ИКТ на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку по теме

Разработка программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachyotnaya_rabota.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Основная часть                                                                                                    а) Теоретическое обоснование педагогических технологий и использование ИКТ.

б) Практическое применение  форм, методов и упражнений при написании сочинения с использованием ИКТ.

3.Приложение.

4. Список литературы.


Пояснительная записка. В последнее десятилетие особую роль играют педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии. Но при введении инноваций нельзя отрываться от традиций. Педагогика, как и любая другая наука, должна развиваться, учитывая теоретическую и практическую разработку педагогических проблем; опыт, накопленный предыдущими поколениями ученых-педагогов. Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения. В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта стало улучшение материально-технической базы школы и использование в педагогическом процессе информационно-коммуникационных технологий. В моем кабинете установлены и максимально используются: проектор, ноутбук, аудиосистема, персональные компьютеры, с начала 2010 года активно используется веб-камера. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая в ребёнке умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В процессе использования ИКТ на уроках формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы (и не только этих предметов), повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников. Профессор Герман Константинович Селевко в своей работе «Современные образовательные технологии» предлагает создать информационно-коммуникационную среду для реализации данного подхода в учебном процессе. Информационно-коммуникационная среда - это совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационными ресурсами по сбору, обработке, транслированию, применению информации, а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств, информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью. В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий. В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений: - самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию; - работать в группе и принимать решения; - использовать новые информационно - коммуникационные технологии; Существуют противоречия между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования электронных помощников в начальной школе. Поэтому назрела необходимость в новых подходах к преподаванию с целью активизации учебной деятельности школьников. 
Актуальность
 нашей работы подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся, и напротив повальное увлечение общением через Интернет, путем коротких sms-сообщений, что усугубляется навязыванием средствами массовой информации разговорного стиля речи. Между тем задачи учителя остаются прежними - развивать речь учащихся. Таким образом, возникает проблема, как преодолеть противоречия, возникающие между требованиями программы обучения и задачами развития личности ученика и влиянием социо–культурной среды в которой находятся современные школьники

Оснащение школы компьютерной техникой и подключение ее к Интернету открывает перед педагогами и школьниками окно в информационный мир, где одной из задач школы становится формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и осмыслению нужной информации.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей, внедрения новых методов и организационных форм учебной деятельности в современной школе.

Цель работы: В процессе применения ИКТ происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

– развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

– эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

– развитие коммуникативных способностей;

– формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

– формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (использование интегрированных пакетов, различных сред проектирования гипертекстов, Интернет).

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

– повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств ИКТ;

– обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

– углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу.

Н.Винер высказал мнение: “Отдайте человеку – человеческое, а вычислительной машине – машинное. В этом должна, по-видимому, заключаться разумная линия поведения при организации совместных действий людей и машин”.

Важно не только привить учащимся интерес к предмету, поддерживать активность на протяжении всего урока, но и дать им возможность увидеть в предмете то, что их более всего интересует. Для этого на своих уроках я обращаюсь к нестандартным задачам на развитие речи, логики, внимательности, творческого подхода не только к решению, но к созданию творческих заданий самими учащимися. Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии (в том числе, конечно, и Интернет) в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем.

Современные исследователи утверждают, что в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатики значительно опережают возможности их использования.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование).

В зависимости от методического построения занятия компьютер способен работать в режиме разных технологических парадигм:

– репродуктивной (“педагогика Упанишад”: следуй за мной, делай, как я);

– интерактивной (“педагогика Сократа”: движение к истине через размышление ученика, отвечающего на вопросы учителя);

– развивающей (“педагогика саморазвития”, “индивидуальная образовательная программа”: преподаватель определяет цель и средства познания, ученик сам избирает пути и способы, которые ведут к цели);

– парадигмы саморазвития – свободного путешествия в пространстве культуры.

Также широко варьируются и формы обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Что, где, когда и как может использовать учитель русского языка и литературы компьютерную технологию?

  1. Электронная библиотека. Она позволяет мгновенно переходить к нужной части текста с помощью содержания, снабженного термин новая информационная технология обучения”. Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как гипертекстовыми ссылками; создавать закладки; работать параллельно с несколькими произведениями; копировать информацию, распечатывать тексты.
  2. Мультимедийные курсы. Они могут быть использованы и в изложении нового материала, и при закреплении, и при контроле: содержат статьи справочного материала, вопросы и ответы, языковые практикумы, компьютерные диктанты, статьи лингвистического словаря, озвученные анимационные модели, интерактивные таблицы и дикторский текст.
  3. Создание презентаций, публикаций, веб-страниц. При подготовке к урокам незаменимым помощником учителя может оказаться приложение Power Point, входящее в состав пакета Microsoft Office. Это приложение позволяет учителю самостоятельно по собственному сценарию подготовить интерактивное мультимедийное пособие к уроку с минимальными временными затратами.

К преимуществам Microsoft Power Point как инструментального средства разработки мультимедиа – приложений можно отнести:

  • доступность;
  • легкость в освоении и простоту создания мультимедиа-презентаций;
  • возможность переноса данных из других приложений Microsoft Office, что позволяет расширить для непрофессионального пользователя возможности подготовки содержательного наполнения, а также включать в создаваемые презентации материалы, ранее подготовленные средствами Word и Excel;
  • наличие встроенного языка программирования Visual Basic, позволяющего при необходимости реализовать требуемые интерактивные функции.
  1. Создание тестов.
    Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.
  2. Создание обучающих программ.
  3. Изучение русского языка и литературы с помощью Internet.

Компьютер с соответствующим программным обеспечением выступает как средство управления учебной деятельностью учащихся. Обучение русскому языку в школе призвано решать три равные по значимости задачи:

  • обучение грамотной письменной речи в соответствии с правилами орфографии и пунктуации,
  • развитие речи (формирование умения развернуть письменный или устный монолог в соответствии с требованиями коммуникативной ситуации и проинтерпретировать речевое сообщение собеседника),
  • формирование системы лингвистических знаний (знакомство с терминологией и системой понятий).

Единство трех задач обучения приводит к тому, что урок русского языка по определению включает разнообразные виды учебных действий, необходимые для развития грамотной устной и письменной речи. В создавшихся условиях, когда компьютеры становятся непременным атрибутом нашей жизни, а информационные технологии создают принципиально новые возможности получения человеком знаний, все более актуальными становятся задачи использования их в школе при изучении общеобразовательных предметов, и я хочу представить вам рабочий материал по подготовке учащихся к написанию сочинений.

Мой опыт работы по русскому языку основывается на следующих циклах обучения:

  1. мотивация познавательной деятельности;
  2. формирование новых знаний, умений и навыков;
  3. закрепление ЗУН;
  4. контроль усвоения ЗУН.

Задачи и цели обучения:

  1. познавательные – усвоение, закрепление и обобщение изученного по лексике и фразеологии;
  2. практические – закрепление учебно-языковых, лексико-фразеологических умений и навыков;
  3. воспитательные – умения помочь другим, находить решения на любые ситуации;
  4. развивающие – сопоставление русских и якутских фразеологизмов, умение выделять в них общее и различное, делать самостоятельные выводы.

Почему бы нам, работникам образования, не направить страсть учащихся к новым технологиям в нужное русло? Ведь я могут привлечь внимание ребят к заданиям, рабочему материалу, используя компьютер на различных этапах самого обыкновенного урока по развитию речи. Эта мысль натолкнула меня на создание информационных приложений в форме презентаций Microsoft Power Point при подготовке к выполнению творческих работ.

При подготовке к компьютерным занятиям перед учителем стоят следующие задачи:

  1. Просмотр и экспертная педагогическая оценка всех имеющихся информационных ресурсов и данных программного (мультимедиа) продукта.
  2. Составление выборки (презентации) из программного продукта.
  3. Создание авторской обучающей программы с:
  • дикторским текстом;
  • музыкальным сопровождением;
  • статическими иллюстрациями;
  • видеовставками;
  • интерактивным взаимодействием учащийся – компьютер;
  • включением материалов из сети Интернет.

Использование при подготовке к сочинению ИКТ требует от меня элементарные пользовательские умения:

1) Работа с текстами:

Создание и редактирование текста – одно из основных направлений использования компьютера. Каждый доступный учителям компьютер является рабочим местом для создания текста. Для печати текста на бумаге служит принтер. Организации и основные этапы организации и проведения урока по подготовке к сочинению по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка».

Цель: формирование умения воспринимать художественные образы картины.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с творчеством А.А.Рылова.
  2. Формировать умение анализировать изобразительно-выразительные средства картины.
  3. Совершенствовать умение сопоставлять выразительные средства, используемые в различных видах искусства.
  4. Обогатить словарь учащихся лексикой, передающей настроение и основную мысль произведения изобразительного искусства.

Ключевые слова:

  • художник-пейзажист;
  • сюжет картины;
  • настроение;
  • цветовая гамма.

1. Культурологический комментарий.

Знакомство с творчеством А.А.Рылова и историей написания картины «Полевая рябинка».

2. Учимся «читать» картину и чувствовать её настроение.

  • Рассмотрите репродукцию картины А.А.Рылова «Полевая рябинка».
  • Понравилась ли вам она? Если да, то попробуйте объяснить чем.
  • Вспомните, что такое пейзаж? Каковы его признаки? (Пейзаж – это жанр изобразительного искусства; картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу. Главным в пейзаже является избранный художником природный мотив. Пейзажная картина даёт возможность художнику выразить своё отношение к миру.)
  • Как вы понимаете выражение погрузиться в пейзаж?
  • Какие чувства рождает эта картина у зрителя – грусть, задумчивость, покой, печаль или?..
  • Дайте лексическое значение слова колорит. (Колорит – 1. Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета ...)
  • Замените слово колорит синонимичными. (Цвет, тон, краски, окраска.)
  • Найдите в «Словарике эпитетов», каким может быть колорит? (Бедный, богатый, насыщенный, многокрасочный, светлый, тёмный, праздничный, радостный, нарядный, сдержанный, тусклый, однотонный, блёклый, приглушённый, спокойный, мрачный.)
  • Назовите те эпитеты, которые подходят для описания картины «Полевая рябинка».

3. Составим план описания картины.

  1. История написания картины А.А.Рылова «Полевая рябинка».
  2. Описание картины:
    а) изображение зарослей рябинника;
    б) тихое журчание речки;
    в) бескрайние просторы.
  3. Особенности колорита картины.
  4. Настроение, которое вызывает картина.

4. Самостоятельная работа по картине.

Приступая к работе над сочинением, воспользуйтесь справочными материалами.

Справочные материалы.

При написании текста сочинения помогут:

а) Слова и словосочетания со значением места:

  • слева от … виднеется;
  • прямо перед нами изображены ... ;
  • на переднем плане художник пишет ... ;
  • задний план занимает ... ;
  • вдалеке открывается ... .

б) Образно – выразительная лексика:

  • бескрайний зелёный массив, величавая тишина, внешняя простота, воздух прозрачный, воспринимать красоту; достоверная картина; естественная красота, желтеющая трава, живописный уголок, замечательно передать;
  • запечатлеть облик, золотисто-жёлтый оттенок, золотистый тон, золотое сияние; изумительное живописное богатство, изумрудная зелень, изящество штриха; клочковатые тучи, колорит картины, кучевые облака; линия горизонта, лирические пейзажи; мастерски написана, многогранное цветовое решение, мчатся облака; нежное цветение, никнущие травы; осенний пейзаж, ощущение глубины и пространства; прозрачная синева; раскинулось шатром небо; яркие золотые цвета, яркий контраст;
  • бегущие облака, безграничный простор.

Памятка-подсказка.

  1. Прежде чем начать писать, проникнитесь настроением картины. Постарайтесь увидеть цвета и краски.
  2. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Используйте слова и обороты из образно-выразительной лексики.
  3. Не повторяйтесь! Используйте всевозможные художественно-изобразительные средства: сравнения, эпитеты, метафоры.
  4. Если вам трудно начать сочинение, обратитесь ещё раз к вопросам и заданиям упражнения.
  5. Строго следуйте пунктам плана.

Вопросы:

  • Определите, какое время года изобразил художник на картине? Подумайте, какое время дня?
  • Опишите низ картины (рябинник, белые полевые цветы, траву).
  • Как вы думаете, какое настроение создаёт пейзаж на средней (основной) части?
  • Опишите верх картины (поле за речкой, небо, облака).
  • Подумайте, какую роль играет в пейзаже А.А.Рылова цвет?
  • Сопоставьте изображение рябинника в тексте В.Солоухина и на картине А.А.Рылова.

1. Составьте предложения со словосочетаниями:

Замечательный художник-пейзажист, изображает природу как чудесный мир красоты, художник «увидел» наступление осени, запечатлел последние дни лета.

2. Расположите абзацы и запишите их в соответствии с пунктом 2 плана сочинения.

Над бескрайними просторами полей раскинулось огромное небо. По нему мчатся пышные облака.

Тихое журчание речки словно бы напиталось за лето синевой чистого неба. Грустные ивы склонились к реке. В почётном карауле выстроились берёзки.

На картине «Полевая рябинка» художник изобразил знойный полдень. Загорелась ярким огнём полевая рябинка. Ярко-жёлтые цветы пижмы полыхают золотом, словно впитывают в себя лучи летнего солнца. Нарядные цветы красуются на переднем плане картины. Они высоко подняли свои красноватые зонтики. Кусты рябинника ярко выделяются на фоне местами выжженной солнцем травы. Белые полевые цветы оживляют пейзаж, участвуя в создании атмосферы летнего праздника.

3. Спишите текст без ошибок.

Природа в картине А.А.Рылова предстаёт в пышном праздничном цветении. Колорит на полотне художника выступает средством эмоционального воздействия и помогает ощутить красоту самых обыкновенных российских уголков природы.

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

П_йзаж нап_лняет душу радос_ным чувством. Художник открывает нам красоту скромных п_левых цв_тов, призывает нас насл_диться тиш_ной и яркими красками скромного п_йзажа. А.А.Рылов сумел с_здать уд_вительно трогательный образ д_рогой сер_цу каждого ру_ого человека родной природы.

  • Сохраняют текст либо в компьютере (в виде файла), либо выводят на внешний носитель (CD-диск, дискету), что позволяет легко переносить его на другой компьютер.

2) Работа со звуком:

  • Звук воспроизводится с носителей (дискет, компакт-дисков) с помощью встроенных программ.
  • Для записи и сохранения звука используется любой современный компьютер с установленной звуковой картой и колонками, приводом для компакт-дисков, подключенным микрофоном и наушниками. Можно спеть песенку или проговорить инструкцию для учеников. Идеально иметь устройство для записи собственных CD.

3) Работа со статическим изображением:

  • Статические изображения – пока самый распространенный вид наглядных средств обучения в массовой школе. Компьютерная техника позволяет:
  • подбирать нужные иллюстрации (из Интернета, с CD-дисков, банков данных);
  • сканировать иллюстрации с бумажных носителей;
  • составлять коллажи, рисунки, схемы (с помощью программ Paint Bruch, Corel Drow);
  • соединять изображение со звуком;
  • конструировать программы просмотра иллюстраций (презентации) с помощью программ Power Point.

4) Работа с видеоинформацией:

Источниками видеоизображения могут служить компакт-диск, веб-камера, цифровая видеокамера формата DV, аналоговая видеокамера или видеомагнитофон. Для сохранения и преобразования видеоинформации на компьютере требуется специальное оборудование и программное обеспечение программы монтажа. Имея все это, можно монтировать собственные видеоклипы..

Приложение предназначено для решения методических задач, стоящих перед учителем на уроке подготовки к написанию сочинения. Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и определенный результат акта коммуникации, т.е. развернутый ответ ученика по материалу учебной дисциплины, устное и письменное изложение текста, созданное учеником, реферат, статья в стенгазету, описание, рассуждение, доклад и определенное речевое произведение, текст. Формирование и совершенствование речи учащихся требуют целенаправленной работы. В соответствии с действующей программой на уроках языка ученики получают специальные знания о речи, изучая такие темы программы, как “Стили”, “Текст”, “Тема”, “Основная мысль высказывания”.

К решаемым на уроке коммуникативным (иногда их называют коммуникативно-речевым) умениям относятся:

  • умение раскрывать тему и основную мысль создаваемого текста;
  • умение собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание (это умение предполагает умение продумывать содержательный план текста);
  • умение строить высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре), например в жанре невыдуманного рассказа, репортажа, в форме портретных зарисовок и т.д.;
  • умение отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи и условий общения языковые средства;
  • умение править, совершенствовать написанное (последнее относится к коммуникативным умениям письменной речи).

Основные способы введения ИКТ на уроке:

Просмотр видеозаписи урока или его фрагмента в Интернете;

  • мультимедийные презентации, подготовленные как учителем, так и самими учениками (например, в профильном обучении);
  • работа с компьютерными тренажерами;
  • поиск информации непосредственно в сети (например, поиск значения слова в виртуальном словаре) и т.п.

Реализация этих способов предполагает перераспределение времени между индивидуальной и коллективной деятельностью учеников, разработку гибкой системы контроля за результатами деятельности письменные работы,. Благодаря ИКТ, учитель преодолевает ограниченность в материалах, получает доступ к словарям и библиотекам.

Наша задача – привить учащимся навыки самостоятельной работы над сочинением.

Умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме – это сложное умение, требующее от ученика не только известного общего развития, но и овладения определенными умениями. Эта точка зрения не нова. Еще Ф. И. Буслаев, возражая против увлечения на уроках русского языка “бланкетными бумагами”, писал: “Исчислить все случаи, при коих необходима деловая бумага, невозможно... Если учитель русского языка выучил своих учеников основательно обдумывать заданную тему, правильно располагать мысли, точно выражать оные, то ему уже вовсе не нужно будет и намекать, как пишутся ярлыки о продаже домов или найме комнат...”.

Более последовательно и глубоко вопросом об умениях, которыми должен овладеть ученик, готовя сочинение, занимался К. Б. Бархин, вычленивший общие и специфические для устных и письменных сочинений умения. Такими общими, с точки зрения К. Б. Бархина, умениями являются:

* сбор материала,
*составление “рабочего” плана речи или статьи,
*приведение в порядок и известная обработка фактического материала.

М.А. Рыбникова же строила свою систему работы на обучении детей умению писать сочинения: “Разумная методика письменных работ требует подготовки к работе, к постановке темы, заблаговременного привлечения материала, предварительных языковых упражнений”. Она утверждала, что необходимо направлять мысль учеников на осмысление ими особенностей построения рассказа, описания или рассуждения.

Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике делятся на две большие группы:

  • сочинения на лингвистические темы;
  • сочинения на темы из жизни (свободные).

В современной школе сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательными возможностями.

По типу создаваемых текстов различаются:

а) Традиционные сочинения:        Очень любят дети писать сочинения о природе. Перед началом такого сочинения  обязательно провожу предварительную подготовку. Перед написанием  сочинения задаю детям вопросы по теме.

Например «Осень».

- Почему говорится золотая осень?

- Можно ли назвать золотой всю осень?

- Почему нельзя?

- В каком месяце обыкновенно бывает пора, которую называют золотой осенью?

- Опишите признаки золотой осени.

- Нравиться ли вам золотая осень?

- Знаете ли вы стихи о золотой осени, о ее золотой поре?

- Расскажите. Как в эту пору бывает в лесу, в поле, на реке, на озере.

На уроках русского языка предлагаю детям выполнить устные и письменные упражнения:

1). Спишите тексты с доски, вставляя пропущенные слова.

Нарядилась в красный сарафан …. Почистила свою белую юбочку …. Надел красавец … желтую рубашку.

2). Спишите тексты с доски, вставляя пропущенные слова.

Все лето листья подставляли … свои спинки. К осени листья пожелтели, стали …., как ….

Полетели  они птицами по …. Зашумел в лесу золотой ….

Слова для справок: осинка, тополь, березка, солнышко, солнцу, золотыми, ветру, дождь.

3). Озаглавьте текст, вставляя пропущенные буквы и слова.

Тонкий туман … на желтыми полями. В мягком воздухе .... осенний аромат.  Сквозь обнаженные сучья деревьев  … небо.

Слова для справок: видно, расстилается, разливается.

4). Запишите предложения – ответы на вопросы.

Что можно сказать о сегодняшнем дне?

Какой сегодня день?

Что было вчера?

Что вы заметили сегодня, когда шли в школу?

Какой дул ветер?

Что он делал с листьями?

После проведенной подготовки дети пишут сочинение на тему «Осень».

Такую работу провожу перед началом любого написания сочинения.

  • сочинения-повествования,
  • сочинения-описания,
  • сочинения-рассуждения,
  • сочинения-повествования с элементами описания, рассуждения;
  • сочинения-рассуждения с элементами повествования, описания.

б) Сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике.

Начинается этап анализа текстов, когда ученики определяют тему текста, его основную мысль (она нередко прямо формулируется автором), стиль текста, его структуру; находят языковые средства, которые несут большую смысловую нагрузку в раскрытии замысла писателя. В этих же целях может быть использован любой текст из учебника и из дидактических материалов, который ученики могут воспринимать.

На “пути” к созданию своего текста-описания (по наблюдениям) могут быть использованы самые различные виды работ, например:

  • подробное изложение текста описательного характера;
  • творческий диктант по картине с задачей обогатить диктуемый текст определенными языковыми средствами (наречиями, определениями и т.д.);
  • сочинение-описание (устное или письменное) изображенного на картине пейзажного характера;
  • сочинение (устное или письменное) на основе музыкальных впечатлений,
  • сочинение (устное или письменное) на основе телепередач, тематически связанных с темой творческой работы;
  • редактирование (коллективное, самостоятельное) текстов-описаний с типичными недочетами.

Все эти виды работ оцениваются учителем, хотя, как правило, носят обучающий характер, но главная самостоятельная работа впереди: выбор темы, определение замысла, сбор и отбор материала, его систематизация, определение последовательности описания и, наконец, его реализация - все это на завершающем этапе ученик делает сам, создавая первый вариант своего сочинения-описания.

Чтобы облегчить создание учениками своего текста, важно уточнить речевую задачу, описать речевую ситуацию.

Таким образом, в процессе подготовки, рассредоточенной во времени, а также проводимой на специальном уроке, учитель практическим путем раскрывает существо определенного речеведческого понятия и учит определенным коммуникативным умениям.

 

 Выводы.

Компьютеризация учебного процесса направлена на повышение качества обучения. Обучение в условиях компьютеризации способствует усилению сознательности, активности и самостоятельности учащихся, т.е. способствует усилению их познавательной деятельности. Последнее отражает повышение интереса учащихся не только к изучаемой дисциплине, но и к техническим средствам обучения. Компьютеры развивают логическое мышление, закрепляют умение спокойно анализировать ошибочные ситуации в процессе поиска правильного ответа. Работа с компьютером развивает у учащихся внимательность, точность, аккуратность, творчество. Использование на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения  информационных компьютерных технологии позволяет привлечь внимание учащихся, наиболее точно и красочно разобрать представленную репродукцию картины  и добиться оптимального результата при написании работы.

 


Литература

  1. Методика развития речи на уроках русского языка. / Под ред. Т.А.Ладыженской./, М., 1980.
  2. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т.Баранов, Н.А. Ипполитова. Т.А. Ладыженская. М. Р. Львов; / Издательский центр “Академия”, М., 2000.
  3. Система обучения сочинениям в VI–VIII классах. /Под ред. Т.А.Ладыженской/, М., 1978.
  4. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств/ Селевко Г.К./, М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия “Энциклопедия образовательных технологий”.)
  5. Обучение сочинениям,5-8 классы, / А.М. Гринина-Земскова/, Издательство “Учитель”, Волгоград, 2002
  6. Сочинение по картине в 6 классе. Методическое пособие./ХОДЯКОВА Л.А., КАБАНОВА Е.В./, АСТ. Астрель. М.,2004.

Методические инет–статьи:

  1. О.П. Гаврильева. Новые информационные технологии в преподавании русского языка и литературы, учитель МОУ ХСОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых г. Якутска.
  2. Алейникова Ю.А. Компьютерные технологии в обучении, учитель МОУ СОШ № 10, г. Шахты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...