подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Данный материал является лишь одним из уроков из серии подготовки обучающихся к написанию сочинения (блок С) ЕГЭ.
Материал представлен разработкой урока и презентацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст - (от лат. textus —сочетание слов) речевое произведение , компоненты которого (предложения, группы предложений, составленные из них блоки) объединены темой и основной мыслью, связаны по смыслу и грамматически.
Определить речевую ситуацию , лежащую в основе создания текста, коммуникативное намерение автора; тему (то, о чём говорится); идею (то, ради чего говорится); стиль речи , присущий этому тексту; жанр , в котором он написан; способ изложения; тип речи Что необходимо сделать, чтобы правильно понять содержание текста?
Композицион- ная схема сочинения Сформулируйте проблему текста. Прокомментируйте заявленную проблему. Сформулируйте позицию автора. Выразите своё согласие/несогласие с позицией автора. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ваше мнение.
Пока человек существует, он будет себя открывать… Е.М.Богат
Пока человек существует, он будет себя открывать… Е.М.Богат
Проблема – сложный вопрос, требующий решения, исследования нумеруем абзацы; делим текст на смысловые части: I ч. – 1-й абзац; II ч. – 2-й абзац; III ч. – 3-й – 9-й абзацы; IV ч. – 10-ый абзац; читаем каждую часть, ставим к ней вопрос (вопросы).
Что такое духовная жизнь? Духовная жизнь – удел избранных или она доступна каждому? Как влияет духовная жизнь на человека? Что помогает развитию духовности? Может ли «обыкновенный» человек хотя бы на некоторое время стать талантливее «великих»? Главная проблема: как влияет духовная жизнь на человека
Комментируем заявленные проблемы Для этого определяем тему каждой части и отмечаем факты (если они есть), на которые ссылается автор.
Формулируем авторскую позицию Для этого находим ответы на вопросы, поставленные нами к каждой части текста.
Что такое духовная жизнь? Духовная жизнь – удел избранных или она доступна каждому? Как влияет духовная жизнь на человека? Что помогает развитию духовности? Может ли «обыкновенный» человек хотя бы на некоторое время стать талантливее «великих»? Главная проблема: как влияет духовная жизнь на человека
Подведем итоги
Пока человек существует, он будет себя открывать… Е.М.Богат
Выразите собственное мнение относительно позиции автора (согласны или не согласны вы с автором и почему). В этом вам могут помочь вопросы: Насколько необходим разговор о духовности? Может быть, в настоящее время более уместно говорить о рациональном подходе к жизни? Помогает ли вам общение с искусством, природой, людьми открывать в окружающем мире, в себе что-то новое? Был ли в вашей жизни момент, когда под воздействием искусства, природы, людей вы ощутили себя талантливым? Герои каких литературных произведений, на ваш взгляд, живут богатой духовной жизнью, какие герои изменились в результате общения с людьми, природой, под воздействием искусства?
Предварительный просмотр:
Разработка урока по УМК Г.Ф.Хлебинской, 11 класс материал подготовлен учителем русского языка и литературы Щербаковой С.А. Калуга, 2012 |
Подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля.
Цель: Подготовка рабочих материалов для написания сочинения по прочитанному тексту публицистического стиля.
Задачи: 1) Образовательная: привести в систему и закрепить полученные знания по теме «Сочинение по прочитанному тексту" ( понятия текст, речевая ситуация, тема, идея, стиль. жанр, способ изложения, тип речи, проблема, комментарий); закрепить правила построения сочинения; формировать умения применять знания в практической деятельности и в смежных дисциплинах.
2) развивающая: продолжать развивать у обучающихся познавательную активность, логическое мышление.
3) воспитательная: продолжать воспитывать внимательное отношение к ответам одноклассников, бережное отношение к слову; расширить понятие "духовная культура" у обучающихся.
1. Добрый день.
На сегодняшнем уроке мы должны подготовить материалы для сочинения по прочитанному тексту публицистического стиля.
Прежде, чем мы приступим к самому тексту, вспомним лингвистические термины.
- Что такое текст? (лат. textus – ткань, сочетание слов) – речевое произведение, компоненты которого (предложения, группы предложений, составл. из них блоки) объединены темой и основной мыслью, связаны по смыслу и грамматически.
- Что нам необходимо сделать, чтобы понять содержание текста?
1) Определить речевую ситуацию, лежащую в основе созд.текста. Коммуникативное наме́рение автора.
2) определить тему ( о чём говорится в тексте).
3) опеделить основную мысль (идею) – то, ради чего говорится
4) определить функцию речи
5) стиль
6) жанр
7)способ изложения
8) тип речи
- Как графически оформляется текст?
С помощью абзацев, которые выделяют структуру, логику и ярко выражают эмоциональность текста.
- Что такое абзац?
Это отрезок печатного или рукописного текста от одной красной строки до другой.
- Как называется часть общей темы текста? (микротема)
- Всегда ли количество микротем совпадает с количеством абзацев?
1 абзац = 1 микротема
1 абзац = несколько микротем
1 микротема = несколько абзацев
Вспомним композиционную структуру сочинения
1)формулировка проблемы текста
2) комментарий заявленной проблемы
3) формулировка позиции автора
4) выражение согласия/ несогласия с позицией автора
5) приведение не менее 2 аргументов, подтверждающих вашу позицию
- На сегодняшнем уроке мы будем знакомиться с фрагментом текста журналиста, писателя, публициста Евгения Михайловича Богата. Это ему принадлежит афоризм «Пока человек существует, он будет себя открывать». Как вы понимаете эти слова? В каких произведениях русской литературы герои сами себя «открывали»?
- Ребята, ведь это крылатое выражение о духовной жизни человека. А что такое духовная жизнь?
Стремление к внутреннему самосовершенствованию, высоте духа.
2. Итак, читаем текст «Высокая нота».
1) Внимательно прочитайте.
2) Подготовьтесь к выразительному чтению.
3) 1 ученик читает.
- Каковы ваши впечатления?
- Дайте общую характеристику текста.
Речевая ситуация: фрагмент из статьи «Избранное», в котором автор, держа в руках томик «Войны и мира», размышляет о духовности человека и её формах.
Тема: духовная жизнь человека.
Идея: Духовная жизнь окрыляет, облагораживает человека, помогает самосовершенствоваться, открывает ему богатство мира.
Функция речи – информативно-воздействующая.
Стиль: публицистический.
Жанр: эссе (фрагмент) (доказать) – разновидность очерка (главное: изображение впечатлений, раздумий).
Прием организации: 1) цитация :Л.Н.Толстой «Война и мир»
2) риторические вопросы (2 абзац)
3)сравнение ( талантливей Ре́мбрандта и т.д.)
4) ассоциат. отступления (музыка и духовность)
5) моделирование диалоговой ситуации (подумаем).
Тип речи: рассуждение с элементами повествования.
Способ изложения: личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средство языка.
3. Начинаем работать с планом сочинения.
Вновь обращаемся к эпиграфу урока и главной мысли слов автора.
Приступаем к п.1. Формулируем проблемы (сложный вопрос, требующий решения, исследования)
- нумеруем абзацы
-смысловые части (микротемы)
1 - 1 абзац
2 ч – 2 абзац
3 ч – 3-9 абзацы
4 ч – 10 абзац
- читаем каждую часть и ставим к ней вопросы.
1 ч. Что такое духовная жизнь?
2 ч. Духовная жизнь – идея избранных или она доступна каждому?
3 ч. Как влияет духовная жизнь на человека? Что помогает развитию духовности?
4ч. Может ли «обыкновенный человек хотя бы на время стать талантливее великих»?
- выделим из 4-ех главную (как влияет духовная жизнь на человека?)
Пункт 2.
Комментируем заявленные проблемы. Комментарий – рассуждения, замечания по поводу чего-либо. (для этого определяем тему каждой части и отмечаем факты (если они есть), на которые ссылается автор).
Типы проблем – философские.
Раскрывая проблемы, автор
а) дает своё понимание духовной жизни, говорит о разнообразии её форм
б) размышляет о том, кому доступна духовная жизнь: «великим» или «обыкновенным»
в) ищет ответ на вопрос, каким образом влияет духовная жизнь на человека, и приводит пример преображения Ростова под действием пения Наташи
г) подводит итог: общение с великими творениями делает человека чище, лучше, духовнее.
Пункт 3.
Формулируем авторскую позицию (находим ответы на вопросы, поставленные нами к каждой части текста).
1) Автор утверждает, что духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, природой и с самим собой
2) По мнению публициста, духовная жизнь доступна каждому.
3) Е.М. Богат считает, что соприкосновение с искусством возвышает человека.
4) Писатель полагает, что у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он ощущает себя талантливым.
4.Подведём итоги.
Тема: духовная жизнь человека.
Идея: Духовная жизнь окрыляет, возвышает человека, помогает ему открыть богатство мира и собственной личности.
Функция речи – информативно-воздействующая.
Стиль: публицистический.
Жанр: эссе (фрагмент).
Тип речи: рассуждение с элементами повествования.
Способ изложения: личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средство языка.
Основная проблема – как влияет духовная жизнь на человека.
Комментарий:
Раскрывая проблемы, автор
- дает своё понимание духовной жизни
- говорит о разнообразии её форм
- размышляет о том, кому доступна духовная жизнь: «великим» или «обыкновенным»
- ищет ответ на вопрос, каким образом влияет духовная жизнь на человека
- в качестве примера приводит эпизод из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», в котором показано преображение Н.Ростова под воздействием пения Наташи
- делает вывод о том, что общение с великими творениями изменяет человека в лучшую сторону.
Позиция автора
См. ранее
5.Домашнее задание
Опять обращаемся к эпиграфу, вспомним, главный смысл слов Богата, вспомним, каких упоминали литературных героев.
Выразите собственное мнение относительно позиции автора (согласны или не согласны и почему). Нужно показать актуальность, жизненность рассматриваемой проблемы.
Наводящие вопросы
- Насколько необходим разговор о духовном?
- Может быть, в настоящее время более уместно говорить о рациональном подходе к жизни?
- Помогает ли вам общение с искусством, природой, людьми открывать в окружающем мире, в себе что-то новое?
- Был ли в вашей жизни момент, когда под воздействием искусства, природы, людей вы ощущали себя талантливым?
- Герои каких произведений, на ваш взгляд, живут богатой духовной жизнью; какие герои изменились в результате общения с людьми, природой, под воздействием искусства?
Приложение
Высокая нота
Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу, и когда после сомнений и колебаний жертвуем чем-то дорогим ради общего дела. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности. <…> И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.
Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку? А если доступна, то почему редки люди, создающие нечто великое в искусстве или науке? Разве духовная жизнь не должна непременно рождать великие ценности? А если должна, то она, видимо, удел избранных?
Подумаем о великом и обыкновенном, подумаем с «Войной и миром» в руках, стараясь быть соавторами Толстого.
Вот Николай Ростов после несчастливой игры в карты с Долоховым, выигравшим у него целое состояние – сорок три тысячи, возвращается в отчаянии домой. А дома поёт Наташа.
Николай Ростов не отличается ни явственной духовностью Андрея Болконского, ни живой изменчивостью души Наташи, ни оригинальностью ума и сердца Пьера Безухова. Это самый обыкновенный человек – обыкновеннее, пожалуй, любого из нас. И вот пение Наташи захватывает его настолько, что в мире существует лишь её голос. Вот оно, настоящее, думает Николай, забыв Долохова, карты, деньги…
И тут ожидает нас у Толстого нечто изумительное, абсолютно чудесное.
Весь мир сосредоточился для Николая в ожидании новой ноты, новой фразы. «Как она этот si возьмёт… Слава богу!»
И Николай, «не замечая того, что поёт, чтобы усилить этот si, взял втору в терции высокой ноты». «Боже мой! Как хорошо! Неужели это я взял? Как счастливо!» - подумал он. «Неужели это я?!» «Обыкновенный» Николай Ростов совершает нечто удивительное, становится талантливее ярко талантливой Наташи. «Неужели это я?!»
Да, это он.
Думаю, у любого из нас должна быть в жизни минута, когда мы становимся талантливей человека, создавшего то, чем мы восхищаемся… Талантливее Рембрандта, Моцарта, Лермонтова. И это ничуть не умаляет великих, напротив, ведь именно они и помогли нам достигнуть фантастической высоты. И ничего, что это лишь минута, не больше. И ничего, что она может уже никогда не повториться, и ничего, что после неё мы не создадим великого романа или великой симфонии; даже одна-единственная подобная минута («Неужели это я?!») делает нас лучше, чище, духовнее.
(Богат Е.М. Избранное - М., 1986)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к сочинению- описанию местности в публицистическом стиле
1.Работа с типом речи Описание2.Анализ предложенных текстов3.Признаки публицистического стиля речи4.Групповая работа с текстами В.Пескова "Брестская крепость", "Бежин луг"5.Подготовка к домашнему сочи...
подготовка к сочинению- описанию памятника в публицистическом стиле
1.Работа с типом речи Описание2.Анализ предложенных текстов.3.Работа по группам (анализ текстов" Рабочий и колхозница", "Камень с Оки")4. Анализ текста "Медный всадник" Фальконе5. Подготовка к домашне...
Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. 5 текстов....
Урок подготовки к сочинению - рассуждению по тексту художественного стиля.
Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Иссл...
Урок по теме: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля»
Тип урока: урок - исследование Вид урока: урок развития речи Предмет, класс: Русский язык, 11 класс (профильный) УМК (учебник):Русский язык, 11 класс, под ред. Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградо...
Работа над критериями К 9 - К 10 при подготовке к сочинению по прочитанному тексту
Данная презентация предназначена для работы над критериями к 9 - к 10 при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (сочинение по прочитаннному тексту)....
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"
Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...