Материалы к уроку словесности.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Предсавлены материалы к уроку словесности (8 класс) по речевой теме "Ох уж эти бабушки...", содержатся работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок словесности. | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Савинова В.М.,
учитель русского языка и литературы
Материалы к уроку словесности.
Эпиграф к уроку – на доске плакат.
Бабушки, бабушки,
Мы вас уважаем.
Только как вас понять
Мы, увы, не знаем…
Используя речевой, грамматический материал нашего сегодняшнего урока, я вас приглашаю к разговору, размышлениям о стариках, о собственных родных бабушках.
Какие виды работ нас ожидают?
Это и диктовка, и стилистический анализ текста, и выразительное чтение, и ваше творчество.
Итак, попытаемся разгадать вечную тайну – наши бабушки.
Эпиграф.
- Диктовка.
Условие: слушаю, говорю, пишу.
Давайте поговорим о стариках, о собственных родных бабушках.
Бабушка…. Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания.
Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно.
Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она – то сколько тебе прощает? Терпеть - это близкий человек. Опекать, беречь. Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе. И потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё свое у неё позади. И только ты – её единственная забота, её последняя радость, её последняя тревога.
А потом, у каждого возраста есть особенности. У стариков – ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на младенца, если он кричит. Не обижайся и на стариков. Им по возрасту положено ворчать и поучать.
Тебе сейчас трудно представить себя старым, всё – таки попытайся.
/По И. Медведевой/
- Ваши вопросы по орфографии.
- Что интересует с точки зрения пунктуации?
- Ещё в каких предложениях возможна постановка - (тире) /по интуиции, чаще по смыслу, авторская постановка, чаще неполные предложения/.
- Стилистический анализ текста.
- Как бы вы определили тему записанного нами текста?
- А основная мысль? /не обижайся на стариков, попытайся их понять, попытайся себя представить…/
- Какого стиля текст? Ваши доказательства.
Да, это типичное для публицистического стиля построение высказывания, использование многих средств языка. Так характерны:
- Риторические вопросы;
- Обращение к собеседнику /давайте поговорим, знаешь что делать, ты…/
- Побудительные, восклицательные предложения ;
- Ряды однор. членов;
- Обратный порядок слов, инверcия, усиливающая эмоциональность восклицания. /И стыдно бывает…. И только ты…/
- Параллельное соединение предложений, где присутствует только новая информация.
Эти средства помогают автору создавать атмосферу доверительного разговора, что тоже широко используется в публицистике.
- Каким типом речи вы пользовались, доказывая принадлежность высказывания к данному стилю?
- Ваш заголовок к тексту. Ваши варианты.
- Этот текст интересен нам обилием односоставных предложений. Ведь публицистический стиль не обходится без этих конструкций предложений.
- А что это за односоставные предложения?
- Назовите группы односоставных предложений с одним главным членом в форме сказуемого.
А теперь вновь окунёмся в наш текс, вчитаемся в эти строчки.
Давайте найдём односоставные предложения, определим их тип.
- Какая группа односоставных предложений не была употреблена автором?
О бабушке в нашей семье заботятся. А нашей бабушке постоянно делали замечания.
- Издавна известно, что опыт, мудрость народа отражены, запечатлены в устном народном творчестве.
- Какие жанры устного народного творчества сможете назвать?
Загадка.
Чего хочешь – того не купишь,
Чего не надо – того не продашь.
/молодость – старость/
Обратимся к пословицам. О чём гласит народная мудрость?
- Списать пословицы /их по 2/, поработать над орфографией, подчеркнуть главные члены, указать тип односоставных предложений.
1
Ув…жай ст…рика, сам стар буд…шь.
К старост… зубы тупее, а язык – острее.
2
Юность б…гата н…деждами, а стар…сть – опытом.
Над стар…ст…ю см…ят(ь)ся грех.
3
(Не)смейся над старым, сам стар буд…шь.
Он огонь и воду пр…ш…л.
4
Лето (к)осен… д…ждл…вей, а люди (к)стар…ст… б…лтливей.
(Не)кивай пальц…м, сам буд…шь старц…м.
5
Мол…д перебесит(ь)ся, стар (не)переменит(ь)ся.
Над стар…ст…ю см…ят(ь)ся грех.
6
У стар… телег… все к…леса тр…щат.
Старому да малому – кусок да ласков… слово.
7
(От)совета старых людей г…л…ва (не)б…лит.
Над стар…ст…ю см…ят(ь)ся грех.
8
Старого учить – что мёртвого л…чить.
Он огонь и воду пр…ш…л.
9
У стар… т…леги все к…лёса тр…щат.
(Не)смейся (над)старым, сам стар буд…шь.
- Каму счастье привалило, у кого встретились неполные предложения?
Устная синтаксическая зарядка.
Конструкция каких предложений легла в основу стихотворения О. Дриза?
Кто что оставляет.
Оставляет ветка плод,
Оставляет пчёлка мёд,
Нивы – золото зерна,
Золотой янтарь – сосна ,
Лозы – пряное питьё,
Овцы – тонкое руно,
Оставляет человек
Имя доброе навек.
О. Дриз.
- Устали? Сделаем небольшую разрядку?
Итак, узнаем ли мы бабушек, героинь произведений русской литературы?
Вы с ними встречались на страницах художественных произведений.
Монолога ответ требует.
Кто автор этого отрывка?
Из какого произведения?
Чья это бабушка?
Накануне группа ребят помогала мне в подготовке этого фрагмента урока.
- Послушаем их. Включились.
- Макарова – какая бабушка получилась у Ольги?
- Скворцова – какую бабушку увидели, когда… - А какой вы её ещё знаете?
– Узнаете ли эту бабушку ?
- Строчёнов А.
- Ваша оценка чтения. Какие вы слушатели? На чьей стороне ваши симпатии?
- Развитие речи. Написание творческих работ.
Бабушки…
По-своему любящая внука бабушка Михаила Лермонтова,
Сильная по духу, умная, ласковая бабушка Максима Горького
По-деревенски проста, заботлива, добра, жалостлива и строга бабушка Виктора Астафьева
Ворчлива, надоедлива, как кажется Дениске, любящая его бабушка Дениски Кораблева, героя рассказов Виктора Драгунского
А моя бабушка?
Вам слово.
/Предлагаемые темы на доске/.
Итак, творим, сочиняем.
Диалог.
- Серёж, иди поешь! – окликнула меня бабушка.
- Я не хочу, ба.
- Ну, хоть чуть-чуть, - уже с мольбой произнесла она.
- Ну, я же два часа тому назад ел,- протянул ей.
- Так ведь исхудаешь. Останутся кости да кожа. Будешь как кощей. Приедешь домой, мать не узнает.
- Сказал не буду, значит не буду, - резко отрубил я.
- А может съешь хоть капельку, а то…
- Хватит его заставлять, не хочет пусть не ест, - вмешался дед, - захочет поесть, поест.
- Ну, ладно. Только чтоб через час был дома, как штык.
- Хорошо! – крикнул я бабушке. Убегая, подумал: - Если на часок задержусь, пожалуй, мне ничего не будет. А если что, дед поможет. А какая же бабушка всё – таки ворчунья. Хотя, что со стариков взять. Бабушка и есть бабушка.
Варнаков Сергей.
Моя бабушка.
Я очень люблю свою бабушку. Она может и поругать и пожалеть. Со всеми вопросами я обращаюсь к своей бабушке.
Придешь с улицы и слышишь « Ну вот опять ноги промочила». Но я не обижаюсь, ведь она моя бабушка. Ведь она ворчит жалеючи.
Озорнова М.
Дорогая бабушка.
Ты одна на свете.
Не один тебя люблю
Со мною твои дети.
Все мы любим тебя
В том числе и я.
Пекарев С.
День рождения.
Дорогая бабушка,
Милая моя,
Несмотря на невзгоды
Ты люби меня.
Ваше день рождение –
Это юбилей.
Навари варенье,
Пригласи друзей.
За всю жизнь у бабушки
Не считать трудов
Сегодня исполняется ей 70 годов.
Обо мне заботится.
Бабушка моя
И считает годы,
Ото дня до дня
Дорогая бабушка
Надо не тужить
Дорогая бабушка,
Век тебе прожить. Журавлев В.
Бабушка…
Не знаю, кто про что пишет. А у меня ни одной бабушки. Я помню бабушку, когда озорничал, она, словно ангел меня поучала.
Я помню, когда тихим вечером я сидел и слушал её про мои шалости и тогда я всё куда-то торопился, мне не удавалось послушать её.
Ах, как я жалею, что её сейчас нет. Бабушка… мне не хватает её радости, её ласки, её рассказов.
Строчёнов.
«А бабушки больше нет…»
Вечер. Сижу на диване и думаю. Когда придёт бабушка, я ей расскажу, какие оценки получила за эту неделю, какие мероприятия мы проводили на этой недели и многое другое. Она будет гордиться мной и скажет: « Какая ты у меня хорошая.»
Но вдруг я очнулась и подумала : « А бабушки больше нет…»
Худякова.
Дорогая бабушка.
У тебя сегодня день рождения
Как хотела б я тебя обнять
У тебя за все прошу прощенье
И хочу тебя я в этот день понять
Дорогая, милая бабуля!
Чтобы ты хотела в этот день?
У меня тебе такой подарок
Белая, пушистая сирень.
Много бабушек на белом свете
У меня единственная ты.
Есть в твоей душе воспоминанья,
Но и есть в твоей душе мечты.
Зорина Н.
Если бы я была бабушкой.
Если бы я была бабушкой, то…
Во-первых, никогда не вмешивалась в разговоры внуков.
Во-вторых, разрешала гулять дотемна.
В-третьих….
Нет, все-таки если подумать, то бабушка делает все правильно. Вмешиваться в разговоры внуков…. То моя бабушка перебила меня только один раз. Гулять – так гулять бабушка не разрешает, наверное, от того, что любит и волнуется…
Макарова О.
Итак, как понять бабушек?
Доброго вам взаимопонимания с бабушками, дедушками, нашими стариками.
Если наш разговор сегодня на уроке поможет вам в этом, я буду очень рада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах
В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...
Лингвопоэтический анализ художественного текста на уроках словесности на примере стихотворения Б.Л.Пастернака "Рождественская звезда"
Изучение родного языка во взаимосвязи с культурой народа – его носителя – ведущий принцип лингвокультурологической концепции обучения языку, предполагающей не только лингвистическую, языковую и коммун...
Урок словесности Тема «Содружество искусств» (произведения скульптуры в лирике Пушкина)
На уроке рассматривается отношение А.С.Пушкина к пластическим видам искусства (живописи, скульптуре)....
Урок словесности в 11 классе «Бессоюзные сложные предложения в художественном тексте»
На уроке словесности 11-классники знакомятся со стилистической функцией бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Лингвистический анализ на уровне синтаксиса фрагментов рассказа И....
Открытый урок словесности с применением ИКТ в 10 классе (РМО)
Открытый урок словесности с применением ИКТ в 10 классе (РМО). /Доступный всем файл/ Музыка и видео добавляются по желанию учителя....
Уроки словесности.Конспект урока в 9 классе "Экспрессивные возможности СПП в тексте"
Интегрированный урок - урок словесности для обучающихся 9 класса. Возможно использование в 10-11 классах, а также в контексте элективных курсов по русскому языку....
Статья. Уроки словесности - уроки культуры и нравственности.
Статья посвящена роли учителя-словесника в формировании и воспитании молодого поколения на уроках русского языка и литературы....