Урок-экскурсия по теме "Повторение о числительном"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Кибирева Наталья Аркадьевна

Урок повторения изученного о числительном построен по типу виртуальной экскурсии по Санкт-Петербургу.  Сведения о городе  уводят ребят в прошлое и возвращают в настоящее.Урок развивающий и обучающий, большинство заданий связаны с самостоятельной деятельностью детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ « Тюбукская СОШ №3»

Урок в форме дидактической игры

Урок-экскурсия   по русскому языку в 6 классе  с использованием ИКТ обучения.

Кибирева Н.А.

2009


Урок в форме дидактической игры.

Тема: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное» в 6 классе.

Цели:

  1. закрепить и обобщить сведения о числительном и его правописании;
  2. развивать навыки устной и письменной речи;
  3. воспитывать познавательный интерес.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: экскурсия.

Технология: игровая технология,  элементы технологии развивающего обучения, ИКТ.

Оборудование: презентация заочной экскурсии по Санкт-Петербургу, тексты

(на интерактивной доске или   на экране с компьютера).

                        Ход урока.

  Словарная работа.

-Что такое ЭКСКУРСИЯ?

Определение дают дети, а затем делает сообщение ученик, использовавший материал толкового словаря.

Выяснили, что экскурсия – это поездка, посещение чего-либо с образовательной или увеселительной целью. Не всегда мы можем отправиться на экскурсию на самом деле. А так хочется узнать  больше о стране, в которой мы живём, о её больших городах. Мы совершим заочную экскурсию в город Санкт-Петербург, вписавший много легендарных страниц в историю страны.

-Какая это будет экскурсия? Конечно, образовательная. Мы поговорим о прошлом города, о его географическом положении, пройдём по современным улицам. Во время экскурсии вы лишний раз убедитесь, что числительное – очень важная часть речи, без которой трудно рассказать о чём-либо. А чтобы  не упустить ничего важного в рассказе экскурсовода, вы будете вести записи в путевом листе. (У каждого ученика свой путевой лист, в нём  таблица)

числительные

Целые

Дробные

Собирательные

порядковые

Простые

составные

         

          Повторение сведений о числительном.

Текст на экране (читает учитель-экскурсовод)

        Санкт-Петербург находится в два раза ближе к Северному полюсу, чем к линии экватора. Это второй по численности населения город России. Он основан в 1703 году.   Ему более 300 лет. Основателем города был русский царь Пётр 1.До 1914 года он назывался Санкт-Петербургом, до 1924 – Петроградом, а до конца 20 века - Ленинградом. Сейчас  ему вернули историческое название (слайд 1).

        Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в данном тексте. Давайте вспомним и расскажем всё об имени числительном как части речи.

-Что такое числительное?

-Какие бывают числительные по значению и составу?

-Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

          Работа с путевыми листами. Занесите в нужные графы таблицы встречающиеся в тексте словосочетания «сущ.+ сущ.», записав каждое числительное прописью.

 -Как склоняются порядковые числительные? Устно просклонять числительное «второй».

         Склонение количественных числительных.

Экскурсовод-ученик зачитывает следующий текст.

        Город стоит на реке Неве. В её дельте в начале 20-х годов было 147 островов, спустя 50 лет их стало 101, а в настоящее время уже меньше 40. 29 островов имеют названия (слайд 2).

        Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания «сущ.+ сущ.» из текста.

-В каких числительных пишется мягкий знак посередине? Приведите примеры из текста и добавьте свои.

        Экскурсовод-учитель.

        Сейчас наш автобус едет по городу со скоростью 40-50 километров в час, чтобы мы всё успели разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 километров в час. На трассе автобус может идти со скоростью до 70 и даже до 80 километров в час (слайд 3)

 -В каких числительных пишется мягкий знак посередине? Приведите примеры из текста и добавьте свои.

 Скажите, пожалуйста, какой вопрос «спрятан» в только что прочитанном тексте? (о склонении числительных от50 до 80).

        В своём путевом дневнике просклоняйте числительные:

1 вариат-50;  2 вариант-70.

        Экскурсовод-учитель.

        Мы проезжаем мимо грандиозных площадей, прямых набережных, по широким проспектам и улицам. Ещё А.С.Пушкин восторженно писал о городе:

          Люблю твой строгий стройный вид,

        Невы державное теченье, береговой её гранит.

        Город рос необыкновенно быстро. К концу 18 века в Петербурге имелось уже свыше 200 улиц, а к середине 19 века – более 500. Сейчас насчитывается более  1,5 тысяч улиц, проспектов и переулков. Есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные: 1-Красноармейская , 2-Красноармейская и всего их 13, 27 линий Васильевского острова, 3- Строительная (слайд 4)

        Просклоняйте письменно в своих листах словосочетания:

Пятьсот улиц (1 вариант)

Полторы тысячи (2 вариант).

        Экскурсовод-ученик.

        Вы, наверное, обратили внимание, что город окружён со всех сторон водой. В пределах Санкт-Петербурга насчитывается  93 реки, ручья, канала общей протяжённостью почти 300 километров. В черте города также имеется 100 водоёмов. Таким образом, водная поверхность города занимает 60 квадратных метров, то есть 1/10 часть  его площади (слайд 5).  

Выпишите из текста в таблицу существительные с целыми и дробными числительными.

- В чём особенность склонения дробных числительных?

Наша экскурсия продолжается. Ученик-экскурсовод читает следующий текст.

Известно, что город страдал от наводнений с первых лет своего существования. Наиболее значительные и частые подъёмы воды бывают в период с сентября по декабрь. За историю существования города более 250 раз вода поднималась выше положенного на 1,5 метра, и несколько раз подъём превышал 400 сантиметров. Было 5 самых разрушительных наводнений:

10 сентября 1777 года - 310 сантиметров;

7 ноября 1824 года - 410 сантиметров;

23 сентября 1924 года – 369 сантиметров;

15 октября 1955 года – 282 сантиметра;

29 сентября 1975 года – 270 сантиметров.

Каждое наводнение было убыточно для города. Например, во время наводнения в 1824 году было снесено 324 дома, повреждено более 3000 разных построек. Погибло 3600 голов скота, испорчено 900 тысяч пудов муки. Общие убытки составили 15-20 м..л..ионов рублей. В бурном потоке воды утонуло более 600 человек.

-Определить стиль данного текста.

-В какую графу путевого листа запишите словосочетание 1,5 метра? Сколько падежных форм имеет это числительное?

         Назовите составные количественные числительные. В чём особенность их склонения? Просклонять на листах словосочетания:

1 вариант – 310 сантиметров

2 вариант – 369 сантиметров

3 вариант – 282 сантиметра.

        -Запишите в именительном падеже числительные 200, 300, 400.

        -Сформулируйте правило о написании Ь знака в середине и на конце имён числительных.

        Совершая экскурсию по городу на автобусе, нельзя не сказать об истории его транспорта. Послушаем экскурсовода (текст выразительно читает ученик).

         До середины 19 века главным видом городского транспорта Петербурга были извозчики. В 1847 году появились первые маршрутные общественные кареты – омнибусы (лат. «для всех») стоимостью 10 копеек в один конец.  

        В 1862 году появилась первая конка – конная железная дорога, предшественница трамвая. А торжественное открытие первой линии трамвая в Петербурге состоялось 16 сентября 1907 года.

Сейчас мы познакомимся с описанием этого события в одной из столичных газет того времени. Ваша задача – найти  в тексте числительное, о котором мы сегодня ещё не говорили.

         В начале десятого часа утра приглашённые лица стали съезжаться к Александровскому саду, где был разбит шатёр, украшенный тропическими растениями. У входа в сад выстроились вагоновожатые в новой обмундировке: пятеро с одной стороны, пятеро с другой. Тут же на линии выстроились  убранные национальными флагами десять вагонов.

        В течение дня движение вагонов служило для публики праздничным развлечением.

        Задания и вопросы:

-Запишите в путевой лист в нужную графу числительное пятеро.

-Приведите примеры словосочетаний с собирательными числительными.

-С помощью чего образуются собирательные числительные?

-Расскажите о собирательном числительном оба (обе).

-Запишите предложение: В этом году городу исполнится 306 лет со дня основания. Произведите морфологический разбор числительного.

 

        Вот и подошло к концу наше путешествие. Последняя запись в путевом дневнике – словарный диктант:

        Километр, одиннадцать, миллион, секунда, бассейн, центнер, миллиард, гараж, триста, экземпляр, четыреста, полтора, полтораста.

        

        Поблагодарим наших экскурсоводов за интересные рассказы о городе. Наша экскурсия  закончилась, но не закончилось наше знакомство с городом на Неве. Когда-нибудь мы вернёмся и ещё откроем много новых страниц из его истории. (Ученикам, самостоятельно подбиравшим материал, нужно поставить оценки). Сдайте путевые листы на проверку, каждый из вас тоже получит оценку за работу в путевом листе (слайд 7).

Домашнее задание:

1 группа (базовый уровень): подберите материал о своём селе, куда бы входили числительные, составьте рассказ.

2 группа (более сильные дети): Провести экскурсию по своему селу, предварительно подготовив материал, включающий имена числительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия

Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...

Урок - экскурсия. Обощающий урок по теме "Имя числительное"

Данный материал предназначен для закрепления....

Урок систематизации знаний по теме "Имя числительное как часть речи" (урок - экскурсия по Октябрьскому району г. Уфа РБ)

Тема урока:«Урок систематизации знаний по теме «Имя числительное как часть речи» (урок – экскурсия по Октябрьскому району).Цели урока:образовательная– обобщить, систематизировать изученный матер...

Урок- экскурсия «Повторение по теме «Имя числительное» (6 класс)

Цели урока:повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи;развивать умение находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орф...

Урок-экскурсия в 9 классе "Экскурсия по городу Кораблино, приуроченная к 50-летию со дня основания города"

ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КОРАБЛИНО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 50-ЛЕТИЮ со дня основания города МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1 остановка. Начало экскурсии. Место: пересечение улиц Школьной и Садовой. Объекты ...

конспект урока-экскурсии "Имя числительное"

Конспект урока-экскурсии в раздел "Морфология" по королевству "Имя числительное". Цели урока: вызвать интерес к предстоящей работе в процессе изучения нового раздела....