Обобщающий урок по теме «Имя существительное.»
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему
закрепление ранее полученных знаний по теме: «Имя существительное»;
формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения;
формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_uroka.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи урока:
- обучающая: закрепление ранее полученных знаний по теме: «Имя существительное»;
- развивающая: формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения;
- воспитательная: формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи.
Оборудование: сигнальные карты, презентация, проектор, тестовые задания.
Материал: учебник русского языка за Vкласс (автор Л.З. Шакирова).
Ход урока.
- Организационный момент.
Слайд №1
- II. Вступительная часть. Приветствие
Учитель: - Здравствуйте, ребята.. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом.
Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие в страну Морфология. Но чтобы попасть в эту страну нужно найти ключ от ворот. Ключом будет задание: на экране записаны слова, выберите только имена существительные.
Слайд №2
День, веселый, дневной, веселье, веселиться, парта, дедушка.
Учитель: Как вы определили, что эти слова относятся к имени существительному? (Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?)
Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям учёных, существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов.
(Слайд Пешковский)
Замечательный лингвист А.М.Пешковский писал: «Категория существительного имеет огромное значение для нашей мысли. Без неё невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует»
Действительно, почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
III. Актуализация прежних знаний.
Учитель: Сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета, а вы в процессе прослушивания подумайте, о чём оно. (Выразительное чтение стихотворения.)
Слайд №3
Ш.-.пот, робкое д…ханье,
Трели сол...вья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет н...чной, ночные т…ни,
Тени без конца,
Ря... волшебных изм...нений
Милого лица...
Беседа после прослушивания:
- Как можно озаглавить отрывок? («Ночь», «Ночные звуки и краски»...)
- Какова основная мысль стихотворения? (Поэт показал изменчивость природы, красоту ночного пейзажа.)
- А что вас удивило в этом стихотворении? Что показалось интересным? (Много существительных.)
- А давайте прочитаем и сосчитаем, сколько существительных в данном отрывке? (14.)
Правильно, а как вы узнали, что это существительные? Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?)
- Надеюсь, вы уже догадались, в какой город страны «Морфология» мы совершим путешествие, о чём будем говорить сегодня на уроке? (Об
именах существительных.)
Учитель: - Что изучает морфология? (Морфология – это раздел грамматики, изучающий слова как часть речи.)
- Сколько в русском языке частей речи. (10)
Слайд №4 (Таблица 143 стр.)
Учитель:- А теперь откройте тетради и напишите сегодняшнее число.
- Вернёмся к стихотворению. (Слайд №5) На что ещё вы должны обратить внимание в этом стихотворении? (Есть пропущенные буквы.)
- Словарно-орфографическая работа.
Учитель:- Итак, задание: перепишите слова, в которых пропущены буквы и объясните свой выбор.
Слайд №6
Учитель:- Ребята, узнали ли вы этих сказочных героев? (Из сказки «Маша и Медведь»)
Слайд №7
Учитель:- Да, правильно. Сегодня они нам помогут раскрыть одно дело — «Дело о пропавших признаках имён существительных».
Слайд №8
Слайд №9
IV.Основная часть. Морфологические признаки имён существительных.
Учитель. Перед вами слова, определите род имен существительных.
Слайд № 10.
(Папа, мама, дедушка, бабуля, сестра, малыш, поле, братик, озеро, тетрадь, дочь, дядя, солнце, конь, земля.)
Учитель:- Как вы думаете по какому общему признаку можем распределять данные существительные по группам? (Эти существительные можем распределять по родам)
- Как вы думаете, какого рода эти существительные? Какими словами подсказками можно воспользоваться?
Женский род запомню я
И скажу: «Она — моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он — мой».
Средний род —оно, мое!
Это правило твое!
(Работа в тетрадях)
Учитель:- Давайте проверим род существительных.
(Учащиеся распределяют существительные по родам)
Учитель:- Итак, какой общий грамматический признак для данных групп существительных? (Категория рода.)
2.Одушевлённые и неодушевленные имена существительные. Учитель:- Перед вами слова.Слайд № 11 Как вы думаете, по какому общему признаку можно распределить по группам данные существительные? (По категории одушевленности-неодушевленности.)
- (Устная проверка)
(Работа с сигнальными картами.)
Учитель: - У вас есть сигнальные карточки двух цветов: синие и красные. Я буду читать предложения, а вы должны найти существительные и поднимать карточки. Если считаете, что данное существительное обозначает одушевленный предмет, то поднимайте синюю карточку; если считаете, что обозначает неодушевленный предмет, то поднимайте красную.
Слайд № 12
Предложения.
Ветер играет. Девочка смеётся. Папа зашёл. Город спит. Бабушка приехала. Собака бегает. Солнце встаёт. Телефон зазвонил. Дождь прошёл. Тренер зашёл.
- Учитель:- Ребята, меня заинтересовало предложение: Ветер играет. Ветер может играть? (Нет.)
- Учитель:- А как называется приём в литературе, когда неживая природа «очеловечивается»? (Олицетворение.)
Учитель:- Итак, второй постоянный признак существительных—одушевленность и неодушевленность.
3. Категория падежа.
Учитель- Ребята, вы хорошо знаете одну «запоминалку»: «Иван рубит дрова, Ваня топит печь». Слайд № 13 Вспомним-ка, что мы запоминаем с помощью данного предложения? (По первым буквам слов вспоминаем названия падежей.)
Учитель:- Падеж — это постоянный морфологический признак существительного или нет (Изменяемый признак)
Учитель:- Сколько падежей в русском языке? (Шесть.)
Учитель:- Назовите все падежи с вопросами.
Слайд № 14
Задание 4. Переписать текст. Подчеркнуть и определить падеж существительных. (В тетрадях)
Учитель:- Итак, какой признак существительного мы рассмотрели? (Категорию падежа.)
- Физкультминутка.
Учитель:- А теперь давайте с вами поиграем в одну игру, за одно и отдохнем. Вспомним с вами правило о том, когда в существительных после шипящих пишется мягкий знак (ь)
Учитель:- Все встали. Если в слове есть ь—вы хлопаете руками, если нет- то топаете ногами. Внимательно смотрите на экран.
Слайд № 15
(Слова: мышь, карандаш, печь, камыш, гараж, малыш.)
4.Склонение существительных.
Учитель:- Ребята, мы выяснили, что у существительных есть 3 рода. А какой ещё признак связан с этой «тройкой»? (Склонение.)
Учитель:- Правильно, давайте вспомним о склонениях.
Все существительные имеют одно из 3-х склонений:
(Устный опрос.)
Существительные I склонения—существительные мужского и женского рода с окончанием в именительном падеже единственного числа -а, -я, например, папа, мама, семья.
Существительные II склонения - существительные мужского и среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа: нулевое окончание для мужского рода и нулевое или -о, -е для среднего рода, например, окно, голубь, стол.
Существительные III склонения — существительные женского рода, имеющие в форме именительного падежа единственного числа нулевое окончание, например, мышь, шаль, ложь.
(Слайд №16) таблица
Учитель:- Давайте просклоняем существительные по падежам и определим какому склонению относится.
Слайд №16 (Существительные)
Береза, карандаш, радость.
Учитель:- Давайте проверим по слайду.
5.Категория числа.
- Учитель:- Ребята, мы с вами нашли много признаков существительных, но это ещё не всё. Давайте подумаем, о каких признаках существительных мы еще не говорили? (О категории числа.)
- Какие числа вы знаете? (Единственное и множественное)
- Приведите примеры. (Стул -стулья)
(Слайд №17 )
Учитель:- На столе лежат карточки, где записаны существительные. Вы должны их распределить по числам. В первый столбик вы прикрепите существительные единственного числа, а во второй столбик существительные множественного числа. (Работа на доске.)
6.Нарицательные и собственные имена существительные.
Учитель. - Молодцы. Наконец, вспомним о нарицательных и собственных именах существительных. Как называется этот признак в татарском языке? Какие существительные относятся к нарицательным, а какие к собственным? Приведите примеры.
Задание. Подобрать к рисункам нарицательные и собственные существительные.
Слайд №18
Город (Казань), река (Ашыт), деревня (Нурлат), собака (Рекс), книга («Аленький цветочек»), поэт (А.С. Пушкин), кошка (Мурка) и др.
Учитель: - Ребята, вот мы справились с заданием: раскрыли «Дело а пропавших признаках имён существительных»
Учитель: А сейчас закрепим полученные знания по существительному. (Тестовые задания)
V. Итоги урока.
Учитель: Молодцы! Со всеми заданиями вы справились
Надо ли знать имя существительное? Что надо знать, чтобы уметь правильно говорить и писать? Необходимо знать правила. Но нужно ещё время от времени и повторять выученное. Недаром говорится, что «повторение – мать учения». Это мы с вами сегодня и делали.
(Ответы учащихся. Работа по кластеру.)
Выставление оценок.
V. Домашнее задание. Переписать текст, найти существительные, определить падеж и склонение.
План – конспект
открытого урока по русскому языку в 5 классе Ново Чечкабской средней школы Буинского района Республики Татарстан
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Имя существительное.»
Дата проведения: 27 февраля 2013г.
Урок провела: учительница русского языка и литературы Шарафутдинова Эндже Ильхамовна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ" 5 КЛАСС
Презентация включает материал для повторения постоянных и непостоянных признаков ссуществительного, занимательные задания, применяется с использованием интерактивной доски....
"Обобщающий урок по теме:"Имя существительное" в 5 классе
Урок обощения знаний по теме "Имя существительное" в 5 классе с использованием интерактивной доски....
Обобщающий урок по теме "Имя существительное" (урок-лабиринт)
Нестандартный урок-как одна из форм акьтвизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Преодолевая раличные "препятствия" учащиеся закрепляют материал по теме. Увлекательная фо...
Обобщающий урок по теме "Имя существительное" (урок-лабиринт)
Нестандартный урок-как одна из форм акьтвизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Преодолевая раличные "препятствия" учащиеся закрепляют материал по теме. Увлекательная фо...
Обобщающий урок по теме «Имя существительное.»
закрепление ранее полученных знаний по теме: «Имя существительное»; формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения; ...
Презентация к уроку русского языка в 5 кл. "Обобщающий урок по теме "Имя существительное"
Презентация к уроку русского языка в 5 кл. "Обобщающий урок по теме "Имя существительное" для обучающихся коррекционной школы...
Технологическая карта урока "Обобщающий урок по теме "Имя существительное"
Технологическая карта урока "Обобщающий урок по теме "Имя существительное". 6 класс...