Путешествие по стране Здоровья
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Обобщающий урок по теме «Лексика» разработан как урок здоровья , и материал его поможет учащимся стать одним из источников информации о здоровом образе жизни. Путешествуя по различным местам, учащиеся повторяют теоретический материал по разделу, а практическая часть направлена на знание лекарственных препаратов, видов спорта, полезных продуктов питания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_strane_zdorovya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие по стране Здоровья. 6 класс.
(урок рассчитан на 2 часа)
Здоровье ребенка – тема в настоящее время очень актуальная. Состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу. В 21 веке здоровье школьников ухудшилось по сравнению с 20 и даже с 19 веком. Большую часть времени ученики проводят в школе, в ДДТ (уроки, кружки, дополнительные занятия, секции), тем большая ответственность за здоровье детей ложится на учителей.
Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Обобщающий урок по теме «Лексика» разработан как урок здоровья , и материал его поможет учащимся стать одним из источников информации о здоровом образе жизни.
Цель: Закрепление, обобщение знаний учащихся по теме «Лексика» и «Фразеология».
Задачи:
* образовательные: повторить основные лексические понятия, введение в лексикон учащихся новой терминологии, продолжить работу по обогащению словарного запаса.
* развивающие: развитие познавательной и мыслительной деятельности. языковой памяти.
* воспитательные: воспитывать у учащихся культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Оборудование: карточки с заданиями
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Методы обучения: словесные, практические
Педагогические технологии: здоровьесберегающая, информационная
Ход урока.
Здоров будешь- всё добудешь
(Народная поговорка)
1 Организационный момент.
2 Сообщение темы, цели и задач урока.
3 Работа над темой урока.
Учитель: Здоровье –наш бесценный дар.
Оно не безгранично.
Оно напоминает шар,
И всё в нём гармонично.
В нём есть любовь и красота,
Есть ценность и величье.
Всё укрепляет доброта.
А символ – наша личность.
Ребята, повторяя основные лексические понятия на уроке, мы совершим путешествие по стране Здоровья, побываем на станции Здорового питания, в городе Движения,
Чтобы путешествие наше было комфортным, нужно взять с собой багаж. А багаж наш –это знания. Вспомним:
- Что изучает лексикология?
- Что такое лексикон?
- Что называется лексическим значением слова?
- Объектом в лексикологии являются прежде всего слова, но слова изучаются в морфологии и в словообразовании. Однако если в морфологии и словообразовании слова оказываются средством изучения грамматического и словообразовательных моделей и правил, то с какой точки зрения изучаются слова в лексикологии?
(ответы учеников)
Подведём итоги:
1 с т.з. их смыслового значения: прямое - переносное
Однозначное- многозначное
Синонимы, антонимы, омонимы.
2 с т. з. происхождения: исконно-русские и заимствованные
3 с т. з. времени появления в языке: устаревшие и неологизмы
4 с т. з. употребляемости: общеупотребительные, диалектные и профессиональные, жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова
5 с т. з. использования в речи: нейтральные, книжные или разговорные.
Кроме отдельных слов, в русском языке употребляются и более сложные образования, называемые фразеологическими оборотами или фразеологизмами. Какие словосочетания мы называем фразеологизмами? (ответ ученика)
Учитель: Начинаем наше путешествие по стране Здоровья. И чтобы в дороге мы не утомлялись, голова не болела, руки-ноги не просились отдохнуть, мы должны быть сильными, выносливыми А помогут нам в этом физические упражнения. Спортивные слова станут нашими попутчиками.
Комментарий: перед выполнением заданий учащиеся повторяют лексические определения.
1 задание: Запишите слова и дайте им лексическое толкование
Акробатика, городки, футбол, хоккей, гандбол, керлинг, боулинг
(Ответ учеников: акробатика- цирковое искусство, часть гимнастики.
Городки- русская народная игра. Выбивание палками с определённых расстояний из квадрата , так называемого «города», пяти городков, т.е. цилиндрических чурок в виде разнообразных фигур.
Футбол- командная игра на специальном поле, в которой игроки стараются загнать мяч в ворота противника с помощью ударов ногами.
Хоккей- командная игра на льду(на коньках) или на травяном Полев небольшой мяч или шайбу, загоняемые в ворота противника ударами клюшки.
Гандбол- командная игра, в процессе которой команды стремятся забросить в ворота соперника возможно большее количество мячей.
Керлинг –разновидность игры в кегли на льду.
Боулинг – спортивная игра в шары.)
Учитель: В дорогу мы взяли самые полезные продукты.
2 задание: Угадайте, о каких продуктах идёт речь и какие значения ещё могут иметь эти слова
* Живущее в воде позвоночное животное, дышащее жабрами и имеющее плавники.(рыба)
Переносное значение- вялый, бесстрастный человек.
- Пищевой продукт, выпекаемый из муки (хлеб)-многозначное слово
- 2 .- хлебный злак (озимые хлеба)
- 3.- зерно, из которого делают муку ( заготовка хлеба)
- 4 – пища, пропитание (разг.) заработать на хлеб.
- Жировое вещество, приготовленное из продуктов животного, растительного происхождения (масло) многозн.
- Краски, приготовленные на олифе (писать маслом)
Учитель: Мы прибываем на станцию Здорового питания.
Физминутка .Проделывают упражнения под стихотворение учителя
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать , кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
На станции , в кафе «Приятного аппетита»,нам предлагают пообедать. Но нам нужны такие продукты, которые являются полезными для нашего питания. Недаром древние мудрецы говорили: «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть». И это правда. Нам требуются 30 видов разнообразных продуктов. Каких, вы мне скажете.
- задание Исправьте ошибки в меню и определите происхождение слов (Даны только значения слов )
Щи из свежей копусты.
Кортофельное пюре
Твораг
Салат из памидоров ,огурцов и лука
Пирог со смородиной.
Кесель клюквенный.
Кампот яблочный.
(Кисель (общеслав. кисати-«киснуть»), огурец ( заимст, « несозревший».огурцы употребляют в пищу неспелыми), картофель ( замст. «земляная шишка»),пирог (исконно-русское «праздничный хлеб»), смородина ( исконно-русское, «смрад, сильный, терпкий запах»), клюква( общеслав. «ключ-родник, ключевина-болото),
капуста (лат.-«голова»), помидор (заимст. «золотое яблоко»), творог (общеслав. «сделанное твёрдым молоко»), компот (заимст. «смесь»)
Ребята, а у одного нашего продукта есть омоним. 4 задание .Найдите это слово и определите , какие ещё значения имеет это слово.
1 Лук -растение.
2 Лук-оружие
Учитель: Мы отправляемся дальше, и в деревне Докторской нам предлагают посетить интересный музей Врачебного искусства. Давайте зайдём в музей, послушаем о медицине прошлых столетий и медицине современной, спросим и совета у доктора.
- задание Определите из прослушанных предложений устаревшие слова и неологизмы, запишите их и объясните, что они обозначают
* От простудных заболеваний в старину ставили рожки. (устар. рожки-банки)
* Фитотерапия -популярный вид лечения. ( неол.фитотерапия –лечение растениями
* В межсезонье не дайте себе расхвораться.(устар. расхвораться-простудиться, заболеть)
* Простывшему на морозе герою «Шинели»Гоголя Акакию Акакиевичу «Надуло в горло жабу», от которой он быстро умирает. (устар. жаба- дифтерия)
* В письме было сказано, что бабушка, собирая милостыню на паперти церкви и упав, сломала себе ногу .На восьмой день «прикинулся антонов огонь»( антонов огонь- заражение крови, гангрена.
* Методы безболезненной эпиляции применяются во многих больницах города. (неол. Эпиляция- искусственное удаление волос путём выдёргивания, рентгеновского облучения, специальными пластырями)
Учитель: Многие медицинские термины имеют синонимическую пару
- задание Подберите синоним к слову
Врач (доктор, эскулап), глазник (окулист), зараза (инфекция), градусник (термометр), лечебница (больница, стационар), дантист (стоматолог), медикаменты(лекарства).
Учитель: А совет нам доктор даёт такой: Нижеперечисленные средства рекомендуется иметь в домашней аптечке. Соедините линиями название лекарства и его назначение. Многие название лекарств -это неологизмы.
Аспирин, анальгин | Антисептические средства |
Нашатырный спирт(раствор аммиака | При обмороках |
Свинцовая примочка | Дезинфицирующие средства при лёгких пищевых отравлениях. |
Борная кислота, настойка йода, перекись водорода, перманганат калия (марганцовка) | Для смазывания или полоскания при болезнях простуды. |
Фестал, активированный уголь | При ожогах, для смазывания небольших ран и трещин кожи. |
Фурацилин, настойка календулы | При ушибах |
Стрептоцидовая мазь, синтомициновая мазь, спиртовой раствор прополиса | Болеутоляющие и жаропонижающие средства. |
Ответ:
Аспирин, анальгин | Болеутоляющие и жаропонижающие средства |
Нашатырный спирт(раствор аммиака | При обмороках |
Свинцовая примочка | . При ушибах |
Борная кислота, настойка йода, перекись водорода, перманганат калия (марганцовка) | . Антисептические средства |
Фестал, активированный уголь | Дезинфицирующие средства при лёгких пищевых отравлениях |
Фурацилин, настойка календулы | Для смазывания или полоскания при болезнях простуды |
Стрептоцидовая мазь, синтомициновая мазь, спиртовой раствор прополиса | . При ожогах, для смазывания небольших ран и трещин кожи. |
Учитель: Въезжаем в город Движения. Здесь никто не сидит на месте. Девиз города-слова Гиппократа: (запись предложения) « Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Жители города занимаются различными видами спорта, поэтому здесь все здоровые, крепкие, красивые. Мы тоже хотим быть сильными, но сначала давайте разберёмся в терминологии, что означают слова, которые употребляют здешние жители.
- задание Определите подчёркнутые слова с точки зрения употребления (общеупотребительные, профессиональные, жаргонизмы, диалектные(слова нашей местности)
- Голкипер бегал по полю в новых бутсах.
- Савелий обыдёнки съездил в районный центр.
- «У него такая крутая тачка»,-восторженно говорил Петька.
- Сидячий образ жизни повышает уровень холестерина, он вреден для спины, для мышц.
- Олимпийский чемпион финишировал первым.
- На лугу были видны ребята: кто весело прядал, кто скакал на лошади охлюпкой.
- 6 класс слинял с урока рисования.
( обыдёнки- съездить на один день и вернуться к вечеру, прядать- подпрыгивать, охлюпкой- скакать на лошади без седла)
- задание .К одному из указанных слов можно подобрать антоним. К какому?
(Финишировал-стартовал.)
Учитель: Ребята, давайте немного отдохнём: поиграем в слова и покажем, что эти слова означают. Играем в перифразы.(Перифраз-тип устойчивого сочетания, представляющего описательный оборот , например: царь зверей –лев. Показываем, как рычит лев). Физкультминутка.
Игра Гулливеров- баскетбол водный стадион-бассейн
Королева спорта –лёгкая атлетика мастер клинка –фехтовальщик
Машина здоровья –спортивный тренажер король спорта –футбол
Водный балет – выступление по синхронному плаванию
Акробат воздуха – лётчик, выполняющий фигуры высшего пилотажа.
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Перед обратной дорогой посидим в парке «Народная помощь». В парке собрана вся народная мудрость: :пословицы, поговорки, загадки и, конечно, фразеологизмы о сбережении здоровья.
- задание . Работа по группам(рядам). 1 группа К данным словам : хлеб, каша, масло – подберите фразеологизмы. Вспомните пословицы с этими словами.
- хлеб насущный, хлеб-соль, хлебом не корми, с хлеба на квас Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска- и стол доска. Гречневая каша – мать наша, хлебец-кормилец.
- каша в голове, каши просят, кашу заварить, каши не сваришь, расхлёбывать кашу, мало каши ел. Щи да каша-пища наша.
- как по маслу, чепуха на постном масле, масло масляное , как сыр в масле кататься. Кашу маслом не испортишь.
2 группа к данным фразеологизмам подберите синонимичные
Больное место- (ахиллесова пята); повесить голову- (повесить нос); голова на плечах-(голова варит); за здорово живёшь-( ни за грош, ни за что ни про что); лицом к лицу-(носом к носу); с открытой душой-(от чистого сердца, от доброго сердца).
- группа Вставьте недостающее слово во фразеологизм .и пословицу.
Трещит за ….(ушами); профессор кислых…(щей); проще ….(пареной) репы; за семь вёрст ….(киселя) хлебать; чувство….(локтя)
Лук да…..(баня) всё правят. Чеснок да ….(редька), так и на животе крепко. (здоровье)- дороже золота. Здоровьем слаб, так и ….(духом ) не герой.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Здоровья. Здоровье-неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым. Сохранять как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшняя игра не прошла даром, и вы многое почерпнули из неё. Ведь «Здоров будешь- всё добудешь».Так будьте здоровы.
Оценки за урок.
Домашнее задание: К празднику вежливые люди посылают друг другу открытки с поздравлениями. При этом они всегда обращают внимание на рисунок на открытке. Представьте, что в одном городе решили отмечать новый праздник – День здорового образа жизни. Но вот беда: к новым праздникам не выпущено ни одной поздравительной открытки. Помогите жителям этого города – нарисуйте картинку для открытки и напишите текст поздравления.
Литература:
1 Учебники русского языка для 5 и 6 кл. под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской
2 Учебники ОБЖ для 5 и 6 кл. под ред. Г.Н.Шевченко.
3 Энциклопедия здоровья на уроках русского языка. 5-7 классы: авт.-сост. С.А.Брагина.-Волгоград: Учитель, 2009г.
4 Словари: Этимологический, фразеологический, толковый, устаревших слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в страну здорового образа жизни
Занятие по теме "Здоровый образ жизни"....
Урок-путешествие в Страну Здоровья
Разработка урока-путешествия в Страну Здоровья пс использованием интерактивной карты....
Презентация для проведения урока-путешествия в страну Здоровья
Презентация для проведения урока-путешествия в страну Здоровья...
Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Здоровию"
Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Здоровию" проводится в 6-7 классах в рамках предметной недели химии и биологии. Мероприятие расширяет кругозор учащихся, прививает основные навыки в сохра...
Конспект внеклассного мероприятия по воспитанию здорового образа жизни Путешествие в страну «Здоровья»
Путешествие в страну «Здоровья» Занятие по воспитанию здорового образа жизни Цель: Формирование привычки здорового образа жизни. Задачи: Познакомить обучающихся с ...
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни "Путешествие в страну здоровья"
Цель: способствование формированию представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятиями «здоровье», «эмоциональное здоровье».2. ...
Конспект занятия по здоровому образу жизни «Путешествие в страну Здоровья!»
Конспект занятия по здоровому образу жизни разработан для детей 6-9 лет, цель которого профилактика здорового образа жизни....