Методическая разработка урока по подготовке к ГИА.
учебно-методическое пособие по русскому языку (9 класс) по теме
Разработка поможет подготовить девятиклассников к успешной сдаче итоговой аттестации по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка поможет учителю в организации и проведении урока по подготовке к изложению. | 126.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока в 9 классе,
представленная на Всероссийский конкурс по присуждению наград в области образования «Профессиональная Россия»
в 3 номинации: Лучшему в профессии «Учитель» - 2013
по теме «Выдающемуся учителю, реализующему продуктивные уроки и занятия»,
учителя русского языка и литературы МКОУ СОШ
с углубленным изучением английского языка №2 города-курорта Кисловодска Корниковой Елены Васильевны.
Тема урока: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Пояснительная записка.
Урок является частью блока по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов заданий, одно из которых - написание сжатого изложения. Данный вид письменной работы требует навыков отбора существенной информации, запоминания текста не как суммы слов, а как структуры, организованной по определенным логическим законам; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения ученик должен запоминать текст осмысленно, анализировать его содержание, группировать информацию уже на этапе прослушивания, используя авторские ключевые слова и словосочетания.
Так как при написании сжатого изложения учитываются не только логические связи, умение сжато передать основную мысль, но и орфографическая и пунктуационная грамотность, то на уроке по подготовке к написанию сжатого изложения необходимо использовать упражнения по отработке соответствующих навыков, а также нельзя забывать и о языковых средствах.
Текст для изложения подобран с учетом того, что публицистические тексты информативны, содержат связанные между собой мысли или понятия; данный текст отвечает интересам подростков, не отталкивает навязчивым нравоучением или патетикой; не перегружен терминами, но достаточно интересен в лексическом отношении, что способствует формированию лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций.
Подобные уроки являются продуктивными, способствуют успешности ученика, обеспечивают высокий уровень подготовки к экзамену. У ребят формируется активная жизненная позиция, система нравственных ценностей, и взаимопомощь. Учащиеся испытывают психологический комфорт от удовлетворённости школой, отношениями в классе, наличием чувства защищённости, уверенности в успешной сдаче экзамена. По результатам тренировочных и диагностических работ , проводимых в течение учебного года, можно убедительно говорить о продуктивности подобных уроков.
Основная цель урока: научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.
Вспомогательные цели урока:
1. Образовательная: обучить учащихся приемам сжатия текста.
2. Развивающая: способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.
3. Воспитательная: формирование коммуникативных умений.
Задачи урока:
1. Повторить приемы сжатия текста.
2. Научить применять приемы сжатия текста на практике.
3. Повторить особенности публицистического стиля.
4. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).
5. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.
Задача ученика – продемонстрировать следующие умения:
- выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию;
- производить исключение и обобщение;
- определять родовые и видовые понятия;
- различать целые объекты и их части;
- показать грамотность устной и письменной речи.
Тип урока: урок закрепления знаний, отработка умений и навыков.
Вид урока: развитие речи.
Методы и приемы обучения: практические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.
Оборудование урока: раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, толковые словари, орфографические словари, раздаточный материал с текстами для сжатия.
План урока
1. Организационный момент.
Цель: психологически настроить учащихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.
2. Постановка цели и задач урока.
Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого изложения — развитие речевых способностей учащихся на примере публицистического текста. Частная цель урока — сократить текст, опираясь на родовидовые отношения и отношения части и целого.
Ученикам предлагается записать текст в сжатом виде, исключив из него понятия, обозначающие вид, и части целых объектов. Таким образом, текст сжимается за счет употребления понятий, обозначающих род, и целых объектов.
3. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
Цель: повторить отличительные черты текста публицистического типа, повторить все приемы сжатия текста, в каких случаях используется тот или иной прием, повторить приемы восстановления логической структуры текста.
Учащимся предлагается с помощью раздаточного материала в виде карточек с небольшими текстами повторить приемы сжатия текста.
4. Первичное знакомство с текстом (учитель заранее создает аудиофайл с исходным текстом для сжатого изложения).
Цель: обратить внимание учащихся на основные положения текста. Учитель настраивает учащихся на активное восприятие содержания аудиозаписи. Во время первого прослушивания ученики должны определить тему и основную мысль текста.
5. Языковой анализ текста.
Цель: дать толкование непонятных ученикам слов. Грамотно проведенный языковой разбор помогает учащимся воспроизвести авторскую речь.
6. Орфографическая работа с текстом.
Цель: указать на правописание «трудных» слов.
Учащимся предлагается записать слова из текста, подобрать слова с такими же орфограммами, произвести морфемный разбор некоторых слов.
7. Отработка пунктуационных навыков.
Цель: обратить внимание учащихся на пунктуацию в сложных предложениях.
Учащимся предлагается провести пунктуационный разбор предложений из текста.
8. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения.
Цель: творческая работа учащихся по созданию собственного текста на основе прослушанного.
Учащиеся должны написать изложение с использованием изученных приемов сжатия.
9. Самопроверка или взаимопроверка по критериям ИК1, ИК2, ИК3,ФК1.
Цель: дать возможность учащимся проверить и критически оценить свою деятельность, выявить ошибки и устранить их. Умение самому контролировать свою работу — одно из проявлений самостоятельности и условие, повышающее успешность обучения.
Учащимся предлагается обменяться своими работами, указать на ошибки, затем самостоятельно проанализировать свою работу по критериям ГК1, ГК2, ГК3,ГК4.
Подведение итогов урока.
Цель: обозначить «трудные» моменты урока для закрепления их на последующих занятиях.
Инструктаж по выполнению домашней работы.
Цель: обеспечить правильное понимание задания для домашней работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слово учителя. Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок по подготовке к ГИА. Это урок по развитию речи. Поскольку первая часть экзамена - это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста, то мы и займемся отработкой навыков и умений написания сжатого изложения.
- Актуализация полученных ранее знаний.
- 1. Постановка цели и задач урока.
Работа в тетрадях. Запись даты и темы урока: «Сжатое изложение по тексту публицистического стиля».
Слово учителя. Ребята, подумайте, пожалуйста, какими могут быть цели нашего сегодняшнего урока и попробуйте сформулировать проблемные вопросы по данной теме. ( Учащиеся включаются в работу.)
Нам предстоит пройти ГИА. Экзамен состоит из 3 частей, первая часть работы – написание сжатого изложения по прослушанному аудиотексту. Вам предстоит самостоятельно определить стиль речи, тип текста, основные мысли всех частей текста и правильно выделить микротемы, исключить второстепенную информацию и создать свой связный текст, используя приемы обобщении, исключения и замены. А сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение по тексту публицистического стиля.
2. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
Вопросы к классу. - Что значит сжать текст?
Обсуждение. (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, выделить тезисы и, используя разные приемы сжатия, записать связный и логически стройный пересказ.)
- Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?
Обсуждение. (Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)
- - Какие приёмы сжатия текста можно использовать?
Обсуждение. (1. Исключение подробностей. Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать подробности.
- Обобщение. Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.)
- - Вспомним, что такое публицистика?
Обсуждение. (Литература, освещающая общественно – политические вопросы современности.)
- Назовите характерные стилевые черты публицистических текстов.
Обсуждение. (Воздействие на умы, сердца людей, призывность, эмоциональность, убедительность, обязательное наличие авторской позиции.)
- А какие языковые средства характерны для публицистического стиля?
Обсуждение. (Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера.)
- Какие жанры публицистики вам известны?
(Статья, репортаж, интервью, заметка, письмо, выступление.)
3. Фронтальная работа по комбинированным упражнениям на понимание текста и восстановление логических связей.
Слово учителя. С некоторыми из этих жанров мы сегодня будем работать. Перед вами 7 карточек с фрагментами из «Писем о добром» Д.С. Лихачева и 1 отрывок из учебника «Физика 9 класс». Прежде всего определите жанр произведений, из которого взяты данные фрагменты. Теперь поработаем над приемами сжатия текста. Попробуем применить прием исключения к текстам 1, 2 и 3.
(Учащиеся, по выбору учителя, вслух рассуждают, как произвести исключение подробностей в предложенных текстах.)
В тексте 4, 5 и 6 нужно использовать прием обобщения. (Учащиеся, по выбору учителя, вслух рассуждают, как произвести обобщение в текстах.)
В задании 7 восстановим логику развития мысли. Перед вами предложения группы А - тезисы. Их необходимо дополниь примерами и переходами (предложения Б), которые я буду читать. Каждый пример имеет порядковый номер. Во время чтения цифрами указывайте место для примера или перехода. Ознакомьтесь с предложениями, в которых заключены основные мысли — тезисы.
(А) 1. Известен один из законов движения, который называется законом инерции.
- Суть закона инерции была впервые изложена в одной из книг итальянского ученого Галилео Галилея, опубликованной в начале XVII века.
- Галилей пришел к выводу о том, что при отсутствии внешних воздействий тело может не только покоиться, но и двигаться прямолинейно и равномерно.
- Галилей, критически проанализировав идеи своих предшественников, пришел к правильным выводам и применил их для объяснения конкретных явлений.
(Б) 1. Огромная заслуга Галилея состоит в том, что он покончил с многовековым заблуждением, тем самым дав толчок развитию науки.
2. До этого в науке на протяжении многих веков в науке господствовала точка зрения древнегреческого ученого Аристотеля и его последователей.
3. Согласно этому закону тела находятся в покое или движутся прямолинейно, если на них не действуют другие тела.
4. Подобные взгляды на причины движения высказывались некоторыми учеными и до Галилея.
Учителю. Верно выполнено упражнение выглядит так: рядом с тезисами части (А) указаны порядковые номера примеров или переходов части (Б).
1. Известен один из законов движения, который называется законом инерции. - 3.
- 2. Суть закона инерции была впервые изложена в одной из книг итальянского ученого Галилео Галилея, опубликованной в начале XVII века. - 2.
3. Галилей пришел к выводу о том, что при отсутствии внешних воздействий тело может не только покоиться, но и двигаться прямолинейно и равномерно. - 4.
4. Галилей, критически проанализировав идеи своих предшественников, пришел к правильным выводам и применил их для объяснения конкретных явлений. - 1.
III. Практическая работа на уроке.
Слово учителя. Ребята, теперь вам предстоит самостоятельно написать сжатое изложение. Внимательно прослушайте текст.
- 1. Первичное прослушивание текста, определение темы, основной мысли типа текста и стиля. (Тема - как говорить; основная мысль - наш язык — важнейшая часть нашего поведения в жизни; тип текста – рассуждение, стиль – публицистический. Кратко повторяем признаки типа текста-рассуждения: тезис – аргументы – вывод.)
2. Языковой анализ текста.
3. Выделение тезисов в каждом абзаце. Запись тезисов в тетрадь.
IV. Самостоятельная работа учащихся по написанию сжатого изложения.
1. Вторичное прослушивание текста.
2. Соединение тезисов с сохранением абзацев.
3. Восстановление смысловой связи между предложениями и абзацами.
4. Восстановление логической связи между отдельными элементами текста с помощью союзов, частиц, вводных слов или эквивалентных им синтаксических конструкций.
- V. Взаимопроверка и самопроверка работ по критериям.
- Ученики обмениваются работами в группе и проверяют по критериям:
Критерии оценивайся изложения
No | Критерии оценивайся изложения | Баллы |
ИК1 | Содержание изложения | |
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. | 2 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему. | 1 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы. | 0 | |
ИК2 | Наличие сжатия исходного текста | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. | 3 | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста. | 2 | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста | 1 | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, или не использовал приемы сжатия текста. | 0 | |
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 |
Учащимся предлагается обменяться своими работами, указать на ошибки, затем самостоятельно проанализировать свою работу по критериям ГК1, ГК2, ГК3,ГК4.
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы | |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки | 2 | |
Допущены 2 ошибки | 1 | |
Допущены 3 ошибки и более | 0 | |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
пунктуационных ошибок нет или допущено не более 2 ошибок | 2 | |
Допущены 3 ошибки | 1 | |
Допущены 4 ошибки и более | 0 | |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка | 2 | |
Допущены 2 ошибки | 1 | |
Допущены 3 ошибки и более | 0 |
12 Лекция 1
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы | |
ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок | 2 | |
Допущены 3 ошибки | 1 | |
Допущены 4 ошибки и более | 0 | |
ФК1 | Фактическая точность сочинения-рассуждения | |
Фактических ошибок в изложении материала, в пони- мании текста, а также в понимании и употреблении терминов нет | 2 | |
Фактических ошибок в изложении материала нет, одна- ко допущена 1 ошибка в понимании текста или употреблении терминов | 1 | |
Экзаменуемым допущены фактические ошибки в изложении материала, в понимании текста, и/или есть 2 и более ошибки в понимании и употреблении терминов | 0 |
- (Таблицы с критериями оценивания изложения и грамотности предоставляются каждому ученику с раздаточным материалом.)
- VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание.
Методическая литература, использованная для разработки урока:
- Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 4.
М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
- Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5 – 8.
М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. И др. 8-9 классы.
М.: Просвещение.
- Д.С. Лихачев. Письма о добром. Санкт-Петербург: «LOGOS», 2007.
- Приложение
Текст для сжатого изложения
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей,но объяснять его сейчас я не имею возможности — это большой и особый вопрос).
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения ( как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(Д.С. Лихачев)
(143 слова)
Инструкция для учащихся «Как писать сжатое изложение»
- Выделите в тексте важные, необходимые мысли.
- Найдите среди них главную мысль.
- Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
- Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
- Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
- Обдумайте средства связи между частями.
- Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
- Запишите получившийся вариант текста.
Карточки с текстами на отработку приема исключения
- Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что у моей матери настоящими друзьями оставались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом.
Молодость — это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости.
- А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
- Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?
Карточки с текстами на отработку приемов обобщения
- 4. Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
- 5. В науке очень важно найти нужное обозначение для обнаружения явления — термин. Очень часто это значит закрепить сделанное наблюдение или обобщение, сделать его заметным в науке, ввести его в науку, привлечь к нему внимание.
- В «Заметках о русском» и в «Диалогах о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем» я уже обращал внимание на некоторые черты русского характера, на которые в последнее время как-то не принято обращать внимание: на доброту, открытость, терпимость, отсутствие национального чванства и пр.
Карточки с текстом на восстановление логических связей
(А) 1. Известен один из законов движения, который называется законом инерции.
- Суть закона инерции была впервые изложена в одной из книг итальянского ученого Галилео Галилея, опубликованной в начале XVII века.
- Галилей пришел к выводу о том, что при отсутствии внешних воздействий тело может не только покоиться, но и двигаться прямолинейно и равномерно.
- Галилей, критически проанализировав идеи своих предшественников, пришел к правильным выводам и применил их для объяснения конкретных явлений.
Таблица с критериями оценивания изложения
Таблица с критериями оценивания грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по подготовке к ГИА в 9 классе
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА...
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ" с презентацией к уроку
Методическая разработка представляет собой урок-практикум, на котором отрабатывается композиция сочинения по тексту. Содержание текста актуальное. Представлены готовых 2 сочинения по данному тексту, ...
Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.
Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...
Методическая разработка урока. Технологическая карта урока с УУД по теме: "Подготовка деталей кроя передника к обработке" 5 класс
Методическая разработка урока для учащихся 5 класса. Выполняя практическую работу учащиеся учатся самостоятельно подготавливать детали кроя к обработке, используя копировальные стежки....
Методическая разработка уроков для подготовки к ОГЭ по информатике в 9 классе
КТП для курсов подготовки 9-ти классников к ОГЭ по информатике.Для нормального просмотра таблицы, файл нужно СКАЧАТЬ!Календарно-тематическое планирование 9 класс "Решение нестандартных задач по информ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Основы огневой подготовки» (методические рекомендации для старших воспитателей и воспитателей учебных курсов по подготовки к проведению занятий по дисциплине «Основы огневой подготовки» в системе дополнительного образования)
1.Пояснительная записка. Методическая разработка представляет опыт педагогической деятельности, который может быть использован воспитателями, преподавателями в практической работе образовательног...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....