УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Пивненко Татьяна Витальевна

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ФОНЕТИКА".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnyi_urok_v_10_klasse.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Орфоэпия. Ударение. Акцентологические нормы », 10 класс

Цель урока:

 - осуществить подготовку учащихся к ЕГЭ по орфоэпии (часть  А  задание1  ЕГЭ);

- дать  учащимся навыки работы с  научной информацией  и самостоятельной работы;

- развивать умение работать с учебным модулем.


УЭ- 0

2 минуты

Интегрирующая цель:

 - подготовка к ЕГЭ; 

- познакомить учащихся  с типологией  заданий по разделу «Орфоэпия»;

- выполнение орфоэпических упражнений  и тестов;

-знакомство с современным и  орфоэпическими нормами и акцентологическим минимумом.

УЭ-1

6 минут

Цель: изучить теоретические сведения об орфоэпии.

1. Ударение — это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, — безударные.

В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом, как, например, во французском языке, в котором ударение падает на последний слог, или в польском языке — на предпоследний: де-ре-во, зе-лё-ный, по-бе-дить.

При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья).

Большинство слов русского языка имеет одно ударение — основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение. Оно обозначается знаком «'». Железнодорожный, водогрязелечебница.

Некоторые слова не имеют ударения: в тексте они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам. Обычно это служебные части речи: предлоги, союзы, частицы: под горой, ко мне, принеси-ка.

Роль ударения в слове:

- различает разные слова: мука —мука, замок — замок;

- различает некоторые формы разных слов: ношу — ношу, кружки — кружки;

- различает формы одного слова: снега — снега, носите — носите.

Орфоэпические ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения, часто встречаются в устной речи. В некоторых случаях эти ошибки настолько распространены, что правильный вариант произношения вызывает удивление или недоумение («Так ведь никто не говорит!»).

Итак, некоторые слова следует выделить особо, обратив внимание на правильный вариант произношения:

АпострОф; асимметрИя; баловАть; блАговест; гЕнезис; дОгмат;  закУпорить; знАмение; Иконопись; кАшлянуть; коклЮш;  пЕрчИть; премировАть;  принУдить; приручЁнный; украИнский; факсИмиле; чЕрпать.

Особое внимание стоит уделить словам, в которых постановка ударения зависит от значения.

1.Прочитайте теоретический материал урока. Сделайте необходимые записи в тетради по технологии РКМЧ:

знаю

узнал

вопрос





























2. Выделите  главную информацию, необходимую при подготовке к ЕГЭ, запишите в тетрадь.

























УЭ-2

25 минут

Цель:

- выработка навыка верного произношения слов

- подготовка к выполнению заданий ЕГЭ 

Упражнения

1..Обозначьте ударение. Укажите значения приведенных слов.

1 уч-ся : кроить атлас — открыть атлас, броня на билет — непробиваемая броня, бронированные места — бронированная техника, развитая страна — развитая веревка,

2 уч-ся : раскрыть заговор — заговор от боли, ела  ирис — расцвел ирис, злая острота острота лезвия, характерный поступок — характерный человек, языковая политика — языковая колбаса.

2..составьте предложения или словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на раз-
личное ударение.

1 уч-ся: сложенный — сложённый, подвижной — подвижный, приближенный — приближённый,

2 уч-ся: призывной — призывный, совершенный — совершённый, истекший — истёкший.

3.        Поставьте ударение в следующих словах.

1 уч-ся: апостроф, арахис, асимметрия, баловать, балованный, банты, бытие, вероисповедание, втридорога, баржа, бармен, гастрономия, генезис, гофрированный, гравер, догмат, дискант, договор, донельзя, еретик, задолго, завидно, завсегдатай, закупорить, звонит, созвонимся, иконопись, ирис, искра, исподволь, камбала, каталог, каучук, квартал, кладовая, коклюш, корысть, красивее, красивейший, кухонный,

2 уч-ся:  маневры, мельком, мизерный, надолго, наотмашь, некролог, нефтепровод, новорожденный, опека, оптовый, обеспечение, облегчить, отрочество, пасквиль, петля, пиццерия, премировать, пуловер, путепровод, симметрия, созыв, столяр, танцовщица, тефтели, торты, туфля, умерший, украинский, феномен, форзац, ходатайство, христианин, цемент, цепочка, цыган, черпать, шарфы, шасси, щавель, эксперт.

Работа парами: выполни свою часть задания, обменяйся в паре полученной информацией,  в случае затруднения обратитесь к словарю

УЭ-3

6 минут

Цель:

- закрепление  навыка верного произношения слов

- подготовка к выполнению заданий ЕГЭ

Чтение текста с соблюдением орфоэпических норм.

Прочитайте текст, обращая внимание на правильную постановку ударения.

Бронированные двери, закупоренные окна и закрытые жалюзи создавали мрачноватую атмосферу, однако опытн(ый,ая) менеджер Ирина Ильинична, избалован(ый,ая) судьбой, не унывала. Наслаждаясь ароматом душистых ирисов, она начала листать украинский каталог кухонной мебели за прошлый квартал, думая о необходимости заключить новые договор(а,ы) на оптовые поставки готовой продукции. Мельком взглянув на заиндевевшее окно, она надкусила бутерброд с языковой колбасой и приступила к поглощению салата из вареной свеклы.

Работа парами: 1 уч-ся читает текст, другой - контролирует,  в случае затруднения обратитесь к словарю.

УЭ-4

30 минут

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1.        В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) Эксперт;        2) кухОнный;

3) ходатАйство;        4) закУпорить.

2.        В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1)   Посадить ирИс;    

2) знамЕние;
3)    балОванный;        

4) звОнит.

3.        В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) КвАртал;        2) катАлог;

3) укрАинский;        4)премировАть.

4.        В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1)   Нефтепровод;        2)газопровод;

3) магнитопрОвод;      

 4) путепрОвод.

5.        В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) ОблЕгчить;        2) кухОнный;

3) икОнопись;        4) кладовАя.

6.        В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) Христианин;        2) апОстроф;

3) генЕзис;        4) танцовщИк.

7.        В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) ТортЫ;        2) дОнельзя;

3) столЯр;        4) искрА.

8.        В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) АпОстроф;        2) чЕрпать;

3) пОняла;        4) втридорога.

9.        В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) ЗанялА;        2) нАчала;

3) клАла;        4) Умерла.

10.        В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) ПринУдить;        2) мелькОм;

3) новорожденный;    4) факсимИле.


11.        В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) Эксперт;        2) туфлЯ;

3) созвонИмся;        4) облЕгчить.

1)  ОстрОта;        2) остротА.

Работайте самостоятельно

УЭ-8

2 минуты

Домашнее задание.

Параграф 14, упр.51-53, вопросы и задания – стр. 40

                                                   Оценочный лист

Фамилия, имя уч-ся

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4 Тест

УЭ-5-7

Итог

Примечания



     Взаимооценка

Самооценка

Самооценка



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...