подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Щербакова Светлана Алексеевна

Данный материал является лишь одним из уроков из серии подготовки обучающихся к написанию сочинения (блок С) ЕГЭ.

Материал представлен разработкой урока и презентацией.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического характера

Слайд 2

Текст - (от лат. textus —сочетание слов) речевое произведение , компоненты которого (предложения, группы предложений, составленные из них блоки) объединены темой и основной мыслью, связаны по смыслу и грамматически.

Слайд 3

Определить речевую ситуацию , лежащую в основе создания текста, коммуникативное намерение автора; тему (то, о чём говорится); идею (то, ради чего говорится); стиль речи , присущий этому тексту; жанр , в котором он написан; способ изложения; тип речи Что необходимо сделать, чтобы правильно понять содержание текста?

Слайд 5

Композицион- ная схема сочинения Сформулируйте проблему текста. Прокомментируйте заявленную проблему. Сформулируйте позицию автора. Выразите своё согласие/несогласие с позицией автора. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ваше мнение.

Слайд 6

Пока человек существует, он будет себя открывать… Е.М.Богат

Слайд 8

Пока человек существует, он будет себя открывать… Е.М.Богат

Слайд 9

Проблема – сложный вопрос, требующий решения, исследования нумеруем абзацы; делим текст на смысловые части: I ч. – 1-й абзац; II ч. – 2-й абзац; III ч. – 3-й – 9-й абзацы; IV ч. – 10-ый абзац; читаем каждую часть, ставим к ней вопрос (вопросы).

Слайд 10

Что такое духовная жизнь? Духовная жизнь – удел избранных или она доступна каждому? Как влияет духовная жизнь на человека? Что помогает развитию духовности? Может ли «обыкновенный» человек хотя бы на некоторое время стать талантливее «великих»? Главная проблема: как влияет духовная жизнь на человека

Слайд 11

Комментируем заявленные проблемы Для этого определяем тему каждой части и отмечаем факты (если они есть), на которые ссылается автор.

Слайд 13

Формулируем авторскую позицию Для этого находим ответы на вопросы, поставленные нами к каждой части текста.

Слайд 14

Что такое духовная жизнь? Духовная жизнь – удел избранных или она доступна каждому? Как влияет духовная жизнь на человека? Что помогает развитию духовности? Может ли «обыкновенный» человек хотя бы на некоторое время стать талантливее «великих»? Главная проблема: как влияет духовная жизнь на человека

Слайд 15

Подведем итоги

Слайд 17

Пока человек существует, он будет себя открывать… Е.М.Богат

Слайд 18

Выразите собственное мнение относительно позиции автора (согласны или не согласны вы с автором и почему). В этом вам могут помочь вопросы: Насколько необходим разговор о духовности? Может быть, в настоящее время более уместно говорить о рациональном подходе к жизни? Помогает ли вам общение с искусством, природой, людьми открывать в окружающем мире, в себе что-то новое? Был ли в вашей жизни момент, когда под воздействием искусства, природы, людей вы ощутили себя талантливым? Герои каких литературных произведений, на ваш взгляд, живут богатой духовной жизнью, какие герои изменились в результате общения с людьми, природой, под воздействием искусства?



Предварительный просмотр:






Разработка урока по УМК Г.Ф.Хлебинской, 11 класс








                                                                                                                        материал подготовлен

учителем русского языка и литературы

Щербаковой С.А.





Калуга, 2012

Подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля.

Цель: Подготовка рабочих материалов для написания сочинения по прочитанному тексту публицистического стиля.

Задачи: 1) Образовательная: привести в систему и закрепить полученные знания по теме «Сочинение по прочитанному тексту" ( понятия текст, речевая ситуация, тема, идея, стиль. жанр, способ изложения, тип речи, проблема, комментарий); закрепить правила построения сочинения; формировать умения применять знания в практической деятельности и в смежных дисциплинах.

2) развивающая: продолжать развивать у обучающихся познавательную активность, логическое мышление.

3) воспитательная: продолжать воспитывать внимательное отношение к ответам одноклассников, бережное отношение к слову; расширить понятие "духовная культура" у обучающихся.

1. Добрый день.

На сегодняшнем уроке мы должны подготовить материалы для сочинения по прочитанному тексту публицистического стиля.

        Прежде, чем мы приступим к самому тексту, вспомним лингвистические термины.

        - Что такое текст? (лат. textus – ткань, сочетание слов) – речевое произведение, компоненты которого (предложения, группы предложений, составл. из них блоки) объединены темой и основной мыслью, связаны по смыслу  и грамматически.

        - Что нам необходимо сделать, чтобы понять содержание текста?

1) Определить речевую ситуацию, лежащую в основе созд.текста. Коммуникативное наме́рение автора.

2) определить тему ( о чём говорится в тексте).

3) опеделить основную мысль (идею) – то, ради чего говорится

4) определить функцию речи

5) стиль

6) жанр

7)способ изложения

8) тип речи

        - Как графически оформляется текст?

С помощью абзацев, которые выделяют структуру, логику и ярко выражают эмоциональность текста.

        - Что такое абзац?

Это отрезок печатного или рукописного текста от одной красной строки до другой.

        - Как называется часть общей темы текста? (микротема)

        - Всегда ли количество микротем совпадает с количеством абзацев?

1 абзац = 1 микротема

1 абзац  = несколько микротем

1 микротема = несколько абзацев

        Вспомним композиционную структуру сочинения

1)формулировка проблемы текста

2) комментарий заявленной проблемы

3) формулировка позиции автора

4) выражение согласия/ несогласия с позицией автора

5) приведение не менее 2 аргументов, подтверждающих вашу позицию

        - На сегодняшнем уроке мы будем знакомиться с фрагментом текста журналиста, писателя, публициста Евгения Михайловича Богата. Это ему принадлежит афоризм «Пока человек существует, он будет себя открывать». Как вы понимаете эти слова? В каких произведениях русской литературы герои сами себя «открывали»?

        - Ребята, ведь это крылатое выражение о духовной жизни человека. А что такое духовная жизнь?

Стремление к внутреннему самосовершенствованию, высоте духа.

        2. Итак, читаем текст «Высокая нота».

1) Внимательно прочитайте.

2) Подготовьтесь к выразительному чтению.

3) 1 ученик читает.

        - Каковы ваши впечатления?

        - Дайте общую характеристику текста.

Речевая ситуация: фрагмент из статьи «Избранное», в котором автор, держа в руках томик «Войны и мира», размышляет о духовности человека и её формах.

Тема: духовная жизнь человека.

Идея: Духовная жизнь окрыляет, облагораживает человека, помогает самосовершенствоваться, открывает ему богатство мира.

Функция речи – информативно-воздействующая.

Стиль: публицистический.

Жанр: эссе (фрагмент) (доказать) – разновидность очерка (главное: изображение впечатлений, раздумий).

Прием организации: 1) цитация :Л.Н.Толстой «Война и мир»

2) риторические вопросы (2 абзац)

3)сравнение ( талантливей Ре́мбрандта и т.д.)

4) ассоциат. отступления (музыка и духовность)

5) моделирование диалоговой ситуации (подумаем).

Тип речи: рассуждение с элементами повествования.

Способ изложения: личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средство языка.

3. Начинаем работать с планом сочинения.

Вновь обращаемся к эпиграфу урока и главной мысли слов автора.

        Приступаем к п.1. Формулируем проблемы (сложный вопрос, требующий решения, исследования)

        - нумеруем абзацы

        -смысловые части (микротемы)

1   - 1 абзац

2 ч – 2 абзац

3 ч – 3-9 абзацы

4 ч – 10 абзац

        - читаем каждую часть и ставим к ней вопросы.

1 ч. Что такое духовная жизнь?

2 ч. Духовная жизнь – идея избранных или она доступна каждому?

3 ч. Как влияет духовная жизнь на человека? Что помогает развитию духовности?

4ч. Может ли «обыкновенный  человек хотя бы на время стать талантливее великих»?

        - выделим из 4-ех главную (как влияет духовная жизнь на человека?)

Пункт 2.

Комментируем заявленные проблемы. Комментарий – рассуждения, замечания по поводу чего-либо. (для этого определяем тему каждой части и отмечаем факты (если они есть), на которые ссылается автор).

Типы проблем – философские.

Раскрывая проблемы, автор

а) дает своё понимание духовной жизни, говорит о разнообразии её форм

б) размышляет о том, кому доступна духовная жизнь: «великим» или «обыкновенным»

в) ищет ответ на вопрос, каким образом влияет духовная жизнь на человека, и приводит пример преображения Ростова под действием пения Наташи

г) подводит итог: общение с великими творениями делает человека чище, лучше, духовнее.

Пункт 3.

Формулируем авторскую позицию (находим ответы на вопросы, поставленные нами к каждой части текста).

1) Автор утверждает, что духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, природой и с самим собой

2) По мнению публициста, духовная жизнь доступна каждому.

3) Е.М. Богат считает, что соприкосновение с искусством возвышает человека.

4) Писатель полагает, что у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он ощущает себя талантливым.

        4.Подведём итоги.

Тема: духовная жизнь человека.

Идея: Духовная жизнь окрыляет, возвышает человека, помогает ему открыть богатство мира и собственной личности.

Функция речи – информативно-воздействующая.

Стиль: публицистический.

Жанр: эссе (фрагмент).

Тип речи: рассуждение с элементами повествования.

Способ изложения: личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средство языка.

Основная проблема – как влияет духовная жизнь на человека.

Комментарий:

 Раскрывая проблемы, автор

- дает своё понимание духовной жизни

-  говорит о разнообразии её форм

- размышляет о том, кому доступна духовная жизнь: «великим» или «обыкновенным»

-  ищет ответ на вопрос, каким образом влияет духовная жизнь на человека

- в качестве примера приводит эпизод из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», в котором показано преображение Н.Ростова под воздействием пения Наташи

- делает вывод о том, что общение с великими творениями изменяет человека в лучшую сторону.

Позиция автора

См. ранее

5.Домашнее задание

Опять обращаемся к эпиграфу, вспомним, главный смысл слов Богата, вспомним, каких упоминали литературных героев.

Выразите собственное мнение относительно позиции автора (согласны или не согласны и почему). Нужно показать актуальность, жизненность рассматриваемой проблемы.

Наводящие вопросы

- Насколько необходим разговор о духовном?

- Может быть, в настоящее время более уместно говорить о рациональном подходе к жизни?

- Помогает ли вам общение с искусством, природой, людьми открывать в окружающем мире, в себе что-то новое?

- Был ли в вашей жизни момент, когда под воздействием искусства, природы, людей вы ощущали себя талантливым?

- Герои каких произведений, на ваш взгляд, живут богатой духовной жизнью; какие герои изменились в результате общения с людьми, природой, под воздействием искусства?

Приложение

Высокая нота

    Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу, и когда после сомнений и колебаний жертвуем чем-то дорогим ради общего дела. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности. <…> И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

        Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку? А если доступна, то почему редки люди, создающие нечто великое в искусстве или науке? Разве духовная жизнь не должна непременно рождать великие ценности? А если должна, то она, видимо, удел избранных?

        Подумаем о великом и обыкновенном, подумаем с «Войной и миром» в руках, стараясь быть соавторами Толстого.

        Вот Николай Ростов после несчастливой игры в карты с Долоховым, выигравшим у него целое состояние – сорок три тысячи, возвращается в отчаянии домой. А дома поёт Наташа.

            Николай Ростов не отличается ни явственной духовностью Андрея Болконского, ни живой изменчивостью души Наташи, ни оригинальностью ума и сердца Пьера Безухова. Это самый обыкновенный человек – обыкновеннее, пожалуй, любого из нас. И вот пение Наташи захватывает его настолько, что в мире существует лишь её голос. Вот оно, настоящее, думает Николай, забыв Долохова, карты, деньги…

        И тут ожидает нас у Толстого нечто изумительное, абсолютно чудесное.

        Весь мир сосредоточился для Николая в ожидании новой ноты, новой фразы. «Как она этот si возьмёт… Слава богу!»

        И Николай, «не замечая того, что поёт, чтобы усилить этот si, взял втору в терции высокой ноты». «Боже мой! Как хорошо! Неужели это я взял? Как счастливо!» - подумал он. «Неужели это я?!» «Обыкновенный» Николай Ростов совершает нечто удивительное, становится талантливее ярко талантливой Наташи. «Неужели это я?!»

        Да, это он.

           Думаю, у любого из нас должна быть в жизни минута, когда мы становимся талантливей человека, создавшего то, чем мы восхищаемся… Талантливее Рембрандта, Моцарта, Лермонтова. И это ничуть не умаляет великих, напротив, ведь именно они и помогли нам достигнуть фантастической высоты. И ничего, что это лишь минута, не больше. И ничего, что она может уже никогда не повториться, и ничего, что после неё мы не создадим великого романа или великой симфонии; даже одна-единственная подобная минута («Неужели это я?!») делает нас лучше, чище, духовнее.

 

                                                                                                     (Богат Е.М. Избранное - М., 1986)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению- описанию местности в публицистическом стиле

1.Работа с типом речи Описание2.Анализ предложенных текстов3.Признаки публицистического стиля речи4.Групповая работа с текстами В.Пескова "Брестская крепость", "Бежин луг"5.Подготовка к домашнему сочи...

подготовка к сочинению- описанию памятника в публицистическом стиле

1.Работа с типом речи Описание2.Анализ предложенных текстов.3.Работа по группам (анализ текстов" Рабочий и колхозница", "Камень с Оки")4. Анализ текста "Медный всадник" Фальконе5. Подготовка к домашне...

Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. 5 текстов....

Урок подготовки к сочинению - рассуждению по тексту художественного стиля.

Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Иссл...

Урок по теме: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля»

Тип урока: урок - исследование Вид урока: урок развития речи Предмет, класс: Русский язык, 11 класс (профильный)  УМК (учебник):Русский язык, 11 класс, под ред. Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградо...

Работа над критериями К 9 - К 10 при подготовке к сочинению по прочитанному тексту

Данная презентация предназначена для работы над критериями к 9 - к 10 при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (сочинение по прочитаннному тексту)....

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...