Материалы к уроку словесности.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Савинова Валентина Михайловна

Предсавлены материалы к уроку словесности (8 класс) по речевой теме "Ох уж эти бабушки...", содержатся работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок словесности.64 КБ

Предварительный просмотр:

Савинова В.М.,

         учитель русского языка и литературы

Материалы к уроку словесности.

      Эпиграф к уроку – на доске плакат.

Бабушки, бабушки,

Мы вас уважаем.

Только как вас понять

Мы, увы, не знаем…

       Используя речевой, грамматический материал нашего сегодняшнего урока, я вас приглашаю  к разговору, размышлениям о стариках, о собственных родных бабушках.

      Какие виды работ нас ожидают?

      Это и диктовка, и стилистический анализ текста, и выразительное чтение, и ваше творчество.

      Итак, попытаемся разгадать вечную тайну – наши бабушки.              

                                                    Эпиграф.

  1.  Диктовка.

Условие: слушаю, говорю, пишу.

           Давайте поговорим о стариках, о собственных родных бабушках.

          Бабушка…. Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания.

          Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно.

          Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она – то сколько тебе прощает? Терпеть - это близкий человек. Опекать, беречь. Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе. И потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё свое у неё позади. И только ты – её единственная забота, её последняя радость, её последняя тревога.

          А потом, у каждого возраста есть особенности. У стариков – ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на младенца, если он кричит. Не обижайся и на стариков. Им по возрасту положено ворчать и поучать.

        Тебе сейчас трудно представить себя старым, всё – таки попытайся.

                                                                             /По И. Медведевой/

  • Ваши вопросы  по орфографии.
  • Что интересует с точки зрения пунктуации?
  • Ещё в каких предложениях возможна постановка  - (тире) /по интуиции, чаще по смыслу, авторская постановка, чаще неполные предложения/.

  1. Стилистический анализ текста.
  •  Как бы вы определили тему записанного нами текста?
  • А основная мысль? /не обижайся на стариков, попытайся   их понять, попытайся себя представить…/
  • Какого стиля текст? Ваши доказательства.

          Да, это типичное для публицистического стиля построение высказывания, использование многих средств  языка. Так характерны:

  1. Риторические вопросы;
  2.  Обращение к собеседнику   /давайте поговорим, знаешь что делать, ты…/
  3. Побудительные, восклицательные предложения ;
  4. Ряды однор. членов;  
  5. Обратный порядок слов, инверcия, усиливающая     эмоциональность восклицания. /И  стыдно бывает…. И только ты…/
  6. Параллельное соединение предложений, где присутствует только новая информация.

            Эти средства   помогают автору создавать  атмосферу доверительного разговора, что тоже широко используется  в публицистике.

  • Каким типом речи вы пользовались, доказывая принадлежность высказывания к данному стилю?
  • Ваш заголовок к тексту. Ваши варианты.

  1.         Этот текст интересен нам обилием односоставных предложений. Ведь публицистический стиль не обходится без этих конструкций предложений.
  • А что это за односоставные предложения?
  • Назовите группы односоставных предложений с одним главным членом в форме сказуемого.

А теперь вновь окунёмся в наш текс, вчитаемся в эти строчки.

Давайте найдём односоставные предложения,  определим их тип.

  • Какая группа односоставных предложений не была употреблена автором?

О бабушке в нашей семье заботятся. А нашей бабушке постоянно делали замечания.

  1. Издавна  известно, что опыт, мудрость народа отражены, запечатлены в устном народном творчестве.
  • Какие жанры устного народного творчества сможете назвать?

Загадка.

Чего хочешь – того не купишь,

Чего не надо – того не продашь.

            /молодость – старость/

              Обратимся к пословицам. О чём гласит народная мудрость?

  1. Списать пословицы /их по 2/, поработать над орфографией, подчеркнуть главные члены, указать тип односоставных предложений.

1

Ув…жай   ст…рика, сам стар буд…шь.

К старост…  зубы  тупее, а язык – острее.

2

Юность б…гата н…деждами, а стар…сть – опытом.

Над стар…ст…ю см…ят(ь)ся грех.

3

(Не)смейся над старым, сам стар буд…шь.

Он огонь и воду пр…ш…л.

4

Лето (к)осен…    д…ждл…вей, а люди (к)стар…ст…   б…лтливей.

(Не)кивай  пальц…м, сам буд…шь  старц…м.

5

Мол…д  перебесит(ь)ся, стар (не)переменит(ь)ся.

Над стар…ст…ю  см…ят(ь)ся грех.

6

У стар…    телег…   все    к…леса   тр…щат.

Старому да малому – кусок да ласков…   слово.

7

(От)совета старых людей г…л…ва  (не)б…лит.

Над стар…ст…ю  см…ят(ь)ся  грех.

8

Старого учить – что мёртвого л…чить.

Он огонь и воду пр…ш…л.

9

У стар…   т…леги все к…лёса  тр…щат.

(Не)смейся  (над)старым, сам стар буд…шь.

  • Каму счастье привалило, у кого встретились неполные предложения?

Устная синтаксическая зарядка.

Конструкция каких предложений легла в основу стихотворения О. Дриза?

Кто что оставляет.

Оставляет ветка плод,

Оставляет пчёлка мёд,

Нивы – золото зерна,

Золотой янтарь – сосна ,

Лозы – пряное питьё,

Овцы – тонкое руно,

Оставляет человек

Имя доброе навек.

                           О. Дриз.

  1.               Устали?  Сделаем небольшую разрядку?

              Итак, узнаем ли мы бабушек, героинь произведений русской литературы?

              Вы с ними встречались на страницах художественных произведений.

              Монолога ответ требует.

Кто автор этого отрывка?

Из какого произведения?

Чья это бабушка?

             Накануне группа ребят помогала мне в подготовке этого фрагмента урока.

  1. Послушаем их. Включились.
  1. Макарова – какая бабушка получилась у Ольги?
  2. Скворцова – какую бабушку увидели, когда… - А какой вы её ещё знаете?

 –  Узнаете ли эту бабушку ?

  1. Строчёнов А.

 

  1. Ваша оценка чтения. Какие вы слушатели? На чьей стороне ваши симпатии?

  1. Развитие речи. Написание творческих работ.

Бабушки…

            По-своему любящая внука бабушка Михаила Лермонтова,

            Сильная по духу, умная, ласковая бабушка Максима Горького

             По-деревенски проста, заботлива, добра, жалостлива и строга бабушка Виктора Астафьева

             Ворчлива, надоедлива, как кажется Дениске, любящая его бабушка Дениски  Кораблева, героя рассказов Виктора Драгунского

             А моя бабушка?

Вам слово.

/Предлагаемые  темы на доске/.

Итак, творим, сочиняем.

Диалог.

  • Серёж,  иди поешь! – окликнула меня бабушка.
  • Я не хочу, ба.
  • Ну, хоть чуть-чуть, - уже с мольбой произнесла она.
  • Ну, я же два часа тому назад ел,- протянул ей.
  • Так ведь исхудаешь. Останутся кости да кожа. Будешь как кощей. Приедешь домой, мать не узнает.
  • Сказал не буду, значит не буду, - резко отрубил я.
  • А может съешь хоть капельку, а то…
  • Хватит его заставлять, не хочет пусть не ест, - вмешался дед, - захочет поесть, поест.
  • Ну, ладно. Только чтоб через час был дома, как штык.
  • Хорошо! – крикнул я бабушке. Убегая, подумал: - Если на часок задержусь, пожалуй, мне ничего не будет. А если что, дед поможет. А какая же бабушка всё – таки ворчунья. Хотя, что со стариков взять. Бабушка и есть бабушка.

                                                                    Варнаков Сергей.

Моя бабушка.

         Я очень люблю свою бабушку. Она может и поругать и пожалеть. Со всеми вопросами я обращаюсь к своей бабушке.

        Придешь с улицы и слышишь « Ну вот опять ноги промочила».  Но я не обижаюсь, ведь она моя бабушка. Ведь она ворчит жалеючи.

                                                                       Озорнова М.

Дорогая бабушка.

Ты одна на свете.

Не один тебя люблю

Со мною твои дети.

Все мы любим тебя

В том числе и я.

                                      Пекарев С.

День рождения.

Дорогая бабушка,

Милая моя,

Несмотря на невзгоды

Ты люби меня.

Ваше день рождение –

Это юбилей.

Навари варенье,

Пригласи друзей.

За всю жизнь у бабушки

Не считать трудов

Сегодня исполняется ей 70 годов.

Обо мне заботится.

Бабушка моя

И считает годы,

Ото дня до дня

Дорогая бабушка

Надо не тужить

Дорогая  бабушка,

Век тебе прожить.               Журавлев В.

Бабушка…

           Не знаю, кто про что пишет. А у меня ни одной бабушки. Я помню бабушку, когда озорничал, она, словно ангел меня поучала.

           Я помню, когда тихим вечером я  сидел и слушал  её про мои шалости и тогда я всё куда-то торопился, мне не удавалось послушать её.

          Ах, как я жалею, что её сейчас нет. Бабушка… мне не хватает её радости, её ласки, её рассказов.

                                                                             Строчёнов.

«А бабушки больше нет…»

           Вечер. Сижу на диване и думаю. Когда придёт бабушка, я ей расскажу, какие оценки получила за эту неделю, какие мероприятия мы проводили на этой недели и многое другое. Она будет гордиться  мной и скажет: « Какая ты у меня хорошая.»

          Но вдруг я очнулась и подумала : « А бабушки  больше нет…»

                                                                              Худякова.

Дорогая бабушка.

У  тебя сегодня день рождения

Как хотела б я тебя обнять

У тебя за все прошу прощенье

И хочу тебя  я в этот день понять

Дорогая, милая бабуля!

Чтобы ты хотела в этот день?

У меня тебе такой подарок

Белая, пушистая сирень.

Много бабушек на белом свете

У меня единственная ты.

Есть в твоей душе воспоминанья,

Но и есть в твоей душе мечты.

                                                                                 Зорина Н.

        

Если бы я была бабушкой.

Если бы я была бабушкой, то…

Во-первых, никогда не вмешивалась в разговоры внуков.

Во-вторых, разрешала гулять  дотемна.

В-третьих….

        Нет, все-таки если подумать, то бабушка делает все правильно. Вмешиваться в разговоры внуков…. То моя бабушка перебила меня только один раз. Гулять – так гулять бабушка не разрешает, наверное, от того, что любит и волнуется…

                                                                            Макарова  О.

           Итак, как понять бабушек?

           Доброго вам взаимопонимания с бабушками, дедушками, нашими стариками.

           Если наш разговор сегодня  на уроке поможет вам в этом, я буду очень рада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах

В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...

Лингвопоэтический анализ художественного текста на уроках словесности на примере стихотворения Б.Л.Пастернака "Рождественская звезда"

Изучение родного языка во взаимосвязи с культурой народа – его носителя – ведущий принцип лингвокультурологической концепции обучения языку, предполагающей не только лингвистическую, языковую и коммун...

Урок словесности Тема «Содружество искусств» (произведения скульптуры в лирике Пушкина)

На уроке рассматривается отношение А.С.Пушкина к   пластическим видам искусства (живописи, скульптуре)....

Урок словесности в 11 классе «Бессоюзные сложные предложения в художественном тексте»

На уроке словесности 11-классники знакомятся со стилистической функцией бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Лингвистический анализ на уровне синтаксиса фрагментов рассказа И....

Открытый урок словесности с применением ИКТ в 10 классе (РМО)

Открытый урок словесности с применением ИКТ в 10 классе (РМО). /Доступный всем файл/ Музыка и видео добавляются по желанию учителя....

Уроки словесности.Конспект урока в 9 классе "Экспрессивные возможности СПП в тексте"

Интегрированный урок - урок словесности для обучающихся 9 класса. Возможно использование в 10-11 классах, а также в контексте элективных курсов по русскому языку....

Статья. Уроки словесности - уроки культуры и нравственности.

Статья посвящена роли учителя-словесника в формировании и воспитании молодого поколения на уроках русского языка и литературы....