тест по фигурам и тропам для 10 класса
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Татьяна Ивановна Желтышева

тест по фигурам и тропам  для 10 класса (подготовка к ЕГЭ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

      Вариант2

1. В каком случае дано неправильное определение фигуры?

      A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
      Б)Эпифора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в начале строк, строф или предложений.
      В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
      Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

2. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд».

      А) метафора  
      Б) перифраз  
      В) гипербола  
      Г) литота

3. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия).

      А) метафора    
      Б) перифраз    
      В) метонимия
      Г) олицетворение

4. Укажите, какая фигура речи используется в выражении М. Горького «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный».

      А) метонимия    
      Б) сравнение     
      В) антитеза
      Г) оксюморон

5. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид...».

      А) анафора 
      Б) эпифора 
      В) инверсия
      Г) оксюморон

6. Прочитайте текст. Выполните задание к нему.

      Она была настоящей красавицей в белоснежном пушистом платье с небольшими складками-сугробами. Глаза у нее синие, а лицо румяное. Днем на ней искрится изморозь, а ночью отражаются далекие звезды. Когда люди встречаются с ней в погожую пору, она добрая и ласковая. Но случается, что рассердится, и давай хлестать по щекам, сыпать за ворот колючие снежинки.
      Завьюжит так, что света белого не видно. А кому пожалуешься? Никому. Ведь это своя, родная зима-чародейка. (По С. Ларину)

 Какой вариант правильно отражает имеющиеся в тексте лексические средства изобразительности?

      А) метафора, олицетворение, сравнение, синекдоха
      Б) метафора, олицетворение, эпитеты, антонимы
      В) метафора, эпитеты, литота, перифраз
      Г) сравнение, эпитеты, синонимы, антонимы

7. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:

      Все небо было усыпано ясными холодными звездами, светился, как серебро, Млечный Путь. (А. К. Толстой)
      А) эпитет                                                 Д) олицетворение
      Б) метафора                                             Е) метонимия
      В) оксюморон                                         Ж) сравнение
      Г) перифраз
8. 
Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:

      Речь старика течет ровно и плавно, в голосе его звучит холодная энергия, и под мохнатыми бровями сверкают острые, как гвозди, серые глаза. (М. Горький)
      A) эпитет               Д) оксюморон
      Б) метафора             Е) перифраз
      В) метонимия       Ж) сравнение

      Г) антитеза             З) парцелляция
     

9. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующих строках А. С. Пушкина:

Куда, куда вы удалились, 
Весны моей златые дни? 
Что день грядущий мне готовит? 
Его мой взор напрасно ловит, 
В глубокой мгле таится он.

      A) эпитет                                Е) анафора
      Б) метафора                         Ж) метонимия 
      В) олицетворение                  З) оксюморон  
      Г) сравнение                             И) перифраз 
      Д) риторический вопрос               К) парцелляция   
       Л) стилистически окрашенная лексика
      М) экспрессивный повтор

10. Отметьте все средства выразительности, которые используются в тексте:

      Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру. Наконец, вырвалось и засверкало над огромной землей еще горячей и ярче. (А. П. Гайдар)
      A) эпитет
      Б) метафора
      В) сравнение
      Г) метонимия
      Д) олицетворение
      Е) неполные предложения
      Ж) антонимы
      З) инверсия
      И) ряды однородных членов

11. Прочитайте фрагменты рецензий, составленных на основе предлагаемых текстов. В данных фрагментах рассматриваются языковые особенности текстов. Некоторые термины, использованные в рецензиях, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

      (1) Вечер. И вода, и небо, и ветер — как свинец...
      (2) И ночью — буря. (3) Небо звездно, в небе Большая Медведица и Полярная звезда, но под небом все сошло с угла. (4) Домищи волн лезут на корабль, пенятся, гремят, ревут ветром, бьют через борты, влезают на нос и корму, друг на друга, на небо; ветер рвет пену, и она несется над водой, над кораблем, к звездам. (5) Мрак черен. (6) Весь корабль завинчен, заклепан, завязан. (7) И, конечно, тут, в бурю, в страданиях, у корабля возникает душа, злая душа, враждебная человеку, ибо весь корабль, дрожащий, мечущийся, злой — каждой своей стальной частью — столковывается с морем, с морским чертом, чтобы выкинуть, отдать морю людей, скинуть их с себя — их и их вещи; по кораблю нельзя ходить, можно только ползать, держась за тросы, вместе с тросами взлетая над водой, вместе с тросами исчезая в воду... (Б. А. Пильняк)

      Текст Б. А. Пильняка чрезвычайно интересен, красочен и богат средствами языковой выразительности. Изображая природные стихии, их силу и мощь, автор использует ___ («и вода, и небо, и ветер — как свинец»), ______ («домищи волн лезут, ревут»), а также ряды ________ («влезают на нос и корму, друг на друга, на небо»), которые создают прием ________. Много в тексте ________ («мрак черен», «злая душа», «корабль, дрожащий, мечущийся, злой»). Динамический характер тексту придает использование большого числа ______, которые показывают быструю смену действий, разнообразие и стремительность происходящих событий. В данном отрывке это морфологическое средство является одним из наиболее значимых.

      Список терминов:
      1) метафора                                                     8) инверсия
      2) фразеологизм                                             9) эпитеты
      3) эпитет                                                         10) сравнительный оборот
      4) синтаксический параллелизм                   11) суффиксы субъективной оценки
      5) градация                                                     12) глаголы
     6) метонимия                                                  13) однородные члены
      7) гипербола                                   14) неполные предложения      15) конструкции разговорного синтаксиса

Вариант1

 Тестовые задания

1. В каком случае дано неправильное определение тропа?

      A) Метафора — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
      Б) Метонимия — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений.
      В) Олицетворение — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо.

Г) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений

2. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади».

      А) метафора  
      Б) синекдоха  
      В) эпитет  
      Г) метонимия

3. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки».

      А) метафора  
      Б) сравнение  
      В) гипербола  
      Г) литота

4. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».

      А) градация 
      Б) инверсия 
      В) оксюморон
      Г) антитеза

5. Укажите, какая фигура речи используется в строках М. Ю. Лермонтова «Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в краю родном?».

      А) градация 
      Б) оксюморон 
      В) синтаксический параллелизм
      Г) антитеза

6. Прочитайте текст. Выполните задание  к нему.

      Она была настоящей красавицей в белоснежном пушистом платье с небольшими складками-сугробами. Глаза у нее синие, а лицо румяное. Днем на ней искрится изморозь, а ночью отражаются далекие звезды. Когда люди встречаются с ней в погожую пору, она добрая и ласковая. Но случается, что рассердится, и давай хлестать по щекам, сыпать за ворот колючие снежинки.
      Завьюжит так, что света белого не видно. А кому пожалуешься? Никому. Ведь это своя, родная зима-чародейка. (По С. Ларину)
) Какой вариант правильно отражает имеющиеся в тексте лексические средства изобразительности?

      А) метафора, олицетворение, сравнение, синекдоха
      Б) метафора, олицетворение, эпитеты, антонимы
      В) метафора, эпитеты, литота, перифраз
      Г) сравнение, эпитеты, синонимы, антонимы

7. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующих строках А. С. Пушкина:

Все в таинственном молчанье; 
Холм оделся темнотой; 
Ходит в облачном сиянье 
Полумесяц молодой.

      A) эпитет 
      Б) метафора 
      В) олицетворение    
      Г) метонимия
      Д) оксюморон
      Е) перифраз
      Ж) сравнение
      З) инверсия

8. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем тексте К. Г. Паустовского:

      Ночью сквозь шорох дождя пароход прокричал четыре раза... Пар хрипло рвался из пароходной трубы... Утром из заспанных и бесконечных вод встало воспаленное солнце, мрачно загорелись под ним стекла капитанской рубки.
      A) эпитет 
      Б) метафора 
      В) олицетворение 
      Г) метонимия
      Д) оксюморон
      Е) перифраз
      Ж) сравнение 
      З) инверсия

9. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем тексте:

      Я не знаю: как назвать томительный свет белой ночи? Загадочным? Или магическим? Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра. (К. Г. Паустовский)
      A) эпитет                             Г) сравнение
      Б) метафора                       Д) парцелляция
      В) метонимия                    Е) повтор
      Ж) именительный темы
    З) ряды однородных членов

10. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:

      Сердце русского писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны. (М. Горький)
      А) эпитет                    Д) синекдоха
      Б) метонимия             Е) гипербола
      В) метафора               Ж) параллелизм
      Г) сравнение             З) экспрессивный повтор

     11. Прочитайте фрагменты рецензий, составленных на основе предлагаемых текстов. В данных фрагментах рассматриваются языковые особенности текстов. Некоторые термины, использованные в рецензиях, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка

      (1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства...»?
      (5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
      (7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)

      Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5).

      Список терминов:
      1) метафора                              7) гипербола
      2) фразеологизм                        8) инверсия
     3) ключевые слова                         6) цитация
    4) синтаксический параллелизм            5) риторический вопрос
      9) эпитеты                                           10) сравнительный оборот
      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр "Стилистические фигуры и тропы". (В-8 ЕГЭ)

Данный ресурс поможет повторить стилистические фигуры и тропы (Подготовка к ЕГЭ и ГИА)...

Тест для повторения раздела Геометрические фигуры за курс 5 класса

Тест адресован учащимся 6 класса для повторения раздела Геометрические фигуры за курс 5 класса....

Фигурами до тропами

Цель: показать роль тропов в текстах художественного и публицистического стилей....

Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы

Презентации по теме "Средства выразительности в языке"...

Разработка урока "Стилистические фигуры и тропы"

Тема урока: Виды тропов и стилистических фигур.Тип урока: урок формирования умений и навыков.Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска Smart Board (10 версия),  презентация к уроку в...

Речевые фигуры и тропы

Дидактический материал...