Презентация. Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы
презентация к уроку по литературе (10, 11 класс)

Чурсина Алевтина Александровна

Презентация для урока поэтики в 10-11 классах

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы

Слайд 2

Одним из способов «оживления» слова является использование разного рода тропов (от греч. ’ tropos — оборот) и стилистических фигур, которые помогают добиваться особого эффекта выразительности. В отличие от стилистических фигур, тропы строятся на преобразовании единиц языка, на переносном смысле слов, однако в ряде случаев это разделение художественных средств условно. Одним из самых распространенных изобразительно-выразительных средств языка является сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов (в широком смысле слова). Изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, при этом, как правило, используются сравнительные конструкции со словами «как», «будто», «словно» и др .

Слайд 3

Сравнение лежит в основе других видов тропов. Скрытым сравнением является метафора (греч . mataphora — перенесение): при ее построении слова «как», «будто», «словно» опущены (но подразумеваются), а свойства одного предмета переносятся на другой. Таким образом предмет или явление получают чужое имя на основании сходства, ассоциации. Существуют две основные разновидности метафор: овеществление и олицетворение . В первом случае происходит перенос черт неодушевленного предмета на человека, как это делает В. В. Маяковский в стихотворении «Надоело», обличающем пошлый мир обывательщины: Глядишь и не знаешь: ест или не ест он. Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он. Два аршина безлицого розоватого теста: хоть бы метка была в уголочке вышита.

Слайд 4

Во втором случае человеческие черты (или черты другого живого существа) приписываются неодушевленным предметам или явлениям. Так, А. А. Блок , описывая весенние цветы, замечает: Золотистые лица купальниц. Их стебель влажен. Это вышли молчальницы Поступью важной В лесные душистые скважины.

Слайд 5

Характеризуя метафору, стоит учитывать и другую классификацию, выделяющую глагольные («вышли молчальницы») и вещественные метафоры («лица купальниц»), а также метафорический эпитет («поступью важной»). Если метафорическое выражение раскрывается на протяжении большого фрагмента произведения или в пределах целого текста, говорят о распространенной метафоре , которую мы встречаем, например, в «Чаше жизни» М. Ю. Лермонтова или в «Фонтане» Ф. И. Тютчева. Порой художник придает метафорическому выражению прямое значение, используя реализованную метафору . Классическим примером является стихотворение В. В. Маяковского «Прозаседавшиеся», в котором поэт описывает, как заседают «людей половины». Так очертания реальности получает бытовая метафора «разорваться на части». При характеристике метафоры следует обращать внимание и на степень ее оригинальности, отличая общеупотребительные , «стертые», примелькавшиеся метафоры, не придающие речи выразительности (например, «месяц висит», «золотые руки»), от индивидуально-авторских, самобытных (вспомним яркие образы, созданные С. А. Есениным: «Спит черемуха в белой накидке», «Вяжет взбалмошная луна / На полу кружевные узоры »).

Слайд 6

Другим распространенным видом тропа является эпитет (греч. epitheton — приложение) — образное определение какого-либо лица, предмета, явления. Чаще эпитет выражен прилагательным. Различаются эпитеты цветовые («желтеющая нива»), оценочные («смутный сон», «таинственная сага», «мирный край»); метафорические («свежий лес», «тень сладостная»); постоянные эпитеты, распространенные в фольклоре (для них характерна простота и неизменность: «дорога дальняя», «девица красная», «ворон черный», «небо синее»), В отличие от постоянного эпитета, в индивидуальном эпитете проявляется авторское отношение к изображаемому, указывается на одно из свойств предмета .

Слайд 7

Если слово в контексте приобретает противоположное значение (например, похвала воспринимается как укоризна, указание на порядочность свидетельствует о бессовестности), то можно говорить об иронии (греч , eironeia — притворство, насмешка). Мастером построения ироничного высказывания был Н. А. Некрасов, который, используя одическую форму, обличал негодяя: «Украшают тебя добродетели. / До которых другим далеко... / И — беру небеса во свидетели — / Уважаю тебя глубоко...» Возможны и другого рода переносы смысла. Художник может заменить одно слово другим, имеющим с ним причинную связь, т. е. использовать метонимию (греч , metonymia — переименование). Так, в «Евгении Онегине», описывая читательские предпочтения героя, Пушкин заметит: «Однако ж несколько творений / Он из опалы исключил: / Певца Гяура и Жуана / Да с ним еще два-три романа». (Имя Байрона легко восстанавливается по упоминанию героев его произведений .) Возможна замена слова или словосочетания описательным оборотом, как это делает А. С. Пушкин в знаменитых строках: «Улыбкой ясною природа / Сквозь сон встречает утро года...» (в этом случае мы говорим о перифразе , что буквально означает пересказ). Разновидностью метонимии является синекдоха (греч , synekdoche — соотнесение): целое выявляется через свою часть («Прощай, немытая Россия, / Страна рабов, страна господ, / И вы, мундиры голубые ...»).

Слайд 8

В число изобразительно-выразительных средств языка входят стилистические фигуры . Параллелизм (от греч, parallelos — идущий рядом) — композиционный прием, характерный, прежде всего, для поэзии. О его использовании можно говорить, если наблюдается сходное расположение элементов текста, которые соотнесены по смыслу и создают единый поэтический образ. Самой распространенной разновидностью является прямой параллелизм . В качестве примера: Пела , пела пташечка И затихла; Знало сердце радости И забыло. Что , певунья-пташечка, Замолчала ? Как ты, сердце, сведалось С черным горем?

Слайд 9

При отрицательном параллелизме первый член параллели дается с частицей «не». Этот прием особенно характерен для народной поэзии. Вспомним начало знаменитой «Лучинушки»: «То не ветер ветку клонит, / Не дубравушка шумит, / То мое сердечко стонет, / Как осенний лист дрожит ». К стилистическим фигурам относится и антитеза ( грен , anti+thesis — противоположение) — резкое противопоставление образов, понятий, положений и т. д. Если контраст может быть неявным, намеренно скрытым, уходящим в подтекст, то антитеза всегда реализует себя непосредственно в тексте произведения, как это происходит во второй строфе лермонтовского стихотворения «1831-го июня 11 дня», где поэт описывает таинственный процесс творчества : Как часто силой мысли в краткий час Я жил века и жизнию иной И о земле позабывал. Не раз, Встревоженный печальною мечтой, Я плакал; но все образы мои, Предметы мнимой злобы иль любви, Не походили на существ земных, О нет! Все было ад иль небо в них .

Слайд 10

« Час» и «века», «злоба» и «любовь», «ад» и «рай» — эти пары противоположных по смыслу слов передают крайнее душевное напряжение героя, сопричастность некой тайне. Поэт создает неожиданный образ, соединяя, казалось бы, несоединимое: «печальная мечта» (сравните с еще более парадоксальным словосочетанием из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Раскольников называет свой замысел убийства «безобразной мечтой»). Именно так строится оксюморон ( греч. oxymoron — остроумно-глупое) — сжатая парадоксально звучащая антитеза. В творчестве М. Ю. Лермонтова найдем немало примеров такого сочетания контрастных по значению слов: «отрава поцелуя», «нарядная печаль», «грешная молитва ». Целый ряд стилистических фигур связан с особенностями синтаксического строения художественного текста: обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии и др. Инверсия (от лат. inversio — перестановка) — изменение обычного порядка слов с целью выделить какое-то слово, придать фразе особую выразительность. В. А. Жуковский в знаменитой элегии «Сельское кладбище» с помощью инверсии передает своеобразный ритмический рисунок речи : Под кровом черных сосн и вязов наклоненных, Которые окрест развесившись стоят, Здесь праотцы села, в гробах уединенных Навеки затворясь , сном непробудным спят.

Слайд 11

К особенностям синтаксиса художественной речи относится бессоюзие (убавление), при котором союзы намеренно опущены, вследствие чего речь приобретает сжатость, компактность. Так построен первый катрен стихотворения К. Д. Бальмонта « Безглагольность »: Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали . Противоположным стилистическим приемом является многосоюзие , которое предполагает связь слов посредством одного и того же союза. Финальная строфа того же стихотворения К. Д. Бальмонта : Как будто душа о желанном просила, И сделали ей незаслуженно больно. И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Слайд 12

Благодаря многосоюзию, а также повтору слов создается своеобразный «рыдающий» ритм, возникает эффект эмоциональной напряженности поэтической фразы. Повтор слов, словосочетаний, целых фрагментов текста завораживает, рождает мелодию стиха. Повторение слова или словосочетания в начале стихотворных строк называется анафоро й { греч, anaphora — вынесение вверх). В есенинском стихотворении «Пускай ты выпита другим...» анафорический повтор усиливает трагическую ноту, идя вразрез со смыслом, лежащим на поверхности: Теперь со многим я мирюсь Без принужденья, без утраты. Иною кажется мне Русь, Иными — кладбища и хаты.

Слайд 13

Противоположна анафоре эпифора (греч , epiphora — добавка) — повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания. В строках из «Письма к женщине» мы находим тот же, очевидно, важный для поэтики Есенина повтор, но уже в другой позиции: Теперь года прошли. Я в возрасте ином. И чувствую и мыслю по-иному. Тема иного мира, сломавшего старый привычный быт, запечатлевается и в рефрене этой маленькой поэмы Есенина. Не знали вы, Что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму — Куда несет нас рок событий

Слайд 14

Рефрены и лейтмотивы (нем . Leitmotiv — ведущий мотив) относятся к особенностям есенинской поэтики в целом. (Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать поэмы «Пугачев» или «Черный человек».) Помимо повторов художник может использовать обращения, риторические вопросы , не предполагающие прямых ответов, восклицания . За примерами обратимся к первым строкам пушкинских стихотворений: «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Зима. Что делать нам в деревне?..», «Какая ночь! Мороз трескучий...». Комментируя язык художественного произведения, нужно обращать внимание и на длину фразы и на использование особых синтаксических конструкций (например, безличных или назывных предложений). Интересно в этом отношении начало стихотворения К. Д. Бальмонта «Челн томленья»: «Вечер. Взморье. Вздохи ветра. / Величавый возглас волн».

Слайд 15

В целях усиления художественного впечатления используется гипербола (греч. hyperbole — преувеличение) — стилистическая фигура усиления (преувеличение свойств изображаемого предмета или явления может быть количественным, но может относиться и к характеру героя). За примерами обратимся к творчеству Н. В. Гоголя, поскольку гипербола относится к особенностям гоголевской поэтики. Вспомним выразительную деталь в описании гостиницы, в которой остановился Чичиков: подушки, набитые «чем-то чрезвычайно похожим на кирпич и булыжник», олицетворяющие сомнительный комфорт гостиницы, в которой остановился Чичиков. Преувеличение может быть доведено до фантастических размеров, в этом случае говорят о гротеске ( франц. grotesque — причудливый), т. е. о своеобразном стиле в искусстве, подчеркивающем искажения норм действительности. Гротескный стиль характерен для прозы М. Е. Салтыкова-Щедрина. Приведем лишь несколько гротескных характеристик градоначальников из «Истории одного города»: «Баклан, Иван Матвеевич, бригадир. Был роста трех аршин и трех вершков и кичился тем, что происходит по прямой линии от Ивана Великого (известная в Москве колокольня ). Противоположная гиперболе стилистическая фигура — литота (от греч. litotes — простота). О ней можно говорить, когда явно преуменьшаются величина, сила, значение изображаемого. Пример «обратной гиперболы» находим в реплике подхалима Молчалина, расхваливающего в угоду Хлёстовой ее собаку: «Ваш шпиц, прелестный шпиц, / Не более наперстка». Некоторые исследователи относят гиперболу и литоту не к стилистическим фигурам, а к тропам.

Слайд 16

Вопросы и задания 1. Определите, какие виды тропов и какие стилистические фигуры использованы в приведенных строках . 1 ) «Холодной буквой трудно объяснить / Боренье дум...» {М. Ю. Лермонтов) 2) «Изба-старуха челюстью порога / Жует пахучий мякиш тишины». (С. А. Есенин) 3) «Тучи, как волосы, встали дыбом / Над дымной, бледной Невой». (Б. Л. Пастернак) 4) «Здесь Пушкина изгнанье началось / И Лермонтова кончилось изгнанье». (А. А. Ахматова) 5) «Ужель меня несчастней нету / И нет виновнее его». (М. Ю. Лермонтов) 6) «Как труп, бессилен небосклон, / Земли — как уличенный тать». (П. С. Гумилев) 7) «Упразднен ум, и мысль осиротела». (Ф. И. Тютчев) 8) «...Душу вытащу, / растопчу, чтоб большая! — / и окровавленную дам как знамя». (В. В. Маяковский) 9) «А ночь! Небесные силы! какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!..» (//. В. Гоголь) 10) « Автоменодоны наши бойки, /Неутомимы наши тройки...» (А. С. Пушкин)

Слайд 17

11 ) «Ржет дорога в жуткое пространство». (С. А. Есенин) 12) «Между тем вечер был душный и мрачный. К десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь хлынул, как водопад». (Ф. М. Достоевский) 13) «Дубровы пышные, где ваше одеянье? / Где ваши прелести, о холмы и поля...» ( Н. И. Гнедич ) 14) «Вдоль прохладной дороги, меж лилий, / Однозвучно запели ручьи, / Сладкой песнью меня оглушили, / Взяли душу мою соловьи». (А. А. Блок) 15 ) «Заря восточный свой алтарь / Зажгла прозрачными огнями». (А. А. Фет) 16) «Зови надежду — сновиденьем, / Неправду — истиной зови...» (М. Ю. Лермонтов) 17) «Угрюмый дождь скосил глаза», (в. В. Маяковский) 18) «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...» (Ф. М. Достоевский) 19) «Но красоты их безобразной / я скоро таинство постиг». (М. Ю. Лермонтов) 20) «Не удалось им на осиновый шест / Водрузить головы моей парус». (С. А. Есенин) 21) «Когда, с угрозами, и слезы на глазах, / Мой проклиная век, утраченный в пирах, / Она меня гнала...» (А. С. Пушкин) 22) «Воздух дождиком частым сечется. / Поседев, шелудивеет лед». {Б. Л. Пастернак) 23) «Рассудку вопреки, наперекор стихиям». (А. С. Грибоедов) 24) «Легкий, легкий ветерок, / Что так сладко, тихо веешь? / Что играешь, что светлеешь, / Очарованный поток?» ( В . А. Жуковский)

Слайд 18

25) «Толпа — пестрошерстая быстрая кошка — / плыла, изгибаясь, дверями влекома ». ( В. В. Маяковский) 26) «Деревья и кусты смешались в мрачную массу; в двух шагах ничего не было видно; только беловатой полосой змеились песчаные дорожки». (И. А. Гончаров) 27) «Мой друг! Я видел море зла / И неба мстительного кары». (К. Н. Батюшков)

Слайд 19

2 . Проанализируйте фрагменты произведений с точки зрения использования в них изобразительно-выразительных средств языка . Он входит, медлит, отступает — И вдруг упал к ее ногам. Она... Теперь с их позволенья, Прошу я петербургских дам Представить ужас пробужденья Натальи Павловны моей... (А. С. Пушкин. Граф Нулин)

Слайд 20

... Иль скажет сын, что сердце у меня обросло мхом, Что я не знал желаний, что меня И совесть никогда не грызла, совесть, Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть, Незваный гость, докучный собеседник, Заимодавец грубый, эта ведьма, От коей меркнет месяц и могилы Смущаются и мертвых высылают?.. (А. С. Пушкин. Скупой рыцарь )

Слайд 21

А если я помру? Ты слышишь, дедушка? Помру я? Ты сядешь или нет в вагон, Чтобы присутствовать На свадьбе похорон И спеть в последнюю Печаль мне «аллилуйя»? (С. А. Есенин. Письмо деду ) И сады, и пруды, и ограды, И кипящее белыми воплями Мирозданье — лишь страсти разряды, Человеческим сердцем накопленной. (Б. Л. Пастернак. Определение творчества)

Слайд 22

Я знаю, знаю. Скоро, скоро Ни по моей, ни чьей вине Под низким траурным забором Лежать придется так же мне. (С. А. Есенин. «Гори, звезда моя, не падай ...») В моей стране — ни зги, ни лет, ни весен, Ни дней, ни зорь, ни голубых ночей. Там круглый год владычествует осень, Там серый свет бессолнечных лучей. (В. Ф. Ходасевич. В моей стране)

Слайд 23

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ ДОМА 1. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства, использованные поэтами в приведенных ниже стихотворениях. Напишите соответствующий комментарий к одному из стихотворений. А. С. Пушкин. ТРИ КЛЮЧА М . Ю. Лермонтов. МОЛИТВА К . Д. Бальмонт. ИНДИЙСКИЙ МОТИВ Н . С. Гумилев. Сердце радостно, сердце крылато . О . Э. Мандельштам. Мне холодно. Прозрачная весна…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр "Стилистические фигуры и тропы". (В-8 ЕГЭ)

Данный ресурс поможет повторить стилистические фигуры и тропы (Подготовка к ЕГЭ и ГИА)...

Презентация "Средства выразительности текста"

Данная презентация  разработана мною для эффективной подготовки выпускников к ЕГЭ при выполнении задания типа В...

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА. ВИДЫ ТРОПОВ.

Как работать с терминами?  Материал может быть полезен при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.....

Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы

Презентации по теме "Средства выразительности в языке"...

Разработка урока "Стилистические фигуры и тропы"

Тема урока: Виды тропов и стилистических фигур.Тип урока: урок формирования умений и навыков.Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска Smart Board (10 версия),  презентация к уроку в...

Презентация "Средства выразительности"

Средства выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение), 5 класс...

Презентация "Средства выразительности"

Презентация направлена на отработку средств выразительности, используемых в задании 26 ЕГЭ по русскому языку....