Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
- Создание проблемной ситуации. Цель – выход на тему и цель урока.
Доска – записаны слова в транскрипции: [цырк]
[цыц]
[нацыпачках]
[малацы].
Задание: записать слова в буквенном выражении; сопоставить звучание и написание; поделиться результатами наблюдения (о: во всех словах после Ц звук Ы, буква же либо Ы, либо И).
- 1)Формулируем и записываем тему урока и вопросы, которые возникли на основе наблюдений. Определяем цели урока. Осваиваем правило.
Тема урока: «Гласные И- Ы после ц».
Возможные вопросы:
- почему в транскрипции после [ц] во всех словах [ы]?
- почему в одних словах пишется буква И, а в других – Ы?
Доска – материал для наблюдений, позволяющий подойти к ответу на первый вопрос:
внуци
русици
лисици – древнерусский язык
перець
птиця
пацюк - украинский язык
О: в современном русском языке [ц ] всегда твердый, но в древнерусском языке – это мягкий звук, что подтверждают примеры из родственного украинского языка. Со временем звук «отвердел», след. после него произносится [ы ] – причины возникновения орфограммы.
Для ответа на второй вопрос (цель урока №1 – дать ответ на этот вопрос) нужно выйти на морфемы, в которых содержится орфограмма. Работаем со словами цирк, цыц, на цыпочках, молодцы; для чистоты эксперимента подбираем аналогичные слова (циркуль, панцирь, рукавицы, огурцы и др.)
О: Ы пишется в окончании сущ., И- Ы - в корне.
2) Проверяем самостоятельно сделанные выводы по учебнику (с.35), находим дополнительную информацию (Ы также пишется в суффиксах сущ.и прилаг.; запоминаем
исключения).
- Закрепляем полученные знания.
1)выполняем.упр.74 (прокомментировать изученную орфограмму ) устно. NB! – прокомментировать и другие трудные случаи написания; выяснить значение непонятных слов).
2)задание: создать мах удобную форму записи правила (схема, опорный конспект) – Д.
3)задание: учитель озвучивает значение слова – учащиеся записывают это слово.
- государственный орган, призванный охранять безопасность граждан;
- киносъемка рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения или фильм, полученный такой съемкой;
- декоративное освещение зданий, улиц по случаю торжества;
- восторженные знаки одобрения; рукоплескания;
- систематизированное собрание каких-нибудь предметов (например, древних монет).
Ответы проверяем (слайд: полиЦИЯ, мультипликаЦИЯ, иллюминаЦИЯ, оваЦИЯ, коллеЦИЯ).
4) обращаем внимание на особенности написания данных слов; договариваемся называть их «словами на –ЦИЯ»; новую информацию заносим в самостоятельно созданный опорный конспект правила.
5) выполняем упр.75. Формат самост.продумывают и выбирают учащиеся (например, слова можно писать в два столбика (И – Ы) – удобно при проверке, можно в три (корень, суффикс, окончание)).
При проверке отмечаем закономерность – в корне всегда пишется И, слова-исключения не считаются. Почему? – новая проблемная ситуация.
- Для ответа на этот вопрос работаем с лексическими словарями.
- Наблюдаем за словами с «нашей» орфограммой в этимологическом словаре (ксерокопия страниц словаря)
Вывод 1: большинство слов с И после Ц – заимствованные или образованные на основе слов иноязычного происхождения.
- Изучаем слова в словаре иностранных слов (ксерокопия страниц словаря).
Вывод2: ни одного слова с Ы после Ц в корне!
О. Слова с И после Ц в корне – слова иноязычного происхождения.
3) Редактирование предложений с речевыми ошибками, причина которых в неуместном употреблении слов «сегодняшнего дня». Используем словарь иностранных слов. Озвучиваем причину ошибки.
Слайд.
- Над цитаделью Петропавловской крепости садилось багровое закатное солнце.
- Овчинная шубка из коричневой цигейки пришлась Нюсе впору.
- Культура и цивилизация древних майя – предмет пристального внимания ученых.
*Попутно комментируем орфограммы и пунктограмму.
4)Продолжаем работу с лексикой на основе слов циклон, цикламен, цилиндр, цикл (слайд). Вопрос: есть ли смысловая связь между этими словами, а след., можно ли предположить, каково их значение без словаря? …
Ответ: эти слова имеют общий исторический корень, поэтому, понимая смысл одного из них , можно догадаться о значении других. NB! Значение и происхождение слов проверяем по словарю.
- Подводим итоги урока: записываем ключевые слова темы – озвучиваем.
- Д.З. – правило и упр.для выполнения дома из учебника.
Бонус: 1) Есть родство между словами «цирюльник» и «хирург» (слайд);
2)Что я могу рассказать о слове «циркуль» (или «цивилизация») по след.плану:
- значение (-я) слова;
- происхождение;
- родственные слова;
- правописание слова.
Урок русского языка в 6 классе
Гласные И –Ы после Ц
Тип урока: урок получения нового знания
Цели и задачи урока
Образовательные:
- изучение новой орфограммы (совместно с учащимися определить, в каких случаях после Ц пишется И, в каких – Ы);
- попутное повторение ранее изученных орфограмм и пунктограмм;
- актуализация ранее полученных знаний по фонетике, морфемике; установление связей между различными разделами науки о языке;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- актуализация знаний, полученных при изучении темы «Лексика»;
- обращение к истории языка с целью объяснения причин возникновения данной орфограммы.
Практические:
- самостоятельная формулировка темы и целей урока;
- выбор формата задания на основе материала учебника;
- разработка опорного конспекта нового правила;
- самостоятельная работа с лексическими словарями;
- редактирование предложений с речевыми ошибками;
- создание установки на самостоятельное исследование, целью которого является выяснение значения, происхождения слова, поиск его родственных связей, взаимосвязи между происхождением и написанием .
Развивающие:
- формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся;
- совершенствование умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний;
- формирование умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
Воспитательные:
Формировать языковую культуру учащихся. Воспитывать интерес к русскому языку, умение видеть его богатство и уникальность.
-
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...