Методическая разработка урока по подготовке к ГИА.
учебно-методическое пособие по русскому языку (9 класс) по теме

Корникова Елена Васильевна

Разработка поможет подготовить девятиклассников к успешной сдаче итоговой аттестации по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока в 9 классе,

представленная на Всероссийский конкурс по присуждению наград в области образования «Профессиональная Россия»

в 3 номинации: Лучшему в профессии «Учитель» - 2013

по теме «Выдающемуся учителю, реализующему продуктивные уроки и занятия»,

учителя русского языка и литературы МКОУ СОШ

с углубленным изучением английского языка №2 города-курорта Кисловодска Корниковой Елены Васильевны.

Тема урока: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Пояснительная записка.

Урок является частью блока по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе.

           Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов заданий, одно из которых - написание сжатого изложения. Данный вид письменной работы требует навыков отбора существенной информации, запоминания текста не как суммы слов, а как структуры, организованной по определенным логическим законам; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения ученик должен запоминать текст осмысленно, анализировать его содержание, группировать информацию уже на этапе прослушивания, используя авторские ключевые слова и словосочетания.

Так как при написании сжатого изложения учитываются не только логические связи, умение сжато передать основную мысль, но и орфографическая и пунктуационная грамотность, то на уроке по подготовке к написанию сжатого изложения необходимо использовать  упражнения по отработке соответствующих навыков, а также нельзя забывать и о языковых средствах.

Текст для изложения подобран с учетом того, что публицистические тексты информативны, содержат связанные между собой мысли или понятия; данный текст отвечает интересам подростков, не отталкивает навязчивым нравоучением или патетикой; не перегружен терминами, но достаточно интересен в лексическом отношении, что способствует формированию лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций.

Подобные уроки являются продуктивными, способствуют успешности ученика, обеспечивают высокий уровень подготовки к экзамену. У ребят формируется активная жизненная позиция, система нравственных ценностей, и взаимопомощь. Учащиеся испытывают психологический комфорт от удовлетворённости школой, отношениями в классе, наличием чувства защищённости, уверенности в успешной сдаче экзамена. По  результатам тренировочных и диагностических работ , проводимых в течение учебного года, можно убедительно говорить о продуктивности подобных уроков.

Основная цель урока: научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.

Вспомогательные цели урока:

1. Образовательная: обучить учащихся приемам сжатия  текста.

2. Развивающая:  способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.

3. Воспитательная:  формирование коммуникативных умений.

Задачи урока:

1. Повторить приемы сжатия текста.

2. Научить применять приемы сжатия текста на практике.

3. Повторить особенности публицистического стиля.

            4. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои     знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).

5. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Задача ученика – продемонстрировать следующие умения:

 - выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию;

 - производить исключение и обобщение;

 - определять родовые и видовые понятия;

 - различать целые объекты и их части;

 - показать грамотность устной и письменной речи.

            Тип урока: урок закрепления знаний, отработка умений и навыков.

Вид урока:  развитие речи.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные,  репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.

Оборудование урока: раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, толковые словари, орфографические словари,  раздаточный материал с текстами для сжатия.

План  урока

1.        Организационный момент.

Цель: психологически настроить учащихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.

2.        Постановка цели и задач урока.

Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого  изложения — развитие речевых способностей учащихся на примере публицистического текста. Частная цель урока — сократить текст, опираясь на родовидовые отношения и отношения части и целого.

Ученикам предлагается записать текст в сжатом виде, исключив из него понятия, обозначающие вид, и части целых объектов. Таким образом, текст сжимается за счет употребления понятий, обозначающих род, и целых объектов.

3. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

Цель: повторить отличительные черты текста публицистического типа, повторить все приемы сжатия текста, в каких случаях используется тот или иной прием, повторить приемы восстановления логической структуры текста.

Учащимся предлагается с помощью раздаточного материала в виде карточек с небольшими текстами повторить приемы сжатия текста.

4.        Первичное знакомство с текстом (учитель заранее создает аудиофайл с исходным текстом для  сжатого изложения).

Цель: обратить внимание учащихся на основные положения текста. Учитель настраивает учащихся на активное восприятие содержания аудиозаписи. Во время первого прослушивания ученики должны определить тему и основную мысль текста.

5.        Языковой анализ текста.

Цель: дать толкование непонятных ученикам слов. Грамотно проведенный языковой разбор помогает учащимся воспроизвести авторскую речь.

6.        Орфографическая работа с текстом.

Цель: указать на правописание «трудных» слов.

 Учащимся предлагается записать слова из текста, подобрать слова с такими же орфограммами, произвести морфемный разбор некоторых слов.

            7.         Отработка пунктуационных навыков.

Цель: обратить внимание учащихся на пунктуацию в сложных предложениях.

Учащимся предлагается провести пунктуационный разбор предложений из текста.

8.         Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения.

Цель: творческая работа учащихся по созданию собственного текста на основе прослушанного.

Учащиеся должны написать изложение с использованием изученных приемов сжатия.

9.        Самопроверка или взаимопроверка по критериям ИК1, ИК2, ИК3,ФК1.

Цель: дать возможность учащимся проверить и критически оценить свою деятельность, выявить ошибки и устранить их. Умение самому контролировать свою работу — одно из проявлений самостоятельности и условие, повышающее успешность обучения.

Учащимся предлагается обменяться своими работами, указать на ошибки, затем самостоятельно проанализировать свою работу по критериям ГК1, ГК2, ГК3,ГК4.

Подведение итогов урока.

Цель: обозначить «трудные» моменты урока для закрепления их на последующих занятиях.

Инструктаж по выполнению домашней работы.

Цель: обеспечить правильное понимание задания для домашней работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

        Слово учителя. Добрый день, ребята! Сегодня  у нас очередной урок по подготовке к ГИА.  Это урок по развитию речи. Поскольку первая часть экзамена -  это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста, то мы и займемся отработкой навыков и умений написания сжатого изложения.

 

  1. Актуализация полученных ранее знаний.

  1.               1. Постановка цели и задач урока.

Работа в тетрадях. Запись даты и темы урока:  «Сжатое изложение по тексту публицистического стиля».

 Слово учителя.  Ребята, подумайте, пожалуйста, какими могут быть цели нашего сегодняшнего урока и попробуйте  сформулировать проблемные вопросы по данной теме. ( Учащиеся включаются в работу.)

     Нам предстоит пройти ГИА. Экзамен состоит из 3 частей, первая часть работы – написание сжатого изложения по прослушанному аудиотексту. Вам предстоит самостоятельно определить стиль речи, тип текста, основные мысли всех частей текста и правильно выделить микротемы, исключить второстепенную информацию и создать свой связный текст, используя приемы обобщении, исключения и замены. А сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение по тексту публицистического стиля.

2. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

            Вопросы к классу.    - Что значит сжать текст?

Обсуждение. (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, выделить тезисы и, используя разные приемы сжатия, записать связный и логически стройный пересказ.)

  • Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?

    Обсуждение. (Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)

  •            - Какие приёмы сжатия текста можно использовать?

           Обсуждение.  (1. Исключение подробностей. Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать    подробности.

  1. Обобщение.   Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.)

  •           - Вспомним, что такое публицистика? 

           Обсуждение. (Литература, освещающая общественно – политические вопросы современности.)

- Назовите характерные стилевые черты публицистических текстов. 

Обсуждение. (Воздействие на умы, сердца людей, призывность, эмоциональность, убедительность, обязательное наличие  авторской позиции.)

- А какие языковые средства характерны для публицистического стиля?

Обсуждение. (Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера.)

- Какие жанры публицистики вам известны?   

(Статья, репортаж, интервью, заметка, письмо, выступление.)

3. Фронтальная работа по комбинированным упражнениям на понимание текста и восстановление логических связей.

Слово учителя. С некоторыми из этих жанров  мы сегодня будем работать. Перед вами 7 карточек с фрагментами из «Писем о добром» Д.С. Лихачева и 1 отрывок из учебника «Физика 9 класс».  Прежде всего определите жанр произведений, из которого взяты данные фрагменты. Теперь поработаем над приемами сжатия текста. Попробуем применить прием исключения к текстам 1, 2 и 3.

(Учащиеся, по выбору учителя, вслух рассуждают, как произвести исключение подробностей в предложенных текстах.)

В тексте 4, 5 и 6 нужно использовать прием обобщения. (Учащиеся, по выбору учителя, вслух рассуждают, как произвести обобщение в текстах.)

В задании 7 восстановим логику развития мысли. Перед вами предложения группы А  - тезисы. Их необходимо дополниь примерами и переходами (предложения Б), которые я буду читать. Каждый пример имеет порядковый номер. Во время чтения цифрами указывайте место для примера или перехода. Ознакомьтесь с предложениями, в которых заключены основные мысли — тезисы.

(А) 1.  Известен один из законов движения, который называется законом инерции.

  1. Суть закона инерции была впервые изложена в одной из книг итальянского ученого Галилео Галилея, опубликованной в начале XVII века.
  2. Галилей пришел к выводу о том, что при отсутствии внешних воздействий тело может не только покоиться, но и двигаться прямолинейно и равномерно.
  3. Галилей, критически проанализировав идеи своих предшественников, пришел к правильным выводам и применил их для объяснения конкретных явлений.

(Б) 1.    Огромная заслуга Галилея состоит в том, что он покончил с многовековым заблуждением, тем самым дав толчок развитию науки.

2.    До этого в науке на протяжении многих веков в науке господствовала точка зрения древнегреческого ученого Аристотеля и его последователей.

3.     Согласно этому закону тела находятся в покое или движутся прямолинейно, если на них не действуют другие тела.    

4.     Подобные взгляды на причины движения высказывались некоторыми учеными и до Галилея.  

Учителю.  Верно выполнено упражнение выглядит так: рядом с тезисами части (А) указаны порядковые номера примеров или переходов части (Б).

1.  Известен один из законов движения, который называется законом инерции. - 3.

  1. 2.  Суть закона инерции была впервые изложена в одной из книг итальянского ученого Галилео Галилея, опубликованной в начале XVII века. - 2.

3.  Галилей пришел к выводу о том, что при отсутствии внешних воздействий тело может не только покоиться, но и двигаться прямолинейно и равномерно. - 4.

    4.  Галилей, критически проанализировав идеи своих предшественников, пришел к правильным выводам и применил их для объяснения конкретных явлений. - 1.

 III. Практическая работа на уроке.

         Слово учителя.   Ребята, теперь вам предстоит самостоятельно написать сжатое изложение. Внимательно прослушайте текст.

  1.            1. Первичное прослушивание текста, определение темы,  основной мысли типа текста и стиля. (Тема - как говорить; основная мысль -  наш язык — важнейшая часть нашего поведения в жизни; тип текста – рассуждение, стиль – публицистический. Кратко повторяем признаки типа текста-рассуждения: тезис – аргументы – вывод.)

            2. Языковой анализ текста.

            3. Выделение тезисов в каждом абзаце. Запись тезисов в тетрадь.

 IV. Самостоятельная работа учащихся по написанию сжатого изложения.

             

             1.   Вторичное прослушивание текста.

             2.  Соединение тезисов с сохранением абзацев.

             3.  Восстановление смысловой связи между предложениями и абзацами.

             4.  Восстановление логической связи между отдельными элементами текста с помощью союзов, частиц, вводных слов или эквивалентных им синтаксических конструкций.

 

  1. V. Взаимопроверка и самопроверка работ по критериям.

  1.                Ученики обмениваются работами в группе и проверяют по критериям:

Критерии оценивайся изложения


No



Критерии оценивайся изложения



Баллы



ИК1



Содержание изложения



Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.



2



Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.



1



Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.



0



ИК2



Наличие сжатия исходного текста



Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.



3



Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста.



2



Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста



1



Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, или не использовал приемы сжатия текста.



0



ИК3



Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения



работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:



– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;



 в работе нет нарушений абзацного членения текста



2



работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста



1



В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста



0


  1.      

       Учащимся предлагается обменяться своими работами, указать на ошибки, затем самостоятельно проанализировать свою работу по критериям ГК1, ГК2, ГК3,ГК4.

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого


Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого



Баллы



ГК1



Соблюдение орфографических норм



орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки



2



Допущены 2 ошибки



1



Допущены 3 ошибки и более



0



ГК2



Соблюдение пунктуационных норм



пунктуационных ошибок нет или допущено не более 2 ошибок



2



Допущены 3 ошибки



1



Допущены 4 ошибки и более



0



ГК3



Соблюдение грамматических норм



Грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка



2



Допущены 2 ошибки



1



Допущены 3 ошибки и более



0


12 Лекция 1


Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого



Баллы



ГК4



Соблюдение речевых норм



речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок



2



Допущены 3 ошибки



1



Допущены 4 ошибки и более



0



ФК1



Фактическая точность сочинения-рассуждения



Фактических ошибок в изложении материала, в пони- мании текста, а также в понимании и употреблении терминов нет



2



Фактических ошибок в изложении материала нет, одна- ко допущена 1 ошибка в понимании текста или употреблении терминов



1



Экзаменуемым допущены фактические ошибки в изложении материала, в понимании текста, и/или есть 2 и более ошибки в понимании и употреблении терминов



0


  1.               (Таблицы с критериями оценивания изложения и грамотности предоставляются каждому ученику с раздаточным материалом.)

  1. VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание.

Методическая литература, использованная для разработки урока:

 

  1. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 4.

  М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

  1. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5 – 8.  

 М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010

  1. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. И др. 8-9 классы.

М.: Просвещение.

  1. Д.С. Лихачев. Письма о добром. Санкт-Петербург: «LOGOS», 2007.

  1. Приложение

Текст для сжатого изложения

    По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

    Наш язык — это важнейшая часть нашего общего  поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей,но объяснять его сейчас я не имею возможности — это большой и особый вопрос).

    Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения ( как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(Д.С. Лихачев)

(143 слова)

 Инструкция для учащихся «Как писать сжатое изложение»

  1. Выделите в тексте важные, необходимые мысли.
  2. Найдите среди них главную мысль.
  3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
  4. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
  5. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
  6. Обдумайте средства связи между частями.
  7. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
  8. Запишите получившийся вариант текста.

Карточки с текстами на отработку приема исключения

  1. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что у моей матери настоящими друзьями оставались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом.

             Молодость — это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости.

  1. А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

  1. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?

Карточки с текстами на отработку приемов обобщения

  1. 4.         Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

  1. 5.         В науке очень важно найти нужное обозначение для обнаружения явления — термин. Очень часто это значит закрепить сделанное наблюдение или обобщение, сделать его заметным в науке, ввести его в науку, привлечь к нему внимание.

  1. В «Заметках о русском» и в «Диалогах о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем» я уже обращал внимание на некоторые черты русского характера, на которые в последнее время как-то не принято обращать внимание: на доброту, открытость, терпимость, отсутствие национального чванства и пр.

Карточки с текстом на восстановление логических связей

(А) 1.  Известен один из законов движения, который называется законом инерции.

  1. Суть закона инерции была впервые изложена в одной из книг итальянского ученого Галилео Галилея, опубликованной в начале XVII века.
  2. Галилей пришел к выводу о том, что при отсутствии внешних воздействий тело может не только покоиться, но и двигаться прямолинейно и равномерно.
  3. Галилей, критически проанализировав идеи своих предшественников, пришел к правильным выводам и применил их для объяснения конкретных явлений.

Таблица с критериями оценивания изложения

Таблица с критериями оценивания грамотности и фактической точности речи экзаменуемого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по подготовке к ГИА в 9 классе

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ" с презентацией к уроку

Методическая разработка представляет собой урок-практикум, на котором отрабатывается композиция сочинения по тексту. Содержание текста актуальное. Представлены готовых 2 сочинения по данному тексту, ...

Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.

Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...

Методическая разработка урока. Технологическая карта урока с УУД по теме: "Подготовка деталей кроя передника к обработке" 5 класс

Методическая разработка урока для учащихся 5 класса. Выполняя практическую работу учащиеся учатся самостоятельно подготавливать детали кроя к обработке, используя копировальные стежки....

Методическая разработка уроков для подготовки к ОГЭ по информатике в 9 классе

КТП для курсов подготовки 9-ти классников к ОГЭ по информатике.Для нормального просмотра таблицы, файл нужно СКАЧАТЬ!Календарно-тематическое планирование 9 класс "Решение нестандартных задач по информ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Основы огневой подготовки» (методические рекомендации для старших воспитателей и воспитателей учебных курсов по подготовки к проведению занятий по дисциплине «Основы огневой подготовки» в системе дополнительного образования)

1.Пояснительная записка. Методическая разработка представляет опыт педагогической деятельности, который может быть использован воспитателями, преподавателями в практической работе образовательног...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....