» м. р. Написание окончания –ый в словосочетании боа пушистый не является грамматической ошибкой, так как в пушкинское время м.р. для существительного боа был нормативным.

1 балл – за сопоставление рода слова боа в современном языке и в пушкинское время.

1 балл - за указание правильности написания в данном отрывке. 1 балл – за указание на то, что в современном языке слово боа в зависимости от значения (значения объясняются) имеет разный род.

Всего 3 балла.

7.

Какие из данных слов записывались до орфографической реформы 1918 г. иначе, чем сейчас:

плащ, вещь, ночь, калач, рожь, морж, ветошь, шалаш? Запишите эти слова.

Каким правилом должен был руководствоваться пишущий?

Ответ.

Отличие наблюдалось в словах плащъ, калачъ, моржъ, шалашъ. После всех твердых согласных, а также после шипящих, где правилами, как и сейчас, не предусмотрено написание Ь, должен был писаться Ъ.

2 балла только за верно написанную группу слов (4 слова)+ 3 балла за формулировку правила.

Всего 5 баллов.

8.

Напишите небольшое эссе на  тему: «Добру учит добро. Добру учит…зло?»

Работа объёмом менее 70 слов не оценивается.

Критерий

Параметры

Баллы

Max

Содержание

Высказаны тезисы и приведены аргументы по заявленной теме, рассмотрены подходящие примеры

10

10

Высказаны тезисы, но аргументация присутствует не всегда и/или спорна, примеры приводятся непоследовательно

8

Высказаны тезисы и частично приведены аргументы, конкретные примеры

6

Высказаны тезисы

4

Высказаны отдельные мысли

2

Высказаны несвязные мысли

0

Композиция

Стройная композиция, логических ошибок нет

5

5

Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки

4

Есть композиционные и логические нарушения

3

Композиционные и логические на рушения значительны

2

Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна

1

 

Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность

(ведется общий счет ошибок)

1-2 ошибки

5

5

3-4 ошибки

4

5-6 ошибок

3

7-8 ошибок

2

9 ошибок

1

Более 9 ошибок

0

Всего 57 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе

Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...

школьная олимпиада по русскому языку для 8 класса

Иногда ищешь олимпиадный материал и ничего подходящего не можешь найти. Решила разместить олимпиаду для  учащихся 8 класса. Если коллеги поддержат меня, буду рада. С удовольствием порешаем со сво...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы

Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания  + ответы....

Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы

Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания  + ответы....

олимпиада по русскому языку 7-11 классы, муниципальный этап

В данной папке содержится материал олимпиады по русскому языку 7-11 классы, 2012 год, ключи....

Комплект заданий для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классе

Предлагаемый материал даёт возможность учителю использовать его на занятиях кружка по русскому языку, внеклассных предметных мероприятиях, для проведения олимпиад. Данные задания позволяют проверить г...

Олимпиада по русскому языку для 5 класса

Вашему вниманию предлагается олимпиада по русскому языку, которая может быть проведена в конце учебного года с целью проверки усвоения материала за 5 класс. Разработка включает систему оценивания, а т...