Лингвистический поединок знатоков морфемки и словобразования.
методическая разработка по русскому языку по теме
Методическая разработка урока в форме командной игры. Целесообразно использовать в процесе обобщения материала по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: Лингвистический поединок знатоков морфемики и словообразования.
Тип урока: урок – обобщение. (2 часа).
Форма урока: урок – игра для учащихся 8 – 11 классов.
Цели урока:
- обобщить знания по данной теме, приходя к определённым практическим выводам при выполнении типовых заданий на ЕГЭ по русскому; закрепить соответствующие умения и навыки;
- развивать умения работы в группе; работа над развитием грамотной речи при публичных ответах, над умением аргументировать свою точку зрения кратко и грамотно;
- воспитывать толерантность, умение выслушать, работать сообща и приходить к единому мнению.
Оборудование: мультимедиа доска, карточки с заданиями.
Ход урока.
1.Организационный момент. (Приветствие, сообщение темы и совместное формулирование целей урока. Сообщение командами названий, которые должны соотноситься с изученными разделами).
2. Разминка.
Каждой команде по очереди предлагается в течение 3 минут ответить на теоретические вопросы по изученным темам. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. Максимальное количество баллов, которое можно получить за разминку – 15. Вопросы озвучиваются учителем, ответы даются командой сразу.
Примерные вопросы.
- Значимая часть слова, которая может быть и формообразующей и словообразующей. (Суффикс)
- Способ образования слова БЕСШУМНО. (Суффиксальный).
- Часть слова, в которой содержится основное лексическое значение. (Корень).
- Способ образования слова НАЧЕРТИТЬ. (Приставочный).
- Назовите часть речи, не имеющую окончания. (Наречие).
- Способ образования слова ПОБЕРЕЖЬЕ. (Приставочно-суффиксальный).
- Часть слова без окончания и формообразующих суффиксов называется….. (Основа).
- Способ образования слова ТИШЬ. (Бессуффиксный).
- Назовите окончание в слове БУТЫХАЯСЬ. (Окончание отсутствует).
- Назовите количество морфем в слове ПЕРЕХОД. (Четыре).
- Назовите формы глагола, которые не могут иметь окончания. (Инфинитив, деепричастие).
- Часть слова, которая находится в начале слова и служит для образования новых слов. (Приставка).
- Способ образования слова СЕРОВОДОРОДНЫЙ. (Суффиксальный).
- Назовите любую аббревиатуру.
- Часть слова, которая указывает на форму слова. (Окончание).
3. Изобрази.
(Команды получают задание изобразить пантомимой термин из изученных разделов лингвистики, нужно угадать, о каком термине идёт речь. Каждая команда за показ пантомимы получает- 2 балла, за разгаданную пантомиму – 2 балла).
4. Скоростной тур: Выстраивай-ка.
Каждая команда получает слова, которые нужно оформить в соответствующие словообразовательные цепочки (их должно получиться 4). Командам выдаётся одинаковое задание. Каждая правильно составленная цепочка приносит команде 5 балла. Команда, которая первая выполняет задание и сдаёт работу, получает за скорость дополнительно 2 балла. Максимальное количество баллов – 22 б.
Из представленных слов должны быть составлены следующие словообразовательные цепочки:
Старый – стареть - устареть - устарелый - устарелость;
вода - водный – водяной – водянистый – водянистость;
мир – мирить – примирить – примиритель – примирительница;
водить – проводить – проводка;
5.Конкурс капитанов. Разделаемся с В2.
(На мультимедиа доске предлагается каждому капитану тренажёр по способам словообразования, нужно слова распределить (учитывается и засекается время и правильность выполнения задания). Капитан, меньше всего работающий с тренажёром по времени, получает – 5 баллов, и в соответствии с этим, насколько быстрее работают остальные капитаны – настолько идёт распределение меньших баллов. За каждые правильный ответ капитан получает 1 балл, максимальное количество баллов – 15 с учётом меньшего количества потерянного времени.
Слова для тренажёра и соответствующие способы словообразования для капитана:
ПОДЪЕЗД – бессуффиксный
ПРИБРЕЖНЫЙ – приставочно – суффиксальный
ПРИБЕЖАТЬ – приставочный
БОЛЬНОЙ был наконец-то выписан. – субстантивация
УЧИТЕЛЬ – суффиксальный
СНЕГОХОД – сложение с соединительной гласной
ВОДООЧИСТНОЙ – суффиксальный
ПОДОКОННИК – приставочно – суффиксальный
ЗЕЛЕНЬ – бессуффиксный
ДИВАН-КРОВАТЬ – сложение без соединительной гласной.
6. Вопрос – ответ.
(Командам по очереди предлагается по два вопроса, правильный ответ на каждый приносит 3 балла. На размышление команде даётся минута. Если команда затрудняется или не даёт правильного ответа, а другая отвечает верно, значит правильно ответившей команде переходят баллы за вопрос).
Примерные вопросы командам.
- Объясните, почему в слове ВЫНУТЬ, по одной из версий лингвистов, не обнаруживается корень слова?
- Как можно обосновать проблемный вопрос по поводу морфемы –ть в инфинитиве. Почему, на ваш взгляд, в одних учебниках это суффикс, а в других окончание?
- Правильно ли утверждение о том, что в словах ВЁЗ и НЁС по две морфемы? Обоснуйте.
7. Проверка домашнего задания.
(Команды получали заранее домашнее задание, в котором должны были своего рода презентовать изученные разделы лингвистики в свободной форме, но обязательно используя творческий подход). Максимальное кол. баллов – 25, из них: 10 – оригинальность, творчество, 10 – грамотность, в том числе и речевое оформление, 5 – массовость).
8. Подведение итогов, выставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический поединок для учащихся 5-6 класса
Проводился в рамках предметной недели русского языка и литературы...
Лингвистический поединок Разработка внеклассного интегрированного мероприятия по английскому и русскому языкам для учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы.
Данное внеклассное мероприятие проводилось учителями русского и английского языков. В занимательной форме дало возможность учащимся узнать об общих и отличительных признаках в русском и английском язы...
Лингвистический поединок
Игра по русскому языку для 5 класса....
Лингвистический поединок
Лингвистическая игра для 7-8 классов. Позволяет проверить знания по лексике и фразеологии, развивает творческие способности. Можно проводить как внеклссное мероприятие на предметной неделе....
"Лингвистический поединок" - игра по русскому языку для 5-7 классов.
"Лингвистический поединок" - игра по русскому языку для 5-7 классов....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический поединок"
Мероприятие проводится в рамках декады русского языка и литературы в форме игры-соревнования между 4 командами, сформированными по 4- 10 человек заранее. Содержание мероприятия соотв...
Лингвистический поединок «Человек через слово всемогущ»
Цель: создание условий для демонстрации учащимися своих знаний и умений по теме «Лексика и фразеология»Задачи:*стимулировать интерес к изучению русского языка*способствовать развитию речи учащих...